СМИ о ЗС

Сергей Курилов: Бизнесу выгодно быть честным

Галина Солонина, Областная газета, 11.12.2009

       Если вы в меньшинстве - говорите, если в большинстве - голосуйте. Этот принцип, озвученный еще в XVIII веке одним из создателей американской Декларации независимости Роджером Шерманом, и сейчас является краеугольным камнем парламентской дискуссии, считает председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Сергей Курилов. "Если человек прав, он не останется в меньшинстве, невзирая на свою партийную принадлежность и политические убеждения. Главное - не побояться отстаивать свое мнение", - говорит он.

    - Сергей Витальевич, в нынешнем году исполняется 15 лет с момента избрания первого созыва Законодательного Собрания Иркутской области. Как вы оцениваете состояние парламентаризма в нашем регионе в настоящее время?

    - Нельзя сказать, что сегодня происходит расцвет парламентаризма, как это было в предыдущие годы. Но, как говорят в спорте, стабильность - признак мастерства. Тот уровень профессионализма в законотворчестве, который был достигнут, сохранен и продолжает развиваться. Нужно сохранять те законы и программы, которые направлены на улучшение положения наших граждан, особенно слабозащищенных, на развитие местного предпринимательства как основы будущего региона. Не ломать, не создавать новую систему, а идти именно по пути развития уже существующей законодательной базы. Да, жизнь меняется, в условиях кризиса мы это особенно хорошо чувствуем, но нужно отказаться от соблазна перекроить все под сиюминутные тактические интересы в урон стратегическим перспективам. Кризисы приходят и уходят, и об этом нужно помнить, иначе можно искусственно задержаться в состоянии стагнации.

       Нынешний состав Законодательного Собрания отвечает высочайшим требованиям профессионализма. За год, прошедший с момента избрания, у нас сформировалась эффективная команда, в которую входят все депутаты, невзирая на их партийную принадлежность. Люди работают в гармонии друг с другом, потому что все мы понимаем: наш избиратель - это все население Иркутской области, а не только те, кто голосовал за "Единую Россию", КПРФ, ЛДПР или "справороссов".

       Сегодня среди депутатов есть и молодые люди, и парламентарии с небольшим опытом работы, и настоящие политические аксакалы. Есть профессиональные юристы, экономисты, специалисты в образовании, медицине, представители бизнес-сообщества, общественных организаций. Такой состав позволяет на высоком уровне решать весь спектр задач, стоящих перед представительным органом власти.

     - Какие задачи сегодня стоят перед регионом?

     - Задачи, которые сегодня ставит жизнь, очень объемные. Много сложных моментов - начиная от дефицита инвестиций в экономику и заканчивая проблемами трудоустройства и занятости людей. Ряд предприятий из-за кризиса оказались на грани закрытия: им пришлось сократить объемы производства и, следовательно, число рабочих мест. Однако ситуацию в экономике области не надо драматизировать. Если посмотреть на сухие цифры, то получается следующее. По итогам десяти месяцев сборы по налогу на имущество у нас превысили 800 миллионов рублей. Повысилась собираемость транспортного налога. Людям платят зарплату - налог на доходы физических лиц вышел на уровень 2008 года.

     - Тем не менее произошло сокращение ряда налоговых и неналоговых поступлений. Возможно ли решить эту проблему за счет увеличения ставок по другим налогам, например, транспортному?

     - Транспортный налог наделал много шума в стране. По большому счету, мы и без изменения федерального законодательства могли повысить его ставку, у нас было право поднять ее или опустить в пять раз относительно базового уровня. В Иркутской области в 2007 году была утверждена повышенная ставка, она в среднем в два раза превышала базовую. И это в тот момент прошло совершенно спокойно - никто из автомобилистов не протестовал, поскольку вся экономика росла, увеличивались доходы населения. Сейчас ситуация другая, поэтому повышение ставок в два раза оказалось бы для многих людей болезненным. Если и повышать ставку транспортного налога, то, на мой взгляд, только в качестве "налога на роскошь" - на новые автомобили с двигателями большой мощности.

       Но, к слову, даже если принять соответствующие изменения в закон в ближайшее время, они для граждан начнут действовать только с 2011 года, а уплата повышенного налога придется на 2012-й.

       Думаю, что в отношении транспортного налога, как и любого другого, эффект будет выше не от повышения ставки, а от улучшения собираемости.

     - Особые отношения между исполнительной властью и парламентом - притча во языцех во всех цивилизованных странах. Существует множество парламентских шуток на эту тему, например: никогда не задавай вопрос, на который правительство может ответить без ущерба для своей репутации. Отношения между Законодательным Собранием и региональным правительством строятся на этих же принципах?

     - Видимо, это наш сибирский менталитет - когда нам плохо, когда возникают серьезные трудности, мы объединяемся. Так и происходит во взаимоотношениях между Законодательным Собранием и областным правительством. Да, приходится сокращать бюджетные расходы - это объективная реальность, и на нее нельзя закрывать глаза. И поэтому мы вместе разбираемся - что можно сократить, а что - нельзя ни при каких условиях. У нас много споров, иногда доходит до конфликтов, но мы совместно ищем оптимальные решения.

       Правительство предлагает посмотреть эффективность расходов даже на такие "святые" цели, как образование, здравоохранение, северный завоз. Раньше такого детального анализа никто не проводил - в период роста экономики урезать расходы на социальные статьи было непопулярно. И в этом вопросе надо сказать спасибо кризису: именно он заставил всех нас посмотреть, куда мы тратим деньги. Оказывается, в ряде школ необоснованно раздут административный штат. В органах госвласти много дублирующих функций, много пустых должностей. В рамках северного завоза, осуществляемого за бюджетный счет, преференции получают не только бюджетная сеть и население, но и, на тех же условиях, коммерческие структуры. Сегодня настало время детально изучить эффективность и обоснованность всех бюджетных расходов. И в этом плане мы поддерживаем начинания регионального правительства.

       Тратить нужно столько, сколько есть средств. Нельзя рвать на себе рубаху и кричать - мы сохраним в полном объеме все свои обязательства. Все эти обязательства мы нарабатывали из года в год в период экономического роста. Но при этом область залезла в огромные долги. Получилось, как было раньше в бизнесе: взяли кредит, немного денег кинули в развитие, а основную часть, "будущую прибыль", сразу на себя потратили. А прибыли не оказалось, и сегодня это - проблема. Тот вектор работы, который выбрало региональное правительство по управлению госдолгом, меня, как председателя бюджетного комитета, устраивает. Производится замена дорогих финансовых инструментов на дешевые. В дальнейшем возможно появление новых финансовых инструментов, о которых в своем послании говорил президент России Дмитрий Медведев - это инфраструктурные облигации и т.д.

       Сегодня можно констатировать, что при формировании бюджета на 2010 год между правительством и бюджетным комитетом ЗС установлена открытость во взаимоотношениях, отсутствуют принципиальные конфликты, нет кулуарных закрытых обсуждений, каких-то непонятных решений. Если депутатам требуется дополнительная информация о расходах или доходах, правительство ее предоставляет.

     - Однако при недавнем обсуждении вопроса о налоге на имущество организаций вы как раз предлагали лишить налоговой льготы одно из предприятий - производителей пива "Сан ИнБев" - на том основании, что правительство не предоставило информации об их планах по увеличению производства...

     - Этот вопрос более сложный. Фактически мы оказались перед дилеммой: либо сохранять льготу для производителей пива в угоду инвестиционному имиджу региона, либо лишить их льготы и таким образом повысить налоговые поступления в региональную казну. Моя принципиальная позиция не меняется: я считаю, что производство пива - не та сфера, развитие которой нужно стимулировать путем налоговых преференций. Это и вопрос морали, и вопрос экономической целесообразности - пиво не является социально значимой продукцией. Та же "Сан ИнБев" нашла 52 миллиарда долларов на приобретение другой крупной мировой пивоваренной компании, а мы даем им льготу в 40 миллионов рублей.

       Однако в правительстве считают, что никакие предприятия нельзя лишать уже предоставленных налоговых льгот, поскольку это может отрицательно сказаться на инвестиционной привлекательности области. Депутаты - члены фракции "Единой России", члены бюджетного комитета - поддержали мою позицию, но я не стал настаивать на своем предложении, поскольку главное уже сделано - моя инициатива услышана. В конечном итоге, губернатор лично отвечает за инвестиционную привлекательность региона, и если ему в данный момент важно продемонстрировать бизнес-сообществу принцип преемственности власти в Иркутской области, незыблемости решений, принятых предшественниками, то это заслуживает понимания и уважения. Поэтому я снял с обсуждения свою поправку к закону "О налоге на имущество организаций". Но уверен, что впоследствии производство пива будет исключено из перечня видов деятельности, на которые предоставляются льготы.

     - Тем не менее вы ратуете за поддержку бизнеса...

     - Да, и для этого у власти есть достаточно инструментов даже в период кризиса. Речь идет, в первую очередь, о государственных и муниципальных контрактах. И здесь, я считаю, нужно помочь нашим предприятиям. Сейчас система работает таким образом, что в конкурсе на поставку продуктов питания или других товаров для бюджетной сферы может победить кто угодно, если у него правильно поставлена заявка и предложена хорошая цена. В итоге бюджетная сфера получает низкокачественную продукцию, поставляемую компанией-перекупщиком, а наши местные производители остаются ни с чем.

       Есть варианты решения этой проблемы, мне импонирует такой - к конкурсу на заключение госконтракта должны допускаться компании, которые имеют налоговую историю. Это как с банками: при выделении кредита они учитывают кредитную историю клиента. Мы же должны обращать внимание на налоговую историю - именно от нее зависит наполнение регионального и муниципальных бюджетов, а значит, и выполнение социальных обязательств. Бизнес должен понимать, что выгодно быть честным.

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области