К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья № (21) 302, 21 августа, 2008 год, четверг

Сегодня в выпуске:

 ХРОНИКА

Власти Иркутской области консолидируют усилия для помощи переселенцам из северных территорий

Иркутская область, 21.08.08. Иркутская область выступит с инициативой о внесении поправки в федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которая бы дала возможность регионам самостоятельно определять, кому из северян давать субсидии в первую очередь. Об этом шел разговор на встрече заместителя председателя Законодательного собрания Геннадия Истомина, заместителя губернатора Иркутской области Александра Моисеева и директор департамента соцзащиты населения Семена Крутя на встрече с представителями инициативной группы бывших жителей северных территорий, которые уже выехали оттуда. Эта группа в течение трех лет организует пикеты около здания администрации Иркутской области.

Обеспечение жильем жителей северных территорий и тех, кто уже выехал оттуда, сдав государству свои дома и квартиры, - это забота федеральных властей. Из региональных бюджетов средства на эти нужды выделяться не могут. До нынешнего года в Иркутскую область, где на очереди стоит около 13 тыс. живущих в северных территориях и уже выехавших оттуда людей, ежегодно приходило из федерального бюджета от 12 до 19 млн. рублей, что было крайне мало. Лишь в 2008 году в наш регион поступило 450 млн. рублей, это позволит улучшить жилищные условия 305 семьях, среди которых 25 семей бывших жителей Севера. В следующем году ожидается получение 510 млн. рублей, в 2010 году – 524 млн. рублей. Однако даже при таких объемах федеральных средств люди, которые уже выехали из районов Крайнего Севера (их 1624 человека), дождутся жилищных субсидий нескоро, рассказала лидер инициативной группы Валентина Кошевая. Дело в том, что федеральный закон четко определяет очередность получения субсидий, сначала – жители ликвидированных поселков, затем – инвалиды, пенсионеры, безработные и работающие граждане. По словам Семена Крутя, только инвалидов среди северян – около 2,5 тыс. человек, очередь до пенсионеров дойдет лишь через несколько лет и то при условии сохранения объемов финансирования из федерального бюджета.

А федеральные деньги на уровне субъекта федерации перераспределяться не могут, так как являются целевыми. Власти Иркутской области уже обращались с законодательной инициативой о внесении изменений в вышеуказанный закон, которые дали бы им такое право, но получили категорический отказ из Государственной Думы РФ. Сейчас инициатива формулируется по-новому, затем ее передадут всем депутатам ГД от Иркутской области. Геннадий Истомин выразил надежду, что наши депутаты, среди которых есть представители КПРФ и «Единой России», совместными усилиями смогут «продвинуть» инициативу Приангарья. Впрочем, по словам участников совещания, многим депутатам Госдумы проблема Иркутской области непонятна, так как в других регионах практически нет людей, которые бы выехали их районов Крайнего Севера, но не получили новое жилье от государства.

Кроме того, заявил Геннадий Истомин, надо добиться, чтобы федеральный центр признал свои обязательства по ликвидированным федеральным предприятиям, находящимся в районах Крайнего Севера. Многие участники инициативной группы ранее трудились на ФГУП ГОК «Мамслюда», который официально не закрыт, хотя фактически не работает. У людей нет никаких документов, подтверждающих этот факт. В итоге многие бывшие работники предприятия являются очередниками не первой, а третьей, четвертой и пятой категории и обречены десятилетиями стоять в очереди на жилищные субсидии. 

Власти Иркутской области в пределах своих полномочий пытаются помочь бывшим северянам. Законодательное собрание в прошлом году заложило в бюджет-2008 50 млн. рублей на приобретение квартир и домов для людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Таковыми, согласно федеральному законодательству, признаются люди без жилья, чей доход ниже прожиточного минимума. Среди бывших северян, которые сейчас пикитируют здание региональной администрации, жилье в 2008 году смогут получить всего две семьи. Возможно, в будущем году их окажется чуть больше, так как уровень прожиточного минимума растет, заявил Семен Круть. Но в любом случае этой мерой жилищные проблемы бывших северян кардинально не решить.

Геннадий Истомин предложил организовать встречу иркутских северян с заместителем министра регионального развития России Сергеем Кругликом, который курирует в федеральных органах власти «северную» тему. Ожидается, что Круглик приедет в сентябре 2008 года на V Байкальский экономический форум, сейчас в Законодательном собрании готовиться письмо от имени его спикера Виктора Круглова с просьбой встретиться с бывшими северянами.

Следующая встреча инициативной группы северян пройдет 29 августа под руководством Александра Моисеева. На ней представители законодательной и исполнительной ветвей власти обсудят, что удалось сделать за 10 дней.  

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Геннадий Нестерович намерен выступить с инициативой увеличения расходов на сельское хозяйство в 2009 году

Иркутская область, 21.08.08. На сентябрьской сессии Законодательного собрания Иркутской области председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Геннадий Нестерович намерен выступить с инициативой увеличения расходов на сельское хозяйство в 2009 году. По его словам на сентябрьской сессии ЗС планируется рассмотреть проект областной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009-2012 годы».

-- Представленный сегодня в ЗС проект программы не удовлетворяет нас полностью, потому что базовое финансирование осталось на уровне 2007 года без учета инфляции, роста цен на минеральные удобрения, ГСМ, технику, – сказал Геннадий Нестерович. -- Поэтому при его рассмотрении я собираюсь внести поправку об увеличении финансирования более чем на 400 млн. рублей. Это та сумма, которая оставила бы поддержку на том уровне, на котором она была в предыдущие годы.

По словам председателя комитета, вопрос о дополнительном увеличении финансирования на сельское хозяйство обсуждается сейчас и на уровне Правительства РФ. «Мы постоянно получаем обращения наших коллег из других регионов России к президенту и правительству РФ о том, что нужно увеличить поддержку сельскохозяйственного производства», -- сказал депутат.

Геннадий Нестерович также отметил, что проект областной программы по развитию сельского хозяйства в Иркутской области планируется обсудить на круглом столе, который состоится в рамках V Байкальского экономического форума. Его представит директор департамента АПК Иркутской области Юрий Бажанов. Кроме того, на круглом столе будут обсуждаться вопросы продовольственной безопасности региона и страны в целом. По словам главы комитета ЗС, импорт продовольствия в России составляет на сегодня 70%, тогда как в целях государственной продовольственной безопасности импорт продовольствия не должен превышать 15-17%.

-- Мы давно уже перешагнули ту черту, когда надо остановиться, оценить ситуацию и начинать работать на развитие отечественного сельхозпроизводства, -- сказал Геннадий Нестерович. -- Закупая продовольствие за рубежом, мы нашу валюту вывозим и финансируем фермеров других стран. Если эту валюту направить на собственное производство и поддержать отечественного товаропроизводителя, он даст не хуже и не меньше продукции.

По словам Геннадия Нестеровича, селяне доказали, что они сегодня не «проедают» эти деньги, а зарабатывают и увеличивают объемы производства. В 2007 году в Иркутской области на сельское хозяйство с учетом федеральных средств порядка 1 млрд. 400 млн. рублей, и по итогам года эту же сумму селяне вернули в бюджет в виде налогов, т.е. практика показала, что сельскохозяйственный бизнес может быть эффективным. И наша задача – не потерять эти доходы областного бюджета. Кроме того, в последнее время все чаще интерес к сельскому хозяйству проявляют представители крупного бизнеса.

«К сентябрьской сессии я, как депутат, намерен подготовить свои предложения по увеличению расходов на сельское хозяйство до 1,5 млрд. рублей в год. Думаю, комитет меня полностью поддержит, но какое решение будет принято на сессии, сказать трудно. Мы не можем не считаться с дефицитом областного бюджета», - отметил глава комитета Законодательного собрания.

Эльвира Болотова, «Парламентский вестник Приангарья»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Проект Устава Иркутской области рассмотрят депутаты Законодательного созыва объединенного региона в октябре 

Иркутская область, 21.08.08. На нынешней неделе проект Устава объединенной Иркутской области был представлен временно исполняющему обязанности губернатора Приангарья Игорю Есиповскому. Об его отличиях от предыдущего основополагающего документа региона рассказал руководитель рабочей группы по разработке проекта, председатель избирательной комиссии Иркутской области Виктор Игнатенко.

Работа над Уставом Иркутской области велась почти год, ее проводил Институт законодательства и правовой информации. «Я уверен, что качественный уровень нового Устава Иркутской области будет значительно выше, чем ранее, – заметил Виктор Игнатенко. – Ведь он вобрал в себя все  лучшие положения старого основополагающего документа и все положительное, что было накоплено в области конституционного и уставного законотворчества в России за последние 15 лет. Кроме того, Устав учитывает практику работы Конституционного суда РФ и других судов в Иркутской области, опыт применения Конституции РФ в регионе».

К примеру, в проекте Устава предусмотрена отдельная глава, посвященная социальной политике, чего не было ранее. Есть ряд положений, касающихся экологической политики.  Более детально прописан вопрос организации местного самоуправления в Иркутской области. Виктор Игнатенко отметил еще одну важную главу – «Законодательный процесс».

По словам Игнатенко, в ближайшее время проект будет опубликован для того, «чтобы в его обсуждении приняли участие не только представители власти и профессиональных кругов, но и все жители Иркутской области». До этого пройдет ряд консультаций с представителями органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления. Виктор Игнатенко предлагает создать специальную рабочую комиссию, которая бы оценивала на профессиональном уровне все предложения, поступающие в ходе обсуждения Устава Иркутской области. Их планируется включить в тот вариант документа, который будет рассматривать Законодательное собрание объединенного региона первого созыва в октябре 2008 года. Устав необходимо принять до 1 января 2009 года.

Новый Устав предполагает создание областного правительства как высшего коллегиального органа исполнительной власти. Неделей раньше врио губернатора Игорь Есиповский заявил, что планирует создать правительство Иркутской области еще до выборов. «Есть такая возможность в соответствии с федеральным конституционным законом. Такими правами я наделен. Сейчас идет выверка всех плюсов и минусов. Мы смотрим, как это структурно должно быть, как этот отразится на всем том пакете документов, который должен дать возможность заработать новой структуре, мы проводим консультации с теми, кто уже внедрил такую систему управления. Я не буду сейчас углубляться в детали, но правительственная система, с одной стороны, позволяет очень четко сформулировать персональную ответственность всех членов будущего правительства и структурировать саму систему управления. В нашем регионе, где есть мощные ресурсы, экономика, проблемы, которые вытекают из несогласованности, о которой я уже сегодня говорил, там нужен принципиально иной подход. А принципиально иной подход требует несколько иной системы структуры организации самой власти».

Создание правительства до выборов в Законодательное собрание возможно с точки зрения права, но только как временного органа власти. Это не противоречит нормам федерального конституционного закона. Такое мнение высказал  Виктор Игнатенко. Губернатор субъекта федерации обладает полномочиями создавать временные властные структуры. Однако для того, чтобы правительство Иркутской области «было создано и реально функционировало» необходимо принять целый ряд нормативно-правовых актов, так что формирование нового органа власти «объективно невозможно без участия Законодательного собрания». В первую очередь нужно будет внести изменения в реестр государственных должностей, поскольку появятся новые посты – председателя правительства, его заместителей и министров. Кроме того, необходимо будет изменить бюджетное законодательство: изменятся наименования органов исполнительной власти. «Институт законодательства и правовой информации не рассматривал формирование правительства Иркутской области до дня голосования, – подчеркнул Виктор Игнатенко. – Это не правовой, а политический вопрос. И решать его нужно будет в ходе консультаций с администрацией и Законодательным собранием».

«Парламентский вестник Приангарья» задал такие вопросы действующим депутатам Законодательного собрания: как вы оцениваете проект Устава Иркутской области? что вы думаете по поводу создания правительства Иркутской области, возможно ли это до принятия устава Иркутской области?

«Новый Устав был необходим из-за возникновения нового объединенного субъекта, --говорит Сергей Босхолов, -- Но даже в том случае, если бы Иркутская область не объединялась с Усть-Ордынским Бурятским округом, необходимость разработки такого документа все равно назрела. Меня лично в проекте Устава интересуют два момента. Первый – устройство власти, то есть будет сохранена областная администрация или будет создано правительство региона. Еще один принципиальный момент – будет ли отражен в будущем Уставе особый статус округа». Депутат считает, что создание правительства Иркутской области – это верный шаг, поскольку «мы уже переросли администрацию». Создание правительства, по мнению Сергея Босхолова, позволит решить те экономические задачи, которые сейчас стоят перед руководством региона. «Важно, чтобы правительство возглавил губернатор. Ту модель, при которой разделены полномочия главы региона и председателя правительства, я не считаю оптимальной и эффективной», - подытожил депутат ЗС. 

«Новый Устав Иркутской области сможет повысить инвестиционную привлекательность региона, ради этого документ и разрабатывался. Это правильная инициатива, ее можно только поддерживать, - говорит Андрей Кайдаш, - Что касается идеи создания правительства области, то положительный опыт от ее реализации есть в Красноярском крае. Думаю, что формирование такого органа власти повысит статус Приангарья. Кроме того, будет больше возможностей для отношений с другими регионами и даже странами. И отношение к нам будет другое».

«Проект создания правительства в Иркутской области обсуждался очень давно, еще при губернаторе Борисе Говорине, - рассказал Юрий Фалейчик. - Однако раньше он представлялся как некий пиар-ход. Сегодня же к созданию правительства в субъектах федерации подталкивает Бюджетный кодекс РФ. Дело в том, что по новому Бюджетному кодексу круг главных распорядителей бюджетных средств заметно расширился. Теперь возможность распоряжаться большими суммами бюджетных средств получили управления культуры, здравоохранения, образования и т.д., а не заместители губернатора. Нынешняя бюджетная схема даже губернаторов выводит из рамок распорядителей. Это, на мой взгляд, не совсем правильно. Ведь раньше подбор кадров для этих структур совершался без учета новых полномочий, касающихся распоряжений бюджетными средствами. Часто возникает вопрос – вправе ли губернатор именно сейчас создавать правительство, до того, как будет по этому поводу принято решение нового депутатского корпуса. Создать его он может. Так как 2008 год у нас в Иркутской области уникальный – он является переходным периодом. И конституционное законодательство позволяет врио губернатора единолично установить такую систему организации власти, как правительство. Только с 1 января 2009 года правительство Иркутской области прекратит действовать. Однако вопрос в другом – целесообразно ли сейчас создавать правительство или же лучше подойти внимательно к подготовке устава, после чего заняться организацией новой структуры власти». Юрий Фалейчик поддерживает идею создания правительства Иркутской области сейчас, до выборов депутатов Законодательного собрания объединенного региона и до утверждения нового Устава. Это позволит, по словам депутата, опробовать идею в действии до появления постоянного правительства. «Однако такая реорганизация – процесс долгий. В том числе, и с точки зрения кадровой схемы. Если, предположим, правительство будет действовать с 1 сентября 2008 года, то все работники администрации должны получить уведомление об увольнении за два месяца. Поэтому не все работники смогут сразу перейти в новую структуру», - говорит Юрий Фалейчик. 

Юрию Селезневу понравился детальный подход Института законодательства  и правовой информации к подготовке главного документа Иркутской области. «Ведь как мы его напишем, так и будем жить. Чем лучше он будет разработан, тем меньше подзаконных актов надо будет впоследствии принимать, а любые пробелы в законодательстве приводят к принятию множества дополнительных законов и программ», - говорит депутат. Но идею создания правительства Иркутской области он считает спорной.  «Пока я не вижу особых преимуществ для нашего региона в случае создания этой структуры. Я считаю, что если во власти появится новый руководящий орган, а исполнители останутся те же (администрация Иркутской области), то региональная политика останется прежней и никаких изменений в жизни области не будет. Тем более что в  нынешнем руководстве области много новых людей, которые только начали работать и преждевременно судить о результатах их деятельности», - выразил свое мнение Юрий Селезнев.

Опрос проводили Егор Щербаков, Анна Павлова, Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья»

В Иркутской области будет действовать Уставный суд

Иркутская область, 21.08.08. Создание в регионе Уставного суда предусмотрено в проекте Устава Иркутской области. Его статусу, структуре и полномочиям посвящена отдельная глава документа. Об этом сообщил руководитель рабочей группы по разработке проекта Устава, председатель избирательной комиссии Иркутской области Виктор Игнатенко.

В состав Уставного суда будут входить пять судей. Срок их полномочий – 10 лет. Предполагается, что кандидатуры судей будет утверждать Законодательное собрание Иркутской области по представлению губернатора региона.

«Уставный суд должен быть сформирован в обязательном порядке, иначе нарушения Устава Иркутской области со стороны должностных лиц будут ненаказуемы, – подчеркнул Виктор Игнатенко. – Без этого нельзя будет говорить о реальном разделении властей на уровне региона. Кроме того, не будет включаться механизмы федеральных законов об ответственности чиновников. Поэтому принципиальная позиция разработчиков Устава Иркутской области была в том, чтобы такой суд был создан и реально работал».

В проекте Устава также предусмотрено существование другого органа контроля –  Контрольно-счетной палаты. Детально прописан статус КСП как самостоятельного органа государственной власти и полномочия ее аудиторов.

«Парламентский вестник Приангарья»

ВЫБОРЫ-2008 

«Конкурс» в Законодательное собрание составляет восемь кандидатов на одно место

Иркутская область, 21.08.08. На выборы в Законодательное собрание Иркутской области первого созыва по партийным спискам, а также по одномаднатным и четырехмандатному округам выдвинуто 403 кандидата. Они будут претендовать на 50 мандатов. Об этом сообщил председатель временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Иркутской области Виктор Игнатенко. Однако, по его словам, количество кандидатов может в ближайшее время сократиться – «в окончательном виде список будет готов к 8 сентября, когда мы проверим поступившие от них документы»

Региональные отделения политических партий выдвинули по областным избирательным спискам и одномандатным и четырехмандатному округам 326 кандидатов. Всего на выборах в ЗС будут представлены семь партий. Это «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Аграрная партия России», «Либерально-демократическая партия России», «Патриоты России» и «Российская экологическая партия «Зеленые».

Список единороссов возглавляет врио губернатора Иркутской области Игорь Есиповский. За ним следуют председатель ЗС Виктор Круглов и его заместитель, председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Людмила Берлина. Замыкают первую пятерку депутат ЗС Наталья Протопопова и победитель конкурса «Молодежный праймериз», заведующий отделом по делам молодежи администрации Усть-Илимска  Роман Незовибатько. Всего в списке кандидатов от «Единой России» значатся 42 человека. В него, в числе прочих, входят председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов, действующие депутаты Александр Тюников и Валерий Курочкин. Партия также будет представлена во всех одномандатных и четырехмандатном избирательных округах, баллотироваться по ним будут 25 кандидатов от «ЕР».

Первым в списке Иркутского регионального отделения «Справедливой России» значится председатель ИРО партии, депутат Государственной Думы Иван Грачев, вторым идет генеральный директор издательства «Феникс» Владимир Матиенко, третьим – генеральный директор ООО «Падунская коммунальная компания» Александр Гаськов. Четвертый – директор по связям с общественностью ООО «Комтек-Компьютерз» Алексей Артюхов, пятый – директор ЗАО «Кадастрсъемка» Сергей Алексеев. Кандидаты-справороссы будут избираться в 17 одномандатных округах, еще один из них пойдет по четырехмандатному округу. В списке есть действующие депутаты Юрий Бакштановский и Григорий Шестаков.

Областное отделение КПРФ выдвинуло по партийному списку 30 человек. Возглавляет коммунистов депутат Государственной Думы ФС РФ Сергей Левченко, бывший депутат ЗС. В первую тройку вошли председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Евгений Рульков и его заместитель Илья Сумароков. Четвертым идет секретарь Иркутского обкома КПРФ Владимир Примачек, пятым – заместитель директора по работе с государственными органами и связям с общественностью дирекции по связям с общественностью ОАО «Иркутскэнерго» Андрей Швайкин. В выборах по одномандатным округам от компартии будут участвовать 16 человек, еще двое – по четырехмандатному округу. Восемь кандидатов-одномандатников представлены в областном избирательном списке.

Председатель Иркутского областного отделения «Аграрной партии России», депутат ЗС Дмитрий Баймашев значится первым в списке АПР. Вторым баллотируется депутат ЗС Аполлон Иванов, третьим – генеральный директор ЗАО УК «Кормовец» Александр Шапошников. В первую пятерку кандидатов также входят заместитель председателя регионального отделения АПР Светлана Брагина и депутат ЗС Василий Бердников. Всего в списке кандидатов значится 36 человек. Аграрии также выдвинули восьмерых кандидатов по одномандатным округам и двоих по четырехмандатному избирательному округу.

Среди либерал-демократов первым номером стал председатель ЛДПР Владимир Жириновский. Далее по списку идут генеральный директор группы компаний «Фортуна» Нина Чекотова и исполнительный директор ИП Алексеева О. Н. Владимир Киреев. В первую пятерку включены индивидуальные предприниматели Игорь Мироманов и Сергей Шигорин. От ЛДПР по партийному списку в выборах депутатов ЗС будут участвовать 27 человек. От партии также выдвинулись 15 кандидатов-одномандатников и один кандидат по четырехмандатному округу. Семеро из них значатся в областном партийном списке.

Список «Патриотов России» возглавил председатель регионального отделения партии Василий Проничев. Под вторым номером идет писатель Анатолий Байбородин, третьим – депутат Думы Братска Николай Бабин. Четвертый в списке – преподаватель Иркутского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Лев Яновский, пятый – ректор Сибирского института Государственной академии специалистов инвестиционной сферы, профессор Григорий Заорский. Кроме того, «Патриоты России» выдвинули своих кандидатов по восьми одномандатным избирательным округам, а также одного кандидата – по четырехмандатному округу.

По партсписку Иркутского регионального отделения «Зеленых» баллотируются 28 кандидатов. Первый среди них – заместитель председателя Совета ИРО партии, генеральный директор ЗАО «Восточный Геофизический Трест» Евгений Колмаков. Вторым идет председатель Совета регионального отделения «Зеленых», депутат Думы Ангарского муниципального образования Александр Шиянов. Третьим значится заместитель генерального директора ЗАО «Восточный Геофизический Трест», действительный член Академии горных наук Эдуард Кравчук. За ним следуют заместитель главного врача по медицинской части МУЗ «Клиническая больница №1 Иркутска» Анатолий Воробьев и заведующая терапевтическим отделением МУЗ «Городская больница N1 Ангарска» Елена Захарова. Пятеро кандидатов из списка будут избираться по одномандатным округам.

Заявления об исключении из партийных списков подали восемь кандидатов. Четверо из них – члены «Аграрной партии России». Это Василий Рудюк, Василий Рогов, Виталий Дудняк и Ирина Бондаренко. Список ЛДПР сократился на две фамилии – из него исключены Юрий Кабаков и Нина Федосеева. Заявления об исключении поступили от справоросса Евгения Пасечника и кандидата от «Патриотов России» Владимира Етоева.

Пасечник также отказался выдвигаться по одномандатному округу №10 при поддержке «Справедливой России». Еще трое кандидатов-одномандатников от «СР» подали заявления об исключении – Андрей Чернышев, Дмитрий Себекин и Владимир Кулеш. Четверо либерал-демократов исключены из списка кандидатов по одномандатным округам. Это Михаил Андриевский, Сергей Казаков, Даниил Лобко и Андрей Масленников.

В порядке самовыдвижения баллотируются 78 кандидатов-одномандатников. Они представлены во всех избирательных округах. Больше всего самовыдвиженцев – 10 человек – подали документы в четырехмандатном округе, охватывающем территорию Усть-Ордынского Бурятского округа.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области