К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья № (42) 314, 7 ноября, 2008 год, пятница

Сегодня в выпуске:

БЮДЖЕТ-2009

Финансирование большинства социальных программ Иркутской области останется на уровне 2008 года

Комитет ЗС по здравоохранению и социальной защите рассмотрел проект бюджета Иркутской области на 2009 год и рекомендовал его к рассмотрению на общественных слушаниях, которые будут проходить 12 ноября.

Больше всего депутаты интересовались, увеличились ли расходы на социальную политику, достаточно ли средств в региональном бюджете на реализацию областных социальных программ. Председатель бюджетного комитета ЗС Сергей Курилов подчеркнул, что в Иркутской области наблюдается рост рождаемость, и с каждым годом увеличивается количество людей, нуждающихся в социальной поддержке. Это необходимо учитывать при формировании бюджета. Отвечая на вопросы депутатов, временно замещающий должность директора департамента финансов Иркутской области Алексей Зезуля сообщил, что по некоторым программам финансирование увеличено, по другим – объем расходов на уровне 2008 года. Однако по ряду социальных программ вопрос с финансированием еще не решен. Впрочем, заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Моисеев заверил депутатов, что «вопрос о снижении объемов финансирования социальных программ не стоит», объем расходов по ряду программ на сегодня на уровне 2008 года.

По словам Алексея Зезули, доходы бюджета на 2009 год запланированы в сумме 61,8 млрд. рублей, что на 1,3 млрд. рублей больше ожидаемого исполнения по 2008 году. Собственные доходы составят 47,5 млрд. рублей, это на 11% больше, чем в 2008 году.

Формирование расходов проводилось на основе заявок, их объем составил около 80 млрд. рублей, что значительно превышает уровень доходов. В итоге расходная часть бюджета составила 66,8 млрд. рублей. Алексей Зезуля подчеркнул, что в полном объеме в проекте бюджета заложены расходы на заработную плату. По его словам, бюджет в 2009 году, как и в предыдущие годы, сохраняет свою социальную направленность. Так, расходы на социальную политики составляют порядка 25 млрд. рублей. Из них более 12 млрд. рублей направлены на социальную защиту населения, 6,4 млрд. рублей – на образование, 5,6 млрд. рублей – на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Кроме того, на 17% увеличен объем взносов на обязательное медицинское страхование для неработающего населения, и составил более 3 млрд. рублей.

Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Иркутской области составляют в проекте главного финансового документа 36,4%. Не менее 24 млрд. рублей будет направлено в территории, в том числе в виде дотаций – 4,7 млрд. рублей, в виде субсидий – около 8,4 млрд. рублей, субвенций – 11 млрд. рублей.

На обслуживание государственного долга предусмотрено около 1,5 млрд. рублей. Предельный размер госдолга на 1 января 2010 года составит порядка 20 млрд. рублей или 42% от объема собственных доходов. Объем дефицита областного бюджета предусмотрен в размере 4,9 млрд. рублей или 10,4% от объема доходов. Алексей Зезуля подчеркнул, что в проекте областного бюджета предусмотрено несколько источников для покрытия дефицита региональной казны. Среди них – получение средств от размещения облигаций Иркутской области – 8,4 млрд. рублей, а также предусмотрено привлечение и погашение кредитов коммерческих банков в размере 5,5 млрд. рублей.

По предложению главы комитета Татьяны Семейкиной проект бюджета Иркутской области на 2009 год рекомендован к рассмотрению на общественных слушаниях.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты ЗС рекомендуют увеличить расходы на физическую культуру и спорт

Комитет по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Иркутской области рекомендует увеличить расходы на развитие физкультуры и спорта. Сегодня на заседании комитета депутаты рассмотрели проект областного бюджета на 2009 год. В работе комитета принял участие вице-спикер ЗС Геннадий Нестерович. Он сказал, что средства на реализацию областной программы по развитию физкультуры и спорта на 2009-2010 годы необходимо предусмотреть в бюджете Иркутской области на 2009 год. Но пока данная программа не согласована и не представлена в ЗС. Депутаты решили рассмотреть эту программу на следующем заседании комитета по социально-культурному законодательству.

Согласно проекту закона о бюджете на 2009 год из региональной казны на физкультурно-оздоровительную работу и спортивные мероприятия предполагается направить 109 млн. 548 тыс. рублей, в том числе на развитие детско-юношеского спорта, проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, подготовку и участие спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях в 2009 году. Бюджетная заявка, представленная Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, на финансирование развития физкультуры и спорта в размере 125 млн. 884 тыс. рублей удовлетворена лишь на 87%.

По мнению специалистов Контрольно-счетной палаты Иркутской области планирование расходов на развитие физкультуры и спорта осуществляется по остаточному принципу, не ведется активная работа органов исполнительной власти по укреплению и развитию материально-технической базы спортивных объектов. В результате, областные государственные спортивные организации, испытывая нехватку в помещениях, вынуждены арендовать спортивные залы и другие помещения, направляя на эти цели значительные средства из областного бюджета. В частности, в проекте бюджета на 2009 год не предусмотрены средства на капитальное строительство спортивных объектов.

В нынешнем году финансирование физкультуры и спорта производится с существенными задержками. В частности, в августе на развитие отрасли поступило всего 33% финансовых средств от планируемого объема, в сентябре -- 16%. По словам специалистов финансового управления Иркутской области, задержка поступлений связана с нехваткой средств в региональном бюджете.

Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья»

На развитие образования в Иркутской области планируется направить около 6,5 млрд. рублей

В проекте бюджета Иркутской области на 2009 год на развитие образования предусмотрено около 6,5 млрд. рублей. Как сообщила сегодня на заседании комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Иркутской области председатель КСП Иркутской области Ирина Морохоева, по сравнению с 2008 годом расходы на эти цели увеличены на 1% или на 558 млн. 359 тыс. рублей.

В частности, средства будут направлены на финансирование руководства и управления в сфере образования, обеспечение деятельности областных учреждений образования, а также на реализацию областной целевой государственной программы «Поддержка и развитие учреждений дошкольного образования в Иркутской области на 2009-1014 годы».

Ирина Морохоева отметила, что Министерству образования Иркутской области нужно более активно заниматься привлечением финансовых средств из федерального бюджета. В частности, Иркутская область не всегда представляет необходимые документы для участия в федеральных конкурсах по оказанию государственной финансовой помощи и соответственно не попадает в число финансируемых из федерального бюджета регионов. Однако Наталья Малявкина сообщила, что для участия в конкурсах на оказание федеральной поддержки зачастую необходимы значительные финансовые средства из областного бюджета (для софинансирования мероприятий программы), которые в проекте закона об областном бюджете на 2009 год не предусмотрены.

Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья»

ХРОНИКА

В объединенной Иркутской области ежемесячное пособие на ребенка составит 205 рублей

Ежемесячное пособие на ребенка планируется установить в размере 205 рублей. На заседании комитета ЗС по здравоохранению и социальной защите 6 ноября депутаты рассмотрели законопроект «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области» и рекомендовали его к принятию в первом чтении.

Сейчас пособие на ребенка составляет 200 рублей. Но как сообщил министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Семен Круть, предлагаемый правительством Иркутской области законопроект «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области» предусматривает индексацию детского пособия.

Заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Валерий Лукин отметил, что законопроект должен быть рекомендован к принятию только в первом чтении, так как формулировка об индексации «детских» требует изменения.   

Начальник отдела по законодательству об охране здоровья и социальной защите правового управления Законодательного собрания Галина Аксенова также подчеркнула, что к законопроекту есть несколько замечаний правового характера. Так, некоторые нормы необходимо прописать более четко, чтобы закон был прямого действия, а также предусмотреть переходные положения. Она пояснила, что назначение ежемесячного пособия на ребенка осуществляется на основании письменного заявления родителей. Им приходится каждый год писать его заново, чтобы избавить родителей от этой необходимости, нужно внести корректировки в законопроект.

После всех замечаний парламентарии решили рекомендовать сессии Законодательного собрания законопроект «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области» к принятию в первом чтении.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

В Иркутской области сократят финансирование программы, направленной на создание рабочих мест для инвалидов

Правительство Иркутской области предлагает сократить объемы финансирования программы «Содействие занятости и профессиональной реабилитации инвалидов в Иркутской области на 2006-2010 годы». Как сообщил на заседании комитета ЗС по здравоохранению и социальной защите министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Семен Круть, в программу вносятся изменения, которые касаются снижения объемов финансирования программы в 2008 году на 26,9 млн. рублей, в 2009 и 2010 годах – по 50 млн. рублей.

Причина, как пояснил Семен Круть, заключается в том, что поступает мало подходящих проектов по созданию рабочих мест для инвалидов. После проверки около 80% проектов были отклонены, остальные уже реализованы. По мнению Крутя, работодателям Иркутской области просто не выгодно участвовать в мероприятии программы по созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов. Многие из работодателей готовы вернуть назад оборудование, которое было приобретено для создания рабочих мест для инвалидов. Поэтому в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также в связи с отсутствием проектов по созданию рабочих мест было предложено сократить финансирование программы.    

Заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Валерий Лукин отметил, что проблема трудоустройства в Иркутской области стоит достаточно остро. Сейчас рабочие места для инвалидов создают только крупные предприятия, а необходимо, чтобы рабочие места также создавали малые организации. По словам Лукина, заложенные в программе средства не осваиваются, так как в муниципальных образованиях не ведется пропаганда по созданию рабочих мест для инвалидов. Валерий Лукин считает, что средства предусмотренные на следующий год необходимо оставить и более активно вести работу с малыми предприятиями. 

Семен Круть согласился с тем, что необходимо вести пропаганду по созданию рабочих мест для инвалидов. Он также подчеркнул, что все реальные предложения будут рассмотрены и реализованы.

В пояснительной записке сказано, что одной из причин того, что работодатели Иркутской области отказываются от участия в программном мероприятии по созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов, является рост цен на товары и услуги, повлекший увеличение стоимости оборудования, необходимого для реализации проектов по созданию рабочих мест для этой категории граждан. Кроме того, увеличивается объем обязательств работодателей, по количеству сохраняемых рабочих мест и дополнительному трудоустройству инвалидов. Так, на момент принятия программы в 2006 году установлены следующие предельные объемы: на сохранение одного рабочего места для инвалидов не более 300 тыс. рублей, на создание одного рабочего места не более 400 тыс. рублей, на создание одного специального рабочего места для инвалида не более 500 тыс. рублей.

Председатель комитета ЗС по здравоохранению и социальной защите Татьяна Семейкина подчеркнула, что необходимо рекомендовать правительству Иркутской области усилить работу по проведению пропаганды по созданию рабочих мест для инвалидов в муниципальных образованиях. В целом, депутаты рекомендовали сессии ЗС утвердить изменения в областную государственную целевую программу «Содействие занятости и профессиональной реабилитации инвалидов в Иркутской области на 2006-2010 годы».

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Более 180 млн. рублей планируется направить на социальную поддержку в сфере образования отдельных категорий граждан Иркутской области

Проект закона Иркутской области «О социальной поддержке в сфере образования отдельных категорий граждан в Иркутской области» одобрен сегодня на заседании комитета по социально-культурному законодательству Иркутской области. Как сообщила на заседании комитета министр образования Иркутской области Наталья Малявкина, аналогичный законопроект действовал в Иркутской области до объединения с Усть-Ордынским Бурятским округом. Необходимость принятия данного законопроекта связана с образованием нового субъекта и соответственно с расширением распространения нормативно-правового акта.

В соответствии с проектом закона право на социальную поддержку имеют дети-инвалиды, обучающиеся в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, дети, нуждающиеся в длительном лечении, инвалиды, а также студенты и учащиеся начального и среднего профессионального образования. Средства будут направлены на выплату стипендий, на оплату питания, на компенсацию приобретения методической литературы. Всего на реализацию данного законопроекта планируется направить более 180 млн. рублей.

В ходе обсуждения проекта закона, заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Валерий Лукин обратил внимание депутатов на то, что размер стипендий студентов начального и среднего профессионального образования остался на прежнем уровне, несмотря на инфляцию. По словам Натальи Малявкиной, это связано с нехваткой средств в областной казне. «Для того чтобы увеличить размер стипендий на 50% необходимо 125 млн. рублей», - отметила она.

Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья»

КОНТРОЛЬ

Депутаты Законодательного собрания будут контролировать ситуацию по заболеваемости туберкулезом  

В Иркутской области уровень заболеваемости туберкулезом превышает среднероссийский показатель. За восемь месяцев текущего года заболеваемость населения туберкулезом в регионе составила 104,1 на 100 тысяч, тогда как в среднем по стране – 83 на 100 тысяч. Об этом сообщил главный врач Областного противотуберкулезного диспансера Михаил Кощеев. Вопрос о распространении заболевания туберкулезом в Иркутской области рассматривался на заседании комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания.

Михаил Кощеев отметил, смертность от туберкулеза в Иркутской области также превышает среднероссийский показатель приблизительно в два раза. В некоторых территориях риск заболеть туберкулезом выше, чем в среднем по региону. Среди них -- Тулун и Тулунский район, Усолье-Сибирское, Свирск и другие муниципальные образования. В крупных городах Иркутской области ситуация более благополучная, это связано с тем, что здесь более доступна качественная медицинская помощь.

Рост заболеваемости туберкулезом наблюдается с 1992 года. Тогда, по мнению Михаила Кощеева, не были приняты меры по улучшению ситуации, в результате сейчас ежегодный прирост заболеваемости в регионе составляет в среднем 7%. Сейчас в Иркутской области предпринимаются определенные меры по исправлению ситуации -- сформирована нормативно-правовая база, улучшается материально-техническое обеспечение и др. В результате за год количество профилактических и периодических медицинских осмотров увеличилось на 8%, флюорографических обследований – на 8,1%.

Основные проблемы противотуберкулезной службы Иркутской области – это высокий износ лечебно-профилактических учреждений (70-85%) и медицинского оборудования. Кроме того, в регионе не хватает коечного фонда для людей больных туберкулезом. Сейчас в регионе работает 21 стационар, общее количество коек -- 1679. Дефицит составляет порядка 500-600 коек. По словам Кощеев, Иркутск практически не обеспечен коечным фондом.

Вице-спикер Законодательного собрания Геннадий Нестерович сказал, что в борьбе с туберкулезом необходимо принимать конкретные меры. Михаил Кощеев предложил выработать стратегию по борьбе с туберкулезом и принять закон.

По словам председателя комитета ЗС по здравоохранению и социальной защите Татьяны Семейкиной, в первую очередь необходимо решать проблему с нехваткой коечного фонда в Иркутске. Она предложила рекомендовать правительству Иркутской области изыскать средства на разработку проектно-сметной документации на строительство нового здания. Кроме того, необходимо разработать и принять закон о борьбе с туберкулезом.

Временно замещающая должность министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Рита Низамова считает, что сначала надо завершить строительство начатых объектов. Так, в Усть-Ордынском Бурятском округе строится новый противотуберкулезный диспансер на 100 коек, в Тайшете ведется реконструкция старого диспансера. С ней полностью согласился заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Моисеев. По его словам, необходимо, прежде всего, сдать в эксплуатацию эти лечебные учреждения.

В итоге было решено оставить данный вопрос на контроле у комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС и рекомендовано правительству Иркутской области предусмотреть средства для завершения строящихся объектов.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области обсуждают послание президента России Федеральному Собранию

Событием минувшей недели в нашей стране является послание президента России Федеральному Собранию РФ. Это первое послание Дмитрия Медведева на этом посту. На церемонии выступления президента в Большом Кремлевском дворце 5 ноября присутствовали спикер Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина. По возвращении из Москвы она прокомментировала журналистам послание Дмитрия Медведева.

Людмила Берлина: В своем послании Дмитрий Медведев подчеркнул, что Россия – социальное государство

– Президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что Россия – это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, – они не только аморальны, они ещё и незаконны.

Это, пожалуй,  базовое в стратегии развития сегодняшней России, поскольку каждый человек – это ценность. Государство существует ради людей, обеспечивая возможность развиваться каждому во всех своих творческих начинаниях. В то же время предоставляет защиту тем, кто в ней нуждается.

Именно Конституция, как отметил Дмитрий Медведев, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа – не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. То есть придает им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства. Всем авторитетом самого Основного закона. Формирует социальные институты и образ жизни миллионов людей. Президент особо отметил тему реализации социальных гарантий, закрепленных Конституцией: зарплат, пособий, пенсий, сбережений. В сегодняшний непростой период государство будет выполнять свои обязательства перед гражданами.

Дмитрий Анатольевич предложил увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Обоснование этого предложения мне представляется вполне логичным, поскольку это наиболее оптимальные сроки, на протяжении которых реально осуществить провозглашенную Стратегию развития России и президентом, и парламентом. Реализовать и отчитаться перед людьми.

Эти предложения не подразумевают пересмотра Конституции. Речь идет о корректировке, которую, как предусмотрено законодательством, можно провести, если за поправки проголосуют две трети законодательных органов субъектов РФ.

Президент так же предложил иной способ формирования Совета Федерации: только из числа лиц, избранных в представительные органы государственной власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации.

То есть, из депутатов либо муниципальных дум, либо из депутатов Законодательного собрания. В результате в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население. У Совета Федерации появится новая, на мой взгляд, очень эффективная миссия – координировать законотворческий процесс. Это тоже очень важный момент в построении государственности, который обеспечивает стабильность нашей страны и системность в защите интересов человека и гражданина.

Еще бы отметила новые подходы, прозвучавшие в послании президента в рамках организации выборного процесса. Сегодня мы подошли к такой политической системе развития, когда гражданское общество как таковое состоялось, консолидированное государство – это тоже реальность. Поэтому всякого рода избирательные залоги – это не приемлемый институт для проведения выборов. Сегодня должны быть рассмотрены варианты уменьшения количества подписей, собираемых политическими партиями, участвующими в выборах, для того, чтобы кандидаты были выдвинуты и позиционировали себя на российском политическом пространстве как личности, носители политической культуры партии, которую они представляют.

Чем острее политическая борьба, тем эффективнее и устойчивее государство. Это означает свободный демократический процесс выборов, недопустимость  давления со стороны бюрократии на СМИ, на судебную систему и бизнес. Все должно естественным образом опираться на правовую основу.

Есть обязанность государства защищать гражданина, поэтому судебная защита должна быть реальной. Независимый и честный суд – это основа справедливого общественного порядка. Обеспечение исполнения судебных решений – это святая обязанность государства, прежде всего перед гражданином.

А для свободного, демократичного и справедливого общества враг номер один – это коррупция в органах власти.

Тезис – служить людям, как для государственной, так и  для муниципальной службы, должен быть главным. Эта проверка на чистоплотность, на отсутствие каких-то элементов коррупциогенности и в принимаемых актах, и в поведении чиновников. Это очень четко отмечено, и  наконец-то будут формироваться институты, которые позволяют контролировать ситуацию. Если вы помните, в сентябре 2007 года мы в ЗС  проводили общественные слушания, посвященные тому, каким должен быть госслужащий. И в рекомендациях писали, что пришло время, когда госслужащие при приеме на работу должны не только декларировать свои доходы, но и доходы членов семьи. Сейчас эта норма прозвучала в послании президента. Достоверность декларируемых сведений будет тщательно проверяться вплоть до использования оперативно-розыскных возможностей.

Фундаментально значимым для нашего общества Дмитрий Медведев назвал становление института местного самоуправления, и укрепление федеративных начал государства.

Здесь ведь тоже есть проблемы, которые касаются, прежде всего, случаев, когда население убедилось, что ошиблось в выборе должностного лица, главы муниципального образования. Сегодня действует сложная система отрешения нерадивого мэра от должности. В послании предложен эффективный механизм усиления контроля представительных органов, то есть дум муниципальных образований над деятельностью выборных должностных лиц. И расширяются соответствующие полномочия. Кстати, если посмотреть уровень организации власти в субъекте федерации, то у нас идет разделение властей – судебная, государственная, законодательная.  И через систему сдержек и противовесов, все ветви власти равны. В муниципалитетах это совершенно иная конструкция власти и выборные должностные лица, и администрации – исполнительные органы местного самоуправления,  подконтрольны представительному органу во всей своей деятельности. Так вот эта подконтрольность расширяется, безусловно, ляжет в основу соответствующих федеральных законов, и упростит процедуру отстранения мэра от работы при наличии неквалифицированной работы по управлению муниципальным образованием.

И еще один, ожидаемый муниципальным сообществом вопрос поднят в послании президента – необходимость совершенствования законодательства, 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и развивающих его законодательных актах. Не говорилось в послании президента об укреплении финансовых основ местного самоуправления, но, думается, что в подтексте именно это предполагалось, потому что все остальные институты местного самоуправления развиваются. У нас сегодня дефицит ресурсов в муниципалитетах для качественного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения. И развитие федерального законодательства в этом направлении ожидаемо.

Доказательством, что главной ценностью нашего государства является человек, считаю поддержку Дмитрием Медведевым предложения образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. Президент отметил, что решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы, и сообщил о начале разработке национальной образовательной стратегии – инициатива «Наша новая школа». Ключевая роль отводится учителю. Необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Как сказал президент, российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Правительству поручено разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации национального проекта «Образование». Концепция действий в экономике, разработанной Правительством до 2020 года, базируется на четырех «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Национальная образовательная стратегия создает базу для пятой составляющей «И» – интеллект.

Кроме того, поставлена задача по формированию современной системы здравоохранения в целом. Соответствующая государственная программа должна быть принята уже в этом году. В центре её будут механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы. Они расширят их возможности и одновременно будут мотивировать к достижению наиболее высоких показателей.

Дмитрий Анатольевич совершенно верно заявил, что мы не должны забывать и о нашем старшем поколении. Пенсионная система больше не может ориентироваться на абстрактные средние показатели пенсионного обеспечения. Принципиальные решения по этим вопросам уже приняты. В том числе о повышении пенсий тем, кто зарабатывал часть своей пенсии в советский период. Принято также решение о повышении тарифов пенсионного страхования до уровня, позволяющего достичь европейских стандартов пенсионного обеспечения.

Мы понимаем, что именно в этих важнейших сферах: в образовании, в здравоохранении, в пенсионном обеспечении – люди должны ясно увидеть, зачем нужен экономический рост, какие плоды он принесёт, и как они будут распределяться.

Сегодня невозможно отрицать негативное влияние на нашу экономику глобального финансового кризиса. Но мы не имеем права отказываться от стратегических программ развития страны в целом и нашего региона в частности. Президент четко обозначил вектор работы: действовать на опережение. Создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России. В основе которой, как сказал Дмитрий Медведев, при любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Геннадий Истомин: Самое главное в послании президента – это то, что во главу угла поставлен человек

Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию несколько вышло за рамки тех целей, которые обычно ставятся на год. Оно несет в себе достаточно серьезные изменения в политической системе, меняет многие фундаментальные вещи, среди которых – Конституция РФ. В первую очередь, это касается сроков полномочий президента и Государственной Думы.

Введение нового принципа формирования Совета Федерации – правильное изменение. Не секрет, что 50% сенаторов сейчас составляют выходцы из Москвы и Санкт-Петербурга. Решение о том, что Совет Федерации будет формироваться из представителей субъектов РФ, я оцениваю положительно. Те, кто избран в региональный парламент или в муниципальную думу, лучше чувствуют ответственность перед территорией, лучше защищают ее интересы.

Важно и то, что представительную власть предполагается наделить контрольными полномочиями. Только необходимо четко проработать схему и систему взаимодействия ее органов. Если в исполнительной власти она уже есть, то нужно, чтобы и законодательная власть работала так же. Тогда она будет действовать слаженно и эффективно.

Предложение о том, что кандидатуры губернаторов должны представлять те партии, которые набрали на региональных выборах большинство голосов, тоже очень хорошее. Когда мы говорим о том, что народ проголосовал за определенную партию, оказал ей доверие, то эта партия должна нести всю полноту ответственности за свои предвыборные обещания. Это логично и правильно. Поэтому партия должна быть представлена и на уровне главы исполнительной власти, чтобы она свои обещания выполнила. Но необходимо в обязательном порядке четко проработать механизм представления кандидатов на пост губернатора, чтобы исключить внутрипартийные интриги и конъюнктурные решения. Это может быть праймериз либо публичные дискуссии.

Кроме того, в послании президента очень важен пункт о создании кадрового резерва. Управленцев действительно нужно готовить. За прошедшее с 1991 года время мы почувствовали на себе отсутствие подготовленных кадров. И то, что сейчас создается программа формирования и подготовки кадрового резерва, очень важно. Это повлечет за собой значительные изменения в политической системе. Потребуется изменить закон о государственной службе. Кроме того, необходимо принять целый комплекс мер, связанных с созданием резерва управленческих кадров. Но эти изменения нужны, без них нельзя.

Еще один очень важный пункт в послании президента – передача на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Я считаю, что это правильное решение. Они входят в систему судов общей юрисдикции, деятельность которых определяет Федерация. Так что изменения в работе мировых судей позволят упорядочить российскую систему, облегчить ее работу.

В целом, послание Дмитрия Медведева Федеральному собрании содержит в себе целый ряд серьезных новаций. Те изменения, которые предлагается внести в политическую систему, не ограничатся одной политикой – они повлекут за собой изменения в экономике и многом другом. Мне кажется, что на уровне Иркутской области необходимо еще раз внимательно прочитать послание президента, тщательно проанализировать и глубоко осмыслить его положения. Но уже сейчас ясно, что самое главное в этом документе – это то, что во главу угла поставлен человек. И на это положение должны ориентироваться в своей работе и региональные власти, и органы местного самоуправления.

Илья Сумароков: Я надеялся, что президент уделит больше внимания экономическим вопросам

-- Совершенно правильная оценка прозвучала в послании Дмитрия Медведева Федеральному Собранию в связи с событиями на Кавказе. Важно и то, что президент обратил внимание на работу глав муниципальных образований, теперь их деятельность будет контролироваться представительными органами местного самоуправления, и даже предусмотрены полномочия по отстранению мэров от их должностей.

В настоящее время мэры практически неподконтрольны региональным властям и, к сожалению, довольно часто мэры злоупотребляют этим. Поэтому я положительно отношусь к предложениям Дмитрия Медведева.

Признаюсь, я ждал, что президент уделит больше внимания экономическим вопросам, но не услышал конкретных мер по стабилизации сегодняшней ситуации. Много внимания в послании уделено к банкам. А что банки? Это производная деятельность. Экономику надо ставить впереди паровоза, а потом уже банки.

Кроме того, я считаю, что если даже партии, набравшие 5-7% голосов избирателей, будут представлены в Госдуме, это ничего не даст, тем более что данные новации внедряются только на следующих выборах. Один-два депутата от партии ничего не смогут сделать. Увеличение сроков полномочий тоже, на мой взгляд, не столь актуально, как, например, социальные вопросы и развитие экономики.

Антон Романов: Послание президента содержит целый ряд конструктивных предложений

-- Послание президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию глубоко продуманно и содержит конструктивные предложения для более эффективной работы всех ветвей власти и улучшения жизни населения страны.  В частности, полностью поддерживаю предложение президента  о том, что Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Тогда в Совете Федерации будут работать люди, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и непосредственно население соответствующего региона. Сенаторы будут представлять интересы своих избирателей, а не финансовых корпораций или политических закулисных движений, и нести ответственность перед населением своего региона. Кроме того, очень важно, что партии, набравшие от 5 до 7% голосов избирателей, теперь тоже будут представлены в парламенте страны.

Если говорить о привлечении к законотворчеству неправительственных организаций, общественности, представителей Общественной палаты РФ, о чем упоминал президент, то я считаю, что это было сказано, как говорится для «красного словца». В настоящее время члены Государственной Думы РФ, занимаясь законотворчеством, крайне редко прислушиваются  к рекомендациям даже своих коллег – депутатов представительных органов из регионов, не говоря уже о представителях общественности. За 15 лет фактически ни одна законодательная инициатива Законодательного собрания Иркутской области не была поддержана в Государственной Думе. Например, я выступал с инициативой о том, чтобы ночные клубы, в которых продают наркотики облагать штрафами и лишать лицензий. Эта инициатива не была поддержана депутатами Государственной Думы РФ.

Считаю правильным предложение президента о том, чтобы наделить конституционными правами Государственную Думу РФ осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ и обязать это ведомство ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.

Полностью поддерживаю президента России также в том, что предложения по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти должны  представлять президенту только партии, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. Мне кажется абсолютно неприемлемым в условиях демократического государства самостоятельное назначение президентом или его представителями в регионах руководителей исполнительной власти без участия политических партий. Ведь политическая партия, как правило, несет  ответственность за своего кандидата, а значит, не может порекомендовать «случайного» или неопытного человека.

В послании президента Федеральному собранию очень много говорится о преодолении финансового кризиса, и о мерах стабилизации отечественной экономики. Полностью поддерживаю предложение президента о том, что международные расчеты за нефть и газ нужно производить в рублях, а не в другой валюте. Усиление роли рубля в международных финансовых операциях избавит Россию от колониальной зависимости от европейских стран и США и сделает ее более конкурентноспособной.

Татьяна Семейкина: Очень важным в послании президента является то, что в России продолжится реализация приоритетных национальных проектов

-- Важное в послании президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ то, что в России продолжится реализация приоритетных национальных проектов. Кроме того, хоть я не курирую этот вопрос, им занимается комитет по социально-культурному законодательству ЗС, в послании была поднята роль учителя и уделено большое внимание образованию. Вообще президент призывает нас принимать такие решения, в том числе и на законодательном уровне, которые позволили бы улучшить жизнь каждого отдельного человека в России.

Мы будем планировать работу комитета с учетом предложенных президентом изменений в политической жизни страны и социальной сфере. Пока я не могу определенно сказать какие программы и законопроекты будут рассматриваться в ближайшее время, но до 20 ноября мы подготовим свои предложения.

Наталья Деньгина: Наиболее важным в послании президента считаю реформирование Совета Федерации

-- Послание президента Федеральному собранию — это  политическая программа действий Дмитрия Медведева в качестве главы государства на весь президентский срок. Наиболее важным в послании считаю рекомендации по реформированию Верхней палаты Федерального Собрания, в частности предложение о том, что членов Совета Федерации нужно выбирать из числа депутатов Законодательных собраний и представителей исполнительной власти регионов. Думаю, это повысит эффективность работы Совета Федерации. Поддерживаю также Дмитрия Медведева в том, что необходимо увеличить президентский срок.

Правильным, на мой взгляд, является предложение президента предоставить парламентскую трибуну малым партиям, получившим от 5 до 7% голосов избирателей. Мнение политического меньшинства в законотворческом процессе бывает крайне важным, так как оно корректирует не всегда верную позицию крупных партий.

Думаю, большой интерес во всем мире вызвали слова президента о планах по обеспечению безопасности страны. Напомню, по словам Дмитрия Медведева, для эффективного противодействия навязываемым нынешней администрацией США новым элементам глобальной системы ПРО в Европе,  в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс «Искандер».

Очень важным является и то, что в числе первоочередных задач президент сказал о необходимости разработать и принять Стратегию образования. Сегодня многие вузы готовят экономистов и юристов, а на рынке труда больше востребованы рабочие профессии. России необходимы и хорошие управленцы. К сожалению, колоссальный опыт формирования управленческих кадров, который был в Советском Союзе, утрачен и нам необходимо снова воспитывать нашу молодежь, формировать новый профессиональный кадровый резерв.

Опрос провели Алена Байбородина, Егор Щербаков, Елена Гасперская, Евгения Липина, «Парламентский вестник Приангарья»

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Эльвира Болотова

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области