Новости

Бюджет вызывает вопросы. И требует корректировки.

Борис Краинский, пресс-служба ЗС

   Проект областного бюджета на 2007 год требует существенной корректировки. Это показали публичные слушания, состоявшиеся сегодня в ЗС. Инициатива их проведения принадлежала бюджетному комитету, а участниками слушаний, наряду с областными законодателями, стали депутаты местного самоуправления, руководители муниципальных образований, представители самых разных общественных организаций и объединений. Участие в слушаниях приняли главный федеральный инспектор по Иркутской области Константин Зайцев, председатель Законодательного собрания Виктор Круглов, первый зам. главы областной администрации Юрий Параничев. Своих представителей направила и Усть-Ордынская окружная дума.

     Обсуждение финансовых перспектив вызвало повышенный интерес, поскольку бюджетные проблемы впрямую касаются большинства населения. Зам. председателя собрания Геннадий Истомин, открывая слушания, подчеркнул, что они проводятся в соответствии с действующим законом «О бюджетном процессе Иркутской области» и являются важным этапом формирования нового областного бюджета.

    Что же может оказаться в областной казне будущего года? Об этом шла речь в выступлениях разработчиков бюджета. С основным  докладом выступил первый зам. главы областной администрации Юрий Параничев. Сделав упор на анализе основных параметров социально-экономического развития области, докладчик перешел к  контрольным цифрам по сбору доходов и предложениям по распределению бюджетных средств. Расчёты нового бюджета велись на основе инвестиционного варианта прогноза социально-экономического развития Иркутской области. В соответствии с ним в 2007 году валовой региональный продукт увеличится на 55 млрд. рублей и достигнет 354,1 млрд. рублей. Прирост составит в пределах восьми процентов. Принят во внимание и прогноз исполнения действующего областного бюджета. Ожидается, что собственных доходов по итогам нынешнего года окажется, как минимум, на два миллиарда рублей больше, чем запланировано. Благоприятна и перспектива исполнения доходной части консолидированного бюджета. Итоговый прирост может составить 10-11 проц.

      С учетом этих прогнозов доходная часть областного бюджета предлагается к утверждению в размере 35,2 млрд. рублей. В неё включаются федеральные трансферты на общую сумму в 7,2 млрд. рублей. Расходная часть запланирована в 38,3 млрд. рублей. Предполагается, что дефицит составит порядка 3,2 млрд. рублей. Это в пределах 10,5 проц. от суммы собственных доходов. Ожидается, что в 2007 году удастся получить собственных доходов всех видов почти в 28 млрд. рублей, что на 10 проц. превысит итоговый результат нынешнего года. Доходы консолидированного бюджета достигнут 38,7 млрд. рублей. Прирост составит в пределах 14 проц. По-прежнему в собственных доходах главная доля приходится на налоговые поступления. В частности, отчисления с налога на прибыль составят 9,6 млрд. рублей, что больше нынешнего года на восемь процентов. Возрастают и поступления от подоходного налога, отчисления от которого в консолидированный бюджет превысят 16 млрд. рублей. Возможный прирост – порядка 17 проц.   Из-за недавних изменений федерального законодательства почти 800 млн. рублей, поступавших в областной бюджет, уйдут в федеральную казну.

   В новом бюджете, как признали его разработчики, пока не удалось  предусмотреть полнокровного финансирования всех первоочередных расходов. Об этом же шла речь в выступлении председателя Контрольно-счетной палаты области Василия Митрофанова, познакомившего участников слушаний с выводами аудиторской экспертизы бюджетного законопроекта. Особое беспокойство вызывает отсутствие средств на выплату  надбавок к заработной плате работников бюджетной сферы. На это потребуется в расчете на год не менее полутора миллиардов рублей. Пока эти расходы не фигурируют и, конечно, вызывают законные вопросы к разработчикам проекта, почему они игнорируют  правительственные решения.

      Так и не удалось до конца решить проблему сбалансированности местных бюджетов. Тяжёлым бременем висит пятимиллиардная кредиторская задолженность, накопленная муниципалитетами. Требуются средства для местного самоуправления первого уровня – сельских и городских поселений. В то же время ряд мер по поддержке муниципальных образований запланирован, но коренным образом они не изменят положение.  Предлагается полностью направить в низовые бюджеты сборы от транспортного налога и половину сборов от налога на добычу полезных ископаемых (кроме углеводородного сырья). Это принесёт местным бюджетам 520 млн. рублей, но прибавку, прежде всего, получат там, где ведется разработка природных месторождений. 

      Есть и другие расходы, вопрос о финансировании которых остаётся открытым. Большинство из них связано с социальной сферой. Свыше миллиарда рублей потребуется на финансирование трех новых законов, принятых на 24-й сессии. Они касаются увеличения до двухсот рублей детских пособий, материальной поддержки многодетных семей и выплаты ежемесячной надбавки неработающим пенсионерам, имеющим большой трудовой стаж.

И точного ответа на вопрос об источниках этих неотложных социальных расходов пока нет. Из старых проблем – взносы в фонд обязательного медицинского страхования на неработающее население. На эти цели необходимо изыскать еще не менее 180 млн. рублей.

   Юрий Параничев, предвосхищая вопросы, сообщил о готовности администрации подвергнуть проект бюджета существенной корректировке. В рамках закона о бюджетном процессе возможна процедура так называемого перевнесения проекта бюджета. Воспользоваться ею и предлагает губернатор области, сообщил Юрий Параничев. Речь идет о том, что бюджетный комитет, учитывая необходимость внесения существенных поправок, принимает решение о «перевнесении», а губернатор предлагает разработчикам провести корректировку бюджетного законопроекта с учетом замечаний и предложений законодателей. Это компромиссное решение позволяет, не нарушая регламентных сроков, продолжить формирование бюджета с учетом позиции областного парламента, местного самоуправления и других заинтересованных сторон.

    И, тем не менее, тревожные оценки звучали почти во всех выступлениях. Что же обращалось внимание?

   Гайдар Гайдаров, депутат ЗС.

   - Бюджет 2007 года, говорилось в докладе, имеет социальную направленность, но расходы на обязательное медицинское страхование сокращены. Как же так? И это при том, что за последние пять лет не пересматривались нормативы на приобретение лекарств, питание больных.

   Ильдус Галяутдинов, председатель общественной организации предпринимателей Иркутской области.

   - Всего 13 млн. рублей планируется на поддержку малого предпринимательства. В соседних регионах размеры поддержки значительно выше. Нам надо смотреть в завтрашний день, поскольку малый бизнес – фундамент развития экономики любого региона.

   Эдуард Демин, председатель городской думы Братска.

   - Мы решительно возражаем против пересмотра закона о межбюджетных трансфертах. Предложение усольской районной думы о сокращении с 15 до 10 проц. части подоходного налога, оставляемого в местных бюджетах, ошибочное. Оно не решит финансовых проблем муниципальных образований, а только вызовет новые. Бесконечно менять правила нельзя, хотя бы потому, что подобные решения мешают работать с прицелом на перспективу и не дают возможности формировать на местах бюджеты развития.

   Светлана Уралова, директор Иркутской областной общественной организации «Союз женщин «Ангара».

   - Проект бюджета следует привести в соответствие с пятилетней программой социально-экономического развития Иркутской области. Надо опираться на принципы конкуренции среди общественных организаций при распределении бюджетных средств, направляемых на меры по развитию гражданского общества.

    Ольга Яковенко, зам. главы администрации города Усть-Кута.

    - К сожалению, по-прежнему фонд финансовой поддержки муниципалитетов формируется по остаточному принципу. В будущем году в нем средств окажется даже меньше, чем нынче. Усть-Кут потеряет 44 млн. рублей, что существенно обострит наши многочисленные финансовые проблемы.

   Всего трибуной публичных слушаний воспользовались около двадцати человек. Кроме того, все желающие смогли получить ответы на вопросы от разработчиков бюджета. Диалог с ними вели зам. главы областной администрации Сергей Воронин и руководитель главного финансового управления Ирина Бондарева.

    Завтра, 19 октября, состоится расширенное заседание бюджетного комитета, на котором продолжится обсуждение проекта нового областного бюджета. И, конечно, свой вердикт депутаты вынесут с учетом замечаний и предложений, прозвучавших сегодня на публичных слушаниях.

           

 

      

 

18.10.2006

Все новости

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области