СМИ о ЗС

Людмила Берлина: Председатель парламента обладает тем же статусом, что и рядовой депутат.

Областная газета, Спецпроект "Законодательное Собрание", 11.12.2009

Ольга Андреева, 15.04.2009

       В апреле 1994 года начал работу самый первый созыв Законодательного Собрания Иркутской области, положив начало развитию парламентаризма в нашем регионе. За прошедшие 15 лет областной парламент стал политическим университетом для многих, кого сегодня называют региональной элитой.

       Завтра предстоит отметить еще один, пока небольшой юбилей - трехлетие проведения референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В связи с появлением на карте страны нового региона нынешний состав Законодательного Собрания является первым, но он в полной мере сохранил правопреемственность. Недаром вице-спикеру ЗС четвертого созыва, секретарю политсовета регионального отделения "Единой России" Людмиле Берлиной, коллеги доверили руководство областным парламентом. Его депутаты были избраны 12 октября прошлого года, и теперь представляют интересы всех жителей объединенной Иркутской области. Наш первый вопрос - о сохранении традиций в работе депутатов Законодательного Собрания.

     - Людмила Михайловна, прошло 15 лет с момента начала работы нашего парламента, что из работы предыдущих созывов ЗС вы взяли себе на заметку?

     - Еще на первой сессии, став председателем, я взяла обязательство, что первым документом, помимо организационных, будет положение об Общественном совете при Законодательном Собрании. Он был создан в прошлом созыве, и у меня не было никаких сомнений в том, что работу надо продолжить. Не скрою, что и в четвертом созыве инициатива создания Общественного совета принадлежала мне. Виктор Круглов меня безоговорочно поддержал. Очень важно, что все общественные организации, входящие в Совет, имеют первички в трети муниципалитетов как минимум. Таким образом, очень большое количество людей вовлекается в законотворческий процесс, и мы всегда можем получить обратную реакцию. Это мощная экспертная площадка наших законотворческих инициатив. Она была востребована и в тот благополучный период, когда Совет был только создан, а сегодня это просто индикатор социального настроения наших жителей, причем очень разных слоев и групп. В равной степени это относится и к Совету по местному самоуправлению. Сегодня в практику Законодательного Собрания вошли регулярные встречи с профсоюзами области, работает молодежный парламент, начинаем выстраивать взаимоотношения с "Профессиональной командой страны".

     - Насколько оправдала себя новая конструкция парламента, при которой вице-спикеры не являются председателями комитетов ЗС?

     - В ситуации, когда депутатский корпус значительно обновился, из 50 депутатов только 17 были в прежнем созыве, данная схема организации ЗС очень полезна. С одной стороны, каждый из моих заместителей курирует комитеты, и у них достаточно времени, чтобы "встроить" депутатов-новичков в работу Собрания. У нас ведь совсем не было времени хоть на какое-то обучение. А только до Нового года мы провели шесть сессий, в том числе одна сессия была в двух заседаниях. Как бы мы это сделали, не организуй правильно работу? Также это возможность в сложившихся кризисных условиях для глубокой аналитической работы, продуктивной деятельности различных рабочих групп, которые возглавляют Геннадий Истомин и Геннадий Нестерович. Могу с удовлетворением сказать, что многие депутатские предложения правительством области не просто восприняты, но и реализованы в нормативных правовых документах.

     - Четыре фракции в ЗС - это прекрасно, но взаимной любви не получилось. Коммунистов обидели, не отдав им Комиссию по контрольной деятельности, "справороссы" вообще нигде не значатся, но процветает ЛДПР. Если не так, поправьте.

     - Это ведь закономерный процесс, когда партия-победительница формирует рабочие органы парламента. Искать здесь каких-то политических обид я бы не стала.

       Сегодня даже принят федеральный закон, который устанавливает: партия, победившая на выборах, предлагает президенту и кандидатуру высшего должностного лица региона. Евгений Адамович (Рульков, КПРФ - "ОГ") - заместитель председателя Комиссии по контрольной деятельности, так что система преемственности сохранена, причем не для формы, а в содержательном плане. Нина Александровна (Чекотова, ЛДПР. "ОГ") возглавила комитет по собственности и экономической политике. Как женщина, соглашусь - это процветание, а с точки зрения представительства партии ЛДПР в руководстве - она одна, и это тоже справедливо. Из "Справедливой России" в парламенте три человека всего. Что же тут несправедливого?

       Можно ли сегодня упрекнуть депутатов, которые представляют "Единую Россию" в ЗС, в неразумности, в предвзятости, в политиканстве? Все принимаемые решения - и бюджет, и социальные законы - основаны на реальном положении дел, а ситуацию вы знаете: она очень сложная. Значит, принятые решения объединяют все фракции. Мы голосуем, причем голосуем без давления друг на друга. Каждый по-своему оценивает пользу того или иного решения. Власть должна ухаживать за своими гражданами, тогда это социальное государство. Значит, это цель каждого из депутатов.

     - Так уж обязательно и необходимо вечное противостояние исполнительной и законодательной власти?

     - Мое глубокое убеждение в том, что элемент конфликтности в условиях разделения властей заложен в самой природе власти. Депутаты, избранные населением, прекрасно знают, что людям нужно. И с этими желаниями они приходят на комитеты и сессии. Наши желания ведь никогда не имеют предела. В этой ситуации прагматичность исходит от исполнительной власти, которая говорит: деньги у нас есть только на это и это или их вообще нет. Вот уже конфликтность. И разумность власти сегодня, а в кризисное время особенно, в том и состоит, насколько мы слушаем аргументы друг друга и правильно выстраиваем приоритеты.

       Давайте выберем приоритеты и в этих приоритетах найдем ресурсы на обеспечение наших желаний и законных интересов. Тогда мы получим возможность двигаться дальше и последовательно решать проблемы. И в этом должна быть системность, а не компанейщина. Это и есть сотрудничество двух ветвей власти, однако тема конфликтности не исчезнет никогда, она заложена в самой ее сути.

       И потом, никогда не надо сравнивать между собой исполнительную и законодательную власть. Ни под каким предлогом. У нас разные компетенции. Мы принимаем законы и контролируем их исполнение. Это базовое и главное. Все остальное - это управление, которое полностью в компетенции исполнительной власти. И человек завязан в своих повседневных нуждах отнюдь не на законодательной власти. Поэтому неслучайно, что не все в области ясно представляют, чем занимается Законодательное Собрание.

       С приходом Игоря Есиповского между двумя ветвями власти появился диалог, возможность слушать и слышать друг друга. Смотрите, сколько сегодня комиссий работает, и везде включены депутаты, их позиция учитывается и при распределении доходов областного бюджета.

       Сегодня время диктует необходимость слаженной работы. Как только начинаем заниматься гимнастикой для ума, мы становимся контрпродуктивными. Конфликт, который разворачивается в боевые действия, возможен только тогда, когда осуществляется совершенно бездарное управление.

      - Людмила Михайловна, у вас есть любимчики в депутатском корпусе?

      - Самое неприятное, когда одни люди, работающие в команде, имеют доступ "к телу" начальника, другие часами в приемной топчутся. В Законодательном Собрании построение власти иное. Председатель ЗС обладает тем же статусом, что и рядовой депутат. Преференций нет. Принцип единоначалия просто не заложен в системе представительной власти. Главная функция председателя - организационное обеспечение деятельности ЗС. А здесь главное искусство в том и состоит, чтобы увидеть в каждом депутате все самое доброе и амбициозное. Мы взяли очень высокий старт во всех своих плановых мероприятиях, что требует большого организаторского ресурса. Где амбиций больше, там и должен реализоваться депутат. Каждый человек имеет свою меру достоинств и недостатков. Когда недостатки совершенно неприемлемы - это жесткий секвестр, когда это разумная логика событий - должно поддерживаться развитие позитивных черт. И обязательно каждому надо уметь говорить спасибо. Это мое правило еще с молодости.

      - Сегодня на сессии будет принят новый Устав объединенной Иркутской области. В результате работы над ним вы показали себя последовательным и твердым политиком, который умеет отстаивать свои позиции. Например, вам удалось настоять на согласовании с депутатским корпусом кандидатуры первого заместителя председателя правительства. Насколько принципиальной была для вас эта уставная норма?

      - Надо понять главное. Устав - это региональная Конституция. Она пишется не на один год и не под какую-то команду. Главное - это стабильность, и как ее гарант - наличие в Уставе сдержек и противовесов. Устав Ножикова, будем его так называть, был принят в 1995 году, и он бы продолжал действовать, если бы не объединение. Мы просто корректировали его: приводили в соответствие с федеральным законодательством. Но это не кардинальный пересмотр, и вопрос о признании его утратившим силу и замене другим в повестке дня не стоял.

        Сегодня депутатский корпус берет на себя бремя колоссальной ответственности, принимая новый Устав. И здесь не должно быть места эмоциям. Только рациональная выверенная позиция. Ее надо продумывать, ее надо аргументировать, чтобы убедить тех, кто по каким-то причинам против. А главный аргумент, принцип равенства властей, прописанный в Конституции, с которым и согласились. И это не от личности зависит. Принцип согласования - это политическая ответственность губернатора, который предлагает на согласование кандидатуру первого заместителя председателя правительства. И легитимность человека, который проходит согласование. В этом же контексте я бы оценила свои поправки в Устав по особому статусу административно-территориальной единицы - Усть-Ордынского Бурятского округа, которые я формулировала ко второму чтению проекта Устава области.

      - Людмила Михайловна, вы единственная женщина-спикер...

      -... К счастью, нет (улыбаясь). Нас в России трое. Еще есть в Северной Алании и в Коми. На последнем Совете законодателей мы познакомились. Надо сказать, что все очень энергичные.

      - Во всяком случае, в Сибирском федеральном округе вы одна. Как вам кажется, не собираются ли эту новацию воспринять другие сибирские регионы?

      - Сложно сказать, потому что я эту тему ни с кем не обсуждала. Но воспринимают меня, безусловно, с большим интересом. Интерес этот сквозит во всех вопросах, которые мне задают на различных встречах. Обязательно отслеживают все выступления, оценивая, чего я стою и что делаю. Даже читают наши газеты! Первое мое выступление состоялось 13 марта на заседании Совета законодателей, заседание вел Президент России Дмитрий Медведев.

      - Сейчас для того, чтобы политически состояться, обязательно вступать в какую-нибудь партию?

      - Сегодня у той же "Единой России" идеология следующая - поддерживать профессиональное вне зависимости от политической принадлежности. Извечный лозунг "Кадры решают все" никто не отменял. И это правильно. Я бы не хотела, чтобы вступление в партию, любую, было модой. Мы никогда не придем к грамотному партийному строительству, если люди будут руководствоваться исключительно желанием продвинуться в карьере. Это нехорошо.

        Важно, чтобы человек воспринимал идеологию и программу партии. Тогда он вступает в нее и двигается дальше, потому что через различные партийные проекты очень мощно раскрывается его эффективность. И нужно стремиться именно к такому партийному строительству. Хотя во всех учебниках партийного строительства написано: чем больше партия, тем больше разных интересов, в том числе личных, корпоративных, и их очень сложно объединить под общую цель. Есть у больших партий такие проблемы.

      - Сильно ли, по вашим прогнозам, "похудеют" ряды "ЕР" в связи с кризисом?

      - Если кто-то вдруг напишет заявление о выходе из партии, не думаю, что это отразится на ее качественном составе. Возьмем, к примеру, недавнюю выборную кампанию в муниципалитетах области. Отдельные члены партии писали заявления, мотивируя это тем, что хотят участвовать в выборах. Сожалеть в этой ситуации, что партия стала слабее и удерживать количественный состав непременно в том состоянии, в котором он есть, мне кажется, бессмысленно. Причем не только "Единой России", но и любой другой партии. Объединение и консолидация людей, единомышленников, на своей политической площадке дадут больший социальный результат, нежели демонстрация только количественного состава. Сегодня любая партия должна показывать свою состоятельность конкретными делами и программами, а не только блистать в разговорном жанре.

       - Как вам кажется, много депутатов ЗС знают полный текст гимна России и возможно ли будет услышать депутатский хор хоть однажды?

      - В прошлом году на Дне российского флага мы пели гимн. Были тогда Франтенко, Гайдаров, Нестерович, Синцова, Деньгина, Дворниченко, Басманов, Протопопова... Не знаю, как мы пели (улыбаясь), вокальные возможности надо изучить, но уверена, певцов мы найдем. Насчет депутатского хора надо посоветоваться, у нас принцип коллегиальности...

      - Вы согласны с утверждением, что у женщины все сердце, даже голова?

      - Наверное... (улыбаясь).

      - Но позволительна ли при вашей должности подобная роскошь?

      - Да так даже вопрос ставить нельзя. Как ты себе это не позволишь, если ты сам такой? Все время контролировать себя тоже невозможно. Да и меняться поздновато (улыбаясь), а переделываться бессмысленно. Остается жить в гармонии с собою.

      - Назовите одну главную и неоспоримую, на ваш взгляд, заслугу иркутского парламента...

      - Завтра исполнится три года со дня проведения объединительного референдума. Население Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа высказалось за объединение и образование новой единой Иркутской области. Мы не ошиблись. Это главный итог нашей работы. Поздравим друг друга и будем работать. Очень много еще нерешенных задач.

Людмила Берлина, председатель Законодательного Собрания Иркутской области:

Родилась 27 марта 1955 г. в посёлке Усть-Ордынском. После окончания с отличием юридического факультета Иркутского госуниверситета была стажером, затем - помощником, а вскоре - заместителем прокурора автономного округа.

В январе 1993 г. была приглашена в городскую администрацию зам. руководителя аппарата мэра г. Иркутска.

С сентября 1997 г. - руководитель аппарата губернатора Иркутской области, заместитель главы администрации области.

В конце 2001 г. ушла из администрации, работала руководителем юридической службы Иркутского городского отделения Байкальского банка Сбербанка России.

С августа 2003 г. - снова заместитель главы администрации области по социальной политике, руководитель аппарата губернатора.

С октября 2004 г. - депутат Законодательного Собрания Иркутской области, заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении.

Секретарь политсовета регионального отделения партии "Единая Россия", заслуженный юрист Российской Федерации.

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области