К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья № (27) 308, 25 сентября, 2008 год, четверг

Сегодня в выпуске:

БЮДЖЕТ-2009

Проект бюджета Иркутской области на 2009 год внесен в Законодательное собрание

Иркутская область, 25.09.08. Проект бюджета Иркутской области на 2009 год внесен в Законодательное собрание на рассмотрение 19 сентября, то есть установленные законом сроки (не позднее 20 сентября). Об этом рассказал председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Геннадий Истомин.

По его словам, сейчас проект бюджета-2009 будет направлен в Контрольно-счетную палату, прокуратуру Иркутской области, управление федеральной налоговой службы по региону и другие инстанции для проведения экспертиз. После этого проект бюджета рассмотрят на заседаниях комитетов Законодательного собрания. Нынешний состав регионального парламента успеет провести публичные слушания по проекту главного финансового документа Приангарья, но принимать его будет уже новое Законодательное собрание объединенного региона.

Первое чтение, скорее всего, пройдет на ноябрьской сессии ЗС, заявил Геннадий Истомин. А в связи с тем, что депутаты обязаны утвердить проект бюджета-2009 не позднее 15 декабря, Законодательному собранию придется провести в один из месяцев (ноябре или декабре) две сессии.

На нынешней неделе проект закона об областном бюджете-2009 был размещен на официальном сайте Законодательного собрания. Вот основные параметры проекта.

Доходы консолидированного бюджета на будущий год планируются в сумме 88 млрд. 8 млн. 931 тыс. рублей, что на 4% больше ожидаемого поступления в текущем году, налоговые и неналоговые доходы составят 73 млрд. 667 млн. 149 тыс. рублей, что на 10% больше ожидаемого поступления в нынешнем году. Прирост налоговых и неналоговых доходов превышает прогнозируемый уровень инфляции (сводный индекс потребительских цен) на 1,6 процентных пункта. Доходы областного бюджета на будущий год запланированы в сумме 61 млрд. 846 млн. 255   тыс. рублей, что на 1 млрд. 310 млн. 481 тыс. рублей (или на 2%) больше ожидаемого поступления в текущем году. Налоговые и неналоговые доходы составят 47 млрд. 504 млн. 473 тыс. рублей, что на 4 млрд. 889 млн. 571 тыс. рублей (или на 11%) больше ожидаемого поступления в нынешнем году.

На формировании прогноза доходов консолидированного бюджета Иркутской области негативно скажутся изменения в налоговом и бюджетном законодательстве России. В результате изменений, внесенных в Налоговый кодекс, выпадающие доходы консолидированного бюджета Иркутской области по налогу на прибыль организаций составят 541 млн. 300 тыс. рублей. Снижение доходов по налогу на доходы физических лиц составит порядка 861 млн. 400 тыс. рублей. Введение Лесного кодекса РФ приведет к снижению поступлений доходов от арендной платы в областной бюджет в объеме 503 млн. 685 тыс. рублей. В результате этих и других изменений потери в части налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета оцениваются в 1 млрд. 800 млн. 998 тыс. рублей.

Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в будущем году, согласно проекту закона, сократится. Дотации запланированы в размере 6 млрд. 503 млн. 130 тыс. рублей (97% от поступлений нынешнего года), субсидии – 2 млрд. 920 млн. 145 тыс. рублей (72%), субвенции – 4 млрд. 283 млн. 101 тыс. рублей (103%), другие межбюджетные трансферты – 635 млн. 405 тыс. рублей (21%). В Целом запланировано получение безвозмездных средств из федерального бюджета на 20% меньше, чем в нынешнем году.

Прогнозная оценка расходов консолидированного бюджета Иркутской области составляет 93 млрд. 395 млн. 298 тыс. рублей. Объем расходов областного бюджета сформирован в  размере  66 млрд. 770 млн. 296 тыс. рублей.

Приоритетные расходы областного бюджета таковы: расходы по зарплате (включены в полном объеме, учтено повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года до 4330 рублей); расходы на социальное обеспечение граждан; расходы на исполнение областных целевых программ; расходы на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями.

Общий объем расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» составляет 3 млрд. 456 млн. 887 тыс. рублей. Из них обслуживание государственного и муниципального долг «съест» 1 млрд. 465 млн. 185 тыс. рублей

Планируется, что расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики региона (сельское, лесное, дорожное хозяйство, транспорт, связь и т. д.) составят 6 млрд. 467 млн. 560  тыс. рублей. На образование предполагается потратить 6 млрд. 443 млн. 638 тыс. рублей. На культуру, кинематографию, СМИ – 937 млн. 362 тыс. рублей. На здравоохранение, физическую культуру и спорт – 5 млрд. 585 млн. 113 тыс. рублей. На социальную политику – 11 млрд. 928 млн. 568 тыс. рублей.

Будет продолжено финансирование областных государственных  целевых и социальных программ, уровень которых составит 557 млн. 135 тыс. рублей. Средства пойдут на реализацию следующих программ: «Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года» - 150 млн. 400 тыс. рублей; «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2005-2010 годы» - 190 млн. рублей; «Молодым семьям – доступное жилье» на 2005-2019 годы – 65 млн. тыс. рублей; «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов в Иркутской области  до 2011 года» - 15 млн. 773 тыс. рублей; «Содействие занятости и профессиональной реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы» - 100 млн. рублей; «Пожарная безопасность на 2007-2010 годы» - 35 млн. 962 тыс. рублей.

Общий объем расходов по разделу «Межбюджетные трансферты» составляет 27 млрд. 486 млн. 908 тыс. рублей.

Дефицит бюджета Иркутской области на 2009 год составит 4 млрд. 924 млн. 36 тыс. рублей или 10,4% утвержденного общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В проекте бюджета предусмотрены источники покрытия дефицита бюджета. Например, привлечение средств от размещения государственных облигаций Иркутской области в объеме 8 млрд. 412 млн. 539 тыс. рублей. Погашение основной суммы задолженности по ранее выпущенным облигациям составит 3 млрд. 988 млн. 950 тыс. рублей. Кроме того, планируется привлечение и погашение кредитов коммерческих банков в объеме 5 млрд. 500 млн. рублей и другие меры.

Предельный объем государственного внутреннего долга Иркутской области составит 20 млрд. 194 млн. 963 тыс. рублей или 42,5% к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

Напомним, бюджет Иркутской области принимается лишь на один год – 2009, поскольку он все еще считается переходным в процессе объединения области и Усть-Ордынского Бурятского округа. Следующий бюджет будет приниматься уже на три года – 2010-2012.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

ХРОНИКА

Законодательному собранию первого созыва предстоит заняться проблемами объединенного региона

Иркутская область, 25.09.08. Депутаты Законодательного собрания нового созыва в первую очередь сосредоточат свои усилия на отношениях, вытекающих из объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Такое мнение высказала заместитель председателя ЗС, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Людмила Берлина на общественных слушаниях «Органы законодательной (представительной) власти в современной России».

«Это та тема, безусловно, волнует очень многих, – отметила она. – Жители двух субъектов проголосовали на референдуме не за оптимизацию работы государственной власти, а за повышение уровня жизни. Это базовая вещь, она начнется с обсуждения нового Устава Иркутской области. И можно предположить, что дебатов будет много».

По словам Людмилы Берлиной, ключевым моментом в работе ЗС следующего созыва станет принятие нового Устава Иркутской области и выстраивание новой системы органов государственной власти региона. Последнее будет способствовать правильной реализации «Стратегии-2020».

Еще одна проблема, которую предстоит решать депутатам нового созыва, – реформа местного самоуправления. Как отмечает председатель комитета, это должно затронуть финансовую обеспеченность работы муниципалитетов. Людмила Берлина полагает, что местное самоуправление «не может существовать при той финансовой           системе, которая есть». При этом увеличение объемов финансирования муниципалитетов означает «создание гражданского общества, того, к чему мы стремились – ситуации, когда население является не объектом, а субъектом управления».

Кроме того, одним из ключевых тем первого созыва ЗС объединенной Иркутской области станет развитие социальной сферы. По словам Людмилы Берлиной, это один из важнейших аспектов жизни Приангарья. «Финансовая поддержка людей, особенно оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оставляет желать лучшего, – сказала вице-спикер. –  Нужно искать и определять новые формы обслуживания населения. Это одна из важнейших задач, которые будут стоять перед депутатами Законодательного собрания».

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

Новый Устав Иркутской области будет детально регулировать полномочия Законодательного собрания

Иркутская область, 25.09.08. Новый Устав Иркутской области будет более обстоятельно регулировать полномочия Законодательного собрания, нежели предыдущий. Об этом сообщил заместитель директора ОГНИУ «Институт законодательства и правовой информации» Алексей Петров во время общественных слушаний «Органы законодательной (представительной) власти в современной России».

По его словам, для более детального регулирования полномочия Законодательного собрания классифицированы определенным образом. Они разделены на две группы: те, которые областной парламент осуществляет посредством принятия законов, и те, которые он реализует, издавая собственные постановления.

На уровне Устава Иркутской области закрепляются основные формы работы Законодательного собрания, в том числе и контроля над деятельностью органов исполнительной власти. Этому вопросу в документе уделяется особое внимание. Как отмечает Алексей Петров, контроль над исполнением законов является одним из ключевых условий взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. При этом, взаимодействуя с будущим правительством Иркутской области, региональный парламент не будет превалировать над ним, они будут «действовать как равноправные партнеры, работающие независимо, но дополняющие друг друга».

Более подробно, нежели в предыдущем конституционном акте Приангарья, в новом документе прописан статус депутата. В частность, предлагается закрепить те ситуации, в которых будут прекращаться полномочия членов ЗС на ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Например, лишиться мандата они могут за неучастие в трех и более заседаниях Законодательного собрания без уважительной причины. Еще одним основанием может стать занятие деятельностью, несовместимой с депутатским статусом. Парламентарию, попавшему в ЗС по партспискам, нельзя будет покинуть свою фракцию, не лишившись мандата. Кроме того, правом отозвать депутата планируется наделить жителей региона, этой нормы еще нет в проекте Устава, но она обсуждается.

Законодательно регламентирована будет работа народных избранников с избирателями. Например, планируется установить формы парламентского контроля над выполнением обязанностей по работе с избирателями, а также меры воздействия на депутата, который уклоняется от встречи с гражданами.

Еще одно важное, по сравнению с действующим Уставом области, изменение, касающееся законотворчества, – расширение списка лиц и органов, которые обладают правом законодательной инициативы. Им предполагают наделить органы местного самоуправления, наряду с муниципальными думами. Эта норма будет распространяться на поселения всех уровней. В проекте Устава Иркутской области предусмотрено и право народной законодательной инициативы: жители Приангарья смогут вносить в Законодательное собрание проекты законов, собрав предварительно определенное количество подписей. Правом законодательной инициативы предполагается наделить и Общественную палату Иркутской области.

«Существующий проект Устава закладывает основу для того, чтобы будущее Законодательное собрание смогло выполнять ту миссию, которая на него возложена, – подытожил Алексей Петров. – Это принятие законов, которые обеспечивали бы защиту интересов Иркутской области и ее жителей, позволили бы максимально эффективно решать задачи социально-экономического и государственно-правового развития региона».

Егор Щербаков «Парламентский вестник Приангарья»

Новый состав Законодательного собрания должен в 2008 году принять несколько важных социальных законопроектов

Иркутская область, 25.09.08. В 2008 году новому составу Законодательного собрания Иркутской области предстоит принять ряд важных социальных законопроектов. Об этом на областной конференции «Женщина и политика. Права и возможности» заявил председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов.

Депутатским корпусом в 2004-2008 года было принято около 570 законопроектов, из них 152 – социальных. Но, по словам Сергея Курилова, не все важные вопросы удалось решить за четвертый созыв. Так, до конца не доведена законодательная инициатива двух депутатов – законопроект «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет на имущество и жилое помещение». Данный законопроект очень важен и должен, по мнению депутата, быть прямого действия. Не принят также законопроект «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области», который предусматривал увеличение ежемесячных выплат с 200 до 400 рублей. Решение по этому вопросу было отложено для проведения дополнительных консультаций и расчетов.  

Очень сложно проходило обсуждение по вопросам об установлении прожиточного минимума и о потребительской корзине для объединенной Иркутской области. Законопроект «О порядке установления величины прожиточного минимума в Иркутской области» был принят окончательно на сентябрьской сессии ЗС. А законопроект  «О потребительской корзине в Иркутской области» - только в первом чтении. Как пояснил Сергей Курилов, депутаты ЗС попросили администрацию Иркутской области представить методику расчета потребительской корзины. «Жители северных районов не должны быть ущемлены, а ряд продуктов питания и услуг, предусмотренные в потребительской корзине, там не возможно купить», -- сказал Сергей Курилов. Он подчеркнул, что все эти законопроекты должны быть утверждены уже в нынешнем году, чтобы они могли начать работать в следующем.

Законодательное собрание Иркутской области четвертого созыва, по мнению Сергей Курилова, работало «плодотворно и в гармонии со всеми партиями» (первоначально в состав парламента входили представители пяти партий). Главным событием, прошедшим за время созыва, стало проведение референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Парламентариям пришлось приводить в соответствие законодательную базу двух субъектов РФ. Депутаты также работали над реализацией 122-ФЗ (так называемая  монетизация льгот) и 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Председатель комитета по социальной политике добавил: муниципальная реформа в Иркутской области проходила очень тяжело, но ЗС старалось помочь местным властям ее реализовывать. Кроме того, было проведено два съезда депутатов представительных органов власти Иркутской области, на которых обсуждались важные вопросы для дальнейшего социально-экономического развития региона.

В новый состав Законодательного собрания Иркутской области войдет 50 депутатов, из них 25 –представители партий и 25 – от одномандатных и четырехмандатного избирательных округов. Более половины действующего состава Законодательного собрания идет на выборы вновь. По словам Сергея Курилова, главная проблема, которую предстоит решить региональной власти, -- это отток населения, особенно в трудоспособном возрасте, из Иркутской области. Необходимо улучшить условия жизни людей. В регионе должна быть качественная медицинская помощь, развиваться система образования, решаться проблема с нехваткой мест в дошкольных учреждениях, строиться школы и др.   

На областной конференции «Женщина и политика. Права и возможности» присутствовали 94 представителя из всех территорий Иркутской области, кроме Усть-Илимска. Сергей Курилов подчеркнул, что при Законодательном собрании действует совет общественных организаций, который возглавляет председатель регионального парламента Виктор Круглов. «Совет является консультативным органом, Законодательное собрание выслушивает предложения общественных организаций и обменивается мнением по разным вопросам», -- сказал парламентарий.

Анна Швец, «Парламентский вестник Приангарья»

Геннадий Истомин: нужно использовать ресурс московских земляков для развития Иркутской области

Иркутская область, 25.09.08 Депутаты Законодательного собрания Иркутской области на этой неделе встретились с членами московского землячества «Байкал», созданного иркутянами.  Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин, общаясь с гостями, подчеркнул, что для Иркутской области очень важно заручиться поддержкой земляков в Москве: «Ваш ресурс очень важен для развития Иркутской области, ведь за каждым из вас стоит серьезная структура, клан. И поэтому необходимо взаимодействовать, использовать этот ресурс. Вы должны регулярно встречаться с губернатором, чтобы быть в курсе тех вопросов и проблем, которые обсуждаются в регионе».

Вице-спикер рассказал представителям землячества «Байкал» о политической ситуации в Иркутской области. В ближайшее время жителям региона предстоит избрать новый парламент. По словам Истомина, пока политические партии ведут себя «корректно» по отношению друг к другу, выборная кампания проходит достаточно цивилизованно. В Иркутской области ожидаются  перемены и в исполнительных органах власти: в течение ближайших двух месяцев в регионе будет сформировано правительство – новая государственная структура управления. Возглавит его врио губернатора Игорь Есиповский. «Мы позитивно воспринимаем кандидатуру Есиповского, ведь он – представитель крупной государственной корпорации, имеет политический опыт работы», -- комментирует Геннадий Истомин.

На встрече также шла речь об итогах V Байкальского экономического форума, прошедшего в сентябре. По его словам, после проведения первого форума Приангарье начало себя позиционировать как площадка, на которой можно решать проблемы стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако сейчас тема эта уже не актуальна для Иркутской области, поэтому «необходимо думать, как позиционировать себя теперь».

Геннадий Истомин рассказал о крупных экономических проектах, которые сейчас реализуются в Иркутской области. Один из них – строительство Тайшетского алюминиевого завода. На проектную мощность этот комбинат выйдет к 2013 году. По мнению Истомина, развитие нового производства поможет изменить социальную обстановку в районе, появится 4 тыс. рабочих мест, будет построено новое жилье. Однако при реализации таких проектов, по мнению Истомина, нельзя забывать об экологической составляющей. Среди других инвестиционных проектов Геннадий Истомин выделил также строительство нового целлюлозного завода компанией «Илим-Палп», освоение Краснояровского месторождения компанией «Мечел».

 «Парламентский вестник Приангарья»

ИТОГИ

Людмила Берлина: четвертый созыв работал в эпоху перемен

Иркутская область, 25.09.08. Во время работы Законодательного собрания четвертого созыва началось много реформ. «Региональный парламент был в своей работе очень динамичным, он не имел морального права быть несобранным или неинтенсивно работающим. Только на сентябрьскую сессию мы подготовили более 60 вопросов. Можно сказать, что мы перешли рубеж переходного периода по всем судьбоносным для страны или области реформам. Касалось ли это объединительных процессов, бюджетной системы, местного самоуправления, по всем направлениям мы были первыми. Члены комитета по госстроительству и местному самоуправлению испытывают удовлетворение от сделанного, потому что многие реформы легли именно на их плечи. Наш комитет внес 39% от всего количества правовых документов, рассмотренных в Законодательное собрание», -- подчеркнула председатель комитета, вице-спикер ЗС Людмила Берлина.

Одним из самых ярких моментов было объединение Иркутской области и Усть-Ордынского округа. Подготовка и проведение референдума, принятие огромного блока законов… «Такой процесс, как объединение регионов, должен ложиться на устойчивую законодательную базу. Сначала Законодательное собрание ее сформировало в оперативном режиме, затем прошел референдум, был создан Совет законодателей, принято около 40 законов нового субъекта федерации с учетом интересов жителей Усть-Ордынского округа. Законодательное собрание вместе с Советом законодателей и Институтом правовой информации обсуждало концепцию Устава нового региона. Документ будет рассматривать и принимать уже новый состав областного парламента», - отметила Людмила Берлина.

Кроме того, сразу после избрания депутатам четвертого созыва пришлось окунуться с головой в муниципальную реформу. Был принят полный пакет законов, касающихся местного самоуправления, прошли муниципальные выборы. И теперь в каждом населенном пункте есть своя власть. «Я убеждена, -- отметила вице-спикер Людмила Берлина, -- что люди, живущие в муниципальных образованиях, сегодня реально понимают возможность местного самоуправления. Люди, независимо от социального статуса, профессиональной подготовки, живущие в муниципальных образованиях, объединяются для решения проблем жизнеобеспечения, которые их волнуют. Таким образом, не искусственно, а реально растет гражданское общество, на которое мы опираемся, которое позволяет выстроить приоритеты в бюджетной политике региона. В этом играл большую роль и Всероссийский совет местного самоуправления, который отстаивал интересы на федеральном уровне».

Депутаты провели Байкальский антикоррупционный форум и заложили основу деятельности Законодательного собрания в этом направлении. Тема защиты конституционных прав граждан также была одной из главных в работе комитета по госстроительству. По инициативе депутатов принят закон об оказании юридической помощи населению. И малоимущие граждане теперь получают ее бесплатно. «Людям, у которых совокупный семейный доход ниже прожиточного минимума, безусловно, государство должно гарантировать право на получение бесплатной юридической помощи. Закон этот есть. Сейчас формируется тот организационный механизм, который позволяет решить данные проблемы. Увеличено количество нотариусов в Иркутской области. Особенно это важно для северных территорий», - заявила Людмила Берлина.

Один из важнейших вопросов, которыми вице-спикер занималась лично, – ограничение продажи пива и употребления его в общественных местах. «Мы провели большое совещание в Иркутске по этому поводу, в Саянске прошли общественные слушания, - отметила Людмила Берлина, - И добились того, чтобы на эту проблему обратили внимание федеральные власти».

Как достижение четвертого созыва областного парламента можно назвать создание общественных институтов при ЗС – Совет законодателей, который трансформировался в Совет представителей, Совет по взаимодействию с представительными органами власти муниципальных образований. «Это площадка, которая позволяет актуализировать и поднимать темы, а затем реализовывать соответствующие законодательные инициативы. Ведь насколько добротна законодательная база, настолько и эффективны законодатели, которых избирают люди», - подчеркнула Людмила Берлина.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

Фракция «Единая Россия» оказалась самой инициативной в четвертом созыве ЗС

Иркутская область, 25.09.08 Депутатами Законодательного собрания Иркутской области за время работы было подготовлено 112 законодательных инициатив. Такого значительного количества инициатив не поступало в первом, втором и третьем созывах. Об этом на пресс-конференции по итогам работы фракции в областном парламенте сообщила вице-спикер Законодательного собрания Людмила Берлина.

Из 112 инициатив 88 принадлежат депутатам – членам партии «Единая Россия». Сейчас эти инициативы стали законами Иркутской области. Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин рассказал о новой инициативе фракции – проекте «Народный бюджет». Благодаря этой системе на уровне местного самоуправления жители сами, вместе с органами власти, смогут определять, какие объекты должны быть включены в областные программы, в расходную часть регионального бюджета. «Очень важно, когда формируются областные программы, уловить тот вектор основных проблем, которые существуют в МО. Это не всегда удается сделать. «Народный бюджет» может исправить эту ситуацию», -- уверен Геннадий Истомин.

Рассказывая о работе фракции «ЕР», Людмила Берлина отметила, что фракция была самой многочисленной в парламенте Иркутской области. Так, в 2004 году, когда начинал работать четвертый созыв, во фракции состояло 23 человека, сейчас же в нее входит 30 депутатов.

Один из вопросов, которому фракция уделяла особое внимание – реализация четырех приоритетных национальных проектов. В 2005 году нацпроекты начали реализовываться по всей стране. В Иркутской области же случились некоторые сбои. Именно поэтому депутатам Законодательного собрания, и в частности членам фракции «Единая Россия», пришлось много поработать над тем, чтобы ситуацию изменить.

В 2006 году в Иркутской области началась реформа местного самоуправления. Для нашего региона это был достаточно сложный период, ведь большинство субъектов РФ еще работали по старой системе, тогда как нам суждено было стать первопроходцами. В регионе были сформированы муниципальные органы власти первого и второго уровня. После чего началась большая работа по распределению полномочий ними. Всю эту работу курировало Законодательное собрание Иркутской области. «Мы прошли за четыре года гигантский путь: поняли, что такое местное самоуправление, каким образом местные власти должны выполнять свои полномочия. Конечно, не решили все проблемы, но все-таки сделали большой шаг вперед», -- считает Людмила Берлина.

Сельские поселения Иркутской области, и без того находившиеся не в самом завидном положении, начали испытывать серьезные финансовые проблемы. Дефицит собственных средств в поселениях не позволял им выполнять новые полномочия, которыми наделила их реформа местного самоуправления. Фракция контролировала и этот вопрос. По мнению Берлиной, удалось добиться того, чтобы сельские поселения могли кредитоваться из областного бюджета. «Это очень важное решение. Ведь раньше наши поселения, будучи самыми необеспеченными в финансовом плане, не могли получать кредиты из областного бюджета. Сегодня этот вопрос во многом решен. Уже в нынешнем году 151 млн. рублей передано в качестве бюджетных кредитов сельским поселениям», -- отметила Людмила Берлина.

Председатель комитета ЗС о социальной политике, член фракции «ЕР» Сергей Курилов рассказал, что благодаря работе фракции в регионе была выстроена вертикаль по оказанию специализированной медицинской помощи, по лечению онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и т.д. Кроме того, по словам Курилова, фракция занималась проблемой нехватки в регионе специалистов с начальным профессиональным образованием. Депутаты подготовили рекомендации для предприятий и образовательных учреждений, надеясь объединить их в решении этой проблемы. Следующему созыву ЗС предстоит продолжить работу в этом направлении.

В Иркутской области есть проблема нехватки мест в детских садах. Фракция «ЕР», по словам Сергея Курилова, занялась и ею. Сейчас, благодаря работе депутатов, появилась областная программа по строительству дошкольных образовательных учреждений.

В нынешнем региональном парламенте начала работать антикоррупционная комиссия. Возглавил ее Владимир Потапов. За время работы комиссии депутатами было рассмотрено более 500 жалоб и заявлений от населения. В итоге возбуждено около 30 новых уголовных дел. «К сожалению, мы не создали своего регионального закона по противодействию коррупции. Но причина в том, что нет такого закона и на федеральном уровне. Поэтому фракция ЕР направила в Государственную Думу обращение об ускорении процесса принятия федерального закона», -- говорит Владимир Потапов.

«Парламентский вестник Приангарья»

ВЫБОРЫ-2008

Выборы за неделю: бюллетени напечатаны, открепительные выдаются, ЦИК оценил обстановку как стабильную

Иркутская область, 25.09.08. Иркутскую область посетила делегация Центральной избирательной комиссии России во главе с заместителем председателя ЦИКа Леонидом Ивлевым. В составе делегации было восемь человек, в том числе куратор Иркутской области Майя Гришина, представители федерального центра информатизации при ЦИКе, сотрудники аппарата. Цель их поездки – проверка готовности к выборам Законодательного собрания объединенной Иркутской области.

Леонид Ивлев обсудил ход выборов с главой региона Игорем Есиповским и первым заместителем губернатора Сергеем Соколом, встретился с заместителем председателя Законодательного собрания Геннадием Истоминым.

Вице-спикер ЗС рассказал представителям ЦИКа об итогах работы четвертого созыва регионального парламента. Основными вехами в деятельности Законодательного собрания, по его словам, стали реализация в Приангарье федерального закона о монетизации льгот, реформа местного самоуправления и референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. По мнению Геннадия Истомина, в ближайшее время необходимо решить проблему отчисления налогов вертикально интегрированными компаниями. Дело в том, что многие фирмы, работающие в регионе и получающие здесь свой доход, имеют головной офис в Москве и не отчисляют налоги в областной бюджет. Зампред ЗС отметил, что в России необходим закон, который обеспечил бы налоговые поступления от таких структур в региональные бюджеты.

Представители ЦИКа побывали в Ангарске, Усть-Ордынском округе, Иркутском районе, где ознакомились с работой территориальных и участковых избирательных комиссий; пообщались с руководителями иркутских отделений политических партий. По результатам поездок и встреч Леонид Ивлев на совещании с временной избирательной комиссией по выборам ЗС отметил, что предвыборная обстановка в Иркутской области стабильная. «Подготовка к выборам проходит в строгом соответствии с законом. Временная избирательная комиссия, осуществляющая организацию выборов ЗС, высокопрофессиональна», - заявил Ивлев.

Он также сообщил, что в Иркутской области на данный момент сформированы избирательные комиссии всех уровней. В регионе действуют 1844 участковых избиркомов, в которых работают более 14 тыс. человек, причем 5720 членов УИК представляют политические партии, что, по словам Ивлева, говорит о зрелости иркутских региональных политобъединений.

Куратор Иркутской области в центризбиркоме Майя Гришина отметила, что партии весьма интенсивно финансируют свои предвыборные кампании; в избирательных фондах ИРО политобъединений сейчас находится в общей сложности 52,5 млн. рублей. Так, избирательный фонд Аграрной партии России составляет 15,71 млн. рублей, ЛДПР – 10,26 млн. рублей, «Единой России» – около 10 млн. рублей, «Справедливой России» – 7,5 млн. рублей. Делегация ЦИКа проработала в Приангарье три дня.

Тем временем в участковых избирательных комиссиях региона началась выдача открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области. Чтобы получить открепительное удостоверение, необходимо прийти в УИК с паспортом и написать заявление с указанием причины, по которой требуется удостоверение (например, гражданин уезжает в командировку). Если избиратель по каким-либо причинам сам не в состоянии обратиться в избирательную комиссию, то вместо него это может сделать его представитель на основании доверенности, заверенной нотариусом или главным врачом – в том случае, если избиратель находится в больнице. До 21 сентября открепительные удостоверения можно было получить в территориальных избирательных комиссиях. Всего было выдано около 250 открепительных удостоверений: 53 – в Киренском районе, 47 – в Иркутске, 31 – в Казачинско-Ленском районе и в других территориях. В день голосования по открепительному удостоверению можно будет проголосовать на любом избирательном участке на территории Иркутской области.

В минувшие выходные в Иркутске состоялась приемка избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Законодательного собрания. 20 сентября члены ВИК во главе с председателем комиссии Виктором Игнатенко, представители зарегистрированных кандидатов побывали в Иркутской областной типографии №1. Там было изготовлено 1 млн. 880 тыс. избирательных бюллетеней для голосования по одномандатным и четырехмандатному избирательным округам. Бюллетени для голосования за областные списки кандидатов политических партий также в количестве 1 млн. 880 тыс. штук были отпечатаны в типографии НПО «Облмашинформ». Приемка этих бюллетеней проходила 21 сентября. «Замечаний к качеству избирательных бюллетеней нет, – сказал Виктор Игнатенко. – В самое ближайшее время под вооруженной охраной «Спецсвязь России» доставит бюллетени во все территориальные избирательные комиссии Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа. Территориальные комиссии распределят бюллетени для голосования среди участковых избирательных комиссий».

Политические партии на нынешней неделе представили во временную избирательную комиссию агитационные материалы 155 видов. Это плакаты, баннеры, листовки, брошюры и другая печатная, а также аудиовизуальная продукция. Наибольшее разнообразие - у «Аграрной партии России». Она применяет 58 видов агитационных материалов. На втором месте – «Либерально-демократическая партия России», которая использует в своей предвыборной кампании 40 видов агитационных материалов. У остальных избирательных объединений, участвующих в выборах, разнообразие агитационных материалов не такое большое. «Единая Россия» применяет 27 образцов агитматериалов, «Справедливая Россия» – 23, экологическая партия «Зеленые» – 4, «Коммунистическая партия Российской Федерации» – два.

Временная избирательная комиссия утвердила список доверенных лиц от регионального отделения «Либерально-демократическая партия России». В список вошли три человека. Заместитель председателя ВИК Людмила Шавенкова отметила, что другие политические партии, которые участвуют в выборах, также могут воспользоваться своим правом и предоставить список доверенных лиц на рассмотрение комиссии. «В течение трех дней после предоставления списка мы обязаны принять решение по доверенным лицам», -- сказала Людмила Шавенкова. Напомним, что, согласно законодательству о выборах, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным и четырехмандатному округам, вправе назначить до 20 доверенных лиц. Избирательные объединения, выдвинувшие областной список кандидатов, могут иметь до 30 доверенных лиц.

На этой неделе во временной избирательной комиссии появился новый представитель от партии «Единая Россия», наделенный правом совещательного голоса.

А кандидаты в депутаты Законодательного собрания объединенной Иркутской области Сергей Шишкин и Сергей Никитин были исключены из  состава «Единой России». Как сообщает информационный центр Иркутского регионального отделения партии, такое решение принял Президиум политического совета ИРО «ЕР». Основанием для исключения стал факт нарушения партийной дисциплины: Шишкин и Никитин выдвинули свои кандидатуры на региональные парламентские выборы, что противоречило коллегиальному решению партийной организации. Между тем, девять самовыдвиженцев из числа членов «Единой России», которых попросили снять свои кандидатуры, это сделали. «В отношении двоих, не подчинившихся решению партийной организации, Президиумом регионального политсовета было принято решение об исключении, – цитирует информационный центр исполняющего обязанности секретаря политического совета ИРО «ЕР», вице-спикера ЗС Людмилу Берлину. – Стоит, однако, отметить, что каждую подобную ситуацию мы рассматриваем индивидуально».

Во временную избирательную комиссию Иркутской области поступило 67 жалоб относительно хода предвыборной кампании. Как сообщил Виктор Игнатенко, расследование ведется лишь по десяти из них. 57 жалоб не подтвердились. Игнатенко отметил, что из числа неподтвержденных 17 жалоб были написаны одним лицом – студентом вуза, который, по словам председателя ВИК, в личной беседе рассказал ему, что выполняет такое задание по заказу определенной организации за деньги.  Игнатенко подчеркнул, что все эти жалобы составлены с юридическими и грамматическими ошибками, ни одна из них не касается нарушения субъективных избирательных прав адресата. Еще один гражданин направил в избирательную комиссию 20 жалоб.

На телефоне «горячей линии» ВИК за последнее время было принято более 100 звонков. На вопросы жителей Приангарья отвечают члены временной избирательной комиссии и члены совета ветеранов избирательной системы при избиркоме. «Избиратели звонят практически со всех городов и районов Иркутской области, – рассказала член совета ветеранов избирательной системы при избиркоме Тамара Пашинцева. – Интересуются адресами штабов политических партий, спрашивают, как можно найти того или иного кандидата в депутаты, уточняют месторасположение окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. Много обращений поступает и по социально-бытовым проблемам, как правило, выказывается недовольство работой жилищно-коммунальных структур». Ответы на вопросы о выборах избиратели получают немедленно, что касается обращений по социальным проблемам, то все они регистрируются и направляются для решения в соответствующие инстанции. «Как показывает практика работы нашей «горячей линии» на парламентских и президентских выборах, такие обращения не остаются без внимания властей, которые стараются оперативно решить проблемы избирателей», –  отметила Пашинцева. 

Временная избирательная комиссия издала памятку наблюдателя на выборах депутатов ЗС. Это практическое пособие, одобренное научно-методическим советом при областной избирательной комиссии. Издание содержит разъяснения норм положения о выборах, определяющих статус наблюдателей и порядок их деятельности. В памятке приводятся справочные материалы и образцы документов. «Наблюдатели играют важнейшую роль на выборах, – сказал Виктор Игнатенко. – Они осуществляют общественный контроль над соблюдением закона во время голосования, способствуют прозрачности избирательных действий. В ближайшее время памятка наблюдателя будет направлена в избирательные комиссии всех уровней, политическим партиям и кандидатам».

За ходом выборов Законодательного собрания Иркутской области наблюдают специалисты общественной ассоциации «Голос» (Москва). Ассоциация отслеживает в период подготовки и проведения выборов, как соблюдаются избирательные права граждан, обеспечено ли соблюдение равных возможностей для ведения избирательной кампании кандидатами; наблюдает за работой избирательных комиссий региона, использованием административного ресурса в избирательной кампании; ход дня голосования.  Как сообщает ассоциация, такую работу она проводит сейчас в пяти субъектах РФ, где 12 октября 2008 года пройдут парламентские выборы. Помимо Иркутской области, это Кемеровская, Сахалинская области, Забайкальский край и Чеченская республика. Необходимую информацию «Голос» получает из региональных СМИ, в собственных интервью с представителями политических партий, лидерами некоммерческих общественных организаций, членами избирательных комиссий, а также от избирателей, обращающихся на телефонную «горячую линию» ассоциации.

Подготовила Лариса Окружко, Парламентский вестник Приангарья

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области