СМИ о ЗС

Геннадий Истомин: Нельзя к бюджету подходить по-бухгалтерски

Олег Гулевский, Областная газета, 26.05.2010

       В представленном минфином новом проекте бюджета-2010 заявлен дополнительный рост двух главных наполнителей областной казны - налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц. Первый потяжелел на 1,1 млрд рублей, второй на 1,2 млрд Прокомментировать данные цифры мы попросили вице-спикера Законодательного Собрания Геннадия Истомина, который многие годы возглавлял комитет ЗС по бюджету.

      - Вас удивил столь высокий скачок доходной части?

      - Не столько скачок, сколько позиция правительства. Еще при принятии бюджета в декабре и Контрольно-счетная палата, и налоговая инспекция посчитали, что доходная часть занижена. Но нас уверили, что прогноз абсолютно верен. Проходит первый квартал, который всегда очень тяжелый по сбору налогов, и вдруг являются на свет сразу более двух миллиардов рублей дополнительных доходов. Согласитесь, сумма немалая. Естественно, возникает вопрос: насколько обоснованно были рассчитаны цифры? Но это даже вопрос не к Минфину, а к министерству экономического развития.

      - А при чем здесь экономическое ведомство?

      - Потому что минфин отвечает за собираемость налогов и исполнение бюджета, а за доходы отвечает именно Минэкономразвития. Но его логика расчетов выглядит парадоксально. Берется объем ВРП - валового регионального продукта - в прошлом году он составил 495 миллиардов рублей, на нынешний прогнозируется в размере 541 миллиард. То есть плюсом идут 46 миллиардов. Выручка от реализации продукции тоже идет плюсом в 61 миллиард. А теперь начинается самое интересное: если прибыль в прошлом, не забудьте, кризисном году составила 119 миллиардов рублей, то на этот год она запланирована в размере... 98 миллиардов. Отчего при росте производства и реализации продукции идет снижение прибыли? Это с одной стороны, а с другой - почему при прогнозном снижении прибыли в 20 миллиардов в проект бюджета закладывается получение дополнительного налога на прибыль в миллиард рублей? Никакого объяснения в пояснительной записке на этот счет нет.

      - А минфину приходится ориентироваться на эти прогнозные 98 миллиардов?

      - Естественно, отсюда и его заниженные прогнозы по налогу на прибыль. Хотя порой и сами финансисты к этому руку прикладывают. Возьмем второй налог - НДФЛ. Прогноз социально-экономического развития дает прирост доходов с прошлогодних 414 миллиардов рублей до нынешних 462 миллиардов. При этом фонд заработной платы увеличивается со 175 до 189 миллиардов рублей. Прирост - 14 миллиардов. 13 процентов НДФЛ с этой суммы составит 1,8 миллиарда рублей. А нам предлагают добавить в бюджет 1,2 миллиарда рублей. А где еще 600 миллионов? И опять пояснительная записка молчит на этот счет.

      - Часто приходится слышать, что бюджет Иркутской области скорее бюджет выживания, чем развития. Вы согласны с этой точкой зрения?

      - Давайте сравним консолидированные бюджеты двух областей: нашей и Новосибирской.

        У нас - 78 миллиардов рублей, у них - 66 миллиардов. Казалось бы, у них еще больше поводов рассуждать о выживании. Но вопреки обстоятельствам, вопреки всем кризисам они развиваются, да еще как развиваются. Запланировали на прошлый год строительство 900 тысяч квадратных метров жилья, а ввели миллион двести тысяч. А какие задачи мы себе ставим? Из запланированных на прошлый год 700 тысяч квадратных метров осилили лишь 594 тысячи. И то посчитали, что сей груз не по нашим плечам и скостили прогноз на нынешний год до 440 тысяч квадратных метров. Спрашивается, каким образом мы будем выполнять поставленную президентом задачу: каждый год вводить по 1 квадратному метру жилья на человека, проживающего в субъекте федерации. У нас, как вы знаете, проживает 2,5 миллиона. Это значит, надо строить по 2,5 миллиона квадратных метров жилья ежегодно.

      - Но это же нереально?

      - Почему нереально? Тот же опыт Новосибирска показывает, что дело не в размерах бюджета, а в грамотном его использовании. Почему они добились таких строительных темпов? Они просчитали все выгоды от развития строительной отрасли, собрали деньги в кулак и разработали целую программу их использования. Во-первых, они выдают по 300 тысяч рублей одноразовой помощи людям, которые решились войти в ипотеку, во-вторых, бюджет берет на себя выплату половины их банковского кредита и, в-третьих, частично покрывает затраты на инженерное обустройство. С помощью таких мер удалось не только увеличить объемы строительства, но и снизить стоимость квадратного метра жилья. Она чуть больше 20 тысяч рублей. Это, в свою очередь, стимулирует спрос, ну, а спрос подстегивает строителей. Все взаимосвязано.

      - И во сколько обошлась новосибирскому бюджету такая стимулирующая политика?

      - В прошлом году на эти цели было израсходовано полтора миллиарда рублей. Много? Ничуть не много, если учесть, что на каждый потраченный рубль бюджет получил 9,4 рубля возврата.

      - Каким образом?

      - Элементарно, за счет налогов. Строительный бум всегда тянет за собой развитие целой цепочки производств. Начинают работать кирпичные заводы, бетонные, в дело вовлекаются транспортники, деревообработчики... Оживает торговля. И все платят налоги, пополняют бюджет. А что мы сегодня видим в Иркутске? Одну голую цифру в 440 тысяч квадратных метров, выведенную Минэкономразвития. Это лишь констатация факта.

      - На заседании комитета по бюджету вы попросили провести дополнительное рассмотрение бюджетной обеспеченности трех районов: Качугского, Нижнеилимского и Слюдянского. Чем это вызвано?

      - У этих районов выпала часть доходов, и не всегда по их вине. Возьмем Слюдянский район. Известие о закрытии БЦБК привлекло на Байкал много инвесторов, пожелавших поучаствовать в развитии особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Ориентируясь на этот интерес и те миллиарды, которые будут вложены в строительно-монтажные работы, администрация заложила в доходную часть бюджета 34 миллиона рублей дополнительных поступлений от НДФЛ. Но как только стало известно, что БЦБК реанимируется, все инвесторы исчезли с горизонта. Вместе с ними развеялись в воздухе и запланированные 34 миллиона. К сожалению, областной бюджет не обратил на это внимание и не компенсировал району сумму выпавших доходов.

      - Все ли расходы бюджета, на ваш взгляд, обоснованы?

      - На мой взгляд, на информационные цели было выделено достаточно средств, в пределах которых все можно прекрасно решать и без дополнительного финансирования. В то же время не в полном объеме профинансированы социальные законы. Не заложены в межбюджетные трансферты и возросшие цены на электроэнергию. А ведь все расходы, которые бюджетные организации несут за оплату ЖКХ, включают и плату за потребленную электроэнергию. Непонятно, что делать тем территориям, где волевым порядком тарифы на ЖКХ понизили до 25 процентов. Они ведь повышали их не из каприза, а исходя из реальных затрат. А им никто не компенсировал разницу выпадающих доходов.

      - Перечень расходных статей столь велик, что никакому бюджету, наверное, их все не удовлетворить?

      - Я еще раз повторяю: дело не в размерах бюджета, а в том, насколько мы грамотно управляем финансами, как выстраиваем приоритеты в экономическом развитии. Нельзя к бюджету подходить по-бухгалтерски: деньги пришли - деньги ушли, а надо думать, как нам вложить рубль так, чтобы он вернулся к нам многократно в виде дополнительных налогов.

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области