СМИ о ЗС

Главные принципы Бориса Алексеева

Борис Краинский, Газета Право выбора, 05.10.2009

       Пригласить Бориса Алексеева в гости к читателям "Право выбора" мы планировали еще в марте этого года. Повод имелся подходящий - 20-летие выборов народных депутатов СССР. Борис Алексеев был одним из них. Высокий статус он получил с третьего захода, пройдя через горнило сложнейших выборов, а затем оказался в центре исторических событий, происходивших на Съезде народных депутатов СССР.

       Имелся и другой мотив для обстоятельной беседы. В Законодательном Собрании Борис Алексеев возглавляет депутатский комитет по местному самоуправлению и государственному строительству. Облизбирком с комитетом Алексеева довольно плотно взаимодействует в вопросах обновления и совершенствования выборного законодательства. И, согласитесь, было бы любопытно узнать оценки председателя комитета относительно того, насколько крепки эти связи.

       Однако в силу разных причин, прежде всего, вызванных очередными поездками депутата к избирателям в северные районы, встреча состоялась не в марте, а в сентябре, а разговор совпал со знаменательной датой в биографии нашего гостя: 14 сентября Борис Алексеев отметил 60-летие. Юбилейная дата, так уж получилось, стала еще и дополнительным поводом для диалога с человеком, которому есть, что рассказать "о времени и о себе".

      - Борис Григорьевич, примите, прежде всего, наши поздравления и самые искренние пожелания дальнейших успехов и благополучия.

      - Благодарю за добрые слова. Юбилеи, несмотря на их неизбежность, наступают все-таки неожиданно, но зато дают возможность для короткой передышки, когда не грех оглянуться назад, сверить, как говорится, часы, чтобы шагать дальше.

     - Тогда, наверное, уместным будет вопрос о том, какие принципы считает для себя важнейшими Борис Алексеев - человек, который свыше тридцати лет связан с властью, полжизни провел во власти.

      - Во-первых, привилегия у власти должна быть одна - служить Конституции и делу. Во-вторых, власть исполнительная должна быть подконтрольна власти представительной. Есть только один признак, по которому можно судить об эффективности власти. Это качество жизни, благосостояние людей. Если перемены происходят - значит, государственный чиновник, будь-то глава поселка или президент страны, со своим делом справляется. Любой иной результат - это уход от своих обязанностей, признание собственного бессилия, свидетельство некомпетентности.

       Человек, облеченный политической властью, не может принадлежать себе. Как только личные интересы начинают вытеснять государственные, его способность распоряжаться властью заканчивается. Теперь уже власть командует им, затуманивая разум.

      - К сожалению, такое порой случается.

      - Не все способны выдержать груз ответственности. Политик принимает решения, которые касаются многих, а отвечать за результат приходится ему персонально. При этом решение порой надо принимать сейчас и немедленно, исходя из сложившейся ситуации, порой очень даже неопределенной. А вот результат и верность решения будут ясны только в будущем. Получается, что политик, как и сапер, не имеет права на ошибку. И в этом есть большая доля истины.

      - А теперь, Борис Григорьевич, давайте подсчитаем, сколько же раз вам довелось участвовать в выборах, через которые и лежит путь в политику.

      - Действительно, участие в выборах дает крепкую закалку. Пожалуй, в качестве кандидата пришлось участвовать почти в двух десятках различных избирательных кампаний. Первый раз в депутаты Нижнеилимского районного Совета избирался, будучи секретарем райкома комсомола. Затем пришлось еще четыре-пять раз, если не изменяет память, на выборах подтверждать право на депутатский мандат в районном Совете. Выборы в ту пору были безальтернативными, но далеко не простыми. Новичок, может быть, еще и мог рассчитывать на послабление, а депутату со стажем, особенно из числа руководителей, для переизбрания требовалось убедить земляков конкретными примерами полезности своей деятельности.

       Специфику альтернативных выборов пришлось осваивать, оказавшись в самой гуще избирательной кампании 1989 года, когда ветер перемен пронесся по всей стране - от Москвы и до самых окраин. Позже участвовал дважды в выборах мэра Нижнеилимского района, трижды - в выборах депутатов областного Законодательного Собрания.

       Чаще выигрывал, но случались и поражения. Всякий раз выборы, независимо от их уровня, давали возможность проверить собственные силы, взглянуть на себя как бы со стороны, а самое главное позволяли сверить свои дела и планы с реальными ожиданиями людей. Проще говоря, убедиться в том, насколько прочно стоишь на грешной земле, а не витаешь в облаках с прожектами и обещаниями подарить избирателям "молочные реки с кисельными берегами".

      - Борис Григорьевич, а 1994-й год, губернаторские выборы?

      - Да, как же я пропустил... Шансов у меня, заместителя Ножикова, победить Юрия Абрамовича было не так много, но на выборы я шел сознательно и боролся до конца, изо всех сил. Главная причина, подтолкнувшая к участию в выборах, была связана с моим несогласием с проектом Устава Иркутской области. В нем закреплялось главенство исполнительной власти над властью законодательной. Я же считал это принципиальной ошибкой. Еще до выборов прямо и открыто заявил, если проиграю, уйду в отставку. Заявление написал сразу, как только были объявлены предварительные результаты. Состоялся спокойный разговор с Юрием Абрамовичем. Ножиков, следует отметить, не настаивал на отставке. Он как мудрый политик понимал, что власть вовсе не обязана любить оппозицию, но для того, чтобы сама власть развивалась и крепла, оппозиция при ней должна быть. Вроде бы прописные истины, но в начале 90-х многое воспринималось иначе, чем сейчас. Думаю, что поступил тогда правильно, поскольку действовал открыто, и не отступил от собственных принципов.

      - И, все-таки, особенно памятен, наверное, март 1989 года, когда избирались народные депутаты СССР?

      - В марте войти в состав Съезда народных депутатов СССР - нового высшего органа государственной власти - мне не удалось. Выборы в Усть-Кутском округе №175 были признаны несостоявшимися, поскольку ни одному из кандидатов не удалось заручиться поддержкой большинства избирателей. За меня проголосовали 100 695 человек. У директора "Лензолото" Валерия Авлова сторонников оказалось чуть больше - 113 018 человек. Наши результаты балансировали на уровне 48 процентов. На повторных выборах, когда кандидатов прибавилось, в том числе и за счет журналистов, вновь никто не перевалил через 50-процентный барьер. И только дополнительное голосование принесло мне мандат народного депутата СССР.

      - С третьего захода получается.

      - Именно так, трое выборов за три месяца и более полугода предвыборных баталий. Весьма жарких, особенно, если вспомнить окружные собрания, проводившиеся для регистрации кандидатов. Результат принесли десятки встреч, которые удалось провести в каждом из северных районов, входивших в Усть-Кутский округ. Контакты с избирателями налаживались через прямой диалог. Позже не раз убеждался в том, что нет более эффективного способа агитации, завоевания симпатий избирателей, чем встречи с людьми, когда можно посмотреть в глаза друг другу, поговорить по душам, поспорить, сравнить позиции.

      - Кстати, о позиции. Попав на Съезд, депутат Алексеев вскоре стал членом Межрегиональной депутатской группы и часто шел вразрез с мнением большинства. Не жалеете об этом, Борис Григорьевич?

      - История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Что было, то было, тем более, время подтвердило необходимость реформ и своевременность многих решений, инициированных в то время. Действительно, члены иркутской делегации первое время ко мне относились настороженно. Я и Геннадий Фильшин вошли в Межрегиональную группу депутатов, выступавшую за демократизацию общественной жизни и экономические реформы.

       Помню, как тяжела была моя рука, когда поднималась против включения кандидатуры Михаила Сергеевича Горбачева в список для избрания на пост председателя Верховного Совета СССР. Большинство депутатов тогда проголосовали "за". Я же считал недопустимым совмещение должностей генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Верховного Совета. Горбачев, чтобы не нарушать Конституцию, мог спокойно оставить партийный пост и полностью переключиться на государственные дела. Но этого не произошло. Демократия забуксовала в начале своего движения. У меня же не было сомнений в том, что разделение постов - шаг необходимый и естественный.

       В конце 1991 года, когда завершался пятый, последний Съезд народных депутатов СССР, я, стоя за трибуной, наблюдал, как Горбачев фотографируется с депутатами. На память. Выходит, я был прав, предлагая ему в 1989-м уйти с должности генсека, а в 1990-м - не проводить выборы Президента СССР на Съезде народных депутатов. Я тогда даже в знак протеста вышел из состава счетной комиссии. Большинство депутатов решило по-другому, но жизнь все расставила по своим местам.

       Время доказало правоту тех, кто утверждал: если президент не избран всенародно, он не имеет достаточной легитимности и политической прочности.

      - Первый раз руководство комитетом по местному самоуправлению вам было доверено коллегами - депутатами областного парламента третьего созыва, но в разгар работы депутат Алексеев включается в борьбу за должность мэра Нижнеилимского района, где в ту пору стала накаляться социальная обстановка из-за потрясений на Коршуновском ГОКе. Риск оказаться на "горячей сковороде" был большим...

      -...и вполне реальным. Мое участие в выборах мэра было предопределено еще на выборах депутатов Законодательного Собрания, где мне удалось заручиться поддержкой земляков. На их прямые вопросы о готовности вернуться в Железногорск, ответ был тоже прямой и однозначный - да, готов!

       Выборы пришлись на очень сложный период в жизни нижнеилимцев. Конфликт вокруг Коршуновского ГОКа получил широкую огласку. О нем писала центропресса, были и заказные публикации. Борьба за передел собственности оказалась настолько жестокой, что пришлось даже баррикады возводить и водой из пожарных шлангов поливать приезжих "коммандос". Удалось отбиться и от дубинок наемников в камуфляже, и от монополистов, окопавшихся на Запсибе и мечтавших прибрать к рукам богатую железной рудой Коршуниху.

       Нам пришлось бить во все колокола, обращаться к Генеральному прокурору и в другие высокие кабинеты. В те дни по моей инициативе сессия Законодательного Собрания приняла постановление о поддержке заключения мирового соглашения, которого мы добивались. Я уверен, именно твердая позиция всех нас - и коллектива комбината, и его руководителей, и администрации Нижнеилимского района, и областного парламента - привела к тому, что планы захвата и разгрома ГОКа были сорваны.

       Стабилизация обстановки сказалась на производственных результатах. В 2003 году выпуск концентрата против предыдущего года увеличился в 2,4 раза. Между администрацией района и "Стальной группой "Мечел", новым собственником комбината, было заключено соглашение о социальном партнерстве. В выигрыше от него оказались не только труженики ГОКа, но и все жители района. В Железногорске восстановилась спокойная, нормальная жизнь. И для меня как руководителя района это было главной целью.

      - Поменялись ли приоритеты в работе депутатского комитета по местному самоуправлению, к руководству которым вы вернулись, спустя пять лет?

      - Время, конечно, накладывает отпечаток. С избранием нынешнего парламента завершился процесс объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в единый субъект Федерации. Обновленной Иркутской области требуется современная, единая законодательная база, формированием которой и занят наш депутатский комитет.

       За год с начала созыва удалось принять свыше 50 законов. Важен каждый из них, но выделить в первую очередь необходимо Устав Иркутской области. На заключительном этапе в законопроект было внесено 46 поправок, а всего комитет рассмотрел почти вдвое больше предложений с дополнениями и поправками.

       Устав сохранил правовые традиции Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Устав нацелен в будущее. В нем определены главные принципы общественного устройства Иркутской области, закреплены права и свободы человека и гражданина, сформулированы цели и принципы публичной политики. "Высшим и непосредственным выражением власти народа в Иркутской области, - констатирует Устав, - являются референдум и свободные выборы".

      - В обновлении пакета регионального законодательства о выборах удается находить поддержку со стороны Избирательной комиссии Иркутской области?

      - Мы взаимодействуем в самом тесном контакте. Пожалуй, можно даже говорить о многолетнем союзе. В предстоящее воскресенье, 11 октября, пройдут очередные местные выборы. Нам удалось заблаговременно создать для их проведения современный правовой фундамент. Областной избирком, воспользовавшись правом законодательной инициативы, подверг существенной корректировке Закон "О муниципальных выборах в Иркутской области". Все предложения были тщательно проработаны. Депутатам оставалось лишь проголосовать за обновленную редакцию закона. Минимум поправок со стороны законодателей - свидетельство добротности проработки правовых нюансов со стороны облизбиркома. Сейчас мы получили новые поправки, которые будут внесены в действующий закон в ближайшее время.

       Одновременно облизбирком взял на себя инициативу по разработке нового закона, регламентирующего проведение выборов на муниципальном уровне. В нем будут учтены современные реалии внутреннего устройства Иркутской области и последние изменения федерального законодательства о выборах и референдумах. Для ускорения подготовки закона в начале сентября создали совместную рабочую группу. Все трудные и спорные вопросы будем анализировать по ходу их возникновения.

      - Как говорится, ум - хорошо, а два - лучше...

      - Профессионалы обязательно придут к согласию, если видят перед собой общую цель. Вот почему депутаты всегда внимательно прислушиваются к экспертным заключениям облизбиркома. Сейчас в стадии подготовки находится новая редакция Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области". Занимается этим областной научно-исследовательский институт законодательства и правовой информации. В облизбиркоме первый вариант законопроекта был подвергнут всестороннему анализу. Разработчики получили не только дельные замечания, но и предложения по содержанию отдельных норм и статей. В них, что очень важно, юридические нюансы сочетаются с выводами из практики проведения выборов областных депутатов.

      - Интересно, а забыть о политике случается?

      - Люблю, как и в молодости, выбраться в лес, пробежать по заснеженной лыжне пару-другую километров. Когда вокруг такая красота, обо всем забываешь.

      - К спорту, стало быть, тоже не равнодушны.

      - Точнее, к физкультуре. Никогда не сторонился шумных соревнований, когда главное - участие, а не результат. Правда, однажды довелось даже оказаться среди победителей международных соревнований. В Болгарии на молодежном фестивале наша команда, составленная из строителей БАМа, победила в забегах бегунов. Шел за призом под взрыв аплодисментов. Понимал, конечно, что аплодируют не мне, а героям-бамовцам, которые и в спорте оказались впереди. Но был рад и горд.

      - Ходят слухи, что Алексеев и стихи пишет.

      - В юную пору эта страсть и меня не миновала, но вовремя понял, что подражательством не стоит увлекаться. А вот декламировать, признаюсь, приходилось. Стою на сцене, рост - метр с кепкой, но зато репертуар широкий - мог и Лермонтова прочитать, и песню завести, особенно нравилась "Куда ведешь тропинка милая".

       Конечно, вспоминаешь о той поре не без легкой грусти, но и сейчас могу процитировать многие лермонтовские строки. Помните...

       "Я знал одной лишь думы власть,

       Одну - но пламенную страсть:

       Она, как червь, во мне жила,

       Изгрызла душу и сожгла".

Справка "Право выбора:  Алексеев Борис Григорьевич. Коренной сибиряк. Два высших образования - инженерное и юридическое. Трудиться начал на Коршуновском ГОКе электромонтером. Возглавлял райком ВЛКСМ, затем Нижнеилимский райисполком. Избирался народным депутатом СССР. Работал в команде Юрия Ножикова в должности заместителя губернатора по социальным вопросам.

В последние годы избирался мэром Нижнеилимского района, возглавлял комитет в Законодательном Собрании третьего созыва, трудился в бизнес-структурах и стальной группе "Мечел". В октябре 2008 года избран депутатом Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва. Возглавляет комитет по местному самоуправлению и государственному строительству Иркутской области. С декабря 2004 года член партии "Единая Россия".

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области