К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья, № (18) 290, 12 мая, 2008 год, понедельник

В выпуске:

ХРОНИКА

На майской сессии Законодательного собрания будет рассмотрено около 60 вопросов

       Иркутская область, 12.05.08. На очередной сессии Законодательного собрания 28 мая будет рассмотрено 59 вопросов, главными станут вопросы, связанные с бюджетом Иркутской области на 2008 год. Об этом шла речь на коллегии регионального парламента.

       Председатель бюджетного комитета ЗС Геннадий Истомин рассказал, что утром 28 мая в газете «Областная» будет опубликован подписанный врио губернатора закон о бюджете, утвержденный на сессии Законодательного собрания в декабре прошлого года. На сессии депутаты рассмотрят поправки в бюджет-2008, которые будут опубликованы в вечернем выпуске газеты в тот же день. Таким образом, бюджетный процесс в регионе не будет прерван, пояснил Геннадий Истомин. Прокурор Иркутской области Игорь Мельников отзовет два своих иска, касающихся закона о бюджете-2008, которые сейчас рассматриваются в двух судах.

       Поправок, которые внесут в закон о бюджете-2008 на очередной сессии Законодательного собрания, будет три: 687 млн. рублей от продажи второго пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз»; 600 млн. рублей дополнительных доходов от сборов налогов, заложенные в программу социально-экономического развития области от 30 декабря 2007 года; более 1 млрд. рублей, которые поступили в региональный бюджет из федерального. Областная администрация должна будет внести в Законодательное собрание проект изменений не позднее 16 мая. Члены бюджетного комитета ЗС уверены, что оперативное внесение изменений в закон о бюджете-2008 позволит отразить реальное положение финансовых дел в регионе. Основные же изменения главный финансовый документ претерпит в июне, предполагается внести в него дополнительные доходы, полученные по итогам первого квартала нынешнего года: более 2 млрд. рублей в виде налога на доходы физических лиц и налога на прибыль.

       Ожидается, что самым обсуждаемым на майской сессии будет законопроект «О бюджетном процессе в Иркутской  области», в котором заложены сокращенные сроки принятия депутатами ЗС главного финансового документа региона на 2009 год.

       В третьем чтении на майской сессии ЗС будет принят закон «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Иркутской области». В первом чтении планируется рассмотреть несколько законопроектов, которые будут работать на территории объединенного региона – «О музейном деле в Иркутской  области», «О библиотечном деле в Иркутской области», «Об особо охраняемых территориях в Иркутской области» и другие. Как обычно, действие ряда законов области решением сессии будет распространено на объединенный субъект федерации.

       На коллегии ЗС было снято пять вопросов, стоявших в предварительной повестке сессии: три законопроекта Иркутской области и две инициативы законодательных органов власти других регионов.

«Парламентский вестник Приангарья»

Законопроект «О бюджетном процессе в Иркутской области» предлагает сократить сроки утверждения бюджета с 90 до 65 дней

       Иркутская область, 12.05.08. Законопроект «О бюджетном процессе в Иркутской области», который будет рассмотрен в первом чтении на майской сессии Законодательного собрания, во многом отличается от аналогичных законов, действующих ранее на территории области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Первое обсуждение законопроекта прошло на заседании бюджетного комитета ЗС.

       По словам директора департамента финансов Иркутской области Ирины Бондаревой, в законопроекте прописаны все стороны бюджетного процесса. Во-первых, названы его участники (губернатор Иркутской области, Законодательное собрание, исполнительные органы государственной власти региона, получатели бюджетных средств, Контрольно-счетная плата и другие), причем, их стало больше – прибавились главные администраторы доходов и главные администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета.

       Во-вторых, определен порядок составления проекта бюджета Иркутской области и проектов бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. Например, сказано, что составление проекта бюджета области должно начаться не позднее 10 месяцев с начала нового финансового года. В этой главе есть такие понятия, как прогноз социально-экономического развития области (он разрабатывается на период не менее трех лет), бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства областной государственной собственности. Среди бесспорных новелл законопроекта Ирина Бондарева назвала появление среднесрочного финансового плана.

       В-третьих, законопроект регламентирует непосредственное рассмотрение и утверждение главного финансового документа Приангарья. Губернатор должен предоставить проект бюджета в Законодательное собрание не позднее 15 октября, на его принятие отводится всего 65 дней. Раньше параметры были таковы – 20 сентября и 90 дней. Ирина Бондарева сослалась на Бюджетный кодекс РФ, в котором сейчас изменено время утверждения главного финансового документа страны в связи с сокращением количества чтений с четырех до трех. Председатель бюджетного комитета ЗС Геннадий Истомин высказал мнение, что за указанный в законопроекте период сложно принять проект бюджета в трех чтениях, придется в одном месяце проводить две сессии Законодательного собрания. А еще необходимо сделать экспертизу проекта бюджета, провести по нему публичные слушания! Против сокращения сроков утверждения законопроекта выступило и правовое управление ЗС.

       В-четвертых, четко прописаны нормы исполнения областного бюджета, финансовый контроль, утверждение годового отчета и проч. Руководитель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева попросила передвинуть сроки предоставления годового отчета по исполнению бюджета для экспертизы с 15 апреля на более раннее время.

       Вообще, у депутатов Законодательного собрания было много вопросов и замечаний. Например, по мнению депутатов, следует обязать департамент финансов Иркутской области готовить текст закона о бюджете с приложениями. Парламентарии согласились с тем, что после принятия закона о бюджете необходимо дать 14 дней для подготовки окончательного его текста перед опубликованием. Все эти и другие поправки будут рассматриваться при обсуждении законопроекта во втором чтении.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты ЗС обеспокоены ходом реформы противопожарной службы в Иркутской области 

       Иркутская область, 12.05.08. В бюджет Иркутской области на 2008 год необходимо заложить дополнительно 36,7 млн. рублей на реализацию первого этапа создания субъектовой пожарной охраны в Иркутской области: финансирование трех пожарных подразделений – в Бодайбинском, Усть-Илимском, Киренском районах. Об этом на заседании бюджетного комитета Законодательного собрания заявил его глава, вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. По его словам, если этого не сделать, то начало реформирования противопожарной системы в Иркутской области окажется под угрозой срыва.

       Заместитель начальника ГУ МЧС по Иркутской области Константин Дроздов рассказал: в концепции создания субъектовой пожарной охраны до 2010 года предусматривалось, что область возьмет на себя финансирование этих трех подразделений противопожарной службы с 1 июля 2009 года, но власти не предусмотрели в бюджете соответствующие средства. Главное управление МЧС по Иркутской области планировало потратить на это часть средств, полученных из федерального бюджета на содержание в нынешнем году федеральной противопожарной группировки в регионе, но получило отказ. Напомним, в прошлом году администрация Иркутской области и МЧС подписали протокол о реформировании системы пожарной охраны в  нашем регионе. Министерство уже перечислило в Иркутскую область 1,029 млрд. рублей на содержание федеральной группировки, однако, в бюджет-2008 в полном объеме не были заложены средства, которые должна выделить региональная власть (по протоколу – 777 млн. рублей). Именно этот факт и вызывает серьезные нарекания со стороны депутатов Законодательного собрания.   

        Первый заместитель начальника ГУ МЧС Станислав Омельянчик предложил направить в Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ письмо с просьбой отложить реформирование противопожарной службы Приангарья до следующего года в связи с отсутствием в регионе средств. Но Геннадий Истомин считает, что Иркутская область должна в полной мере выполнить взятые на себя обязательства по созданию субъектовой пожарной охраны. По мнению Истомина, необходимо будет на июньской сессии Законодательного собрания внести поправки в бюджет на нынешний год, заложить в нем требуемые на реализацию первого этапа 36,7 млн. рублей. Законодательное собрание намерено направить в администрацию Иркутской области письмо, в котором выразит озабоченность затягиванием создания субъектовой пожарной охраны.

       С 2009 года должен начаться второй этап реформирования пожарной охраны, в ходе которого будут созданы подразделения государственной противопожарной службы в 17 муниципалитетах Иркутской области. Федеральная группировка будет существовать только в районных центрах.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Парламент завершит работу над законом о бесплатной юридической помощи в мае

       Иркутская область, 12.05.08. В третьем и окончательном чтениях на майской сессии Законодательного собрания будет рассмотрен проект закона «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Иркутской области». На очередном комитете ЗС по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении были рассмотрены последние поправки к документу.

       Как рассказала вице-спикер ЗС Людмила Берлина, на предыдущем обсуждении законопроекта было принято решение уточнить перечень труднодоступных и малонаселенных территорий, жители которых имеют право на бесплатную юридическую помощь. При составлении перечня юристы могли ориентироваться на три основных источника – закон об организации и деятельности исполнительных и законодательных органов власти субъекта, Устав Иркутской области и данные регионального статистического управления. Специалисты правового управления обладминистрации руководствовались законом, а юристы ЗС запросили еще и данные статистики. Это было необходимо, чтобы уточнить перечень труднодоступных и малонаселенных территорий в Усть-Ордынском Бурятском округе. Людмила Берлина пояснила, что на протяжении многих лет статистические службы руководствовались при наименовании и учете труднодоступных и малонаселенных мест нормами закона Иркутской области, и разночтений не возникало. Однако в округе в последние годы эта практика прекратилась. Поэтому возникла путаница с названиями (к примеру, вместо общепринятых поселений возникли улусы), и не были определены единые с областью критерии выделения труднодоступных мест. Главы поселений направляли письма в администрацию округа с просьбой заменить названия их поселений на новые (в округе не было специального закона об административно-территориальном делении). Специалисты правового управления ЗС провели полную сверку названий с облстатом и привели окружные названия в соответствие с общими нормами по региону.

       И. о. руководителя правового управления областной администрации Петр Сазонов считает, что такой подход неверен. Все административно-территориальные единицы, как гласит закон об организации и деятельности исполнительных и законодательных органов власти, должны быть прописаны в законе. Использование же при составлении перечня такого источника, как облстат, не предусмотрено. Однако точку зрения юристов Законодательного собрания поддержала региональная прокуратура.

       Депутат Антон Романов считает неправильным то, что подход к определению труднодоступных территорий в области и округе разный. По словам специалистов областной администрации, критерии труднодоступности определялись на основе «подтверждений» глав МО. «Субъект уже объединился, нам нужны единые критерии, - заявил Романов. – В области есть территории, до которых нужно добираться 30-40 км, и они не считаются труднодоступными. А в округе в перечень внесены поселки, до которых ехать шесть километров». Депутат считает, что таким образом ущемляются права людей, живущих в этих поселениях, поскольку, включив деревню в список труднодоступных, мэры получают особые условия при проведении выборов. Людмила Берлина отметила, что в данном случае идет речь о законе о бесплатной юридической помощи, к выборному законодательству это имеет опосредованное отношение. Впрочем, коллегу поддержал депутат Андрей Лавров. Он считает, что к проблеме стоит вернуться при обсуждении выборного законодательства объединенного субъекта.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

На круглых столах депутаты обсудят механизм реализации закона о бесплатной юридической помощи населению и проблемы гражданского общества

       Иркутская область, 12.05.08. Комитет по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Законодательного собрания в конце мая или начале июня планирует провести два выездных круглых стола по вопросам  практического действия закона о бесплатной юридической помощи населению. Такой законопроект в настоящее время обсуждается, предполагается его принятие на майской сессии ЗС. Как сообщил депутат Андрей Лавров, круглые столы проведут в отдаленных территориях, в каких именно, еще не определено.

       По словам депутата, средства областного бюджета, предусмотренные на оказание юридической помощи по предыдущему аналогичному закону, не были освоены, в том числе из-за того, что малообеспеченные люди не знали о существовании этого нормативно-правового акта. И потому главной целью круглых столов является выработка механизмов предоставления бесплатной юридической помощи на местах. Согласно законопроекту, такая помощь будет предоставляться двум категориям граждан: тем, кто проживает в труднодоступных районах и малоимущим жителям Иркутской области.

       Андрей Лавров также рассказал, что в мае-июне депутаты Законодательного собрания проведут круглый стол по вопросам формирования гражданского общества. Инициатором мероприятия стала комиссия по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС. Как заявляют члены комиссии, в регионе нет мониторинга состояния гражданского общества, деятельности общественных организаций и некоммерческих объединений, что усложняет выявление и решение существующих в этой сфере проблем.

       В настоящее время в Иркутской области насчитывается 3 тыс. 377 официально зарегистрированных некоммерческих и общественных  организаций. Из них 56 активно занимаются общественной деятельностью уже более 10 лет. В регионе также создано 10 центров гражданских инициатив.

Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты посчитают пенсии муниципальных чиновников

       Иркутская область, 12.05.08. Проект закона «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» перенесен на июньскую сессию Законодательного собрания Иркутской области. Такое решение было принято на майском комитете ЗС по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении. Как пояснили специалисты правового управления ЗС, закон был принят 15 октября 2007 года, но после этого поступило очень много обращений об изменении порядка применения закона в части пенсионного обеспечения муниципальных чиновников. Пенсия за выслугу лет у муниципальных служащих должна быть не меньше прожиточного минимума, однако при существующей формуле расчета она, во-первых, значительно ниже, чем аналогичные выплаты у госслужащих, во-вторых, нет дифференциации по должностям. Это, по мнению муниципальных чиновников, снижает привлекательность службы, и поселения испытывают дефицит кадров.

       Комитет ЗС принял решение обратиться в Контрольно-счетную палату Иркутской области с просьбой провести расчеты и сформулировать приемлемый коэффициент повышения сумм пенсионного обеспечения чиновников. Как заявила руководитель КСП Ирина Морохоева, коэффициент этот равен 1,33. Ассоциация муниципальных образований региона предложила свой расчет. Муниципальный служащий, по версии членов Ассоциации, имеет право на пенсию за выслугу лет в том случае, если он отработал 15 лет. При этом после достижения 15-летнего стажа, обеспечение увеличивается ежегодно на 3%. Еще один вариант – базовая и страховая часть пенсий должна быть не меньше прожиточного минимума, при этом она должна составлять 45% от 2,3 среднемесячного заработка чиновника на его должности. Однако против этих поправок выступили и комитет ЗС и правовое управление администрации области, поскольку они противоречат федеральному законодательству. В ответ глава Ассоциации Юрий Сюсин предложил перенести обсуждение вопроса на июньскую сессию, к этому времени муниципалитеты и областная администрация смогут сформулировать согласованную позицию. С этим предложением согласился и.о. руководителя правового управления областной администрации Петр Сазонов, так как подготовленные юристами поправки в закон пока не завизированы врио губернатора Игорем Есиповским.

       Областная организация профессиональных союзов предложила ввести территориальные коэффициенты при расчете пенсий. Однако и этот вопрос оказался спорным, поскольку сейчас в регионе сложилась ситуация, когда по ценовым характеристикам стоимость жизни на юге области не дешевле, чем на Севере. Депутат Антон Романов отметил, что эти показатели должны быть учтены при формировании нового закона о потребительской корзине.

       Комитет принял решение отклонить поправку мэра Иркутска Владимира Якубовского о том, что размер пенсий за выслугу лет определяется законом региона, а вот порядок начисления – муниципальными актами. По мнению юристов двух правовых управлений, это противоречит федеральным законам и создаст ситуацию, когда в одних муниципалитетах зарплаты чиновников будут выше, чем в других. Впрочем, администрация Иркутска сформулировала новую поправку – о повышающем коэффициенте 1,6 для всех муниципальных служащих, должности которых выше заместителя председателя. И она была отклонена, поскольку специалисты КСП заявили, что это слишком высокий показатель. В итоге было принято решение перенести обсуждение вопроса на июнь. К этому времени областная администрация подготовит свои предложения по формуле расчета пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

Парламентарии поставят митинги под контроль местных властей

       Иркутская область, 12.05.08. Проект закона «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Иркутской области» будет рассмотрен в первом чтении на майской сессии Законодательного собрания региона. Такое решение было принято на заседании комитета ЗС по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении.

       Как пояснили специалисты правового управления Законодательного собрания, в Иркутской области такой закон уже работал, однако в связи с объединением двух субъектов необходимо принять новый. Законопроект предусматривает, что при проведении любого публичного мероприятия (митинг, шествие, пикет и т.д.) его организаторы должны заблаговременно уведомить о своем намерении муниципальные органы власти, на территории которых будет проводиться мероприятие. Муниципалитет дает разрешение или отклоняет митинг (одно из самых распространенных оснований – на публичной территории в это время будет проводиться другое общественное мероприятие). Если организаторы не уведомили власти, они платят административный штраф.

       Новый законопроект никак не изменился по сравнению со старым. Юристы решили не касаться спорного вопроса, который уже возникал раньше – могут ли организаторы публичного мероприятия подавать заявления не только в муниципальные, но и в областные органы власти. Дело касалось конкретной ситуации на сквере имени Кирова в Иркутске. Поскольку к площади примыкают два здания – городской и областной администрации, было внесено предложение – митингующие должны получать разрешение у той власти, к которой они апеллируют. Однако из-за противоречий с федеральным законодательством (территорию сквера невозможно поделить на «муниципальную» и «областную» части) эта инициатива была отклонена. Ко второму чтению законопроекта юридическая служба Законодательного собрания представит ряд технических поправок.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

Мэрия Иркутска предлагает пополнить Реестр муниципальных чиновников

       Иркутская область, 12.05.08. Внести изменения в закон Иркутской области «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей государственной гражданской службы Иркутской области» предлагают власти Иркутска. Представители администрации заявляют о том, что в Реестре не были учтены такое должности, как начальник и заместитель начальника комитета аппарата администрации городских округов, начальник департамента муниципального района. На заседании комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного собрания Иркутской области было принято решение вынести законопроект на рассмотрение майской сессии в первом чтении.

       По словам специалистов правового управления ЗС, муниципальные должности устанавливаются нормативно-правовыми актами поселений в соответствии с областным государственным Реестром. Однако данная группа должностей была введена уже после подачи заявлений на составление Реестра (как и определено соотношение между областными государственными должностями и муниципальными), и потому правоведы ЗС не могли ее учесть при создании документа. Против внесения изменений выступило правовое управление областной администрации, которое «не увидело» никаких противоречий между Реестром и муниципальным положением о должностях. Замечание авторам поправок сделала и прокуратура Иркутской области, представители которой считают, что при каждом введении новых должностей на муниципальном уровне вносить поправки в Реестр нецелесообразно. Комитет принял решение поддержать инициативу и внести проект закона на первое сессионное чтение.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

Региональный парламент установит правила поведения на воде для объединенной Иркутской области

       Иркутская область, 12.05.08. В первом чтении на майской сессии Законодательного собрания Иркутской области будет рассмотрен проект закона «Об административной ответственности за нарушение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Иркутской области». Это один из законов объединенного субъекта, которые практически не меняются по сравнению со своими старыми аналогами, но по законодательным нормам должны быть приняты в новом виде. Проект закона был рассмотрен на комитете ЗС по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении.

       Как пояснил директор Института регионального законодательства и правовой информации Алексей Петров, администрация внесла изменения в правила пользования маломерными судами на водных объектах Иркутской области, в связи с этим в новый законопроект внесены некоторые поправки. К примеру, теперь владелец маломерного судна получит наказание, удалившись от берега не на одну, а на пять тысяч метров. В законопроекте предусмотрены административные наказания за «нарушения, выразившиеся в плавании с 15 октября по 15 мая» по акватории озера Байкал и других водных объектах региона, а также за плавание в ночное время. С критикой законопроекта выступил представитель прокуратуры региона в Законодательном собрании Петр Парцей. Он считает, что подход к определению понятия «маломерные суда» размыт, в результате чего в одну категорию попадают и действительно малые суда и более крупные. Однако представители правового управления областной администрации и ЗС отметили, что данные понятия находятся вне компетенции регионального законодательства, и нормы перенесены из Кодекса об административных правонарушениях РФ.

       По мнению Петра Парцея, на практике реализация закона может вызвать к жизни «не правовое поведение исполнителей». «Как инспектор по маломерным судам будет определять, на какое расстояние судно отошло от берега? – задался вопросом Парцей. – Технические средства позволяют измерить расстояние, отталкиваясь от какой-либо точки на берегу. Но эта точка – на взгляд инспектора. Он может заявить, что судно вышло от мыса в 4,5 тысячах метров от берега, или из бухты, которая на 500 м дальше. И на основании второго заявления уже выписывать штраф, что и часто делается». Представитель прокуратуры считает, что некоторые положения закона к конкретным ситуациям применить трудно. «Что значит запрет на плавание с 15 октября по 15 мая на Байкале? – сказал Парцей. – Большую часть этого времени Байкал покрыт льдом, и надо очень постараться, чтобы нарушить это правило». Тем не менее, правоведы считают, что региональный закон «безусловно, полезен», поскольку в регионе есть серьезные проблемы с работой маломерных судов.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

На майской сессии будет рассмотрен закон о представителях общественности в квалификационной коллегии судей

       Иркутская область, 12.05.08. Законодательная инициатива о деятельность окружного избиркома бывшего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа рекомендована к принятию на сессии Законодательного собрания Иркутской области в окончательном чтении. Такое решение было принято на очередном комитете ЗС по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении.

       Как рассказала вице-спикер ЗС, глава комитета по госстроительству Людмила Берлина, в связи с принятием федерального конституционного закона об объединении двух субъектов, закон бывшего УОБАО об окружной избирательной комиссии с 1 января 2008 года должен быть распространен на объединенный субъект, иначе окружная комиссия, которая еще работает, не сможет действовать. Соответствующий протест поступил в Законодательное собрание 21 марта от прокурора Иркутской области Игоря Мельникова. Поскольку ФКЗ ограничил полномочия ЗС, иной формы работы с законом, кроме распространения и отмены, не предусмотрено. Закон не может быть изменен, не может быть принят новый. Правовое управление администрации Иркутской области внесло ряд технический поправок, после чего комитет рекомендовал ЗС завершить работу над проектом на майской сессии.

       На этом же комитете к окончательному чтению рекомендован и проект закона «О распространении действия закона «О местных референдумах в Иркутской области» на всю территорию нового субъекта РФ. Распространение в новом субъекте получит и закон «О порядке избрания и досрочного прекращения полномочий представителей ЗС в квалификационную комиссию при адвокатской палате Иркутской области». Основания для этих решений – аналогичны.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

Общественность будет следить за судьями

       Иркутская область, 12.05.08. Проект закона, определяющий порядок назначения и досрочного прекращения полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей Иркутской области, рекомендован к рассмотрению в первом чтении на майской сессии Законодательного собрания Иркутской области.

       Как рассказала на заседании комитета ЗС по госстроительству области и местному самоуправлению вице-спикер ЗС Людмила Берлина, необходимость принятия изменений продиктована федеральным конституционным законом об объединении двух субъектов.

       В Иркутской области этот закон существовал и ранее, но теперь необходим новый для объединенного субъекта. Он устанавливает порядок отбора кандидатур из числа общественности, их назначение, сроки работы. Свои предложения по корректировке закона внесли представители прокуратуры Иркутской области и квалификационной коллегии судей. Прокуратура предлагает упростить порядок выдвижения кандидатур, сосредоточив цепочку «выдвижение-отклонение» на заседаниях комитета, без выноса на сессию. Однако Людмила Берлина возразила, что подобную норму будет ввести трудно, поскольку правом выдвижения кандидатур обладает не только ЗС, но и губернатор Иркутской области. Представители квалификационной коллегии судей рекомендовали сделать процедуру выдвижения кандидатов «более публичной» и сократить сроки назначения, чтобы получить «сменяемость кадров», привлечь к работе больше представителей образовательной и научной среды. По словам Людмилы Берлиной, все предложения будут рассмотрены в рамках второго чтения. Работа над проектом должна завершиться до осени. К этому времени парламент должен определиться с новыми кандидатурами в квалификационную коллегию судей.

        На комитете были внесены изменения и в план законопроектных работ на 2008 год. По просьбе губернатора на второй квартал перенесен законопроект о статусе выборного должностного лица в муниципалитетах региона, на четвертый – закон о законах Иркутской области и иных нормативно-правовых актах.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

Сначала – Красная книга, а потом – штрафы за ее нарушение

       Иркутская область, 12.05.08. Депутаты приостановили работу над законом об административных наказаниях за уничтожение редкой флоры и фауны, пока в Законодательное собрание не будет внесен региональный закон о Красной книге. На комитете по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении было принято решение отложить обсуждение законопроекта «Об административной ответственности за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Иркутской области» на июнь. 

        Законопроект будет распространять свое действие на объединенный субъект. Документ определяет составы специфических правонарушений, связанных с уничтожением или нанесением вреда природе. Административный штраф можно получить «за действие или бездействие», которое привело к уничтожению редкой и находящейся под угрозой уничтожения флоре и фауне. Наказание получит и тот, кто нанес «существенный вред» таким растениям и животным. Правом составлять протоколы об административных правонарушениях обладают уполномоченные лица региональной и местных администраций, представители милиции общественной безопасности. Рассматривают дела административные комиссии, а если вопрос касается ребенка или подростка – комиссии по делам несовершеннолетних.

        Как пояснили специалисты правового управления ЗС, сейчас на территории региона действует федеральный конституционный закон об объединении области и округа. Он пролонгировал на переходный период действие отдельных законов региона. Однако областной закон о Красной книге отсутствует, как нет и перечня редкой и находящейся под угрозой флоры и фауны региона. Это означает, что принятие закона об административных правонарушениях не имеет состава преступлений, основной базы, за счет которой документ может работать. По мнению и.о. руководителя правового управления областной администрации Петра Сазонова, этот факт не носит «концептуального характера», и в практике региональной законотворческой работы уже были случаи, когда «факультативные» законы принимались раньше «базовых». Вице-спикер ЗС Людмила Берлина возразила, что Красная книга сейчас существует в редакции 2003 года, перечень редких растений необходимо пересматривать, так как за эти годы «не могли не возникнуть новые обстоятельства». Тем не менее, комитет оставил областной администрации право поработать над вопросом до июньской сессии, чтобы попытаться решить проблему с законопроектом до окончания полномочий нынешнего созыва ЗС.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

Парламентарии примут участие в подготовке региональной программы о развитии Иркутска в связи с его юбилеем

       Иркутская область, 12.05.08. Подготовкой областной программы, касающейся развития Иркутска в связи с его 350-летием, займется специальная рабочая группа, в нее войдут представители Законодательного собрания, областной и городской администраций. Такое решение принято на очередном заседании комитета ЗС по собственности и экономической политики.

       Власти Иркутска подготовили проект региональной программы, однако, принять ее и приступить к реализации мероприятий пока невозможно. Как пояснил заместитель председателя комитета ЗС Юрий Фалейчик, областную программу должен представлять парламентариям не мэр Иркутска, а глава Приангарья. Таким образом, сейчас депутаты не могут дать какие-либо рекомендации по проекту программы, который формально не внесен на рассмотрение в Законодательное собрание. Между тем, по мнению Фалейчика, члены комитета по собственности могут рекомендовать региональным властям взять за основу представленные городом документы при подготовке областной программы. Коллеги поддержали Фалейчика. Вместе с тем, парламентарии высказали позицию о том, что затягивать далее принятие решения по данной программе нельзя. «Другие города начинают готовиться к юбилею уже за восемь лет, у нас же осталось всего три года. На комитете мы рассматриваем программу уже второй раз и ни к чему прийти не можем», -- заметил депутат Алексей Козьмин.

        Директор департамента инвестиционного развития и национальных проектов Андрей Пуцик сообщил, что региональные власти с документом, подготовленным городом, знакомы. Более того, вопрос о подготовке Иркутска к юбилею обсуждался уже на федеральном уровне. Однако рассчитывать на софинансирование из федеральной казны не стоит. По словам Пуцика, сейчас такая практика уже не применяется. Средства из федерального бюджета можно будет получить лишь на отдельные мероприятия.

       Общая сумма затрат по программе, рассчитанной на 2009-2011 годы, составит 28 млрд. рублей: бюджет Иркутска даст 9 млрд. рублей, региональный – 6 млрд. рублей, федеральный – 10,3 млрд. рублей, внебюджетные источники – 3 млрд. рублей. В программе предусмотрено строительство следующих памятников – митрополиту Московскому Иннокентию Вениаминову, основателям Иркутска, декабристам. Планируется также создать музей-заповедник «Глазковский некрополь», воссоздать Амурские и Московские ворота, построить мемориальный комплекс «Иерусалимское кладбище». В разделе программы, посвященной благоустройству города, обозначено строительство объектов ЖКХ – водоводов, очистных сооружений, тепломагистралей и т.д. Согласно программе, в Иркутске должны также появиться Дворец молодежи, бассейны в Правобережном и Октябрьском округах, аквапарк в Солнечном и т.д. Уделено внимание улично-дорожной сети (реконструкция дорожного полотна, строительство развязок).

        Парламентарии Иркутской области выдвинули ряд предложений, которые, по их мнению, стоит учесть в программе. Так, например, по мнению председателя комитета по социальной политике ЗС Сергея Курилова, к юбилею города неплохо бы было открыть несколько образовательных учреждений – детских садов и школ. Алексей Козьмин, отметив, что в программе предусмотрено создание многих дорожных объектов, указал на то, что окончание строительства большинства из них выходит далеко за 2011 год. Депутат считает, что стоит ускорить эти работы. Юрий Фалейчик вспомнил о проблемах автостоянок и парковок, которых уже сейчас не хватает в Иркутске. «Мы не можем предусмотреть в одной, пусть даже комплексной, программе развития города все, -- ответил депутатам мэр Иркутска Владимир Якубовский. – Что касается парковок и автостоянок, то сейчас у нас этим вопросом занимается специальная комиссия, в которую входят представители Думы Иркутска и ГИБДД. Они выбирают наиболее подходящие площадки для новых парковок. Мы и сейчас ведем строительство автостоянок, в том числе и двухъярусных».

         Владимир Якубовский также обратил внимание депутатов на то, что по отдельным мероприятиям, которые предусмотрены в проекте программы, уже ведутся работы. Например, реконструируется Центральный парк культуры и отдыха. «Все развлекательные объекты с парка буду вынесены на остров Конный, который расположен за островом Юность. Сейчас мы работаем с инвесторами, которые могут заняться переносом этих объектов», -- говорит мэр Иркутска.

Анна Павлова, Парламентский вестник Приангарья

В объединенном регионе появится новый закон о библиотечном деле

       Иркутская область, 12.05.08. Проект закона «О библиотечном деле в Иркутской области» будет рассматриваться в первом чтении на майской сессии Законодательного собрания. Решение о включении этого вопроса в повестку было принято на заседании комитета по социальной политике ЗС. Разработать законопроект и принять закон необходимо для формирования нормативной правовой базы нового субъекта федерации, возникшего в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

      Целью областного закона является регламентация отношений, связанных с организацией на территории Приангарья библиотечного дела для реализации права граждан на библиотечное обслуживание, которое закреплено в действующих нормах федерального законодательства. Предусматривается, что для ее достижения органы государственной власти осуществляют законодательное регулирование, разработку и реализацию соответствующих областных государственных целевых программ. Кроме того, они могут создавать областные государственные библиотеки и содействовать организации системы муниципальных и негосударственных библиотек.

       Главной функцией Законодательного собрания, закрепленной в законопроекте, является регулирование библиотечного дела на уровне областного законодательства. Кроме того, ЗС обладает полномочиями по контролю над исполнением соответствующих законов области.

       Законопроект также определяет ряд весьма важных вопросов, связанных с организацией библиотечного дела на территории Приангарья. В частности, в нем установлен статус центральной библиотеки региона – Иркутской областной универсальной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского – как книжной палаты и депозитария. Кроме того, законопроект наделяет остальные государственные и муниципальные библиотеки правом образовать централизованную библиотечную систему, в рамках которой можно создавать специализированные, территориальные или иные подсистемы.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

Музейное дело в объединенной Иркутской области будет регулировать новый закон

       Иркутская область, 12.05.08. Проект закона «О музейном деле в Иркутской области», подготовленный департаментом культуры и архивов Иркутской области совместно с Институтом законодательства и правовой информации, был представлен на заседании комитета по социальной политике Законодательного собрания. Как пояснила директора департамента культуры и архивов Вера Кутищева, его разработка обусловлена образованием нового субъекта федерации. На майской сессии ЗС парламентарии будут рассматривать  законопроект в первом чтении.

       Областной закон «О музейном деле» призван регулировать отношения, связанные с организацией учетом, регистрацией, хранением, консервацией, реставрацией, исследованием и популяризацией музейных предметов и коллекций, а также с обеспечением доступа к ним жителей Приангарья. Условия для последнего, согласно тексту законопроекта, создают органы государственной власти, осуществляя законодательное регулирование, разрабатывая и реализуя государственные целевые программы, создавая областные государственные музеи и содействуя организации муниципальных и иных музеев.

       Законодательное регулирование в сфере музейного дела относится к полномочиям ЗС. Кроме того, парламент будет контролировать исполнение соответствующих областных законов. Помимо полномочий органов государственной власти, законопроект определяет права собственности на музейные предметы и коллекции, регулирует вопросы включения их в состав Музейного фонда РФ, консервации и реставрации, а также передачи государственным музеям культурных ценностей.

       «К нам поступило предложение от Иркутского областного объединения организаций профсоюзов о включении в текст законопроекта статьи о социальной поддержке работников музеев, – сказал председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов. – Во втором чтении мы должны обратить внимание на их проблемы. Может, у нас не получится дополнить текст законопроекта новой статьей, но в любом случае меры социальной поддержки музейных работников необходимо предусмотреть в дельнейшем».

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

Законопроект об объектах культурного наследия рассмотрят в первом чтении

       Иркутская область, 12.05.08. Депутаты Законодательного собрания на майской сессии рассмотрят в первом чтении проект закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области». Решение о включении его в повестку дня было принято на заседании комитета по социальной политике ЗС.

       Закон призван регулировать отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры. Правовое регулирование происходит согласно полномочиям органов государственной власти Иркутской области, в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством. К полномочиям Законодательного собрания в сфере защиты объектов культурного наследия, как указано в тексте законопроекта, относится принятие соответствующих областных законов и контроль за их исполнением.

        Как напомнил на заседании комитета по социальной политике ЗС руководитель службы по охране объектов исторического наследия Вадим Шахеров, в настоящее время в Приангарье насчитывается 1132 памятника истории и культуры. Около 570 из них находятся в муниципальной собственности.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

Виктор Круглов и Сергей Курилов выступили с инициативой разработки закона о дополнительных гарантиях прав детей-сирот на имущество и жилье

       Иркутская область, 12.05.08. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в дополнительных гарантиях на жилье, решили председатель Законодательного собрания Виктор Круглов и председатель комитета по социальной политике Сергей Курилов. Они выступили с законопроектом «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23 лет на имущество и жилое помещение». Этот проект был рассмотрен на заседании комитета по социальной политике ЗС.

       Этот законопроект рекомендовали вынести на повестку майской сессии ЗС для принятия в первом чтении. Для его детальной проработки будет создана рабочая группа в составе Сергея Курилова, депутатов Валерия Курочкина, Юрия Бакштановского и Андрея Кайдаша, представителей правового управления ЗС, департамента  социальной защиты населения и департамента финансов Иркутской области и др.

       Данный закон предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе те из них, кто находится под опекой в приемных семьях, в возрасте до 23 лет, за которыми закреплено жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или социальном учреждении. Это правило распространяется и на время обучения в учреждениях всех видов профессионального образования, службы в Вооруженных силах РФ и пребывания в исправительных учреждениях. В законопроекте закреплена гарантия обеспечения сохранности жилья и иного имущества, находящегося в собственности детей.

       Те из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у кого нет жилья, закрепленного за ними или находящегося у них в собственности, обеспечиваются вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленного в области минимума. Жилье может предоставляться по месту жительства или регистрации рождения ребенка, выявления и первичного устройства его в семью или на воспитание в соответствующее учреждение, последнего проживания на территориях муниципальных образований. Если лица до 23 лет не были своевременно обеспечены жильем, то они сохраняют право на его получение вне очереди.

       Основанием для предоставления жилого помещения является факт окончания пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированных учреждениях, приемных семьях, если они состоят на учете нуждающихся в жилье. Это распространяется и на граждан, окончивших службу в Вооруженных силах РФ или вернувшихся из исправительных учреждений. Жилье им будет предоставляться из государственного и муниципальных жилищных фондов.

       Финансирование мероприятий по обеспечению жильем производится из средств областного бюджета. Органы местного самоуправления имеют право выделять дополнительные средства из своих бюджетов. Объем затрат из областной казны, как гласит финансово- экономическое обоснование законопроекта, составляет 3 млрд. 981 млн. 127 тыс. 722 рублей. На эту сумму планируется приобретение жилья для 2 тыс. 717 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета 33 кв. м на каждого.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

Работники культуры в сельской местности будут получать дополнительную социальную поддержку

        Иркутская область 12.05.08. Работники культуры, живущие в селах объединенной Иркутской области, будут получать социальную поддержку в виде денежной компенсации на оплату жилья и отдельных видов коммунальных услуг. Такая норма записана в проекте закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников культуры, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных учреждениях культуры, муниципальных образовательных учреждениях». Законопроект обсуждали на последнем заседании комитета по социальной политике Законодательного собрания.

       Социальной поддержкой могут воспользоваться сотрудники учреждений клубного типа, библиотек и музеев. Меры социальной поддержки предоставляются им с учетом проживающих совместно с ними членов семей. Меры также предоставляются тем из них, кто вышел на трудовую пенсию по старости или инвалидности, проработав при этом в сельской местности не менее 10 лет. Осуществляет социальную поддержку исполнительные органы государственной власти, уполномоченные администрацией Иркутской области. Финансирование идет из областного бюджета.

       Как заметил председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов, отзывы и заключения на проект закона были получены положительные, поэтому препятствий для его рассмотрения нет. Во втором чтении необходимо будет учесть поправки, которые собиралось представить Иркутское областное объединение организаций профсоюзов. Пока законопроект будет рассматриваться на майской сессии ЗС в первом чтении.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

Второе чтение законопроекта «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области» станет окончательным

       Иркутская область, 12.05.08. Жителям Иркутской области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, будет предоставляться временный приют и жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения. Такая норма заложена в проекте закона «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области», который обсуждался на заседании комитета по социальной политике Законодательного собрания. Председатель комитета Сергей Курилов выступил с предложением рекомендовать принять законопроект на майской сессии ЗС во втором и окончательном чтениях.

       Законопроект определяет порядок социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предполагается, что этим людям будет оказываться материальная помощь, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях. Кроме того, новый закон устанавливает возможность оказания людям консультативной помощи и реабилитационных услуг. Расходы на эти цели будут заложены в областном бюджете.

       Социальное обслуживание осуществляется в соответствии с государственными стандартами, установленными на территории Иркутской области. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется гражданам преклонного возраста, чей доход ниже прожиточного минимума, не имеющих родственников и не способных к самообслуживанию, безработным, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов. На него также могут рассчитывать находящиеся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетние, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, «возможности здоровья которых ограничены». Кроме того, социальное обслуживание предоставляется другим категориям граждан, установленным федеральным законодательством.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

Проект областного закона о квотировании рабочих мест для инвалидов будет рассмотрен во втором чтении

       Иркутская область, 12.05.08. В объединенном субъекте федерации должен появиться новый закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», аналогичный тому, который раньше существовал в области. На майской сессии Законодательного собрания его рассмотрят уже во второй раз. Решение об этом было принято на заседании комитета по социальной политике ЗС.

       Проект областного закона устанавливает механизм квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов и размер платы в областной бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида.

       В законопроекте закреплено, что необходимые рабочие места должны создавать за свой счет организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты для некоммерческих организаций составляет 2% от среднесписочной численности работников, для коммерческих – 3%. При расчете числа инвалидов, которых необходимо трудоустроить, производится округление до целого в сторону уменьшения. Количество рабочих мест определяется ежегодно по состоянию на 1 декабря. До 20 числа каждого месяца необходимо предоставлять в уполномоченный орган государственной власти сведения о выполнении квоты и наличии вакантных мест для приема на работу инвалидов. Если работодатель не имеет возможности трудоустроить людей с ограниченными физическими возможностями, он должен вносить в областной бюджет плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в размере прожиточного минимума.

        Кроме того, для содействия их трудоустройству предусматривается принятие и реализация специальной областной государственной целевой программы, финансируемой из бюджета Иркутской области. Она включает в себя создание специальных организаций (цехов, участков и т. д.) для инвалидов, оказание финансовой помощи всероссийским и иным общественным объединениям инвалидов, действующим на территории Иркутской области, на создание или оборудования рабочих мест, полное или частичное возмещение затрат на эти цели, профессиональное образование инвалидов. Программа также предусматривает возмещение потраченных организациями средств на создание и оборудование рабочих мест для инвалидов сверх установленных квот, и компенсацию затрат организаций с численность работников менее 100 человек, которые приняли на работу инвалидов по собственной инициативе. Кроме того, в программе закреплено положение о поддержке малого и среднего предпринимательства инвалидов. В областную государственную целевую программу могут быть включены и иные мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов и их профессиональной реабилитацией.

        «Напомню, существует протест прокуратуры Иркутской области по поводу двух пунктов законопроекта, – рассказал председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов. – Они касаются порядка внесения платы за нетрудоустроенных инвалидов и включения в квоту рабочих мест в организациях, чьими собственниками являются общественные объединения инвалидов или уставной капитал которых полностью состоит из их вкладов. В настоящее время мы уже ведем переговоры для улаживания разногласий с прокуратурой. Пока мы переносим соответствующие поправки к законопроекту в третье чтение».

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

У органов местного самоуправления Приангарья появятся областные государственные полномочия в области охраны труда

       Иркутская область 12.05.08. Областными государственными полномочиями в сфере охраны труда наделяются органы местного самоуправления в 42 МО Иркутской области (33 муниципальных района и 9 городских округов) после принятия нового закона «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями в области охраны труда». Законопроект рассматривался на заседании комитета по социальной политике Законодательного собрания. Как сообщила директор департамента по труду Иркутской области Наталья Брускова, он был разработан в связи с образованием нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

       Законопроект будет рассматриваться в первом чтении на майской сессии ЗС. Такое решение было принято комитетом по социальной политике ЗС на последнем заседании по предложению его председателя Сергея Курилова.

       Закон предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными областными государственными полномочиями в сфере охраны труда. К ним относятся координация и методическое руководство работой служб охраны труда в организациях, расположенных на территориях муниципальных образований. А также – организация обучения и проверки знаний работников в области охраны труда, анализ условий и состояния охраны труда, организация учета потребности работников в средствах индивидуальной защиты и обследование соответствия условий труда установленным государственным требованиям.

       Органы местного самоуправления, согласно проекту закона, наделяются правом принятия муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий, обращения в уполномоченный орган за оказанием необходимой методической помощи, посещать  организации, запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своих полномочий. Кроме того, местные власти могут создавать комиссии для взаимодействия в области охраны труда, обращаться в органы государственной власти для проведения проверок по фактам нарушений трудового законодательства, передачи необходимых документов в правоохранительные органы и предъявления соответствующих исков в суд. Органы местного самоуправления также имеют право принимать участие в деятельности комиссий, расследующих несчастные случаи на производстве. У них также есть возможность дополнительно использовать собственные материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.

        Обязанности органов местного самоуправления – осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством, не допускать нецелевого использования  выделенных из областного бюджета средств, представлять в уполномоченный орган необходимые материалы, документы и отчеты, исполнять письменные предписания вышестоящих органов государственной власти.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

В законопроект «О градостроительной деятельности в Иркутской области» необходимо внести поправки

       Иркутская область, 12.05.08. Администрация региона подготовила законопроект «О градостроительной деятельности в Иркутской области», который фактически дублирует Градостроительный кодекс РФ. Однако у специалистов правового управления Законодательного собрания возникло несколько замечаний к документу.

       Необходимость принятия нового закона связана, прежде всего, с образованием нового субъекта РФ. Таким образом, единый закон будет действовать и в Иркутской области, и на территории Усть-Ордынского Бурятского округа. Кроме того, как пояснил главный архитектор Иркутской области Алексей Буйнов, в конце 2006 года появилась новая редакция Градостроительного кодекса РФ. Эти изменения необходимо предусмотреть и в региональном законодательстве, привести в соответствие закон Иркутской области с Градостроительным кодексом. По словам Буйнова, изменены в новом документе будут всего несколько пунктов. «Было бы третье обоснование для принятия этого закона, но его мы так и не дождались, -- рассказывает главный архитектор области. – Дело в том, что к концу 2007 года Градостроительный кодекс должен был претерпеть существенные изменения. Однако их не последовало, поэтому мы решили сейчас подготовить новый региональный закон».

        Между тем, юристы Законодательного собрания обнаружили в законопроекте некоторые нарушения правового характера. Так, в новом законе должно быть определено предельное количество лиц, для которых проводятся публичные слушания по проектам генеральных планов поселения и городского округа. Однако в подготовленном документе, по словам начальника правового управления ЗС Ирины Гартнер, точно не установлено, от какого числа – проживающих или зарегистрированных жителей населенного пункта – необходимо будет определять численность граждан.

        Таким образом, депутаты комитета ЗС по собственности и экономической политике рекомендовали принять законопроект на майской сессии только в первом чтении. Представители администрации Иркутской области с замечаниями согласились, устранить их предполагается ко второму чтению.

Анна Павлова, «Парламентский вестник Приангарья»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Антон Романов стал автором пятой законодательной инициативы о народных дружинах

       Иркутская область, 12.05.08. Депутатам Законодательного собрания Иркутской области будет предложено подготовить обращение в Государственную Думу РФ о необходимости разработки и принятия федерального закона о народных дружинах. Такое решение принято на заседании комитета ЗС по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении, где обсуждался проект закона «Об областной государственной поддержке участия населения в охране общественного порядка и о формах такого участия», разработанный студентами-юристами, проходящими стажировку в Законодательном собрании.

       Как рассказал автор законодательной инициативы депутат Антон Романов, за последние 10 лет – это пятая попытка «провести» законопроект о народных дружинах. «Броню федерального законодательства в этом вопросе пробить очень трудно», - признался депутат. В Госдуму был внесен соответствующий законопроект, однако после обсуждения он был отклонен. По данным правового управления ЗС, на региональном уровне в 2005 году подобный закон был принят только в Республике Хакассия. В остальных субъектах если подобные нормативно-правовые акты и существуют, то уже устаревшие. Объясняется это просто – пока нет федерального закона, областные законы не могут содержать никаких норм о финансировании дружин, их материальном обеспечении, а главное – личной защите дружинников, которые рискуют здоровьем, иногда и жизнью, сталкиваясь с хулиганами. Если сейчас принять подобный закон, то он может оговаривать только организационные формы работы дружинников и давать какие-то базовые основы их деятельности.  

        Антон Романов возразил, что в Москве, как особом субъекте федерации, законодательные акты о народных дружинах действуют уже несколько лет, и федеральное законодательство не мешает парламенту искать какие-то юридические формы работы с дружинниками. «В любом случае, подобные региональные инициативы должны разрабатываться, поскольку федеральный закон рано или поздно будет принят», - отметил депутат. Вице-спикер ЗС, глава комитета по госстроительству Людмила Берлина помнила коллегам, что аналогичная ситуация была с ФЗ о распитии пива, когда региональные инициативы намного опередили федеральные.

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Людмила Берлина: поселения должны получать кредиты из областного бюджета наравне с муниципальными районами и городскими округами

       Иркутская область, 12.05.08. Городские и сельские поселения Иркутской области в 2008 году лишены права получать бюджетные кредиты из областной казны, согласно письму областного департамента финансов, отправленному во все муниципальные образования региона. Депутаты Законодательного собрания считают, что письмо нужно отозвать, а МО первого уровня наравне с МО второго уровня (муниципальные районы и городские округа) должны получать кредиты из областного бюджета. Об этом шла речь на заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС при рассмотрении депутатского запроса вице-спикера Людмилы Берлиной «О принятом порядке предоставления бюджетных кредитов из бюджета области городским, сельским поселениям».

        По ее словам, 7 февраля нынешнего года губернатор Александр Тишанин подписал постановление, согласно которому бюджетные кредиты могут получать все муниципальные образования. Чуть позже департамент финансов администрации Иркутской области распространил вышеуказанное письмо. По этому поводу Людмила Берлина еще 21 марта направила губернатору депутатский запрос. Как рассказала вице-спикер ЗС на заседании комитета,  письмо противоречит федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», нарушает статью 93.3 Бюджетного кодекса РФ. Ответ на депутатский запрос, подписанный первым заместителем губернатора Юрием Параничевым, Людмилу Берлину и ее коллег не устроил. 

       Заместитель директора департамента финансов Светлана Тетерина пояснила депутатам, что поселениям в 2008 году отказано в кредитах, потому что они не расплатились по кредитам, выданным в 2007 году. Просроченную задолженность имеют более 50% поселений Иркутской области. С января в департамент финансов за кредитами обратились главы около 60 МО, в том числе поселений, последним было отказано.

       По мнению председателя бюджетного комитета ЗС Геннадия Истомина, поселения Приангарья оказались в долговой яме из-за того, что их бюджеты не были сбалансированы, в них было недостаточно средств на исполнение местных полномочий. «Мы заранее знали, что эти кредиты в областной бюджет не вернутся. Но это была вынужденная мера», -- заявил Истомин. По словам депутата ЗС Андрея Лаврова, в основном, кредиты давались на подготовку к зиме и выплату зарплаты бюджетникам. Поселения за прошлый год задолжали областной казне более 1,5 млрд. рублей, выплачено всего 15-25% долгов, из-за этого поселения оказались в финансовом коллапсе.

       Руководство департамента финансов и депутаты ЗС сошлись в главном – кредиты не решают проблемы наполнения местных бюджетов, потому что их нужно возвращать, лучше предоставлять целевую поддержку в виде субсидий. Но это – предмет отдельного разговора. Пока, по словам Геннадия Истомина, департаменту финансов необходимо разработать механизм реструктуризации бюджетных долгов поселений за 2007 год и выделения им средств в 2008 году на подготовку к новому отопительному сезону.

       В итоге члены бюджетного комитета Законодательного собрания решили оставить на контроле  депутатский запрос Людмилы Берлиной. Он будет рассмотрен на ближайшей сессии Законодательного собрания.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты просят областную прокуратуру обосновать отказ о возбуждении уголовного дела по беспорядкам на митинге КПРФ

        Иркутская область, 12.05.08. Отказ областной прокуратуры в возбуждении уголовного дела по инциденту, произошедшему на митинге КПРФ 7 ноября 2007 года необоснован, считают члены комиссии Законодательного собрания по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями. На очередном заседании был рассмотрен депутатский запрос председателя комиссии по контрольной деятельности ЗС Евгения Рулькова к прокурору Иркутской области

        Депутат Государственной Думы РФ Сергей Левченко рассказал, что ответ прокуратуры на депутатский запрос не удовлетворяет, так как в нем говорится об отсутствии нарушений законодательства. Депутаты ЗС намерены обратиться в прокуратуру Иркутской области с просьбой обосновать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по инциденту. По их мнению, были совершены незаконные действия,  и виновные должны быть наказаны.

        Напомним, во время митинга, приуроченного празднованию юбилея октябрьской революции, неизвестные люди, не являющиеся участниками мероприятия, устроили массовые беспорядки с применением насилия. В итоге часть митингующих усадили в машины и увезли. Несмотря на то, что все нарушители были в штатском, некоторые депутаты ЗС говорят, что к беспорядкам имеет отношение милиция. Во время противозаконных действий стражи порядка не предпринимали никаких мер, участников митинга помещали в служебные машины милиции. Однако в ходе длительной переписки депутатов ЗС и судебного органа, представители прокуратуры заявили, что во время шествия были допущены нарушения общественного порядка со стороны еще одних участников мероприятия – бывших членов национал-большевистской партии, сторонников движения «Другая Россия». Всего в ОВД по Кировскому району доставили 16 человек, на некоторых завели административное дело, остальные были опрошены и отпущены.

        По словам заместителя председателя  комиссии ЗС Антона Романова, если будет доказано, что к беспорядкам причастны органы внутренних дел, то такие нарушения можно расценить, как подрыв конституционного строя России и терроризм. Он также порекомендовал членам КПРФ более ответственно подходить к организации митинга и не допускать подозрительных граждан к участию в мероприятии.

Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья»

КОММЕНТАРИЙ

Местная власть получит материальные стимулы для улучшения качества жизни людей

       Иркутская область, 12.05.08. Деятельность органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов будет проводиться отныне в России. Соответствующий указ подписал в конце апреля  президент России.

       Как рассказала вице-спикер Законодательного собрания, председатель Иркутского регионального отделения ООО «Всероссийский совет местного самоуправления» Людмила Берлина, институт оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения – логическое продолжение той работы, которая уже проводится по оценке органов власти субъектов РФ. Необходимость и востребованность существования такого института для муниципального сообщества обсуждалась на недавней совместной конференции Иркутского и Усть-Ордынского региональных отделений Всероссийского совета местного самоуправления. Органам исполнительной власти рекомендовано выделять гранты городским округам и муниципальным районам за достижение наилучших значений показателей, а также предоставлено право, исходя из местных особенностей и условий, установить дополнительные показатели, касающиеся вопросов благоустройства территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освещения улиц.

       По словам Людмилы Берлиной, соответствующие изменения в проект бюджета 2008 года   внесены будут, и у местного самоуправления появится материальный стимул для улучшения качества жизни людей, сообщает пресс-служба ЗС.

«Парламентский вестник Приангарья»

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области