К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья № (51) 323, 26 декабря, 2008 год, пятница

Новогоднее поздравление спикера

Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина поздравила жителей региона с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым:

«Новый год – самый любимый, самый семейный праздник. И дети, и взрослые с нетерпением ждут новогодних и рождественских каникул, наполненных праздничным настроением, интересными встречами. По традиции с наступлением нового года мы связываем свои  заветные ожидания, веря в перемены к лучшему. Будем стараться, чтобы действительность оправдала их. Пусть 2009 год станет годом благоприятных перемен, годом мира и согласия. Все вместе мы можем сделать грядущие дни светлее, лучше, справедливее.

Провожая уходящий 2008 год, вспомним его добрым словом. Для каждого из нас он прошел по-разному, но, так или иначе, он был частичкой нашей жизни, исполненной смысла и насыщенной событиями. От имени всего депутатского корпуса Законодательного Собрания желаю всем жителям Иркутской области в наступающем году успехов в работе и учебе, удачи во всех  начинаниях,  крепкого здоровья, тепла семейного очага и праздничного  настроения!»

ХРОНИКА

Целевая программа по решению кадровых проблем на селе будет разработана в Иркутской области

Иркутская область, 26.12.08. В Приангарье планируют разработать целевую государственную программу по закреплению кадров в сельской местности, заявила депутат Законодательного Собрания Иркутской области Анастасия Егорова. По ее словам, для разработки программы по инициативе ЗС, регионального отделения партии «Единая Россия», Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политики Иркутской области в 2009 году в Иркутском районе будет реализован пробный проект «Золотой кадровый резерв». Он приурочен к Году молодежи в Иркутской области, который пройдет в 2009 году.

Проект будет реализован на базе школы села Хомутово. Предусмотрено проведение социологического исследования среди предприятий района для того, чтобы выяснить, каких специалистов остро не хватает на данной территории. В хомутовской школе, начиная с 5-6 класса, предполагается вести обучение с учетом профориентации школьников. Лучшие выпускники получат возможность бесплатно поступить в вузы Иркутска. На обучение студентов предполагается направить средства из областного бюджета и деньги тех предприятий Иркутского района, где будут работать участники проекта «Золотой кадровый резерв» после получения высшего образования.

«Проект «Золотой кадровый резерв» - это эксперимент, если он будет удачным, то его основные направления будут реализованы в рамках программы и в других районах Иркутской области», --сообщила Анастасия Егорова. По ее словам, главными стимулами для привлечения молодежи в сельскую местность, в соответствие с проектом и будущей областной программой, станут гарантированные рабочие места и предоставление бесплатных земельных участков прибывшим на территорию Иркутского района молодым специалистам. Депутат пояснила, что норму по выделению участков планируется установить в региональном законодательстве. Данный проект уже поддержал мэр Иркутского района Игорь Наумов, а также правительство Иркутской области. В начале 2009 года планируется создать рабочую группу по вопросам реализации проекта. 

Кроме того, в 2009 году в Законодательном Собрании планируется провести депутатские слушания по вопросам кадровых проблем в Иркутской области на тему «Соответствие рынка труда – рынку образовательных услуг». По словам председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой, проблемы трудоустройства и кадровой политики в настоящее время являются актуальными не только для сельской местности,  но и для городов Иркутской области. Наряду с этим комитет по социально-культурному законодательству в будущем году планирует рассмотреть ряд вопросов, связанных с трудоустройством инвалидов. В 2008 году на эту тему было проведено несколько круглых столов. Участники мероприятий пришли к выводу, что законодательство в части трудоустройства инвалидов требует внесения значительных  корректив. В частности, реализация творческих проектов приводит к социальной адаптации инвалидов в обществе, положительно влияет на их здоровье, и, как правило, ведет к снижению уровня инвалидности, значит, и размера социальной помощи от государства.

Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

Члены фракции «Единой России» в Законодательном Собрании предлагают отложить ввод новых пошлин на ввоз подержанных иномарок в Россию

Иркутская область, 26.12.08. Иркутское региональное отделение партии «Единая Россия» выступило с инициативой отложить введение новых пошлин на ввоз в Россию подержанных иностранных автомобилей как минимум до лета 2009 года, т. е. на шесть месяцев. Такое предложение было направлено в адрес руководства партии в ближайшее время. Об этом сообщил заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области, руководитель общественной приемной В. В. Путина в Иркутской области Геннадий Нестерович.

Как пояснили в пресс-службе ИРО «Единой России», предполагается, что за полгода отсрочки представители компаний-продавцов иномарок смогут найти новую работу. Кроме того, покупатели за это время должны будут переориентироваться с учетом повышения цен на импортные автомобили.

Обращение к руководству ЕР было принято по итогам встречи председателя ЗС, секретаря ИРО «ЕР» Людмилы Берлиной с инициативной группой, куда вошли представители компаний-продавцов иномарок, автомобильных изданий региона. «Об отмене постановления речи не идет, мы будем настаивать только на отсрочке», – подчеркнула Людмила Берлина.

Кроме того, в ходе встречи была достигнута договоренность о прекращении незаконных акций протеста против увеличения таможенных пошлин. По словам председателя ЗС, подобные действия со стороны общественности признаны нецелесообразными.

Напомним, 10 декабря 2008 года председатель Правительства РФ подписал постановление, которое предусматривает значительное увеличение пошлин на импортные автомобили с 11 января 2009 года. Так, для ввозимых юридическими лицами автомобилей в возрасте до трех лет пошлины повышаются с 25% до 30% при минимальной специфической ставке от 1,2 евро до 2,8 евро за каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя (в зависимости от типа и объема мотора), для машин от трех до пяти лет – до 35% при ставке от 1,2 евро до 2,8 евро. Ставки для иномарок в возрасте от пяти лет предполагается увеличить составлять от 2,7 до 5,8 евро за кубический сантиметр.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

В общественную приемную Владимира Путина в Иркутске обратилось около 3 тыс. человек

Иркутская область, 26.12.08.  В общественную приемную Владимира Путина в Иркутской области, за время ее работы с 28 августа 2008 года, поступило 1 тыс. 300 письменных обращений. Еще около 1 тыс. 700 человек побывали в ней на личном приеме депутатов Государственной Думы ФС РФ, Законодательного Собрания Иркутской области и Думы Иркутска. Об этом сообщил заместитель председателя ЗС, руководитель приемной  Геннадий Нестерович.

Большая часть обращений касалась предоставления социального жилья. По словам Геннадия Нестеровича, в общественную приемную по этому вопросу поступали заявления от жителей северных территорий Иркутской области, военнослужащих, детей-сирот и др. Ряд обращений касался лекарственного обеспечения, социальных льгот.

Заместитель председателя ЗС отметил, что значительный поток заявлений поступал в общественную приемную в первое время ее работы, в день обращалось по 100-110 человек. Сейчас, по словам вице-спикера, число обращений немного поубавилось. «В настоящее время мы в основном получаем ответы на обращения граждан, – сказал Геннадий Нестерович. – То есть, уже налажена определенная обратная связь с организациями, учреждениями».

Вице-спикер ЗС также добавил, что депутаты областного парламента должны учитывать обращения граждан, поступающие в приемную В. В. Путина, в своей работе. «В плане законопроектных работ на 2009 год эти заявления должны быть каким-то образом учтены для того, чтобы улучшить социальное положение жителей Иркутской области», – подчеркнул Геннадий Нестерович.

 «Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

Олег Каньков возглавил региональное отделение Всероссийского совета местного самоуправления

Иркутская область, 26.12.08. Председателем Иркутского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления стал депутат Законодательного Собрания Иркутской области Олег Каньков. Об этом сообщила председатель ЗС Людмила Берлина в ходе второго этапа пятой внеочередной конференции ИРО «Единой России».

Олег Каньков сменил на этом посту Людмилу Берлину, которая возглавляла региональное отделение Всероссийского совета местного самоуправления с 2006 года. Людмила Берлина была инициатором создания регионального отделения ВСМС.

«За те два года, что в России реализуется муниципальная реформа, ВСМС удалось многого достичь, – заметила спикер ЗС. – Местное самоуправление – это реальный институт власти. А муниципальные выборы – не просто событие местного масштаба, их проведение – задача областной власти. Поэтому накануне выборов в муниципальные органы власти 1 марта 2009 года и членам регионального отделения «Единой России», и членам Всероссийского совета местного самоуправления придется серьезно поработать. Так что Олег Каньков занял очень ответственный пост».

«Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

ИТОГИ И ПЛАНЫ

Сергей Курилов: бюджет-2009 сформирован по консервативному варианту развития Иркутской области

Иркутская область, 26.12.08. Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания объединенной Иркутской области попал, что называется, из огня да в полымя. Не успели после жарких выборов сформировать комитет, избрать председателя и заместителя, так пришло время рассмотрения проекта бюджета Иркутской области на 2009 год. Только-только депутаты вникли в представленные цифры, как губернатор отозвал проект главного финансового документа региона. Развертывающийся мировой финансовый кризис и рекомендации Минфина России заставили сверстать новый бюджет-2009 Иркутской области, основанный на инерционном варианте развития события, с минимальным дефицитом. В итоге проект закона был перевнесен в ЗС лишь 1 декабря, а 15 его необходимо было принять в третьем чтении! Тогда глава бюджетного комитета ЗС Сергей Курилов говорил, что придется устанавливать в кабинете койку и ночевать там.

Как принимался бюджет…

Закон о бюджете-2009 принят в срок, основная работа бюджетного комитета ЗС на нынешний год закончена. Можно уносить койку домой и подводить первые итоги своей деятельности.

«Тот короткий период времени, который был отпущен депутатам Законодательного Собрания на изучение проекта бюджета, его проверку и принятие решения, безусловно, был недостаточным, приходилось работать с колес», - рассказал председатель комитета. При этом он отметил хорошую работу департамента финансов Иркутской области, специалисты которого формировали проект бюджета в сжатые сроки, выдавали четкие и проверенные цифры. Проект бюджета он назвал «практически качественным продуктом, взвешенным и понятным».

Вообще-то работа над проектом бюджета-2009, как это регламентировано законом «О бюджетном процессе в Иркутской области», началась еще в первом полугодии. Он был готов в сентябре, тогда врио губернатора внес проект закона в Законодательное Собрание. Но позже отозвал его для переработки. 1 декабря депутаты получили проект закона, основные данные которого были им в целом знакомы, т.к. последние недели перед этим комитеты ЗС работали в тесном контакте с правительством Иркутской области.

При подготовке нового варианта проекта бюджета-2009 депутатам пришлось внести существенные изменения в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Для наполнения региональной казны и принятия бездефицитного бюджета пришлось перевести с муниципального на региональный уровень следующие налоги: 5% от налога на доходы физических лиц (таким образом, у муниципалитетов останется 10%), полностью транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Мера – вынужденная, признается председатель бюджетного комитета ЗС, но необходимая. При этом областные власти дали муниципалитетам слово, что по возможности выпадающие доходы в 2009 году будут каким-то образом компенсированы.

Несмотря на то, что пришлось урезать все без исключения статьи расходов, бюджет-2009 сохранил свою социальную направленность – ни одна социальная программа не свернута, более того, депутаты в ноябре и декабре приняли несколько новых, которые начнут (или продолжат) действовать в 2009 году. Как на сессии рассказала спикер Законодательного Собрания Людмила Берлина, через секвестирование бюджетов пришлось пройти всем регионам России. И некоторым не удалось сохранить финансирование многих социальных программ и законов, например, это произошло в Забайкальском крае.

Сергей Курилов говорит, что лучше предварительно сократить все расходы, какие только можно, чем потом «резать по живому». «Бюджет мы сформировали по консервативному, инерционному варианту развития: показатели 2008 год плюс инфляция.  И правильно сделали. Если бы запланировали определенные расходы без реального источника финансирования, получился бы самообман. Мы упредили болезнь, пока она не развилась», - уточнил председатель комитета ЗС. После того, как Иркутская область выполнила рекомендации Минфина и приняла практически бездефицитный бюджет-2009 (он составляет всего чуть более 1,3 млрд. рублей против почти 10 млрд. ранее планируемых), можно будет демонстрировать правительству РФ – регион все внутренние резервы исчерпал, нужны дополнительные дотации. И в Приангарье на них рассчитывают. Так что вносить изменения в закон о бюджете в будущем году придется ни один раз, хотя в первом квартале серьезных корректировок главного финансового документа Приангарья Сергей Курилов не ожидает. 

Плюс закона о бюджете-2009 в том, что в нем заторможен рост государственного долга Иркутской области, за 12 месяцев предполагается не нарастить его ни на единый рубль. Это нужно считать большим достижением, т. к. за последние годы госдолг вырос в несколько раз и уже практически достиг критического размера. «Рейтинг Иркутской области должен быть достаточно высок для того, чтобы можно было занимать средства на погашение дефицита бюджета. Ведь чем выше рейтинг, тем ниже процентная ставка в коммерческих банках, а когда занимаешь миллиарды, каждый процент выливается в сотни тысяч рублей, которые потом приходится расходовать на обслуживание госдолга», -- поясняет Сергей Курилов.

Контроль над исполнением закона о бюджете-2009

«Что-то пересматривать в законе о бюджете-2009, перепроверять в будущем году нам еще придется, потому что существуют проблемы сбалансированности местных бюджетов, вопросы по выплате субсидий, по развитию социальных и инвестиционных программ. В постановлении Законодательного Собрания это все было отражено, правда, без конкретных цифр, депутаты посчитали, что их прописывать нельзя, как и указывать определенные объекты в муниципалитетах. Бюджетный комитет, правда, вносил дополнительные суммы на здравоохранение, физкультуру и спорт, молодежную политику, но нас убедили, что в первые 3-4 месяца будущего года нет необходимости дополнять закон о бюджете ими. А в течение всего года депутаты вместе с правительством Иркутской области, губернатором будут решать, на что именно направить дополнительные доходы. Кроме того, сейчас неизвестна величина кредиторской задолженности по итогам 2008 года, она сложится только 31 декабря. В январе-феврале надо будет изучить, сколько и какие долги остались на 2009 год, какие долги были погашены в результате тех бюджетных кредитов, которые правительство Иркутской области получило в Минфине РФ. Кроме того, кто знает, в условиях финансового кризиса какие дополнительные доходы регион получит в будущем году, какие проблемы могут возникнуть?» - сказал Сергей Курилов.

Одно из важнейших направлений деятельности депутатов по контролю за исполнением бюджета-2009 – плотное взаимодействие с муниципальными образованиями. После того, как они примут свои бюджеты, нужно изучить, в каком объеме сложились дефициты, какие ожидаются сборы собственных доходов, на какие расходы не хватает средств. После этого нужно принимать решение, какой территории и сколько давать дотаций. «Нужно выработать критерии оценки финансовой ситуации в муниципалитетах. Мы часто получаем письма от мэров, в которых те просят денег на то-то и то-то, пишут – примите срочные меры. Часто письма приходят без подробного обоснования необходимости запрашиваемой суммы, но голой цифре нельзя верить. Приходится перепроверять информацию, запрашивать дополнительную и т.д. Теряется много времени. С муниципальными образованиями мы установим новый формат финансовых взаимоотношений. Обсудим его на совете по взаимодействию с представительными органами власти при Законодательном Собрании. Есть у депутатов контакт и с Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области. Муниципалитеты должны принять определенные условия, если хотят получать от нас действенную помощь, а не только консультации», - рассказал Сергей Курилов.

Компенсация выпадающих доходов муниципалитетам, скорее всего, будет в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Что касается конкретных «болевых точек», то Сергей Курилов не видит единой модели для всех территорий, он говорит: «Будем подходить к каждой территории индивидуально, нужно смотреть, сколько выпало доходов, на что именно не хватает. Условно говоря, в Бодайбо главное зимой – это отопление, на это и обращать особое внимание. Будем выбирать приоритеты, речь не идет о том, чтобы дополнительные доходы разделить на всех поровну». Кроме того, для муниципалитетов предусмотрен 1 млрд. рублей на бюджетные кредиты, в нынешнем году на эти цели было выделено почти в два раза меньше.

Председатель бюджетного комитета ЗС также считает, что в будущем году нужно провести ревизию кредиторской задолженности в Иркутской области, как и предлагало на последней сессии ЗС руководство регионального департамента финансов. «Надеюсь, что новая команда губернатора составит реальный реестр государственных контрактов, это то, что депутаты неоднократно просили сделать предыдущего губернатора. Во взаимоотношениях по предоставлению информации, принятия тех или иных совместных решений сегодня с правительством Иркутской области проблем нет», -- уверяет Сергей Курилов.

И что дальше?

Бюджет Иркутской области уникален еще и тем, что он принимался на один год, который все еще считается переходным в связи с образованием нового субъекта федерации путем слияния области и округа. Следующий главный финансовый документ региона необходимо будет утвердить на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, как и предписывает Бюджетный кодекс РФ. Сделать это в период развивающегося мирового кризиса будет чрезвычайно трудно. И готового рецепта, как произвести точный финансовый прогноз на три года вперед, нет пока ни у кого.

Губернатором будет представлена программа социально-экономического развития Иркутской области, депутаты рассчитывают, что она появится примерно через три месяца. На этот документ необходимо будет опираться при составлении среднесрочных прогнозов. «Но даже если завтра в Иркутской области заработает много инвестиционных проектов, пока они начнут приносить прибыль, пройдет не один год, нужен определенный срок. Может быть, к лету 2010 года что-то в экономике начнет исправляться, не раньше.  Есть приоритетные отрасли экономики, есть предприятия, которые образуют свои инфраструктуры, например, Саянскхипласт, ангарские заводы. Наша задача – отслеживать, как будет идти работа на крупных предприятиях области, в первую очередь, в лесопромышленности и нефтехимии, от этого зависит, насколько быстро оживет рынок. Мое личное мнение – нужно также поддерживать малый и средний бизнес. В этой сфере есть деньги, за счет них сейчас выживают финансово-кредитные организации. Необходимо уделять внимание небольшим предприятиям, которые работают около крупных финансово-промышленных групп: что-то перерабатывают, поставляют, перевозят, торгуют. Нуждается в помощи и строительный комплекс Приангарья. Бюджетный комитет Законодательного Собрания будет изучать все эти вопросы в течение следующего года», - говорит Сергей Курилов.

Работы в 2009 году будет много. Председатель бюджетного комитета ЗС будет принимать участие в заседаниях региональной комиссии по стабилизации платежеспособности и сбалансированности бюджета Иркутской области. Запланирован правительственный час, посвященный национальным проектам в Иркутской области и отражению в бюджете-2009 финансированию данных проектов.

Бюджетный комитет ЗС организует два круглых стола. В марте он будет посвящен отчету об исполнении областного бюджета за первый квартал 2009 года и бюджетов муниципальных образований. В апреле – сбалансированности местных бюджетов и состоянию кредиторской задолженности консолидированного бюджета Иркутской области.

В мае пройдет депутатский час о практике применения регионального закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Законодательное Собрание уже предложило правительству Иркутской области в 2009 году внести новую редакцию этого закона, в которой, возможно, вернут часть налогов муниципалитетам обратно. Об этом на последней сессии ЗС заявил вице-спикер ЗС, курирующий бюджетную сферу Геннадий Истомин.

В феврале-марте запланировано внесение изменений в закон «О налоге на имущество организаций», в апреле, мае и июне – в закон «О бюджетном процессе в Иркутской области».

В феврале бюджетный комитет будет рассматривать депутатский запрос Геннадия Истомина о мероприятиях по созданию субъектовой пожарной охраны. Напомним, с 1 января 2009 года создается региональная пожарная охрана, которая должна финансироваться за счет областного бюджета. МЧС России финансирует федеральные подразделения. В прошлом году Иркутская область подписала соответствующее соглашение с МЧС, в нынешнем году этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях бюджетного комитета ЗС. Будет рассмотрены и другие депутатские запросы.

«Бюджетный комитет Законодательного Собрания – это не только Сергей Курилов, его помощники и специалисты правого управления. Это – 10 депутатов, многие из которых являются высококвалифицированными специалистами в разных отраслях экономики – транспорт, энергетика, строительство. Состав комитета сильный, мы сможем сделать многое», - уверен Сергей Курилов.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

Татьяна Семейкина: сформирована законодательная база в социальной сфере для объединенной Иркутской области

Иркутская область, 26.12.08. За несколько месяцев работы Законодательного Собрания объединенной Иркутской области на сессиях было принято более 20 социальных законов, которые рассматривались на заседаниях комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС. Как сообщила председатель комитета Татьяна Семейкина, для объединенной Иркутской области полностью сформирована законодательная база в социальной сфере. «С 1 января 2009 года люди смогут получать те социальные льготы, которые для них предусмотрены, не только в Иркутской области, но и в Усть-Ордынском Бурятском округе», -- отметила она.

О социальных законах

За новый созыв Законодательного Собрания объединенной Иркутской области были приняты законы, направленные на поддержку реабилитированных лиц, ветеранов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неработающих пенсионеров и других категорий граждан. Как рассказала Татьяна Семейкина, на пятой сессии Законодательного Собрания во втором и окончательном чтении были приняты восемь законов комитета по здравоохранению и социальной защите. Так, был принят законопроект «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных, пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области». Документ предусматривает предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 300 рублей. Кроме того, прописаны такие меры, как компенсация 50% расходов на оплату жилого помещения, компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50%, бесплатный проезд автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) междугородних (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов и другие меры социальной поддержки.

Как отметила Татьяна Семейкина, в ходе работы над этим законопроектом была внесена и принята поправка, которая предполагает, что меры социальной поддержки будут предоставляться по выбору гражданина в натуральной форме, то есть в виде скидки, либо в форме денежной компенсации. «Когда законопроект был принят в первом чтении, к нам поступали обращения с территорий по поводу того, что не всем удобна денежная компенсация. Поэтому было предусмотрено два варианта – либо деньги, либо натуральная льгота. С этой поправкой согласилось и правительство Иркутской области», -- рассказала председатель комитета по здравоохранению и социальной защите.

Один из важных принятых законов – «О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также  детей в возрасте до трех лет через специальные пункты питания по заключению врачей Иркутской области». Как отметила Татьяна Семейкина, закон направлен на поддержку семей и беременных. Закон предусматривает, что направление на питание дает врач при наличии следующих показателей у беременных: снижение массы тела ниже стандартной на 15% и более, заболевание фенилкетонурией; у кормящих матерей – снижение массы тела ниже стандартной на 15% и более; у детей первого года жизни – перинатальный контакт с ВИЧ-инфекцией, заболевание матери активной формой туберкулеза, недостаток грудного молока у матери и другое. Предоставляется набор продуктов по бесплатным талонам через специальные пункты питания. По словам Семейкиной, в объединенной Иркутской области создана целая сеть специальных отделов для выдачи питания.

Принят также закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных учреждений Иркутской области». Как отметила Татьяна Семейкина, в нем предусмотрена социальная поддержка для медицинских и фармацевтических работников, специалистов в области ветеринарии, социальных работников, а также библиотекарей и работников культуры. Закон предусматривает ряд социальных мер. Среди них – обеспечение специальной одеждой и проездными билетами, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

Татьяна Семейкина подчеркнула, что в каждом социальном законе были прописаны документы, которые необходимо предоставить для назначения социальной поддержки. «После совместной работы депутатов и органов исполнительной власти законы стали прямого действия, что исключает коррупционный фактор. Кроме того, ответственному органу за назначение пособий не придется разрабатывать дополнительных документов», -- сказала председатель комитета. Депутатский корпус совместно с исполнительной властью очень плодотворно поработали над законодательством для объединенной Иркутской области в социальной сфере. «В авральном режиме с нами работала и прокуратура, и органы юстиции. Важные поправки к социальным законопроектам вносило Иркутской областное профобъединение», -- сказала Татьяна Семейкина.

Все принятые законы направлены на поддержку незащищенных слоев населения Иркутской области. «Сейчас в России сложилась достаточно тяжелая финансовая ситуация, эти законы актуальны и злободневны. Если бы законы не были приняты, с 1 января 2009 года многие бы уже не смогли получить социальную поддержку, -- рассказала Татьяна Семейкина. – В связи с кризисом материальное положение некоторых категорий граждан может ухудшиться, поэтому необходимо быстрое реагирование на ситуацию. Для этого будет проводиться постоянный мониторинг ситуации в социальной сфере».

О распространении заболевания туберкулезом 

На заседаниях комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС депутаты не раз поднимали вопрос о распространении туберкулеза в Иркутской области. Как рассказала Татьяна Семейкина, в регионе – очень сложная ситуация с заболеваемостью туберкулезом. Иркутская область – в числе лидеров по заболеваемости туберкулезом среди регионов России. Помимо этого, Приангарью не хватает стационарных коек в противотуберкулезных диспансерах, особенно в Иркутске (только в областном центре необходимо дополнительно 450 коек).

Сейчас в регионе ведется реконструкция противотуберкулезного диспансера в Тайшете и строительство диспансера в Усть-Ордынском Бурятском округе. Как отметила Татьяна Семейкина, Тайшетский противотуберкулезный диспансер не могут передать на баланс Иркутской области, так как закончена реконструкция только стационара, но нет своей прачечной и пищеблока, сейчас они находятся в Центральной районной больнице Тайшета.

Вопрос о возведении этих двух объектов обсуждался с заместителем министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Ритой Низамовой. «Комитет просил 2,7 млн. рублей на проектные работы для завершения диспансера в Тайшете, в постановлении к закону об областном бюджете на 2009 год сфера здравоохранения обозначена как приоритетная. На этом объекте необходимо завершить работу, а затем передать диспансер на областной уровень», -- сказала Татьяна Семейкина.

На диспансер в Усть-Ордынском округе из областного бюджета на следующий год предусмотрено 7 млн. рублей, а также предусмотрены определенные средства в федеральном бюджете. «На сегодняшний день строительство диспансера в округе финансируется из областного и федерального бюджетов. Введение лечебного учреждения в округе позволит разгрузить стационары в Иркутске», -- подчеркнула Татьяна Семейкина. Кроме того, по словам депутата, в связи с удорожанием строительства противотуберкулезного диспансера в Усть-Ордынском округе министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области планирует подготовить письмо о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на строительство этого объекта. На его завершение необходимо 54 млн. рублей.

«Данный вопрос по проблеме с туберкулезом также поднимала на  федеральном уровне спикером Законодательного Собрания, секретарем политсовета ИРО партии «Единая Россия» Людмилой Берлиной», -- рассказала Татьяна Семейкина. 

Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС отметила, что в планах на следующий год предусмотрено проведение правительственного часа «О распространении заболевания туберкулезом в Иркутской области», на котором вопрос будет рассмотрен всесторонне, по его итогам планируется разработать план мероприятий или долгосрочную программу. Кроме того, предполагается разработка законопроекта по оказанию специализированной медицинской помощи.

О мероприятиях комитета на 2009 год

Комитет по здравоохранению и социальной защите ЗС на 2009 год планирует провести ряд крупных мероприятий. Помимо правительственного часа «О распространении заболевания туберкулезом в Иркутской области», запланировано проведение депутатских слушаний «Оказание адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации». Как рассказала Татьяна Семейкина, в Иркутской области реализуется подобная социальная программа, финансирование которой составляет 21 млн. рублей. «На депутатских слушаниях мы изучим, как реализуется данная программа, есть ли какие-то проблемы, хватает ли финансирования», -- сказала депутат.

Будет проведен депутатский час «Здоровье школьников в Иркутской области и факторы, на него влияющие». «Во многих городах и районах Приангарья, в том числе в Иркутске, реализуются программы, направленные на поддержку здоровье школьников, -- рассказала Татьяна Семейкина. – Депутатам необходимо выяснить, нужен ли закон в этой сфере. Медосмотры школьников проходят регулярно, а профилактическая работа не проводится. Необходимо, чтобы поликлиника постоянно работала со школьниками. Это позволит оперативно лечить заболевания, выявленные во время медосмотра. Должна быть постоянная взаимосвязь между школой и лечебным учреждением».

На обсуждение Общественного совета при Законодательном Собрании выносится две темы – «Мониторинг реализации законодательства о защите прав детей в Иркутской области» и «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области». «Мы хотим узнать, какие областные и федеральные законы были приняты по защите прав детей, как исполняются, достаточно ли средств на реализацию. И принять решение, необходимо ли разрабатывать областную программу в этой сфере», -- отметила Татьяна Семейкина. Кроме того, Иркутской области необходимо работать над уничтожением точек торговли наркотиками и перекрытием путей поставок наркотических средств, тогда не надо будет выделять много средств на профилактику, добавила председатель комитета.

Следующий год в России объявлен Годом молодежи. Поэтому комитет по здравоохранению и социальной защите планирует обсудить совместно с Молодежным парламентом при Законодательном Собрании Иркутской области тему «Демографические и миграционные процессы в молодежной среде Иркутской области». «Мы хотим услышать мнение молодых людей по данной проблеме, а затем подумать, как ее решать. Может быть, выйдем с законодательной инициативой на федеральный уровень, но сначала надо полностью изучить эту проблему, -- рассказала Татьяна Семейкина. -- Я лично за то, чтобы вернули систему распределение выпускников вузов. Тогда главы территорий и руководители предприятий будут создавать необходимые условия для молодых специалистов, а молодые люди начнут оставаться муниципалитетах Иркутской области».

О законотворчестве

В плане работы комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области на 2009 год – рассмотрение и принятие шести законопроектов. Среди них – «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области», «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области», «О патронатной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области»,  «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области», «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения». Планируется также  внести поправки в областной закон «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству», привести в соответствии с федеральным законодательством.

Комментируя законопроект «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области», Татьяна Семейкина отметила, что правовое управление Законодательного Собрания и министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области сейчас изучают, какие категории нуждаются в какой социальной поддержке, а также какие полномочия есть у субъекта федерации в этом отношении.  

Кроме того, в 2009 году будет обсуждаться законопроект «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения». «Если муниципальные образования реализуют полномочия областного уровня, то должна быть предусмотрена субсидия с областного бюджета, которая будет выплачиваться территориям», -- сказала председатель комитета ЗС.

Подытоживая, Татьяна Семейкина отметила, что сейчас в комитете по здравоохранению и социальной защите ЗС нет на рассмотрении ни одного законопроекта. Все законопроекты, которые были внесены в нынешнем году, приняты.    

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья» -- Телеинформ

Ирина Синцова: социальные законы должны быть эффективными для населения Иркутской области

Иркутская область, 26.12.08. В Законодательном Собрании объединенной Иркутской области был вновь возрожден комитет по социально-культурному законодательству. Напомним, в конце 2007 года он был объединен с комитетом по социальной защите и здравоохранению, а в конце 2008 года – комитету вновь вернули самостоятельность. Новый председатель комитета – Ирина Синцова. Корреспонденту «Парламентского вестника Приангарья» она рассказала  об итогах работы вновь созданного комитета и о планах на 2009 год.

-  Направлениями деятельности комитета по социально-культурному законодательству, как и прежде, является социальное развитие Иркутской области, образование, культура, наука, туризм, вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, трудовых отношений, общественного питания, демографии, благотворительности. Большинство из рассмотренных на заседании комитета вопросов в 2008 году были связаны с социальным развитием Иркутской области.

Комитет работал над корректировкой законов «О социальной поддержке в сфере образования отдельных категорий граждан в Иркутской области», «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках и работающих в муниципальных образовательных учреждениях», «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области» и над другими социально-значимыми законами.

Среди принятых в нынешнем году нормативно-правовых актов хочется отметить «Закон о потребительской корзине Иркутской области». Работа над законопроектом началась еще во время работы парламентариев четвертого созыва. Принятие данного правового акта  связано с образованием нового субъекта РФ – объединенной Иркутской области. Нужно было распространить закон на всю территорию региона, в том числе Усть-Ордынский Бурятский округ. Во время формирования данного законопроекта особое внимание было уделено методике расчета потребительской корзины, которая была разработана специально для принятия данного законопроекта. В новом законе увеличен ряд показателей, в частности с учетом особых климатических условий Иркутской области увеличена норма мясопродуктов. Потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения с учетом изменений половозрастной структуры населения Иркутской области.

Стоит отметить другой актуальный законопроект - «О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области». Он  неоднократно обсуждался на заседаниях комитета в нынешнем году. На последней сессии Законодательного Собрания законопроект не был принят, так как над ним еще необходимо  поработать. В частности, нужно скорректировать региональные стандарты по предоставлению субсидий для оплаты ЖКУ одиноким пенсионерам, многодетным семьям, потому что предложенные разработчиками законопроекта новые стандарты могут уменьшить объем социальной помощи, который ранее предоставлялся этим категориям граждан. В целом этот законопроект очень важен, так как он нацелен на предоставление помощи тем людям, которые нуждаются в поддержке государства. Особенно это актуально для Усть-Ордынского округа, где до объединения с Иркутской областью,  как и во многих других регионах, данные субсидии начислялись с учетом максимальной доли расходов гражданина на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи, составляющей 22% (это федеральный стандарт). Новый законопроект предлагает во всей Иркутской области установить максимально допустимую долю расходов пенсионеров на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере от 10% (если отношение среднедушевого дохода семьи к установленной величине прожиточного минимума будет составлять от 1 до 1,2),остальных граждан – от 16% (при отношении от 1 до 1,3). В настоящее время первый показатель составляет 7%, второй – 12%.

Значимым событием уходящего года стало и принятие двух нормативно-правовых актов, связанных с развитием массового и профессионального спорта в Иркутской области. Впервые в 2008 году был принят законопроект «О физической культуре и спорте», а также областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2009-2011 годы», разработанная министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Иркутской области. В основном реализация программы направлена на строительство и реконструкцию спортивных сооружений в муниципальных образованиях Иркутской области.

Комитет также работал над формированием регионального бюджета на 2009 год. Стоит отметить, что бюджет Иркутской области будущего года по-прежнему сохраняет свою социальную направленность. Однако из-за сложной экономической ситуации объем средств, предусмотренный в законопроекте об областном бюджете на будущий год, был уменьшен, сокращены многие его статьи, в том числе связанные с культурой и молодежной политикой.

В 2009 году мы уже сможем увидеть результаты тех решений, которые были приняты в нынешнем  году, оценить эффективность финансирования наших программ и законопроектов.

Будущий год объявлен Годом молодежи. Уже утверждена программа проведения Года молодежи в Иркутской области, направленная на патриотическое воспитание юношей и девушек, на поддержку талантливой молодежи, в том числе в сельской местности. В этой программе намечен план культурных мероприятий, приуроченных к Году молодежи. Кроме того, представители фракции «Единая Россия» в ЗС предложили организовать общественные слушания по проблемам трудоустройства молодежи. Предполагается, что мероприятие пройдет с участием большого количества молодых жителей Иркутской области.

Кроме того, члены комиссии в 2009 году продолжат вести контрольную деятельность по реализации приоритетных национальных проектов на территории Иркутской области, организации общественного питания и медицинского обслуживания в учреждениях образования Иркутской области, работу над федеральными и региональными законопроектами, депутатскими запросами, обращениями и жалобами. В общей сложности в плане комитета – работа по рассмотрению 8 законопроектов. Среди них - проекты законов о квотировании рабочих мест для инвалидов, об административной ответственности в сфере сохранения памятников историко-культурного наследия, о нормативах финансирования педагогических учреждений.

В будущем году комитет также планирует рассмотреть итоги выполнения областных целевых программ - «Комплексные меры злоупотребления наркотическими и психотропным средствами», «Об областной поддержке молодежных объединений Иркутской области», «Молодым семьям – доступное жилье» и др. Кроме того, в Законодательном Собрании Иркутской области комитет планирует провести ряд круглых столов: о проблемах и перспективах инновационной деятельности Иркутской области, ведь развитие инновационных технологий  является приоритетным направлением  российской экономики,  о реформировании образования, в том числе о переходе на отраслевую оплату труда, о проблемах дошкольного образования, о благотворительной деятельности и меценатстве.

Мне кажется сейчас, когда в регионе уже действует много законов, регламентирующих деятельность социально-культурной сферы, приоритетным направлением депутатской работы должно стать совершенствование законов, а не принятие новых нормативно-правовых актов. Главное в работе законодательной ветви власти – не количество принятых законопроектов, а качество их разработки и исполнения. Ведь можно принять множество хороших законов, но в силу различных объективных причин не выполнить обязательства по их реализации. Кроме того, законодатель всегда должен понимать главное правило законотворчества – любой нормативно-правой акт должен быть экономически обоснован, в нем должны быть указаны механизмы его реализации, и, главное, он должен быть максимально понятен любому человеку. Вот над этим, прежде всего, и надо работать.

Мы обсуждаем идеи новых законопроектов на долгосрочную перспективу. В частности, уже затрагивали вопрос о разработке законопроекта об ответственности родителей за пребывание детей на улице в вечернее время. Прежде всего, обсуждали, насколько необходим данный закон в Иркутской области и пока не пришли к единому мнению.

Сегодня все говорят о мировом финансовом кризисе. Мне кажется, мы сами способствуем развитию этого негативного явления, постоянно думая о нем. Ведь негативные мысли неосознанно нацеливают нас на стагнацию. Главное, ответственно подходить  ко всем принимаемым решениям  и не забывать, что оптимизм помогает находить правильные ответы на любые, даже самые сложные задачи.

Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

Юрий Фалейчик: единственный способ сохранить жизнь в Байкальске – запустить БЦБК

Иркутская область, 26.12.08. В новом созыве Законодательного Собрания Иркутской области комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве возглавил Юрий Фалейчик. Еще на первой организационной сессии ЗС он признался, что предложение возглавить этот комитет было для него несколько неожиданным, так как человек он «сугубо городской» и проблемы лесного комплекса и сельского хозяйства ему знакомы не очень хорошо. При этом он отметил, что не чужд проблем недропользования и экологии: несколько лет работал в составе комитета по собственности и экономической политике, а в последнее время возглавляет общественный совет по безопасному использованию атомной энергии.

Неслучайно в интервью о деятельности комитета Юрий Фалейчик подробнее всего остановился на проблемах, связанных с деятельностью Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а точнее его остановкой. По его словам, это тот случай, когда экологическая проблема на наших глазах превратилась в колоссальный очаг социальной напряженности, и единственный разумный способ сохранить жизнь в Байкальске – запустить БЦБК чего бы это стоило.

-- Юрий Иосифович, почему после стольких лет борьбы за перепрофилирование БЦБК, после стольких затрат на внедрение замкнутого водооборота комбинат остановлен, а город оказался под угрозой вымирания?

-- Я убежден, что проблема загрязнения Байкала в результате деятельности БЦБК слишком преувеличена. И намерен в ближайшее время представить научные данные, свидетельствующие о том, что работа БЦБК не была фатальной для Байкала.

Конечно, надо бороться с любыми загрязнениями природы. Мы должны стремиться к тому, чтобы продукты были натуральными, воздух – чище, вода – лучше и т.д., но когда возникает вопрос – жить или не жить, экологические проблемы должны отойти на второй план. Бороться за экологию надо ради живых людей, а не ради мертвого города.

Я не боюсь обвинений со стороны экологов. У меня, например, тоже есть вопросы к тем, кто боролся за закрытие БЦБК. Неужели они не понимали, что за закрытием БЦБК 17 тысяч человек стоит? Бороться надо было не с комбинатом, а с его выбросами. В конце концов, любое загрязняющее вещество поддается нейтрализации или очистке. В какой-то момент произошла подмена понятий, и вместо того, чтобы бороться за чистоту сбросов, мы стали бороться с комбинатом. Почему? Это мой вопрос к тем, кто боролся за закрытие комбината.

-- Неужели все усилия по перепрофилированию БЦБК были напрасными?

-- К сожалению, кроме запуска комбината у нас нет других инструментов, чтобы обеспечить жизнедеятельность города. Комбинат формирует 60% доходов бюджета Байкальска. Соответственно, когда нет поступлений от этого комбината, нет возможности финансировать  здравоохранение, образование, культуру, коммунальное хозяйство, транспорт. В областном бюджете нет средств, которые могли быть направлены в Байкальск.

Думаю, сейчас не время искать виноватых. От этого ситуация в Байкальске не улучшится. Сначала надо принять меры. Возможно, компания «Континенталь-менеджмент» в чем-то была не права, но нельзя не учитывать и тот факт, что на ситуацию вокруг БЦБК в значительной мере повлиял экономический кризис и падение спроса на производимую комбинатом продукцию.

-- Вы предлагаете разомкнуть водооборот, а что дальше?

-- Понимаете, любое новое производство не может возникнуть по мановению палочки. Для того чтобы полностью перепрофилировать комбинат, надо, как минимум, потратить деньги на проект, на поиск и закупку оборудования. И на все это нужно время, которого у нас нет.

Я предлагаю запустить производство и установить на предприятии общественный экологический контроль. Это очень действенная мера, я это знаю по опыту работы в общественном совете по безопасному использованию атомной энергии. Давайте организуем общественный контроль за выбросами комбината, откроем доступ общественным экспертам, дадим им лабораторию, чтобы они могли брать пробы и публиковать данные в СМИ. Поверьте, это заставит любое производство резко сократить загрязняющие выбросы.

Давайте потребуем от имени общественности предъявить четкий ясный план действий по БЦБК: если перепрофилировать, то когда и во что, если закрывать, то к какому сроку у нас будет замещающее производство, чтобы обеспечить занятость людей. Пока ничего этого нет. Сегодня есть проблема, и нет вразумительного плана действий. Пока будут приняты ключевые решения, сделан новый проект, найдено финансирование, пройдут годы.

-- Кто должен представить этот план действий?

- Разумеется, силами областных властей эту проблему не решить. Это проблема федерального уровня. Сейчас мы ждем решения правительства РФ. В правительстве есть несколько ведомств, которые так или иначе связаны с работой БЦБК. Это Министерство природных ресурсов, Минпромнауки, Министерство обороны. У них разные взгляды на работу БЦБК. Поэтому в обращении Законодательного Собрания и правительства Иркутской области мы просили создать правительственную комиссию с участием всех сторон. Но, к сожалению, время идет, а решения до сих пор нет. У нас нет информации о создании этой комиссии.

-- Юрий Иосифович, расскажите о работе комитета над бюджетом Иркутской области на 2009 год. Как Вы его оцениваете?

-- Формирование бюджета-2009, пожалуй, не менее острый и болезненный вопрос, чем остановка БЦБК. Буквально на глазах у нас рушилась сложившаяся финансовая система, которая позволяла нам не только добросовестно исполнять переданные региону полномочия, но и вести строительство в достаточно больших объемах, модернизировать коммунальную инфраструктуру, вкладывать деньги в развитие того же самого сельского хозяйства... Но, к сожалению, кризисные явления начались и в Иркутской области, резко сократились объемы налоговых поступлений в бюджет. И мы вынуждены были очень многие расходные статьи бюджета сокращать, готовить бюджет для принятия в сильно усеченном виде.

Сложность кризисной ситуации усугубилась еще нашими долгами, накопленными прежней администрацией области. Соответственно, и в бюджет 2009 года попадают расходы на обслуживание этого долга, то есть это «пустые» деньги для областного хозяйства. Кроме этого, мы должны будем вернуть те кредиты, которые сегодня оформляем для того, чтобы завершить 2008 год, стабильно выплачивая заработную плату и социальные выплаты. Но проблемы конца нынешнего года невольно переходят в 2009 год, потому что остается много долгов непогашенных, так называемая кредиторская задолженность. Ее мы тоже в 2009 году обязаны вернуть людям и организациям, которые работали с нашими бюджетниками. Все это  вместе создает тяжелейшую ситуацию, и мы вынуждены были буквально в авральном режиме провести несколько сессий.

Конечно, нам было не до того чтобы разобраться с проблемами в лесной отрасли, в сельском хозяйстве, но так или иначе мы этих тем коснулись. Потому что вынуждены были пересматривать все свои областные программы, в том числе программы поддержки сельскохозяйственного производства. Если раньше на село выделялось около 1 млрд. рублей в год, то теперь мы вынуждены были сократить расходы на сельское хозяйство до 336 млн. рублей. Мы не сможем финансировать все направления, которые нам хотелось бы поддержать, но гарантируем поддержку по ранее оформленным кредитным договорам сельхозтоваропроизводителей, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств.

Проблемы областного бюджета докатятся практически до всех районов и поселений. Правительство Иркутской области называет его бюджетом эффективного управления, требующим скрупулезного планирования каждого рубля. А мне он представляется бюджетом выживания. Нам надо перетерпеть сложные времена и не допустить развала всей системы, которая действует в Иркутской области. Надо все усилия направить на то, чтобы не остановился транспорт, чтобы нигде не прекратилась подача тепла, не сорвались социальные выплаты, в том числе субсидии по ЖКХ и т.д. И я искренне надеюсь, что экономическая и финансовая ситуация начнет стабилизироваться уже в 2009 году и бюджет 2010 года будет лучше.

Эльвира Болотова, «Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

Борис Алексеев: Законодательное Собрание примет добротный Устав объединенной Иркутской области

Иркутская область, 26.12.08. Перед комитетом по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания в нынешнем году стояла непростая задача – до 1 января 2009 года привести в соответствие с федеральным законодательством законы объединенной Иркутской области. Необходимо было признать утратившими силу целый перечень законов Усть-Ордынского Бурятского округа. В начале 2009 года эта работа будет завершена. «Работа за прошедшие с момента формирования нового состава комитета два месяца была довольно насыщенной», – отметил председатель комитета по госстроительству  ЗС Борис Алексеев. Вместе с тем, членам комитета и работникам правового управления ЗС удалось оперативно, в сжатые сроки, решить стоявшую перед ними задачу, «так что есть удовлетворение от работы».

Про законы

Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении подготовил и вынес на сессию ЗС 36 вопросов. Из них 10 законов принято в окончательном чтении, еще три закона – в первом. В том числе принят закон о гарантиях выборных лиц органов местного самоуправления. По остальным вопросам принимались постановления Законодательного Собрания Иркутской области. Они включают в себя изменения в регламенте ЗС, поддержку ряда инициатив, исходящих от федеральных властей. По словам Бориса Алексеева, достаточно серьезная работа была проведена по подготовке к принятию поправок в конституционный закон о продлении срока полномочий президента и Государственной Думы, а также о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ.

Был оперативно принят закон об административных комиссиях в объединенном регионе. «Это помогло сегодня без всяких разрывов сохранить их деятельность в городах и районах Приангарья», – заметил Борис Алексеев. Кроме того, очень важным стало внесение изменений в регламент ЗС. За счет этого удалось на первом этапе работы областного парламента создать партийные фракции.

«Мы – члены комитета и депутатский корпус в целом – правильно, на мой взгляд, сориентировались в подготовке к рассмотрению и принятию бюджета 2009 года, – сказал Борис Алексеев. – Мы наладили прямой, конструктивный диалог с правительством Иркутской области, с Игорем Есиповским, тогда еще временно исполняющим обязанности губернатора. Состоялся отзыв первого варианта бюджета, после этого перевнесен новый вариант. Закон о бюджете 2009 года сохраняет социальную направленность, финансирование основных социальных законов, максимально учтена нынешняя непростая экономическая ситуация. Конечно, мы максимально урезали областные социальные программы, но есть уверенность в том, что на самое необходимое для обеспечения жизнедеятельности населения деньги в консолидированном бюджете Иркутской области будут найдены. Более того, все-таки преодолевая определенные сомнения, мы приняли изменения в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Передали ряд налогов в ведение областного бюджета. И заложили основу для компенсации в 2009 году большей части выпадающих доходов муниципальных бюджетов».

Про Устав Иркутской области

Одним из ключевых вопросов, находящихся в ведении комитета по законодательству о госстроительстве, стала доработка проекта Устава объединенной Иркутской области. По предложению комитета была сформирована рабочая группа по подготовке и рассмотрению поправок к проекту Устава. Ее возглавил заместитель председателя Законодательного Собрания Геннадий Истомин. В составе рабочей группы – вице-спикер ЗС Геннадий Нестерович, председатели всех комитетов и комиссий ЗС – Борис Алексеев, Сергей Курилов, Нина Чекотова, Юрий Фалейчик, Ирина Синцова, Татьяна Семейкина, Андрей Чернышев и Тимур Сагдеев. Кроме того, ее членами стали заместитель председателя комитета по социально-культурному законодательству ЗС Наталья Деньгина и входящие в состав комитета по законодательству о государственном строительстве депутаты Сергей Шишкин и Антон Романов, а также депутаты Аполлон Иванов и Илья Сумароков.

«Рабочая группа с участием депутатов ЗС, правительства Иркутской области и администрации губернатора уже провела два заседания, – сообщил Борис Алексеев. – Надеюсь, что работа этой группы позволит выработать основные концептуальные  положения Устава перед внесением его на рассмотрение сессии. Некоторые положения мы уже рассмотрели». Среди таких положений – возможность согласования с депутатами ЗС назначения ряда кандидатур на высокие посты в правительстве Иркутской области, которые представляет губернатор. Одна из таких фигур – первый заместитель председателя правительства региона. На рабочей группе обсуждался также статус и полномочия Контрольно-счетной палаты. Еще один немаловажный вопрос – деятельность Уставного суда. «Мы также рассматривали положение уполномоченного по правам человека в Иркутской области, контрольные функции Законодательного Собрания над исполнительной ветвью властью в части взаимоотношений с правительством региона», – добавил Борис Алексеев.

«Рабочая группа в спокойном рабочем режиме доработает проект Устава с учетом поправок, поступающих от общественных организаций, от Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Я уверен, поправки будут поступать и от депутатов Законодательного Собрания, – отметил председатель комитета по законодательству о госстроительстве. – Таким образом, в 2009 году мы сможем принять добротный основной закон Приангарья, который позволит дальше обеспечивать жизнь в правовом, социальном и политическом пространстве».

Про планы на 2009 год

«В первую очередь, мы доработаем проект Устава Иркутской области, подготовим его к рассмотрению и принятию на сессии Законодательного Собрания, – подытожил Борис Алексеев. – Параллельно с этим будем рассматривать закон о правительстве, о системе исполнительных органов государственной власти. Далее – закон «Об организации деятельности Законодательного Собрания». И, по всей вероятности, еще один немаловажный закон – «О законах и иных нормативных правовых актах Иркутской области». Это в первую очередь. Потом – все остальное».

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

Нина Чекотова: основная задача комитета по собственности и экономической политики на 2009 год – повысить доходную часть областного бюджета

Иркутская область, 26.12.08. В Законодательном Собрании объединенной Иркутской области первого созыва Нина Чекотова заняла пост председателя комитета по собственности и экономической политике. За два месяца комитет не только работал над приведением в соответствие законодательной базы нового субъекта России в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, но и вместе со всем парламентом трудился над формированием областного бюджета на 2009 год. Члены комитета еще в начале декабря предложили правительству региона ряд мер по повышению консолидированного областного бюджета. Основной упор, считают депутаты, необходимо сделать на повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, а также земельным фондом.

-- Нина Александровна, как Вы оцениваете работу парламента объединенного региона?

-- Ритм был очень напряженный. Над законопроектами, над проектом бюджета 2009 года работал весь депутатский корпус вместе с правительством Иркутской области. Прошли совещания, на которых коллегиально рассматривался и проект бюджет, и сокращение целевых государственных программ. Мы поставили определенный рекорд – семь сессий за два месяца. Конечно, в результате секвестирования пострадали отрасли экономики, более всего – строительная. Но мы прекрасно понимаем, что человеку нужно кушать, лечиться, и постарались сохранить те социальные гарантии, которые людям необходимы в первую очередь.

-- А что Вы скажете о работе комитета по собственности и экономической политике?

-- Комитет рассмотрел ряд законов, среди них – закон «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности», принятие которого стало первым шагом для поддержки предпринимателей Иркутской области. Нужно отметить и работу по созданию законодательной базы объединенной Иркутской области. И, несомненно, один из самых основных моментов – принятие областного бюджета на 2009 год.

-- Бюджет Иркутской области на 2009 год оценивают как бюджет не развития, а сохранения достигнутого уровня. А какую оценку дадите Вы?

-- Все прекрасно понимают, что тот бюджет, который был принят, лишь позволить сохранить ранее достигнутый уровень развития. Моя оценка такая же. В условиях финансового кризиса наша основная задача – доходную часть повысить. И мы будем работать над тем, чтобы наш бюджет стал бюджетом развития.

-- За счет чего планируется увеличить доходную часть бюджета?

-- В настоящее время наш комитет разрабатывает предложения по увеличению доходной части. Эта работа является главной на январь-февраль 2009 года. Прежде всего, необходима ревизия всего имущественного комплекса области. Ведь за счет него формируется часть поступлений в бюджет, хоть эта часть не налоговая и не имеет большого удельного веса. Необходимо оказать поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, а также пересмотреть размеры льгот, которые предоставлялись крупным вертикально-интегрированным корпорациям. Помимо этого, следует обратить внимание на оформление земельных участков и сбор земельного налога, чтобы и в  бюджеты муниципалитетов области шли поступления. Поэтому речь идет о комплексе мер, который поможет в какой-то мере сформировать доходную часть бюджета в условиях экономического кризиса.

На предыдущей сессии Законодательного Собрания был утвержден план работы нашего комитета. В марте следующего года мы проведем депутатские слушания, на которых обсудим проблемы строительной отрасли в Иркутской области в условиях кризиса и пути их решения. На второй квартал запланирован круглый стол о перспективах развития среднего и малого бизнеса в Иркутской области, а также обсудим проблемы депрессивных территорий региона. В третьем квартале 2009 года состоится депутатский час о ходе реализации и эффективности действия закона «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области». Этот закон в регионе действует не первый год, мы посчитали необходимым его обсудить.

-- А что Вы можете сказать о ситуации, которая сегодня сложилась на Байкальском бумажно-целлюлозном комбинате?

-- Шантаж собственника. Люди, которые изначально приобрели комбинат, сейчас пытаются шантажировать тем, что это градообразующее предприятие, и люди лишаются работы, поэтому они вынуждены требовать. Конечно, социальную защищенность должно предоставлять государство, которое почему-то сегодня не может этого сделать. Но то, что сейчас делает собственник, я считаю, это шантаж чистой воды. Потому что, если сейчас разомкнуть цикл, на чем настаивает руководство БЦБК, то можно говорить о том, что через определенное количество десятков лет мы можем лишиться озера Байкал. А что такое пресная вода и озеро Байкал, мы все прекрасно знаем. Уже столько лет мы добиваемся того, чтобы перепрофилировать это предприятие. Выход из ситуации, по моему мнению, один: я считаю, что контрольный пакет акций предприятия должен принадлежать правительству Иркутской области, потому что это градообразующее предприятие, это рабочие места, и соответственно власти должны гарантировать социальную защищенность населения.

-- Что Вы пожелаете своим коллегам в 2009 году?

-- В первую очередь, плодотворной работы. Каждый из нас должен понимать меру ответственности, которая слишком велика. Нельзя забывать, что за каждый принятым решением стоят судьбы многих людей. Конечно, хочу пожелать любви и счастья. Чтобы у каждого в семье была любовь, дружба и единство. Чтобы 2009 год не оказался годом мирового кризиса, о котором так много говорят. Пусть он будет полноценным, счастливым, результативным, чтобы в конце 2009 года все сожалели о том, что такой год от нас уходит.

Евгения Липина «Парламентский вестник Приангарья» - Телеинформ

КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Контрольно-счетная палата Иркутской области проверила Межотраслевой центр оценки качества и профессиональной подготовки

Иркутская область, 26.12.08. Межотраслевой центр оценки качества и профессиональной подготовки переданы государственные полномочия, что противоречит действующему законодательству. Это было выявлено в результате аудиторской проверки по организации финансирования и целевого использования средств областного бюджета, выделенных областному государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Межотраслевой центр оценки качества и профессиональной подготовки» за девять месяцев 2008 года.

Как сообщила на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Веретковская, деятельность центра направлена на выполнение задач разработки и внедрения различных технологий оценки качества образования, определения форм получения образования, реализации программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки научно-методического и информационного обеспечения государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений и т.д.

Аудитор КСП отметила, что Межотраслевой центр оценки качества и профессиональной подготовки, наряду с образовательной деятельностью, осуществлял такие госполномочия, как сбор отчетности областных и муниципальных образовательных учреждений по формам государственного наблюдения, подготовка положения о проведении аттестационной экспертизы профессиональной деятельности педагогов и руководящих работников учреждений образования. Кроме того, для осуществления ряда государственных полномочий, относящихся к сфере образования и делегированных министерством образования Иркутской области (в прошлом – департамент образования Иркутской области), в структуре центра предусмотрено три подразделения общей штатной численностью 16,5 единиц, выполняющих функции, не соответствующие статусу и функциям учреждения. Ирина Веретковская порекомендовала создать структурное подразделение в министерстве образования региона для реализации государственных полномочий.

Ирина Веретковская также рассказала, что существенных нарушений по финансам в Межотраслевом центре оценки качества и профессиональной подготовки выявлено не было. Выявлены незначительные нарушения федерального закона «О бухгалтерском учете». Смета центра на 2008 год была утверждена в сумме 84 млн. 735 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета – 69 млн. 735 тыс. рублей, средства от предпринимательской и иной деятельности – 15 млн. рублей. Исполнение бюджетной сметы за счет бюджетных средств за девять месяцев 2008 года составило 47 млн. 410,5 тыс. рублей. За данный период на лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, зачислено 2 млн. 43 тыс. рублей. Как отметила аудитор КСП, центру необходимо больше получать средств от предпринимательской деятельности. Помимо этого, проверкой было установлено, что 104,3 тыс. рублей из средств, полученных от предпринимательской деятельности, были направлены на исполнение государственных полномочий.

Кроме того, было предложено министерству образования Иркутской области рассмотреть вопрос об изменении вида данного учреждения путем преобразования центра в Институт регионального развития образования. Министр образования Иркутской области Наталья Малявкина отметила, что с реализацией национального проекта «Образование» увеличилась нагрузка на сотрудников министерства образования региона. «Мы старались справиться своими силами, но не справлялись, поэтому часть государственных полномочий и были переданы Межотраслевому центру оценки качества и профессиональной подготовки. Но мы курируем все переданные полномочия», -- рассказала она. В министерстве образования не хватает штатных сотрудников. Наталья Малявкина также подчеркнула, что сейчас уже идет работа о реорганизации центра в Институт регионального развития образования.

В итоге депутаты решили рекомендовать правительству Иркутской области рассмотреть вопрос о создании в министерстве образования Иркутской области структурных подразделений для выполнения государственных полномочий на базе структурных подразделений центра и с учетом штатной численности центра, задействованной в выполнении этих полномочий. Рекомендовано также руководству центра устранить замечания и недостатки, отмеченные КСП. Председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Тимур Сагдеев подчеркнул, что информация об исполнении решения представить в комиссии в срок до 1 марта 2009 года.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья» -- Телеинформ  

Парламентарии дали рекомендации правительству Иркутской области по развитию ипотечного жилищного кредитования

Иркутская область, 26.12.08. Депутаты Законодательного Собрания рекомендовали правительству Иркутской области сохранить ОАО «Иркутское региональное ипотечное агентство». Такое решение принято на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС, на котором рассматривались результаты аудиторской проверки по использованию бюджетных средств, выделенных на развитие ипотечного жилищного кредитования в 2007 году и за девять месяцев 2008 года. Вел заседание председатель комиссии Тимур Сагдеев.

Как сообщила аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Елена Тарасова, ОАО «Иркутское региональное ипотечное агентство» (ОАО «ИРИА») было создано в 1999 году. В конце 2007 года на счет ипотечного агентства на увеличение уставного капитала было перечислено из областного бюджета 139 млн. рублей. А 24 июня 2008 года на общем собрании акционеров было выработано решение о ликвидации или реорганизации деятельности ипотечного агентства. Ликвидационная стоимость активов, по состоянию на 25 июня 2008 года, составляла 148 млн. 449,7 тыс. рублей, в том числе денежные средства на расчетных счетах – 116 млн. 889,3 тыс. рублей. Иркутское региональное ипотечное агентство сейчас не работает.

В октябре-ноябре 2008 года были временно размещены денежные средства на условиях возмездных договоров займа – 20 млн. рублей передано Фонду V Байкальского экономического форума (под 9% годовых) и 50,6 млн. рублей передано ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (под 12% годовых). Елена Тарасова подчеркнула, что это были достаточно рискованные сделки.

КСП проверила ход реализации двух областных программ – «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005-2010 годы» и «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2019 годы. Как отметила Елена Тарасова, в Иркутской области рост ипотечного кредитования наблюдается с 2006 года. В 2007 году кредитными организациями было выдано 7300 жилищных кредитов на сумму 7 млрд. 267,2 млн. рублей, за девять месяцев 2008 года – на сумму 11 млрд. 392,6 млн. рублей. В общем объеме выданных ипотечных кредитов доля кредитов, полученных с участием средств областного бюджета, незначительна и составила в 2007 году 3,6% (260 кредитов), за девять месяцев 2008 года – 0,5% (60 кредитов).

В 2007 году расходы на реализацию областной целевой программы «Развитие жилищного ипотечного кредитования» составили 27 млн. 366,5 тыс. рублей или на 68,4% от годовых назначений. Субсидии перечислены 169 гражданам, включенным в реестр граждан, имеющих право на получение субсидий. При проверке было установлено, что 45 граждан приобрели жилье площадью меньше установленной нормы, при этом в расчет субсидии этим людям принята площадь жилья исходя из социальной нормы. Елена Тарасова также рассказала, что основная часть получателей субсидий живет в муниципальных образованиях, на территории которых были реализованы пилотные проекты по строительству жилья для развития ипотечного кредитования. Среди этих территорий – Иркутск, Братск, Саянск.

Как сказала аудитор КСП, не обнаружено серьезных нарушений при реализации областной целевой программы «Молодым семьям – доступное жилье». Ответственный исполнитель – агентство по молодежной политике Иркутской области (в настоящее время входит в состав министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области). За девять месяцев 2008 года расходы на программу составили 13 млн. 657,6 тыс. рублей или 22,7% от плана года. Средства перечислены муниципальным образованиям: 6 млн. 400,9 тыс. рублей – на погашение процентной ставки по обязательствам, выданным в 2005 году, и 7 млн. 256,7 тыс. рублей на предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка. На 1 января 2008 года фактически на предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка израсходовано 5 млн. 728,4 тыс. рублей (на рождение 51 ребенка).

Кроме того, проведен конкурс муниципальных программ по обеспечению жильем молодых  семей в рамках федеральной целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и сформирован список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2008 году по Иркутской области в количестве 230 семей. На момент проверки этот список не был утвержден.

За четыре года реализации программы улучшили жилищные условия 485 молодых семей. При этом в 2006-2007 годах не смогли реализовать выданные свидетельства 53 семьи из-за резкого роста стоимости квадратного метра жилья. На 1 октября 2008 года срок выданных свидетельств истек, а средства федерального бюджета в сумме 4 млн. 83,2 тыс. рублей и средства областного бюджета в сумме 5 млн. 777,3 тыс. рублей  остались неиспользованными. Причем, неиспользованные федеральные средства за 2006 год зачислены в федеральный бюджет 22 января 2008 года, за 2007 год будут перечислены в ближайшее время. А средства областного бюджета за 2006-2007 годы сейчас находятся в распоряжении муниципальных образований. На данный момент  средства в сумме 5 млн. 777,3 тыс. рублей не используются на цели программы, то есть имеют признаки нецелевого использования. Елена Тарасова считает, что эти средства необходимо либо направить в областной бюджет, либо распределить между муниципальными образованиями и направить на улучшения жилищных условий молодых семей.

Как рассказала заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Рита Низамова, серьезную конкуренцию Иркутскому региональному ипотечному агентству составляли банки. «У ИРИА – очень сложная судьба, оно всегда догоняло ситуацию, так как банки составляли агентству конкуренцию», -- сказала она. Его деятельность была приостановлена в декабре 2007 года. По словам Низамовой, сейчас ипотечное агентство необходимо для того, чтобы поддержать людей, которые взяли кредит, но в связи с кризисом оказались в тяжелой ситуации. Для восстановления работы ипотечного агентства необходимо изменить его функции, внести корректировки в устав, сформировать штат сотрудников. Говоря о программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005-2010 годы», Рита Низамова отметила, что благодаря программе оказывалась государственная поддержка таким категориям граждан, которым банки никогда не дали ипотечного кредита, например, работникам детского сада.

Как добавил руководитель агентства имущественных отношений Иркутской области Сергей Кладов, приказов по ликвидации Иркутского регионального ипотечного агентства нет. По его словам, все документы по агентству (печати, чековые книжки и др.) были отправлены в агентство имущественных отношений по почте. «Никто не ставит цель уничтожить ипотечное агентство», -- заверил Сергей Кладов.

Заместитель министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области Игорь Иванов считает, что 5 млн. 777,3 тыс. рублей направить в муниципалитеты для выплат участникам программы, у которых родились дети. По его мнению, программа «Молодым семьям – доступное жилье» влияет на улучшения демографической ситуации в Иркутской области. Так, более трети участников программы имеют ребенка, некоторые даже двоих. Для того чтобы стать участником программы, необходимо официально зарегистрировать брак.  

Депутат Законодательного Собрания Сергей Курилов отметил, что нельзя допускать ликвидацию и реорганизацию Иркутского регионального ипотечного агентства, и комиссия должна это предусмотреть в своем решение. «Ликвидация ипотечного агентства – это диверсия, которую хотела осуществить предыдущая власть. Считаю недопустимым ликвидацию или реорганизацию общества», -- подчеркнул он. Депутат Законодательного Собрания Татьяна Семейкина предложил средства по программе «Молодым семьям – доступное жилье» направить на выплаты молодым семьям, в которых появились дети.

В результате депутаты ЗС решили рекомендовать правительству Иркутской области сохранить ОАО «Иркутское региональное ипотечное агентство», а министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области – направить 5 млн. 777,3 тыс. рублей на реализацию целей областной программы «Молодым семьям – доступное жилье», а также устранить замечания и недостатки, выявленные КСП. Информацию об исполнении решения необходимо предоставить в комиссию в срок до 1 июня 2009 года.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья» -- Телеинформ

При использовании материалов вестника ссылка обязательна!

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области