К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья № (26) 307, 18 сентября, 2008 год, четверг

Сегодня в выпуске:

ИТОГИ

Подведены итоги работы Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва

Иркутская область, 18.09.08. Законодательное собрание Иркутской области за четвертый созыв приняло в окончательном виде 565 законов, на 45 сессиях в общей сложности был рассмотрен 1681 вопрос. Эти и другие итоги работы регионального парламента в 2004-2008 годах были подведены на торжественном заседании ЗС. Председатель Законодательного собрания Виктор Круглов подчеркнул, что парламент на год раньше срока прекращает свои полномочия в связи с объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Спикер ЗС рассказал, что депутатам четвертого созыва с самого начала пришлось столкнуться с комплексом проблем. Нужно было принимать в сжатые сроки бюджет-2005. Иркутская область стала одним из пилотных проектов в реализации реформы местного самоуправления, поэтому нужно было создавать для нее правовую базу. Депутатам удалось консолидироваться и начать сообща решать эти и другие важные вопросы. Законодательное собрание Иркутской области стало одним из первых региональных парламентов, в который депутатов выбирали не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам. По мнению Виктора Круглова, были опасения, что многопартийный парламент  увязнет в словесных дебатах. Но депутаты решили, что консолидация важнее конфронтации, это сказалось на эффективности их работы. Появление в ЗС политических фракций вывело законотворческую деятельность на качественно новый уровень, убежден и врио губернатора Иркутской области Игорь Есиповский, потому что у депутатов появилась двойная ответственность – перед партией и перед избирателями.

Приоритетом в работе Законодательного собрания стала разработка социального законодательства, за четыре года было принято 152 социальных законов и почти два десятка программ. Они направлены на защиту людей преклонного возраста, детей-сирот, инвалидов, патронатных семей, молодых семей, сельских медиков и культпросветработников и других категорий граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке.

Большая работа была проведена депутатами в связи с объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Она в большой степени касалась создания единого правового пространства для объединенного региона. Законодательное собрание и Дума округа провели семь сессий и приняли 40 законов. Бывшие депутаты Думы УОБАО вошли в состав Совета законодателей, который подверг ревизии практически все  региональное законодательство.

Особое внимание Виктор Круглов уделил взаимодействию Законодательного собрания с другими властными структуры. Он подчеркнул, что с предыдущим главой региона депутатам не удалось найти общий язык, это негативно сказалось на социально-экономическом развитии Приангарья. «Люди не делят власть на исполнительную и законодательную и правильно делают», -- заявил Виктор Круглов. По его словам, сегодня ситуация во взаимоотношениях законодательной и исполнительной ветвей власти полностью нормализовалась.

В четвертом созыве в парламентскую практику вошли эффективные новые формы работы. Законодательное собрание в 2006-2008 годах провело обучающие кустовые семинары для депутатов низовых дум (в них ежегодно принимало участие 1,5-2 тыс. человек), организовало два съезда представительных органов власти. Вообще муниципалитетам парламентарии уделяли повышенное внимание. «В короткие сроки было принято свыше 50 законов. Ими определялись границы и статус муниципалитетов, регулировались вопросы собственности и имущественных отношений, корректировались законы, связанные с местными выборами. В структуре аппарата Законодательного собрания выделен отдел по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований», -- рассказал Виктор Круглов. Принимались меры по защите финансовых интересов местного самоуправления.

Однако не удалось сделать многое. Спикер ЗС убежден, что «необходимо исправить ошибки и попытаться вернуть утраченные возможности», нужно провести ревизию деятельности властей области, выделить первоочередные задачи и создать новую стратегию социально-экономического развития Иркутской области, состоящую из пяти блоков: укрепление экономики, развитие социальной сферы, создание инфраструктуры, развитие муниципальных образований и эффективное управление бюджетом региона. Все это предстоит сделать вместе с исполнительной властью, муниципалитетами и общественными организациями новому составу Законодательного собрания.

«Горжусь, что начал свою непростую работу в Иркутской области с таким мудрым, политически взвешенным, профессиональным депутатским корпусом», - заявил Игорь Есиповский. Он также отметил как положительный момент «укрепление вертикали содружества» - от членов Совета Федерации и Госдумы до депутатов низовых дум Иркутской области, плодотворную работу над созданием законодательной базы для объединенного региона. Новому составу Законодательного собрания, по его мнению, предстоит большая работа по формированию органов власти региона, принятию Устава объединенной области, разработке стратегии развития Приангарья до 2013 года и далее. В целом глава региона оценил работу ЗС на «твердую четверку».

На торжественном заседании выступили представители муниципалитетов и общественных организаций. Председатель областного совета ветеранов войны и труда Валерий Игнатов поблагодарил депутатов за то внимание, которое в своей работе они уделяют старшему поколению Иркутской области. Кстати, областной совет ветеранов войны и труда стал одной из первых общественных организаций, с которыми ЗС заключило соглашение о сотрудничестве. Председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров» Лилия Бранденбург рассказала, что региональный парламент предоставил возможность общественным деятелям участвовать в обсуждении важных социальных законопроектов. И высказала пожелание новому Законодательному собранию принять закон о ветеранах труда. Председатель Думы Братского района Александр Танкович, помимо выражения общей благодарности всему депутатскому корпусу, сказал теплые слова в адрес депутатов Андрея Чернышева и Владимира Каутца, которые реальными делами помогали жителям района. А мэр Иркутска  Владимир Якубовский рассказал о том плодотворном сотрудничестве, которое ЗС вело с Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области.

«Парламентский вестник Приангарья»

Виктор Круглов и Владимир Потапов стали почетными гражданами Иркутской области

Иркутская область, 18.09.08. Председатель Законодательного собрания Виктор Круглов и депутат ЗС Владимир Потапов стали почетными гражданами Иркутской области. Награждение состоялось на торжественном заседании, посвященном завершению работы четвертого созыва регионального парламента.

Знаки отличия «За заслуги перед Иркутской областью» получили вице-спикер ЗС Людмила Берлина, депутат Государственной Думы, бывший депутат ЗС Сергей Левченко, председатель регионального отделения общественной организации «Союз пенсионеров» Лилия Бранденбург. Почетной грамотой губернатора были награждены депутаты Дмитрий Баймашев, Юрий Бакштановский, Александр Ведерников, Евгений Рульков, Гавриил Франтенко, ряд сотрудников аппарата ЗС – Ирина Гартнер, Людмила Резниченко, Борис Краинский. Совет Федерации наградил почетной грамотой депутатов Павла Зорина, Илью Сумарокова, а Государственная Дума – Аполлона Иванова и Геннадий Истомина. Грамотами и благодарностями ЗС удостоены еще несколько депутатов – Василий Бердников, Гайдар Гайдаров, Андрей Кайдаш, Георгий Кузьмин, Сергей Курилов, Андрей Лавров, Владимир Потапов, Юрий Селезнев, Валерий Курочкин, а также работники аппарата регионального парламента.

«Парламентский вестник Приангарья»

ХРОНИКА

Более 560,7 млн. рублей будет направлено в Иркутской области на оказание социальной поддержки населению

Иркутская область, 18.09.08. В Иркутской области на социальную поддержку населения за пять лет будет потрачено более 560,7 млн. рублей. Депутаты Законодательного собрания Иркутской области утвердили проект областной государственной социальной программы «Социальная поддержка населения Иркутской области на 2009-2013 годы».  

В 2009 году планируется выделить 101 млн. 110 тыс. рублей, в 2010 году – 106 млн. 274 тыс. рублей, в 2011 году – 111 млн. 918 тыс. рублей, в 2012 году – 117 млн. 730 тыс. рублей, в 2013 году – 123 млн. 738 тыс. рублей.  Как сообщил директор департамента социальной защиты населения Иркутской области Семен Круть, основная цель новой программы – повышение качества жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации путем оказания им адресной социальной поддержки и совершенствования социального обслуживания. Реализация программы позволит повысить качество жизни более 569 тыс. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основными мероприятиями программы являются следующие: предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде организации и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, приобретения технических средств реабилитации и в виде оказания адресной материальной помощи; проведение мероприятий, направленных на совершенствование социального обслуживания населения.

В ходе реализации программы офтальмологическое лечение (с полным комплексом услуг) получат более 1 тыс. малообеспеченных жителей области и пенсионеры, слуховые аппараты будут выданы более 630 слабослышащим пенсионерам, голосовые протезы – свыше 200 ларингэктомированным онкобольным. А 630 ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий пройдут лечение и реабилитацию в медицинских организациях. Кроме того, оказать адресную материальную помощь планируется ежегодно более 3 тыс. граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и 6,9 тыс. беременным из группы высокого акушерского и перинатального риска (в виде оплаты проезда в областной перинатальный центр). Будет также оказана материальная помощь 45 гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1959-1961 годах и 334 детям в возрасте до 18 лет, пострадавшим вследствие радиационного воздействия и др.

На совершенствование социального обслуживания населения будет направлено 19 млн. 690 тыс. рублей. Планируется, расширить спектр оказываемых социальных услуг, повысить их доступность для граждан в трудной жизненной ситуации (для этого будет создано пять мобильных социальных служб путем приобретения специализированного автомобильного транспорта). А также повысить качество предоставления социальных услуг.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Арендовать сельхозугодья в северных территориях Иркутской области можно как минимум на 11 месяцев

Иркутская область, 18.09.08. Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в Приангарье будет составлять 11 месяцев. Соответствующая поправка была внесена по инициативе мэра Киренского района Петра Неупокоева в проект закона «Об отдельных вопросах земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области». Он был принят в окончательном виде на сентябрьской сессии Законодательного собрания.

Такой же срок определен и для тех участков, которые арендуются для сенокошения или выпаса скота. Арендовать участки для овощеводства и семеноводства можно на три года. Срок в 10 лет установлен для земель, используемых для выращивания зерновых культур и многолетних насаждений. В законе зафиксирован и минимальный размер участка, который образуют из земель сельскохозяйственного назначения. Он составляет 1,9 га. Однако для искусственно орошаемых сельхозугодий или осушаемых земель эта цифра меньше – 1 га. Максимальная площадь составляет 80% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального района, за исключением Иркутского, Ангарского и Шелеховского района, где установлена норма в 50%.

Предусмотрены льготные условия приобретения права пользования участками организациями и гражданами, которые ведут крестьянское или фермерское хозяйство. Для них цена составляет 20% от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

В законе прописан также механизм принудительного изъятия у собственника земельного участка. Это происходит в том случае, если земли не использовались или использовались ненадлежащим образом в течение трех лет. Изымается участок в судебном порядке по заявлению администрации муниципального образования, где он расположен.

Кроме того, установлен перечень земель, которые можно использовать только для ведения сельского хозяйства. К таким особо продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся земельные участки опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций, отдельных сельскохозяйственных организаций и экспериментальных производств, используемые для исследовательских целей и пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства участки высокопродуктивной пашни, а также земли учебно-опытных подразделений вузов и ссузов, образовательных учреждений для детей сирот и домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Кроме того, в перечне значатся угодья с кадастровой стоимостью, которая превышает среднюю по муниципальному району цену на 20%, земли с баллом продуктивности выше среднерайонного на 20%, кадастровая оценка которых не проведена, орошаемые и осушенные земли.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

В Иркутской области будет создана правовая база для реализации государственной молодежной политики

Иркутская область, 18.09.08. Законопроект «О государственной молодежной политике в Иркутской области» был принят в первом чтении на сентябрьской сессии Законодательного собрания. Как сообщил руководитель агентства по молодежной политике Иркутской области Игорь Иванов, принятие законопроекта создаст необходимую нормативную правовую базу для реализации государственной молодежной политики на территории области. Принятие этого документа необходимо для совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения, возникшие в связи с формированием и осуществлением государственной молодежной политики на территории Иркутской области.

Целью его принятия является создание системы приоритетов и мер, направленных на формирование условий и возможностей для становления и развития молодых граждан, успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах государства, области и общества.   

Законопроектом определяются общие цели, задачи, принципы, приоритетные направления областной государственной молодежной политики. Так, в документе сказано, что основными целями молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах общества, области и государства; недопущение дискриминации молодых граждан; расширение возможностей молодых граждан в выборе своего жизненного пути и в достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и др. Мероприятия молодежной политики реализуется для граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Иркутской области; молодежных и детских объединений; филиалов, представительств и иных структурных подразделений международных и российских молодежных и детских объединений и др.

Приоритетные направления молодежной политике – формирование условий для духовного, нравственного, патриотического, гражданского воспитания и физического развития молодежи; содействие реализации права молодых граждан на труд и на образование; содействие экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности молодежи; поддержка талантливой молодежи и молодой семьи (неполной молодой семьи); развитие системы детского и молодежного отдыха.

Как рассказал председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов, члены комитета по социальной политике ЗС рекомендовали законопроект «О государственной молодежной политике в Иркутской области» принять только в первом чтении, так как по нему есть ряд замечаний, в том числе юридического характера.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Законопроект «О физической культуре и спорте в Иркутской области» принят в первом чтении

Иркутская область, 18.09.08. Законопроект «О физической культуре и спорте в Иркутской области» был принят в первом чтении. Такое решение принято депутатами Законодательного собрания Иркутской области на сентябрьской сессии ЗС.

Как сообщил руководитель агентства по физической культуре и спорту Иркутской области Борис Пузыня, документ предусматривает правовое регулирование общественных отношений в сфере физической культуры и спорта в Иркутской области, отнесенных к ведению области и разграничивает полномочия между высшими органами государственной власти региона. Законопроект предусматривает развитие физической культуры и спорта в регионе по следующим направлениям: развитие массового спорта, детско-юношеского и молодежного спорта, физической культуры и спорта инвалидов, профессионального и национальных видов спорта.

В законопроекте также регламентированы вопросы организации деятельности в сфере физической культуры и спорта в Иркутской области, подготовки спортивного резерва, организации физкультуры и спорта в системе образования, по месту жительства, адаптивной физической культуры и физической реабилитации инвалидов. Определена роль органов государственной власти области в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий, подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ и др. Кроме того, в документе прописан порядок формирования и обеспечения спортивных сборных команд области. В законопроекте рассказано о предоставляемых мерах социальной и иной поддержки спортсменов и тренеров, а также отдельных категорий граждан в сфере физической культуры и спорта в Иркутской области.

Как отметил депутат Законодательного собрания Андрей Кайдаш, для разработки законопроекта было проведено восемь круглых столов, изучен опыт других субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта, но это не было учтено в новом законопроекте. По его словам, необходимо работать более активно по отраслевым законам. Кроме того, депутаты ЗС интересовались, когда будет внесен на рассмотрение проект областной программы по развитию физической культуры и спорта. Председатель бюджетного комитета ЗС Геннадий Истомин предупредил, что программа должна быть принята до утверждения областного бюджета на следующий год, иначе она не получит финансирования.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Парламентарии вновь вернулись к поправкам, касающимся корректировки порядка установления величины прожиточного минимума

Иркутская область, 18.09.08. В Иркутской области определен порядок установления величины прожиточного минимума. Законопроект «О порядке установления величины прожиточного минимума в Иркутской области» был принят во втором и окончательном чтениях на сентябрьской сессии Законодательного собрания. Как рассказал председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов, в рамках работы над этим законопроектом было проведено несколько заседаний рабочей группы. В ходе обсуждения некоторые поправки к законопроекту были приняты, другие отклонены.

Напомним, в законопроекте сказано, что величина прожиточного минимума устанавливается на душу населения и по основным социально-демографическим группам в области, а также с учетом территориальной дифференциации уровня цен в области: по районам Крайнего Севера; по местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и районам Крайнего Севера; по иным районам. Величину прожиточного минимума определяет администрация Иркутской области на основании потребительской корзины, определяемой в порядке, установленном  администрацией Иркутской области, в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Правительством РФ, и данных органа государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

На заседании комитета по социальной политике ЗС были отклонены две поправки Иркутского областного объединения организации профсоюзов, которые касались корректировки по вопросу порядка установления величины прожиточного минимума. В одной поправке отмечено, что величина прожиточного минимума устанавливается администрацией области на душу населения и по основным социально-демографическим группам в области, а также с учетом территориальной дифференциации: по районам Крайнего Севера; по местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и районам Крайнего Севера; по иным районам.

На сентябрьской сессии ЗС заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Валерий Лукин предложил пересмотреть решение по отклоненным поправкам. Он отметил, что профсоюзы предлагают выделить в отдельную группу Катангский район и при расчете величины прожиточного минимума применять отдельный коэффициент. Валерий Лукин подчеркнул, что в Катангском районе нет всех товаров и услуг, которые предусмотрены в потребительской корзине, поэтому  органам государственной статистики трудно отследить цены на продукты питания. Сейчас при расчете величины прожиточного минимума по северным территориям изучаются цены на продукты и услуги Братска и Усть-Илимска.

Эти же сведения подтвердила директор департамента труда Иркутской области Наталья Брускова, рассказав, что в Катангском районе из 167 видов товаров и услуг, предусмотренных в потребительской корзине, отсутствует 32, в Бодайбинском районе – 15. Но принять поправки профсоюзов невозможно, так как федеральное законодательство не предусматривает введение отдельных коэффициентов, а отследить цены на товары и услуги в Ербогачене нельзя, подчеркнула директор департамента.

Как отметил депутат Законодательного собрания Павел Зорин, жители районов Крайнего Севера и территорий, приравненным к районам Крайнего Севера, и так во многом ущемлены, а профсоюзы предлагают реальный механизм устранения несправедливости – поправочный коэффициент. Депутат попросил перенести поправки профсоюзов в таблицу одобренных. Его поддержал парламентарий Антон Романов. Но начальник правового управления ЗС Ирина Гартнер пояснила, что поправки профсоюзов не вписываются в рамки федерального закона о прожиточном минимуме в РФ. В итоге депутаты ЗС решили проголосовать за эти поправки отдельно. Их одобрило только 11 депутатов, против проголосовало 19. Таким образом, законопроект «О порядке установления величины прожиточного минимума в Иркутской области» был принят во втором и окончательном чтении без поправок профсоюзов.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Представители малого и среднего бизнеса получать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

Иркутская область, 18.09.08. Законопроект «О регулировании отдельных вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Иркутской области» был принят на сентябрьской сессии ЗС. Данный законопроект является законодательной инициативой заместителя председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Юрия Фалейчика.

Как рассказал Юрий Фалейчик, в июле 2008 года был принят и вступил в силу федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Этот закон устанавливает для бизнесменов преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Парламентарий подчеркнул, что в рамках этого закона субъекту РФ необходимо установить предельные значения площади имущества, арендуемого представителями малого и среднего бизнеса и находящегося в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности, при его возмездном отчуждении; срок рассрочки оплаты приобретаемого бизнесменами имущества.

Законопроект «О регулировании отдельных вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Иркутской области» устанавливает, что площадь выкупаемого помещения должна составлять не более 150 кв. метров, а срок рассрочки – три года.

Юрий Фалейчик отметил, что после внесения этой законодательной инициативы стали поступать различные просьбы, в основном по увеличению площади приобретаемого помещения. Кроме того, по данному законопроекту нет позиции администрации региона.  Заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС предложил принять данный законопроект только в первом чтении, а в дальнейшем документ предлагается доработать. «Необходимо принять все предложения и выработать предельную норму площади помещения, которая бы устроила большинство», -- сказал Юрий Фалейчик. Он не исключает, что площадь помещений вообще может быть не ограничена.

Депутат ЗС Андрей Чернышев рассказал, что «хотелось бы услышать позицию администрации Иркутской области». Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Максим Сурнин отметил, что этот вопрос «завязан» на бюджете и сейчас в законопроекте задана минимальная планка. По его словам, в этом вопросе необходимо поставить точку в ноябре этого года.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

В Иркутской области принят закон в защиту  редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу

Иркутская область, 18.09.08. В Иркутской области принят закон «Об административной ответственности за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Иркутской области».

Нарушителей закона в лучшем случае ждет предупреждение, в худшем – штраф. Обычные люди, уничтожившие или повредившие редкое животное или растение, должны будут заплатить 1,5-2 тыс. рублей, должностное лицо – 3-4 тыс. рублей, юридическое – 30-40 тыс. рублей.

Налагать штрафы имеют право должностные лица – уполномоченные администрации Иркутской области, должностные лица органов местного самоуправления и сотрудники милиции общественной безопасности. Уполномоченные лица должны составлять протоколы об административных  правонарушениях в соответствии КоАП и направлять их в административную комиссию. Если нарушитель несовершеннолетний, им будет заниматься комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Мария Никульшеева, «Парламентский вестник Приангарья»

ОПРОСЫ

Геннадий Истомин: себе оценку ставить нехорошо!

Иркутская область, 18.09.08. Одним из политических «долгожителей» региона является вице-спикер Законодательного собрания, председатель бюджетного комитета Геннадий Истомина. Он – один из немногих депутатов, которые работали все четыре созыва и, следовательно, могут дать общую оценку политической и законотворческой деятельности.

-- Самим себе ставить оценку нехорошо, это должны сделать люди, которые живут в Иркутской области. Если говорить в целом, то у каждого созыва стояли свои задачи, каждый работал по-своему.

Первый созыв работал всего два года – 1996-1998 гг. Тогда не было партийных групп, фракций, были просто депутаты. Очень жесткое время, когда с представительными органами власти никто не считался, доминировала исполнительная ветвь власти, зарождалась новая система законодательства регионов. Начинали работать над проектом Устава Иркутской области, на нее, как на елку, нанизывались законы региона. Начинать приходилось с нуля. И поэтому до 2000 года (тогда работал уже второй созыв) – это годы, когда формировалась новая законодательная база. Кроме этого, у второго созыва была еще одна задача. Губернатор Юрий Ножиков ушел в отставку, проходили выборы нового главы региона, ситуация была тяжелая - многомесячные задержки по выплате зарплаты, по пенсиям, почти полный развал экономики, на предприятиях существовала система бартера и зачета. Пред властью стояла задача держать все под контролем.  С конца 90-х годов началась стабилизация экономики, ни один год по  физическому объему производства не был хуже предыдущего, шло неуклонное наращивание темпов экономики Иркутской области.

В 2000-2004 годы, когда работал третий созыв, началась жесткая конфронтация между исполнительной и законодательной ветвями власти. Три месяца (с октября по декабрь) депутаты не могли избрать председателя Законодательного собрания. Затем за этот созыв сменилось три спикера, потому что было сильное доминирующее влияние администрации Иркутской области на депутатский корпус. В региональном парламенте была внутренняя политическая борьба за влияние. Это, несомненно, отражалось на работе, именно в это время Иркутской области много потеряла в динамике экономического роста. Красноярский край воспользовался этой ситуацией и резко вырвался вперед, потому что в нашей области все силы были брошены на внутреннюю борьбу властей друг с другом, а не на решение насущных проблем и задач развития Иркутской области. Но и третьему созыву Законодательного собрания удалось сделать многое – и по формированию новой законодательной базы, и по проведению кустовых семинаров для депутатов низовых дум, и многое другое.

Четвертый созыв работал более стабильно. Не было внутриполитических дрязг, шла системная работа, депутатский корпус стал влиятельной силой в регионе. Мы помним ситуацию по бюджету-2008, когда парламентарии настояли на том, чтобы средства от продажи второго пакета акций ВЧНГ, которые кое-кто хотел увести из областного бюджета, были возвращены туда. Депутатскому корпусу удалось отстоять свою правоту с помощью прокуратуры Иркутской области. Депутатам пришлось решать многие вопросы по объединению Иркутской области с Усть-Ордынский Бурятским автономным округом. Это было непросто сделать. Всего за четвертый созыв принято более 500 законопроектов, в том числе большое количество социальных законов и программ, которые значительно улучшают положение тех людей, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации – инвалиды, дети-сироты и т. д.

Единственный минус нашей работы за последние четыре года – мы недостаточно обеспечивали идеологическое сопровождение того или иного законопроекта, люди о них мало знают. Задача следующего созыва – обеспечить такое сопровождение, население должно знать свои права, обязанности, свои льготы. Мы видим, что идет значительный рост экономики в Иркутской области, меняется система межбюджетных отношений и прочее. В целом, думаю, что перед депутатами ЗС первого созыва объединенного региона будут стоять совсем другие задачи, чем перед парламентариями четвертого созыва.

Хочу отметить важный момент – серьезно на работу Законодательного собрания влияет наличие фракций. Сегодня, прежде чем выносить на сессию любой вопрос, к примеру, фракция «Единой России» его детально рассматривает, проходят дискуссии, вырабатывается единое мнение. Этим самым повышается депутатская культура в целом. Если раньше на сессиях мы рассматривали по 30 вопросов два дня, были бесконечные споры по каждому поводу, сейчас на сессиях, кажется, стало немного скучновато, дебатов мало. Но это – взгляд со стороны, потому что основная работа проводится до сессии – и на рабочих группах, и на заседаниях комитетов и комиссий, и на фракциях. У «Единой России» идет тесная консолидация по многим вопросам с другими партиями, которые представлены в Законодательном собрании - КПРФ, «Аграрная партия России», «Справедливая Россия». Многие законы принимаются единогласно, потому что в этом процессе политика исключается, в первую очередь депутаты, вне зависимости от партийной принадлежности, изучают необходимость и эффективность того или иного нормативно-правового акта.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты о четвертом созыве: объединение, социальные законы…

Иркутская область, 18.09.08. Деятельность Законодательного собрания за четыре года была настолько многогранна, что объективно оценить ее со стороны – очень сложно. Более точную, скрупулезную оценку могут дать лишь сами депутаты. В региональном парламенте четвертого  созыва работали люди разных профессий, убеждений, политических пристрастий… Тем актуальнее, интереснее было обсуждение законопроектов, тем глубже и острее шли дискуссии по различным вопросам. «Парламентский вестник Приангарья» попросил депутатов ЗС рассказать о том, что больше всего запомнилось им в четвертом созыве.

Председатель федерации легкой атлетики Иркутской области Андрей Кайдаш:

-- За период работы Законодательного собрания четвертого созыва сменилось три губернатора. Для нас это стало проверкой на состоятельность. Значимым событием этого периода можно назвать объединение Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Важным мероприятием стало традиционное проведение Байкальского экономического форума, в котором активное участие принимали и депутаты регионального парламента. 

С введением нового Бюджетного кодекса мы перешли к системе программно-целевого управления. Этот метод способствовал улучшению жизни населения, появилось больше возможностей для развития экономики в регионе. Я рад, что работал вместе с такими людьми, как Виктор Круглов, Геннадий Истомин, Людмила Берлина, Сергей Курилов, Геннадий Нестерович. Благодаря им я получил серьезный политический опыт, они помогли мне разобраться во многом.

Если говорить о развитии близкой мне спортивной отрасли, то, к сожалению последние два года можно назвать периодом застоя. Однако радует, что сейчас эта сфера постепенно восстанавливается – разработан ряд нормативно-правовых актов, которые будут способствовать более активному развитию отрасли. В частности, разработан законопроект о физической культуре и спорте, который планируется принять в ближайшее время. Этот документ крайне важен для развития отрасли. Он знаменует начало системной работы в этой сфере. В законопроекте будут определены механизмы создания хороших условий для развития спорта на территории Иркутской области.

Генеральный директор СХ ЗАО «Приморский» Аполлон Иванов:

-- Наиболее значимой в четвертом созыве считаю работу, связанную с объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, подготовку нормативно-правовой базы нового субъекта федерации. В следующем созыве эта работа будет продолжена, Законодательному собранию предстоит принять Устав объединенной Иркутской области и закрепить в нем особый статус Усть-Ордынского Бурятского округа. Поэтому сейчас особенно важно сохранить преемственность власти.

В этом году на февральской сессии Законодательного собрания было принято постановление, согласно которому реализация областной программы развития сельскохозяйственного производства на территории округа началась уже с 2008 года, а не с 2009. Это нужное и своевременное решение, которое было принято по моей инициативе и позволило округу своевременно провести посевную. В реестр получателей государственных субсидий вошли 150 сельхозпредприятий округа, включая фермеров. Они получат в этом году 142 млн. рублей, не считая дотаций на поддержку личных подсобных хозяйств.

Но больше всего мне запомнилась борьба за «коровьи деньги». Закон округа о личном подсобном хозяйстве имеет большое социальное значение. Поэтому я выступил с инициативой разработки аналогичного закона в Иркутской области. Но, к сожалению, закон так и не был принят. Не спорю, предложенный мною законопроект нуждается в доработке. Поэтому на заседании Совета представителей я выступил с предложением поручить разработку областного закона о ЛПХ региональному институту законодательства. В нем необходимо предусмотреть не только выплату дотаций, но и вопросы ветеринарного обслуживания, организации закупа молока и мяса, заготовки кормов, выделения пастбищ, сенокосных угодий и др. Совет представителей Иркутской области согласился с моими доводами и оставил в силе закон округа «О личном подсобном хозяйстве» на период до 2009 года и рекомендовал включить в план законотворческих работ разработку областного закона «О личном подсобном хозяйстве».

Главный акушер-гинеколог Иркутской области Наталья Протопопова:

-- Характерной особенностью деятельности Законодательного собрания четвертого созыва стала  социальная направленность. Это положительный фактор, который отразился на плодотворной законотворческой деятельности. Мне кажется, это самое значимое в работе парламентариев четвертого созыва.

Впервые в Законодательном собрании были проведены депутатские слушания по демографической ситуации в Иркутской области. Все рекомендации и решения слушаний легли в основу областной целевой программы «Демографическое развитие Иркутской области», которую планируется принять в ближайшее время. Кроме того, в течение 2008 года благодаря нашей работе были приняты ряд социально-значимых законов, причем некоторые из них впервые были разработаны в Иркутской области. В частности, были приняты законы о социальной поддержке семей, имеющих детей, законы об организации органов опеки и об оплате труда приемных родителей. В настоящее время в Иркутской области насчитывается более 22 тыс. детей – сирот. Если в самые кратчайшие сроки этих детей не передать в приемные семьи, то, повзрослев, они пополнят преступные кланы.

Кроме того, мы провели депутатские слушания по сельскому здравоохранению. В них участвовали все заинтересованные стороны - представители исполнительной власти и депутаты. Ведь в этой сфере в Иркутской области немало проблем. К примеру, в сельской местности - более высокая смертность детей, чем в городе. В ряде поселений существуют проблемы нехватки медучреждений или ограниченного доступа жителей к медицинской помощи. Например, в Усть-Удинском районе пять населенных пунктов, которые находятся на берегу Братского водохранилища, во время весенней распутицы  оторваны от «большой земли», на которой находятся медицинские учреждения. Кроме того, не все медпункты в сельской местности имеют фельдшеров.

По принятым на слушаниях рекомендациям была проведена большая работа – отремонтировано и оснащено новым оборудованием более 12 фельдшерско-акушерских пунктов, создано более 10 семейных амбулаторий на селе. Организовано и проведено несколько поездок врачей Областной клинической больницы, Областного онкологического диспансера  для оказания необходимой медицинской помощи в Балаганский, Усть-Удинский, Катанский, и другие районы. Такие рейды очень эффективны. Выездные формы работы позволяют осуществлять раннюю диагностику заболеваний и оказывать экстренную медицинскую помощь.

В области сельского здравоохранения был принят важный, на мой взгляд, закон о компенсации затрат на оплату услуг ЖКХ медицинским работникам, живущим в сельской местности. Ранее были приняты аналогичные законопроекты в области образования и культуры.

Социальная направленность  работы парламента выражалась в принятие значимых для качества жизни населения законопроектов и программ. К примеру, была принята программа социальной поддержки населения. Кроме того, была разработана и принята программа «Молодым семьям – доступное жилье». Для ее реализации было направлено более 92 млн. рублей из федерального бюджета и около 60  млн. рублей из областного бюджета. В ходе выполнения программы около 300 молодых семей получили квартиры.

Региональным парламентом был принят очень важный закон – о порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а  также детей в возрасте до трех лет. В 2007 году на его реализацию было выделено 5 млн. рублей, в 2008 году на эти цели было направлено уже более 30 млн. рублей.

Однако в социальной сфере, в частности в областном здравоохранении, еще существуют серьезные проблемы, которые необходимо решать, как законодательной, так и исполнительной власти. Одна из наиболее острых – катастрофическое состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения. Несмотря на усилия властей, эта проблема все еще остается не решенной. Это связано с тем, что в течение последних 20 лет из регионального и федерального бюджета на реконструкцию и ремонт медучреждений Иркутской области направлялось крайне мало финансовых средств. В настоящее время проблема не соответствия медицинских учреждений санитарным нормам существует в Тайшетском, Балаганском, Куйтунском районах. В Иркутске ситуация более позитивная, здесь направляется на ремонт поликлиник и больниц  больше  средств, чем в других муниципалитетах. Недавно отремонтированы городская клиническая больница, роддом медсанчасти ИАПО и другие учреждения. Однако состояние ряда областных учреждений все еще не соответствует существующим нормам.

В настоящее время департаментом здравоохранения администрации Приангарья разработана программа о капитальном ремонте областных медучреждений. Она рассчитана на пять лет, документ планируется принять в ближайшее время. Кроме того,  подготовлена Концепция здравоохранения Иркутской области. Сейчас она находится на согласовании в Министерстве РФ. Предполагается, что реализация концепции начнется с 2009 года. В ней будет обозначены перспективы развития здравоохранения, наиболее острые проблемы, которые необходимо решить, выработана поэтапная система улучшения здоровья жителей Иркутской области.

Второй секретарь областного комитета КПРФ Евгений Рульков:

-- Во время работы парламента четвертого созыва нам удалось значительно усилить контрольную деятельность Законодательного собрания. Я и другие депутаты в комиссии по контрольной деятельности рассматривали вопросы использования средств регионального бюджета муниципальными и областными учреждениями. Так, в результате проверок деятельности дорожной службы были выявлены серьезные нарушения использования бюджетных средств, в результате чего руководство этой организации было привлечено к уголовной ответственности. В качестве другого примера можно привести рассмотрение вопроса использования бюджетных средств при строительстве нового моста через Ангару. В ходе проверок было выявлено нецелевое использование средств. Были предприняты меры по устранению этих нарушений.

Кроме того, по просьбе депутатов Усть-Илимской городской  Думы представители Контрольно-счетной палаты и прокуратуры Иркутской области проверили деятельность администрации Усть-Илимска и выявили ряд серьезных нарушений. В результате проверки было возбуждено несколько уголовных дел в отношении чиновников усть-илимской городской администрации.

Актуальной и значимой была работа по вопросам развития сельского хозяйства в Иркутской области. В частности, нам удалось значительно увеличить финансовое обеспечение региональной программы  развития сельскохозяйственного производства.

В работе депутатской фракции КПРФ в региональном парламенте запомнился  депутатский запрос Сергея Левченко, связанный с акциями Верхнечонскнефтегаз. По-моему, это было своевременно и актуально. Кроме того, депутаты фракции стали инициаторами разработки проекта закона Иркутской области о присвоении звания «Ветеран труда». Главная цель нормативно-правового акта – расширить круг лиц, имеющих право на получение такого звания и соответственно на предполагаемые законом  льготы.

Генеральный директор АО «Белореченское» Гавриил Франтенко:

-- Самое главное событие четвертого созыва – это объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В эти четыре года началась реализация на территории области национальных проектов здравоохранения, жилья, развития агропромышленного комплекса. На региональных сельскохозяйственных программах это сильно сказалось. Я считаю, что в последние четыре года нам удалось значительно улучшить региональную программу развития сельского хозяйства. Причем, не столько в дотационной ее части, сколько в функциональной. Предприятия получили возможность привлечения федеральных средств под погашение процентных ставок по сельскохозяйственным кредитам. Это оказалось действительно мощным стимулом к развитию. К примеру, наше предприятие сумело открыть несколько новых современных отраслей и довести годовое производство молока до 27 тыс. тонн.

Главный врач факультетских клиник Иркутского государственного медицинского универстета Гайдар Гайдаров:

-- Период работы Законодательного собрания четвертого созыва я бы назвал созидательным. В последние годы благодаря активной деятельности законодательной и исполнительной власти в Иркутской области мы видим, как улучшается социальное обеспечение населения. Ремонтируются и строятся детские сады и школы, поликлиники и больницы на территории Иркутской области, реализуются программы, ориентированные на поддержку социально-незащищенных слоев населения – многодетных и малоимущих семей, инвалидов, детей-сирот. В период работы парламента увеличилась и бюджетная обеспеченность региона, и налоговая база. Так, в течение первого полугодия 2008 года в региональный бюджет Иркутской области поступили дополнительные доходы в виде налоговых поступлений на сумму 1 млрд. 220 млн. рублей. Кроме того, одним из главных событий стало объединение Иркутской области с Усть-Ордынским округом.

Важнейшим направлением работы депутатов четвертого созыва стало рассмотрение вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов. В Иркутской области прошел ряд круглых столов, конференций, где анализировались результаты нацпроектов. Благодаря реализации национального проекта «Здравоохранение» в Иркутской области произведено значительное обновление транспортного парка медучреждений, оборудования для оснащения больниц и поликлиник (степень износа медицинского оборудования до реализации нацпроекта составляла 75%). На оснащение медицинских учреждений Иркутской области в рамках национального проекта ежегодно выделялось около 500 млн. рублей.

Кроме того, были направлены средства из федерального бюджета для проведения медицинских осмотров работников бюджетных организаций, на повышение заработной платы врачам общей практики, педиатрам, участковым-терапевтам, медсестрам. Оплата труда возросла в два раза. Так заработная плата врачей была 10 тыс. рублей, стала в размере 20-23 тыс. рублей, медсестер была около 5 тыс. рублей, стала – 10 тыс. рублей. В целом на реализацию национального проекта «Здравоохранение» на территории Иркутской области из федерального бюджета в 2008 году было направлено более 1 млрд. рублей.

Заместитель начальника ОАО «ВСЖД» Владимир Каутц:

-- Четвертый созыв был высококвалифицированным, профессиональным и работоспособным. Несмотря на то, часть депутатов избиралась по партийным спискам, и в ЗС есть представители различных партий, с самого начала удалось сплотиться, консолидировать усилия. В итоге – ни одной сессии Законодательного собрания сорвано не было, все вопросы решались своевременно. Из-за законодательной деятельности не было задержано поступательное развитие Иркутской области.

Был удачно проведен референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, на котором население региона показало высокую активность. В этом есть и заслуга депутатов ЗС.

Радует, что улучшилось бюджетное обеспечение в Иркутской области. Средняя зарплата выросла в 2,5 раза. Но еще недостаточно решается задача привлечения инвестиций в регион, увеличения налоговых поступлений. Необходимо добиться выделения больших средств на развитие Иркутской области, нам нужно стать самодостаточными.

Председатель ИРО «Аграрная партия России» Дмитрий Баймашев:

-- Работа Законодательного собрания четвертого созыва оказалась напряженной, было много конфликтов, связанных и со сменой руководства Иркутской области и с другими проблемами. Региональный парламент и администрация области все это время искали ошибки в деятельности друг друга. Все эти ситуации, на мой взгляд, не пошли на пользу Иркутской области. Ведь известно, что нестабильная политика является негативным фактором для многих потенциальных инвесторов.

Однако были и позитивные моменты. Впервые в Иркутской области была принята программа «Социальное развитие села», которая подразумевает строительство объектов социальной сферы – школ, больниц, детских садов в сельской местности. Активно велась работа по реализации приоритетных национальных проектов. В этот период был также принят комплекс законопроектов по монетизации льгот.

Запомнилось бурное обсуждение проекта агломерации. Жаль, что он так и не был реализован, в отличие от аналогичных проектов других регионов, которые благодаря идее создания мегаполиса уже смоли получить хорошее финансирование из федерального центра. В Иркутской области существует масса интересных проектов, которые, к сожалению, пока не реализованы. 

Главный онколог Иркутской области Виктория Дворниченко:

-- Деятельность регионального парламента четвертого созыва отличалась высокой эффективностью. В ходе работы комитета по социальной политике мы обсуждали много новых законов, направленных на улучшение жизни социально-незащищенных слоев населения, была разработана концепция развития здравоохранения в Иркутской области. Депутаты проявили высокий профессионализм и в подготовке законодательной базы для нового субъекта Российской Федерации, образованного путем объединения  Иркутской области и Усть-Ордынского округа. Депутатами Законодательного собрания был внесен ряд существенных поправок в закон о бюджете Иркутской области, для того, чтобы необходимое финансирование было получено для исполнения всех законов и программ.

Активная работа парламентариев положительно отразилась и на социальном обеспечении жителей Иркутской области. В частности, были введены в эксплуатацию три значимых объектов – хирургический корпус Областного онкологического диспансера, Областной перинатальный центр, поликлиника в поселке Куйтун. Кроме того, началось строительство районной больницы в селе Еланцы, психиатрической больницы в поселке Сосновый бор.

Замечательно, что в Иркутской область за этот период  было направлено большое количество инвестиций из федерального бюджета, что положительно сказалось на облике региона. К примеру, в Иркутске фактически построен второй мост через Ангару, в городе ремонтируются и стоятся дороги, благоустраиваются парки и скверы.

Опрос провели Алена Байбородина, Светлана Бурдинская, Юрий Иванов, Эльвира Болотова, «Парламентский вестник Приангарья»

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области