К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья, № (14) 286, 18 апреля, 2008 год, пятница

В выпуске:

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Законодательное собрание Иркутской области готово к сотрудничеству с новым руководителем региона

       Иркутская область, 18.04.08. Основным событием в Иркутской области на нынешней неделе стала отставка прежнего губернатора и назначение временно исполняющим обязанности главы региона Игоря Есиповского.

       Президент России Владимир Путин подписал указ «О досрочном прекращении полномочий губернатора Иркутской области» 15 апреля, уже 17 апреля Игорь Есиповский приехал в Иркутск и встретился с депутатами ЗС. Накануне этой встречи спикер Законодательного собрания Виктор Круглов на пресс-конференции заявил, что одна из основных задач нового руководителя области – собрать региональную элиту региона, использовать весь ее потенциал для решения проблем региона. Спикер выразил уверенность, что региональному парламенту удастся «сверить позиции» с врио губернатора. Региональная политическая элита готова помочь новому руководителю региона, облегчить вхождение во власть, подчеркнул Виктор Круглов. По его словам, с прежним губернатором сотрудничества не было. По мнению председателя комитета по социальной политике ЗС Сергея Курилова, Александр Тишанин при вступлении в должность губернатора обещал консультироваться по важным вопросам, в том числе – кадровым, с региональной политической элитой, но «слова своего не сдержал».

       На встрече спикера и депутатов ЗС с врио губернатора обсуждался вопрос о том, как будет построена совместная работа двух ветвей власти в регионе. «В Иркутской области существует много проблем. Область на сегодняшний день занимает не то место, которое должна занимать среди остальных регионов. Ведь Иркутск – это центр Сибири, поэтому мы должны сделать так, чтобы и городом, и областью гордились не только люди, которые здесь живут, но и вся Россия», - заявил Есиповский. Для решения проблем, существующих в регионе, по словам Есиповского, не обойтись без поддержки и помощи депутатов Законодательного собрания.

       Парламентарии задали новому руководителю региона вопросы. Депутат Сергей Мутовин поинтересовался, каким принципом будет он руководствоваться при формировании команды. Игорь Есиповский отметил, что пока в регион он приехал один, чтобы встретиться и познакомиться с людьми, которые здесь уже работают. Врио губернатора придерживается мнения, что в администрации должны работать люди, которые живут в области.

       Председатель комитета ЗС по экологии, природопользованию и сельскому хозяйству Геннадий Нестерович рассказал врио губернатора о том, что в Приангарье имеются серьезные проблемы в сельском хозяйстве. «Мы знаем, как их решать, но, к сожалению, прежняя власть не прислушивалась к нашим советам», - заметил Нестерович. Игорь Есиповский заметил, в свою очередь, что в Иркутской области вообще много проблем, все их и предстоит решать.

       «Каким видом спорта вы занимаетесь? – поинтересовался депутат Гайдар Гайдаров. - У нас в регионе очень любят хоккей с мячом». Есиповский заявил, что нужно поддерживать и развивать в регионе все виды спорта, в том числе и хоккей с мячом. Он не сомневается, что Приангарье может в этом виде спорта успешно конкурировать с Хабаровском и Красноярском.

       Пожелание фракции партии «Единая Россия» в ЗС высказала вице-спикер Законодательного собрания Людмила Берлина – работать совместно с парламентариями и посещать сессии Законодательного собрания.

       Врио губернатора является членом партии «Единая Россия», а как он намерен работать с представителями других партий в областном парламенте, поинтересовался председатель комиссии ЗС по контрольной деятельности Евгений Рульков. «В конструктивном режиме», - заявил врио.

       В администрации Иркутской области не раз возникали коррупционные скандалы, напомнил депутат Антон Романов: «Не все из тех, кто работал в администрации, выдержали проверку. Будете ли вы согласовывать назначения должностных лиц с нами?». «Здесь как в бою, - ответил Есиповский. - Решение принимаю я, но ведь депутаты тоже несут ответственность, и поэтому я буду рад услышать от вас мудрый совет». Сам же Игорь Есиповский, по его словам, проверку на коррупционность уже выдержал.

       Депутаты ЗС поблагодарили Игоря Есиповского за откровенный разговор. Спикер Законодательного собрания Виктор Круглов пообещал, что депутатский корпус будет помогать губернатору руководить регионом.

«Парламентский вестник Приангарья»

Игорь Есиповский останется врио губернатора до выборов депутатов Законодательного собрания

       Иркутская область, 18.04.08. Игорь Есиповский будет временно исполнять обязанности губернатора Иркутской области до того момента, пока не пройдут выборы депутатов Законодательного собрания, назначенные на 12 октября 2008 года. Не позднее 35 дней по завершению формирования нового состава регионального парламента президент России должен внести в ЗС кандидатуру нового губернатора для объединенного субъекта РФ.

       Как сообщили в Законодательном собрании Иркутской области, такая норма прописана в федеральном конституционном законе от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». В ФКЗ записано: «Формирование высшего исполнительного органа государственной власти нового субъекта Российской Федерации должно быть завершено не позднее 1 января 2009 года».

«Парламентский вестник Приангарья»

Бюджетные споры экс-губернатора и депутатов Законодательного собрания могут закончиться мировым соглашением

       Иркутская область, 18.04.08. Судебные споры между исполнительной и законодательной ветвями власти в Иркутской области по поводу закона о бюджете-2008 могут завершиться мировым соглашением в связи с отставкой с поста губернатора Александра Тишанина и назначением врио губернатора Игоря Есиповского. Такая возможность не исключена, пояснили в прокуратуре Иркутской области.

       Новый глава региона может прекратить судебные разбирательства и подписать закон о бюджете-2008, принятый на сессии Законодательного собрания 20 декабря 2007 года. Такого же мнения придерживается и заместитель председателя бюджетного комитета ЗС Павел Зорин. По его словам, скорее всего, новому главе Приангарья понадобиться какое-то время для осмысления ситуации и проведения переговоров с региональным парламентом. «Если администрации Иркутской области и Законодательному собранию удастся найти общий подход к бюджетному процессу, то иски потеряют смысл», - заявил Павел Зорин.

       Напомним, очередное судебное заседание по иску прокурора Иркутской области о признании постановлений губернатора о бюджете-2008 недействительными должно состояться 21 апреля.

«Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты Законодательного собрания – об отставке губернатора Иркутской области и назначении нового главы

       «Парламентский вестник Приангарья» опросил нескольких депутатов Законодательного собрания по поводу изменений в руководстве Иркутской области.

       Депутат ЗС, председатель федерации легкой атлетики Иркутской области Андрей Кайдаш: «Уже в течение года конструктивного диалога у губернатора с депутатами не было. Сначала присматривались, а потом стало понятно, что никакой совместной эффективной работы не получится. Конфликт все усиливался, в конечном итоге, все ждали либо отставки губернатора, либо самороспуска Законодательного собрания. Кто-то должен был уйти. Главе региона невозможно не считаться с парламентом: депутатов много, они представляют самые разные сферы деятельности, партии, территории. Считаю, что за время, что Александр Тишанин возглавлял регион, спорт в Иркутской области не развивался вообще. Застойный период. Самый яркий пример: Иркутская область, которая по климатическим условиям из регионов РФ ближе всего к Пекину, имела все шансы стать основным центром подготовки российских спортсменов к Олимпиаде-2008. В этом отношении мы могли бы получить федеральные средства на строительство новых спортивных объектов. Но власти шанс не использовали. У Игоря Есиповского, полагаю, есть реальная возможность стать губернатором после 12 октября. Иначе зачем было его сюда назначать? Человек из Госдумы у руля в регионе – это в любом случае хорошо: тот, кто близок к центру, поможет поднять авторитет Иркутской области в коридорах федеральной власти, в крупных российских бизнес-структурах, повысить нашу инвестиционную привлекательность. «Варяг» обеспечит обратную связь с Москвой. Но заместители губернатора, разумеется, должны быть местными жителями».

       Заместитель председателя комиссии по собственности и экономической политике ЗС Юрий Фалейчик: «Думаю, что все проекты, которые начинал бывший губернатор Александр Тишанин, сейчас будут радикально проревизированы. К сожалению, к движению вперед в Иркутской области они не привели, регион оказался в ситуации застоя. Бюджет первого квартала серьезно не использовался. Мне пока сложно сказать, что представляет собой временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский. Ему нужно дать возможность вникнуть в ситуацию. Искренне надеюсь, что письмо депутатов Законодательного собрания к президенту РФ было основой для подбора новой кандидатуры. Это письмо служит прямой инструкцией «как не надо делать». Если Игорь Эдуардович прочел этот документ, то естественно было бы ожидать от него адекватной реакции. Игорь Есиповский попадает в наш регион в достаточно сложное время, сейчас начинается подготовка к выборам в Законодательное собрание. Это период, когда внутри областных элит, которые вырабатывают судьбоносные решения, неизбежно будут возникать конфликтные ситуации. Участие в переговорах позволит Есиповскому быстрее войти в курс дела и как-то повлиять на выбор постоянной кандидатуры губернатора. Думаю, в течение нескольких месяцев успеют проявиться все организационные, деловые, человеческие качества нового главы. Но ожидать от него заявлений о новой стратегии региона, думаю, рановато, в данный момент важнее, чтобы наш корабль удержался на плаву. Новый губернатор региона будет утвержден через полтора месяца после выборов в Законодательное собрание. Депутаты с удовольствием будет ему помогать – мы истосковались по конструктивной работе с администрацией области».

       Заместитель председателя комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественностью ЗС Антон Романов: «Отставка губернатора – это вполне адекватное предсказуемое решение. В последнее время много слухов ходило, говорили, что Кремль не обращает внимания на регионы. Но мы доказали, что это не так. Причем, дважды доказали. Президент прислушивается к региональным властям, если их мнение взвешенное и аргументированное. Первый раз это было связано с переносом трубы «Восточная Сибирь – Тихий океан». И второй раз – это письмо группы депутатов Законодательного собрания области по поводу досрочной отставки губернатора. Президент доказал, что он не враг Иркутской области, это факт обнадеживающий. Я считаю, что новый глава региона должен подписать бюджет, принятый Законодательным собранием 20 декабря 2007 года, и вернуть деньги от продажи акций ВЧНГ. В регионе накопилось много проблем, необходимо выполнять обязательства, которые были даны населению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа при проведении референдума по объединению регионов. Надо остановить миграционную убыль населения, решать вопросы безработицы и многое другое. Возможно, надо провести своеобразный «партхозактив» по социально-экономическому развитию области. Региону необходимо консолидировать усилия и направить их на выход из кризиса. Пора думать над формированием команды губернатора и о выборах в парламент объединенной Иркутской области».

       Председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Евгений Рульков: «Отставка губернатора была ожидаемой. В течение года много говорилось о необходимости замены. Губернатор Александр Тишанин никак не вписался в деятельность исполнительных и законодательных органов власти, не сформировал команду. Иркутское областное отделение КПРФ двадцать дней назад знало об отставке губернатора и о новой кандидатуре на этот пост. Отставка Александра Тишанина была предсказуема, так как с ноября 2007 года стало видно, что у него не получается руководить областью. Мало было сделано и для того, чтобы сократить социально-экономическое отставание нашего региона. Кроме того, на ситуацию также повлиял конфликт вокруг областного бюджета. Наша областная партийная организация пыталась работать конструктивно с губернатором области, но у нас это не получилось. С Игорем Есиповским мы попытаемся установить деловые отношения. Какие проекты, предлагаемые Тишаниным, продолжать реализовывать, решать временно исполняющему обязанности губернатора Иркутской области. Но те проекты, что задумывались и предлагались Тишаниным, не всегда подходили для Иркутской области, многие начинания надо пересмотреть».

       Депутат ЗС, президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин: «Ситуация в Иркутской области сложная, стратегические задачи требуют от администрации области дипломатичности в принятии решений и энергичных действий по их осуществлению. Необходимо согласование интересов элит внутри области, лоббирование интересов Иркутской области на федеральном уровне. Готов со своей стороны предоставлять временно исполняющему обязанности губернатора все имеющиеся наработки и документы, выстраивать конструктивную совместную работу. Надеемся, что новый руководитель администрации области сможет задействовать потенциал элит Иркутской области в решении поставленных задач».

       Депутат ЗС Сергей Мутовин: «Отставки губернатора следовало ожидать, так как его команда сделала для этого все возможное. Большую роль сыграло то, что он не смог сформировать команду, которая работала бы на благо Иркутской области. Игоря Есиповского я не знаю как человека, но если он захочет остаться губернатором Иркутской области, он должен начать работать совместно с депутатами Законодательного собрания, познакомиться с местными людьми, которые могут принести пользу региону».

       Эльвира Болотова, Елена Гасперская, Анна Павлова, Наталья Окружко, Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

ХРОНИКА

35 вопросов рассмотрено депутатами в ходе апрельской сессии

       Иркутская область, 18.04.08. Блок социальных и выборных законопроектов был рассмотрен на 42-ой сессии Законодательного собрания Иркутской области, которая состоялась 18 апреля под председательством вице-спикера ЗС Людмилы Берлиной.

       Так, в окончательном чтении приняты проекты законов «О распространении действия закона «О муниципальных выборах в Иркутской области» на всю территорию нового субъекта, «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутской области», «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Иркутской области уполномоченному органу государственной власти Иркутской области и перечне документов, необходимых для принятия правового акта Иркутской области о разграничении муниципального имущества», «Об определении органа местного самоуправления, уполномоченного выдавать разрешения на право организации розничного рынка».

       В первом чтении был принят законопроект о распространении действия закона области «О местных референдумах» на всю территорию нового субъекта и законопроект «О внесении изменений в закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области». Кроме того, сессия приняла решение отклонить протест заместителя Генерального прокурора РФ на закон Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственным полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности административных комиссий». Людмила Берлина пояснила, что субъект передает на местный уровень не полномочия по созданию административной комиссии, а только вопросы по определению их персонального состава.

       В ходе сессии также в первом чтении приняты законопроекты Иркутской области, распространяющие свое действие на новый субъект. Среди них: «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области», «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области», «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», «Об охране труда в Иркутской области». 

       Областными парламентариями принято постановление о внесении изменений в областную государственную программу «Молодым семьям – доступное жилье на 2005-2019 годы», которая распространяет действие на всю территорию нового субъекта. Измененным документом увеличивается возрастной ценз молодых людей, которые могут принимать участие в данной программе от 30 до 35 лет.

       С апрельской сессии на майскую было решено перенести депутатский запрос Сергея Левченко, касающийся оценки областного государственного пакета  акций ОАО «Верхнечонскскнефтегаз». Он был подготовлен еще до избрания депутатом в Государственную Думу РФ. Запрос не стали рассматривать в связи с отсутствием докладчика от администрации области.

       Всего депутатами было рассмотрено 35 вопросов. Очередная сессия Законодательного собрания Иркутской области назначена на 21 мая.

Юлия Сумбаева, пресс-служба Законодательного собрания

Депутаты ЗС не удовлетворены реализацией в Иркутской области нацпроекта «Доступное и комфортное жилье»

       Иркутская область, 18.04.08. Депутаты Законодательного собрания на апрельской сессии выразили резкое неудовлетворение ходом реализации на территории Иркутской области национального проекта «Доступное и комфортное жилье».

       Депутаты еще перед выступлением директора департамента инвестиционного развития и национальных проектов администрации Иркутской области Андрея Пуцика попросили его рассказать о том, что не удалось сделать, и о том, какие предложения по дальнейшей реализации нацпроектов есть у областных властей. Однако Андрей Пуцик больше говорил все-таки об успехах. По его словам, за два года в Иркутскую область на реализацию нацпроектов было направлено около 7 млрд. рублей; по темпам реализации наш регион занимает 32 рейтинговое место среди 86 субъектов РФ; нацпроекты реализованы в Приангарье на 90,04% при среднероссийском показателе 66%. По данным Пуцика, в Иркутской области успешно реализуются все четыре нацпроекта: «Здоровье» - на 95,94%, «Образование» - 98,33%, «Развитие АПК» - 89,62%, «Доступное и комфортное жилье» – 76,95%.

       Ход реализации последнего нацпроекта вызвал массу вопросов у депутатов ЗС: насколько доступно для населения региона построенное жилье, как по сравнению с другими регионами выглядит Иркутская область, какие меры принимают власти и т. д. Но депутаты не получили ответы, которые бы удовлетворили их. Парламентарий Юрий Фалейчик заявил, что никаких мер для лучшей реализации напроекта администрация Иркутской области не принимает: до сих пор в нужном количестве не выделяются стройплощадки с коммуникациями, не созданы условия для инвесторов, не развивается государственная ипотека. Юрий Фалейчик сделал вывод, что региональные власти никак не влияют на реализацию нацпроекта, строительство жилья в Приангарье подчиняется только рыночным законам. А депутат Антон Романов добавил, что часто строительство жилья идет «хищническим способом с нарушениями градостроительных норм». Остальные депутаты поддержали своих коллег.

       В итоге было решено перенести рассмотрение хода реализации нацпроектов в Иркутской области на сентябрьскую сессию ЗС, а при обсуждении этого вопроса основной упор сделать именно на напроект «Доступное и комфортное жилье». 

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Жители Иркутской области теперь могут заготавливать древесину для собственных нужд в лесничествах и лесопарков

       Иркутская область, 18.04.08. В Иркутской области необходимо расширить категорию земель, на которых можно заготавливать древесину для собственных нужд. На апрельской сессии Законодательного собрания были приняты поправки в закон «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Данный нормативно-правовой акт является законодательной инициативой депутата Геннадия Нестеровича.

       Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Геннадий Нестерович отметил, что изменения касаются расширения прав граждан по заготовки древесины для собственных нужд на территории лесничеств и лесопарков. Он отметил, что данная поправка больше всех касается жителей Ольхонского и Иркутского районов, она им жизненно необходима, так как иначе они вообще могут остаться без дров на зиму.

       Принятие законопроекта не требует отмены, изменения или дополнения областных нормативных правовых актов, а также не влечет выделения средств из областного бюджета. Данный закон должен вступить в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты Законодательного собрания отклонили протест заместителя генерального прокурора

       Иркутская область, 18.04.08. Отклонить протест заместителя генерального прокурора России на закон Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности административных комиссий» - такое решение было принято на 42-ой сессии Законодательного собрания.

       Как рассказал первый заместитель прокурора Иркутской области Александр Воронин, согласно пункту 7 части 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и правовой позиции Верховного суда, субъект РФ не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий. «Мы протест заместителя генерального прокурора России полностью поддерживаем», -- сказал он.

      Председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении ЗС Людмила Берлина рассказала, что были проведены консультации по этому вопросу и комитет решил отклонить протест. Она отметила, что в областном законе написано: административные комиссии формируются в городских округах и муниципальных районах высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области – администрацией региона. Субъект РФ создает комиссию, определяет ее территориальную юрисдикцию деятельности административной комиссии, штатные единицы, осуществляющихся деятельность на постоянной основе.

      Наш регион передал только часть собственных полномочий по работе с административными комиссиями на местный уровень. Местные власти по-прежнему не имеют права создавать комиссии, у них есть только право на определение персонального состава и по финансовому и материальному обеспечению их работы. «Мы передали только один элемент при формировании административной комиссии», -- сказала Людмила Берлина. По ее мнению, это не является передачей полномочий на местный уровень. В итоге депутаты разделили ее мнение и проголосовали за отклонения протеста.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Парламентарии приняли в первом чтении законопроект «О квотировании рабочих мест для инвалидов» в прежнем варианте

       Иркутская область, 18.04.08. Законопроект «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» принят в первом чтении. Такое решение было принято на апрельской сессии Законодательного собрания Иркутской области.

       Как рассказал заместитель губернатора Иркутской области, директор департамента социальной защиты населения области Семен Круть, законопроект разработан для объединенного субъекта РФ. Цель законопроекта – установление квоты для приема на работу инвалидов для организаций, находящихся на территории Иркутской области. Квота устанавливается для организаций, имеющих численность работников более 100 человек. Для коммерческих организаций эта квота составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников, для некоммерческих организаций – 2%. В законопроекте также прописан порядок и условия выполнения квоты, права и обязанности организации, трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты и др.

       В законопроекте прописано, что ежегодно по состоянию на 1 декабря определяет количество рабочих мест, необходимое для трудоустройства инвалидов. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном органом государственной статистики. При расчете числа инвалидов, которых необходимо трудоустроить в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого. Кроме того, организация вправе взамен выполнения квоты внести в областной бюджет плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по области.

       Семен Круть отметил, что аналогичный закон сейчас действует на территории Иркутской области. С начала его реализации было создано 497 рабочих мест для инвалидов и сохранено – 457. Нашли работу в 2005 году 2197 инвалидов, в 2006 году – 2671, в 2007 году – 2947. В прошлом году от организации в областной бюджет поступила плата в размере более 90 млн. рублей.

       Председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов отметил, что законопроект нужно принять только в первом чтении, так как есть замечания у прокуратуры Иркутской области и управления Министерства юстиции РФ по Сибирскому федеральному округу. «Мы их замечания должны учесть», -- сказал депутат.

       Заместитель председателя Иркутского профобъединения Валерий Лукин рассказал, что этот закон очень важен для этой категории граждан, благодаря его реализации удалось снизить безработицу среди инвалидов. По его словам, за счет платежей, поступающих от организации за каждого нетрудоустроенного инвалида, также трудоустраивают инвалидов. «В Иркутской области рабочих мест создано сверх установлено квоты», -- сказал он.  Лукин подчеркнул, что на сегодняшний день федеральное законодательство в части платы изменилось, но сейчас решается вопрос по возвращению к прежнему.

       Начальник правового управления Законодательного собрания Иркутской области Ирина Гартнер сообщила, что данный законопроект и право организаций взамен выполнения квоты вносить в областной бюджет плату за каждого нетрудоустроенного инвалида вписывается в рамки федерального законодательства, так как это не обязанность, а право.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

На майской сессии ЗС будут рассматривать протест прокуратуры на закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области»

       Иркутская область, 18.04.08. Депутаты Законодательного собрания вновь рассмотрели протест прокуратуры Иркутской области на региональный закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов». Как рассказала на заседании комитета по социальной политики ЗС старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере областной прокуратуры Елена Вылкова, областной закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» предусматривает внесение право работодателя  в региональный бюджет платы за каждого нетрудоустроенного инвалида работодателем в пределах установленной квоты. Однако в федеральном законодательстве произошли изменения. Положение об обязательном внесении работодателем ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности выполнения  установленной квоты для приема на работу уже не действует.

       Действующее федеральное законодательство дает другое определение квоты –  минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане этой категории. Иного порядка квотирования рабочих мест для инвалидов федеральное законодательство не предусматривает.

       У парламентариев и представителей администрации области в связи с протестом было много вопросов. Среди них – запрещает ли федеральное законодательство такие платы? противоречит или расширяет нормы региональный закон? каковы гарантии создания рабочих мест для инвалидов? Старший прокурор отметила, что на сегодняшний день региональный закон противоречит федеральному законодательству, а должно быть приведено в соответствии с федеральным.

       Начальник отдела социально-культурного законодательства правового управления Законодательного собрания Иркутской области Эльвира Бондарева отметила, что у регионального законодательства есть право детализировать и уточнять. Кроме того, квота устанавливается субъектом РФ, порядок и механизм выполнения регулируется также областным законодательством. По ее словам, социальная поддержка отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, также обязанности субъекта федерации.

       Заместитель губернатора Иркутской области, директор департамента социальной защиты населения Семен Круть отметил, что благодаря данному закону в год выплаты работодателей областную казну составляют от 70 до 102 млн. рублей. По его словам, благодаря закону удалось сохранить 282 рабочих места для инвалидов и создать более 300. Круть отметил, что именно из-за областного закона и норме по плате за каждого нетрудоустроенного инвалида работодатели принимают на работу людей с ограниченными возможностями. Директор департамента считает, что если же предприятия от платы освободить, то инвалиды не будут трудоустроены, так как за не создание рабочих мест работодатель никакой ответственности не несет. 

       Заместитель председателя объединения профсоюзов Иркутской области Валерий Лукин отметил, что данный закон позволил решить вопрос с трудоустройством этой категории граждан. Так, с начала реализации закона по февраль этого года трудоустроено более 6700 инвалидов. Всего на учете стоит 3858 человек, нуждающихся в рабочем месте, а многие, по его словам, вообще не обращаются.

       Елена Вылкова отметила, что прокуратура области не намерена отзывать протест, и если он будет отклонен, то готова в судебном порядке решать этот вопрос.

      «Мы хотели бы, чтобы закон действовал», -- сказал заместитель председателя комитета по социальной политике ЗС Валерий Курочкин. Он предложил рекомендовать сессии ЗС отклонить данный протест и сказать всем, что вопрос будет решаться через суд. С ним полностью согласился депутат ЗС Андрей Кайдаш сказав, что региональный закон должен остаться и его надо продолжать реализовывать. 

       В результате депутаты Законодательного собрания рекомендовали отклонить протест прокуратуры Иркутской области на региональный закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов». Данный вопрос будет рассмотрен на майской сессии областного парламента.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

В Иркутской области будет увеличен сбор за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции

       Иркутская область, 18.04.08. Законопроект «О порядке взимания и размерах сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Иркутской области» рассматривался на апрельской сессии Законодательного собрания. Как рассказал заместитель губернатора области Михаил Клоков, законопроект был разработан с целью реализации полномочий, предоставленных субъектам РФ по установлению сборов за выдачу лицензий.

       В законопроекте установлены размеры сборов за выдачу, продление срока действия и переоформлении лицензии и порядок уплаты сборов, за выдачу, продление срока действия и переоформление лицензии соответственно.

      Действующий областной закон от 7 марта 2006 года «О порядке взимания и размерах сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Иркутской области» были установлены следующие размеры сборов: 20 тыс. рублей – за выдачу и продление лицензий, 1 тыс. рублей – за переоформление лицензии. А новым законопроектом предлагается установить сбор за выдачу лицензий в размере 24 тыс. рублей, за переоформление – 1,2 тыс. рублей. Михаил Клоков пояснил, что увеличение размеров сборов связано с индексацией действующих ставок с учетом уровня инфляции за период с апреля 2006 года и за 2007 год и с необходимостью увеличения доходной части местных бюджетов.

      Со дня вступления в силу этого закона будет признан утратившим силу областной закон от 7 марта 2006 года «О порядке взимания и размерах сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Иркутской области».

      Заместитель председателя бюджетного комитета ЗС Павел Зорин сообщил, что комитет рекомендовал законопроект к принятию в первом и окончательном чтениях.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Законопроект по организации территориальных трехсторонних комиссиях будет работать на объеденной Иркутской области

       Иркутская область, 18.04.08. На апрельской сессии Законодательного собрания Иркутской области принят в окончательном чтении законопроект по организации и деятельности территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений. Данный законопроект разработан в связи с образованием нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Как рассказал председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов, данный законопроект был принят в первом чтении на мартовской сессии, после чего в комитет поступили четыре поправки от профобъединения Иркутской области. Все они были учтены в законопроекте.

       В законопроект «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутской области» включены положения о целях и задачах территориальной комиссии, ее состав, порядок формирования, полномочиях, организации деятельности такой комиссии, участии территориальной комиссии в формировании и реализации политики в сфере труда и обеспечении ее деятельности.

       Основные задачи, прописанные в новом нормативно-правовом акте: защита интересов участников социально-трудовых отношений на территориальном уровне путем проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства, заключение территориального соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальном образовании Иркутской области, а также содействие предупреждению и разрешению конфликтов в сфере социально-трудовых отношений на территории муниципалитетов.

       В состав территориальной комиссии входят следующие лица: от работников – представители профессиональных союзов, действующих на территории муниципального образования, территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений (ассоциаций); от работодателей – представители территориальных объединений работодателей; от органов местного самоуправления – представители, назначенные главой муниципального образования. Количество членов территориальной комиссии от каждой из сторон социального партнерства должно быть равным. Конкретное количество устанавливается соглашением сторон социального партнерства в соответствии с положением.

       Порядок формирования территориальной комиссии, представительство в ней определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Профессиональные союзы, действующие на территории муниципального образования Иркутской области, территориальные организации профессиональных союзов и их объединений, территориальные объединения работодателей делегируют представителей для работы в территориальную комиссию. Глава муниципального образования Иркутской области назначает представителей от органов местного самоуправления для работы в территориальной комиссии. Образование территориальной комиссии инициируется любой из сторон социального партнерства и оформляется совместным решением. 

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

В законопроекте по присвоению звания «Ветеран труда» необходимо определить перечень наград

       Иркутская область, 18.04.08. В законопроекте «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» необходимо определить перечень наград для получение этого звания. С таким предложением на апрельской сессии Законодательного собрания Иркутской области выступил депутат ЗС Евгений Рульков. Он напомнил, что в сентябре 2007 года на сессии областного парламента в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в закон области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области», который предусматривал перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания.

       Как рассказал директор департамента социальной защиты населения области Семен Круть, новый законопроект «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» разработан в связи с образованием нового субъекта РФ путем объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, он аналогичен действующему областному закону.

       Сохранен прежний порядок для присвоения звания «Ветеран труда». Лица, претендующие на это звание, должны подать в уполномоченный орган по месту жительства или месту пребывания заявление и документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, а также ведомственных знаков отличия в труде и иные документы.

       Решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо об отказе в его присвоении принимается уполномоченным органом не позднее чем через 25 дней со дня подачи заявления и документов. Уведомление о присвоении звания либо об отказе в его присвоении с указанием причин отказа направляется заявителю в пятидневный срок со дня принятия решения. Человеку, которому присвоено звание «Ветеран труда», уполномоченным органам по его месту жительства или месту пребывания выдается удостоверение «Ветерана труда». Данный законопроект не предусматривает перечня наград, необходимых для присвоения звания.

       Как сообщил председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов, комитет рекомендовал сессии принять этот законопроект только в первом чтении, так как в него необходимо внести поправки. В итоге законопроект был принят в первом чтении.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Иркутское профобъединение считает, что необходимо доработать законопроект «О порядке и условиях социального обслуживания граждан»

       Иркутская область, 18.04.08. У Иркутского профобъединения есть ряд замечаний по законопроекту «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области». Как сообщил на апрельской сессии Законодательного собрания представитель Иркутского профобъединения в ЗС Валерий Лукин, в законопроекте нет понятия «трудная жизненная ситуация», его необходимо внести. В законопроекте также прописано, что установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется исполнительным органом государственной власти Иркутской области, хотя, по мнению Лукина, государственные стандарты должны быть утверждены законом.

       Законопроект разработан для объединенной Иркутской области. Его цель – определение видов социального обслуживания граждан в Иркутской области, порядок и условий предоставления социального обслуживания гражданам. Законопроектом установлено, что социальное обслуживание граждан в Иркутской области осуществляется в виде оказания материальной помощи, социального обслуживания на дому и в стационарных учреждениях, предоставления временного приюта, жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, оказания консультативной помощи, срочного социального обслуживания и реабилитационных услуг.

      В законопроекте предусмотрено оказание как бесплатных, так и платных социальных услуг. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется следующим категориям граждан: гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющих родственников, которые могут оказать им помощь и обеспечить уход (если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума); несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. А также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавших в результате вооруженных и межэтнических конфликтов и др.

      Председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов, обращаясь к Валерию Лукину, отметил, что все замечания Иркутского профобъединения необходимо в виде поправок предоставить в комитет. В итоге парламентарии приняли решения принять данный законопроект только в первом чтении.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Более 453 млн. рублей было израсходовано муниципальными образованиями Иркутской области с нарушением законодательства

       Иркутская область, 18.04.08. Контрольно-счетная палата Иркутской области в некоторых муниципальных образованиях обнаружила факты нецелевого использования бюджетных средств в размере 15,7 млн. рублей. Как сообщила на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания председатель КСП Ирина Морохоева, за прошлый год всего было проведено 12 аудиторских проверок соблюдения требований бюджетного законодательства при организации бюджетного процесса. Были проверены города Свирск, Шелехов, Железногорск-Илимский, Заларинский, Иркутский, Киренский, Куйтунский, Слюдянский, Усть-Илимский, Шелеховский районы, а также Железнодорожное городской поселение и Мальтинское сельское поселение.

      Ирина Морохоева отметила, что в большинстве МО правовые акты приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства. В ряде МО нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, по-прежнему не в полной мере соответствуют требованиям бюджетного законодательства. Кроме того, бюджеты муниципалитетов не сбалансированы, их дефицит значительно превышает предельный размер для местных бюджетов.

      12,9 млн. рублей нецелевого использования (из 15,7 млн. рублей) допущено в Железногорске-Илимском. За счет местного бюджета были профинансированы учреждения Нижнеилимского района – кинотеатр «Илим» и местный оздоровительный комплекс. В Киренском районе не по назначению израсходовано 102,5 тыс. рублей, в Иркутском районе – 1,7 млн. рублей, в Заларинском районе – 848,8 тыс. рублей, Мальтинском сельском поселении – 126,76 тыс. рублей. В этих муниципалитетах бюджетные средства были направлены на цели, не соответствующие бюджетным назначениям; на реализацию мероприятий муниципальных целевых программ, которые не были предусмотрены ими; на выплату заработной платы работникам, не состоящим в штате администрации МО и другие цели.

      В ходе проверок также было выявлено неэффективное использование 7,3 млн. рублей. Общий объем средств, использованных с нарушениями действующего законодательства, составил 453,1 млн. рублей. По результатам проверок КСП было рекомендовано к взысканию или возврату в местные бюджеты 21,2 млн. рублей, фактически взыскано и возвращено намного меньше – 900,5 тыс. рублей.

      Председатель КСП подчеркнула, что на сегодняшний день создано 34 контрольно-счетных органа в муниципальных образованиях. КСП оказывает им методическую помощь, но для того чтобы муниципалитеты взыскивали бюджетные средства, рекомендации аудиторов должны стать требованиями, считает Морохоева. Однако председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Евгений Рульков отметил, что подобные законодательные инициативы уже рассматривались в Законодательном собрании, и было решено, что эта мера противоречит действующему законодательству, так как КСП должна выявлять нарушения, а реагировать на них обязаны правоохранительные органы.

      Депутат Законодательного собрания Сергей Мутовин пояснил, что ряд нарушений муниципальная власть совершает из-за безграмотности: часто неправильно оформляются финансовые документы, что потом трактуется как нарушение бюджетного законодательства. С этим согласилась Ирина Морохоева сказав, что во многих муниципалитетах нет квалифицированных специалистов, которые бы реагировали на изменения законодательства, «они иногда основ не знают».

      Присутствующий на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС, депутат Государственной Думы РФ Сергей Левченко обратил внимание собравшихся на то, что часто в аудиторских заключениях имеется следующая фраза: «В целом налоговая база МО катастрофически снижается из-за уменьшения количества на местах платежеспособных предприятий». Он предложил администрации Иркутской области изучить, почему уменьшается количество предприятий в территориях. Это предложение  было решено вписать в решение комиссии.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты усомнились в эффективности программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области»

       Иркутская область, 18.04.08. Контрольно-счетная палата Иркутской области проверила использование бюджетных средств, выделенных в 2006 году и за девять месяцев 2007 года на реализацию целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы». Как сообщила аудитор КСП Елена Тарасова, малое предпринимательство на территории области развито неравномерно. Основное количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сосредоточено в Иркутске, Ангарске, Шелехове.

       В свое время была принята целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2003-2005 годы», но средств из областного бюджета было выделено всего 59,8% от объема, утвержденного программой. Фактически в рамках программы шла только информационная поддержка малого бизнеса. Кроме того, в 2005-2006 гг. на средства областного бюджета (26 млн. рублей) был создан бизнес-инкубатор, но активная работа по размещению малых предприятий в бизнес-инкубаторе была начата только в прошлом году.

       В 2006 году расходы областного бюджета, направленные на реализацию программы «Развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы», составили 4,7 млн. рублей или 27% от объема, утвержденного программой, а за девять месяцев прошлого года – 10 млн. рублей или 40,4% от годового объема.

      Финансирование производилось в форме субсидий (91,3%) и текущих расходов (8,7%). В нарушение положения о предоставлении субсидий, утвержденного постановлением администрации Иркутской            области к участию в конкурсе на размещение субсидий были допущены и определены победителями четыре участника, не отвечающих критериям отбора, указанные в положении и извещениях о проведении конкурсов. В результате чего в 2006 году были незаконно выплачены субсидии в сумме 916 тыс. рублей, в 2007 году – в сумме 934 тыс. рублей. Анализ мероприятий, финансируемых в разных формах, показал, что критерии выбора формы финансирования не отработаны, что не дает оснований считать эти расходы субсидиями.

      Значительная часть бюджетных средств (в 2006 году – 1,4 млн. рублей, за девять месяцев 2007 года – 1,3 млн. рублей) были направлены на финансирование действующей территориальной структуры поддержки малого предпринимательства. Средства областного бюджета в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидии направлены на приобретение мебели, оргтехники и обучение сотрудников этих организаций. Материальные ценности сейчас находятся в собственности некоммерческих организаций.

      Всего в ходе проверки установлено нарушений на сумму более 3 млн. рублей. Среди нарушений – упущенная выгода области и областного бюджета от неэффективного и неправомерного использования государственной собственности, нарушение действующего законодательства и принципа целевого использования средств.   

      Депутаты Законодательного собрания усомнились в эффективности реализации областной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области на 2006-2010 годы». Председатель комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Евгений Рульков отметил, что некоторые мероприятия не были профинансированы, при этом часть средств пошла по нецелевому назначению.

     Старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами власти области и органов местного самоуправления Иркутской области Петр Парцей предложил прекратить реализацию нынешней областной программы. Сейчас в администрации Иркутской области разрабатывается новая программа по развитию малого предпринимательства. Для реализации этой программы планируется привлекать средства из федерального бюджета. Как рассказал начальник главного правового управления администрации Артем Кудашов, программа должна быть в ближайшее время внесена на рассмотрение Законодательного собрания и утверждена до принятия областного бюджета на 2009 год. По его словам, новая программа будет развивать инновационное направление в сфере малого и среднего предпринимательства. Кроме того, по этой программе планируется поддерживать развитие производства, а не торговлю и точки общественного питания.

        В итоге комиссия по контрольной деятельности ЗС решила рекомендовать департаменту инновационной деятельности, науки и высшей школы администрации области следующее: проводить ежегодный анализ программных мероприятий и результатов их исполнения с целью корректировки мероприятий; принять меры по разработке методик оценки развития малого бизнеса; рассмотреть вопрос о закреплении в областной собственности мебели и компьютерного оборудования, приобретенных для оснащения территориальных агентств за счет средств областного бюджета и др.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Контрольно-счетная палата выявила ряд нарушений по использованию бюджетных средств агентством по молодежной политике

       Иркутская область, 18.04.08. Контрольно-счетная палата Иркутской области выявила ряд нарушений по использованию бюджетных средств агентством по молодежной политике и подведомственным ему учреждений (Центр социальных и информационных услуг для молодежи, Молодежный кадровый центр, Центр профилактики наркомании).

       Законодательное собрание утвердил областной реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся дополнительными мерами государственной поддержки, на 2008 год. В него было включено 24 молодежных объединений (в прошлом году таких было 21). Аудитор КСП Надежда Муфахарова отметила, что в прошлом году на эти цели было выделено 4 млн. рублей. Она отметила, что 1,3 млн. рублей молодежные объединения Иркутской области, включенные в реестр на 2007 год, недополучили, так как их получили общественные организации 2006 года.

       Проверкой выявлено ряд нарушений. Так, в рамках положения о порядке выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий были выплачены премии за первый и второй кварталы 2007 года работникам агентства в сумме 427,9 тыс. рублей. Но аудитор КСП Надежда Муфахарова не получила документы, поясняющие какие именно важные и сложные задания выполнили работники. При использовании автотранспорта в Центре социальных и информационных услуг для молодежи и в Молодежном кадровом центре отмечены многочисленные нарушения нормативных правовых актов и неэффективное использование средств в сумме 235,1 тыс. рублей, а также нарушения бюджетного законодательства и законодательства при ведении бухгалтерского учета.

       Всего объем средств, использованных с нарушениями законодательства, составил 10 млн. 216,7 тыс. рублей. Средства в сумме 12 тыс. рублей, использованные не по целевому назначению, были возвращены в ходе проведения согласовательных процедур. 

       Надежда Муфахарова также отметила, что наибольшая часть мероприятий по молодежной политике проводится в Иркутске, а не в других муниципальных образованиях области. Кроме того, по ее мнению, проводя молодежную политику в регионе, необходимо рассчитывать мероприятия на разные возрастные группы.

       Как рассказал руководитель агентства по молодежной политике Иркутской области Игорь Иванов, разработан план мероприятий по устранению нарушений, выявленных КСП. По его словам, на сегодняшний день молодежная политика на федеральном уровне не регламентирована. Большой блок вопросов, которые подняла КСП в ходе проверки, законодательно не регулируются, так как отсутствует нормативно-правовая база. Игорь Иванов не согласился с тем, что все мероприятия проводятся только в Иркутске. По его словам, они проводятся и в муниципальных образованиях области. Игорь Иванов также подчеркнул, что на поддержку молодежных объединений выделяется недостаточно средств. Руководитель агентства по молодежной политике рассказал, что сейчас готовится областная программа «Молодежь Иркутской области» на 2009-2012 гг., которая будет внесена на рассмотрение в Законодательное собрание.

       Комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания решила принять к сведению, что администрация области провела мероприятия по устранению нарушений, выявленных КСП, в ходе проведения согласительных процедур; рекомендовать руководству агентства по молодежной политике Иркутской области и руководителям подведомственных ему учреждений продолжить работу по устранению нарушений, отмеченных в аудиторском заключении. Информацию об исполнении решения должны представить в комиссию ЗС в срок до 1 июня.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Парламентарии намерены отслеживать, как в муниципальных районах создаются фонды финансовой поддержки поселений

       Иркутская область, 18.04.08. Департамент финансов администрации Иркутской области обратился в Контрольно-счетную палату с просьбой провести проверку расчета дотаций поселениям через муниципальные районы в 2007 году. Об этом на апрельской сессии Законодательного собрания сообщила директор департамента финансов Ирина Бондарева.

       Департамент финансов в свое время провел проверку муниципальных районов, через которые в прошлом году шли средства из областной казны на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Муниципальным районам на эти нужды было передано 522 млн. 720 тыс. рублей, была утверждена методика расчета дотаций для поселений. Ирина Бондарева отметила, что только три района (Ангарский, Нижнеилимский и Усть-Удинский) сделали все по закону. Департамент финансов уже весной 2008 года направил в прокуратуру Иркутской области письмо с просьбой дать правовую оценку действиям должностных лиц, допустивших нарушения закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Но прокуратура сообщила, что проверка методики расчета дотаций – не в ее компетенции, поэтому было решено, что проверку проведет Контрольно-счетная палата Иркутской области.

       Депутат ЗС Андрей Лавров поинтересовался, как с нынешнего года в муниципальных районах идет работа по созданию фонда в размере 7% от собственных доходов для дополнительной финансовой помощи поселениям. По словам Ирины Бондаревой, департамент финансов следит за тем, чтобы выполнялась эта норма закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Пункт о необходимости создания такого фонда  непременно записывается в соглашение, которое департамент финансов заключает с теми МО, в бюджетах которых финансовая помощь из областного бюджета превышает 70%.

       В итоге Законодательное собрание решило снять с контроля депутатский запрос по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, признав представленную информацию департамента финансов полной и объективной. Но, как пояснил «Парламентскому вестнику Приангарья» депутат Андрей Лавров, парламентарии будут следить за тем, как муниципальные районы выполняют требование о создании 7%-го фонда для поддержки поселений. Кроме того, после проведения Контрольно-счетной палатой вышеуказанных проверок депутаты намерены ознакомиться с их результатами. 

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

СЕМИНАРЫ

Иркутский семинар Законодательного собрания: налоги, трансферты, бизнес…

       Иркутская область, 18.04.08. Более 90 депутатов дум девяти городов Приангарья собрались в Иркутске на заключительном зональном семинаре, который организовало Законодательное собрание. По словам вице-спикера ЗС Людмилы Берлиной, впервые на семинар собрались представители только городских поселений, это дало возможность обсуждать проблемы, которые актуальны именно для крупных городов.

       Про суп и жемчуг

       Однако, как и на семинарах, на которых присутствовали сельские депутаты, одним из самых животрепещущих вопросов стали межбюджетные отношения в разрезе реформы местного самоуправления и наполняемость местных бюджетов. Людмила Берлина рассказала, что в Иркутской области на муниципальный уровень передано больше налогов, чем во многих других регионах России, например, 15% налога на доходы физических лиц, 50% налога на добычу полезных ископаемых (кроме углеводородов) и т.д. Муниципальные образования, по мнению вице-спикера ЗС, имеют возможности для формирования собственной доходной базы. Однако на практике часто поселения не имеют средств для выполнения своих полномочий и вынуждены передавать их на уровень муниципальных районов.

       Председатель Думы Братска Эдуард Демин рассказал, что нынешнее перераспределение налога на имущество и прибыль предприятий не способствует развитию промышленных городов. По его данным, от деятельности БрАЗА (который платит только налога на прибыль около 2 млрд. рублей ежегодно) город получает всего чуть более 200 млн. рублей в год. Дума Братска подготовила и направила в администрацию Иркутской области предложения по перераспределению налогов для подготовки нового варианта закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». В частности, братские депутаты предлагают увеличить отчисления с предприятий за нанесение вреда окружающей среды, что актуально не только для этого города, но и для многих других. 

       Областные власти, однако, судят о сложившейся ситуации, применяя поговорку «У кого суп жидкий, а у кого – жемчуг мелкий». Заместитель директора департамента финансов Иркутской области Светлана Тетерина заявила, что увеличение муниципальной доли налогов на прибыль и имущество предприятий даст дополнительное пополнение бюджетов только некоторых крупных городов, при этом в областной казне будет оставаться меньше средств на поддержку дотационных территорий. Однако в рабочей группе по подготовке нового закона, на основе которого будут верстаться региональные бюджеты в последующие годы, входят представители муниципалитетов, все их предложения обязательно будут изучены.

       Дотация субвенции рознь 

       Вообще на заключительном семинаре Законодательного собрания про деньги говорилось много, в том числе об изменениях в Бюджетном кодексе РФ, которые уже отразились на состоянии муниципальных бюджетов.

       Бюджетные кредиты, которые выдаются на возвратной основе, исключены из состава межбюджетных трансфертов (МБТ). Теперь у администрации Иркутской области появился эффективный рычаг борьбы с муниципалитетами, которые в срок не возвращают бюджетные кредиты, выделяемые из региональной казны. Кстати, на 1 января 2008 года в Приангарье было более 500 поселений, за которыми числилась кредиторская задолженность. С нынешнего года, пояснила Светлана Тетерина, власти имеют право высчитывать долги, штрафы и пени из дотаций муниципалитетам, направляемых из областного бюджета, а также из федеральных налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

       С 2008 года определены условия для межбюджетных трансфертов для муниципалитетов. Там, где доля МБТ (минус субвенции) превышает 10% местного бюджета, муниципалитеты не могут превышать нормативы расходов на оплату труда. Там, где доля МБТ (минус субвенции) превышает 30%, нельзя устанавливать и исполнять обязательства, не связанные с местными вопросами. Там, где доля МБТ (минус субвенции) превышает 70%, применяются отдельные меры: подписывается соглашение о мерах по повышению доходов территории и эффективности расходов; вводятся проверки использования бюджетных средств (не реже 1 раза в два года); готовится заключение на проект бюджета муниципалитета. По словам Светланы Тетериной, под первую категорию попадает шесть городских округов, под вторую – четыре городских округа и 32 района, под третью – 16 районов. С последними сейчас департамент финансов подписывает вышеназванное соглашение, Контрольно-счетная палата Иркутской области составляет график проведения проверок и т.д.

       Установлен предельный размер дефицита бюджетов муниципалитетов – 5% (раньше было 10%). По данным департамента финансов, на 1 февраля 2008 года в Иркутской области было 11 МО, в которых эта норма не выполнялась. Им было приостановлена выплата субсидий из областной казны. На сегодняшний день лишь в семи из 11 муниципалитетах приняты решения местных дум по изменению дефицита в местных бюджетах.

       Все остальное

       Насущные проблемы крупных городов Иркутской области, конечно, только наполнением бюджета не ограничиваются. Семинар имел необычный формат, благодаря которому представители территорий смогли поделиться своим опытом. Председатель Думы Иркутска Андрей Лабыгин рассказал о том, какие условия в городе создаются для развития среднего и малого предпринимательства. По его словам, городской бюджет от  малого и среднего бизнеса в прошлом году получил около 1,3 млрд. рублей, что составляет его пятую  часть. С 2008 года началась реализация новой городской программы, увеличилось ее финансирование (по сравнению с предыдущей программой) в 10 раз, причем планируется задействовать не только бюджетные средства, но и деньги различных учреждений, предприятий.

       Заинтересовал участников семинара доклад начальника управления стратегических разработок департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Ирины Гладышевой. Она рассказала об обязанностях, которые есть у муниципалитетов в отношении жилищного фонда. Как обычно на подобных семинарах, представители прокуратуры напомнили депутатам о большом количестве муниципальных нормативно-правовых актов, в которых встречаются различные нарушения законодательства, и призвали уменьшать их количество.

       …И в заключении

        На заключительном семинаре, который проводит нынешний состав Законодательного собрания, вице-спикер Людмила Берлина подвела некоторые итоги работы регионального парламента: депутаты принимали самое активное участие в обсуждении и принятии программы социально-экономического развития Иркутской области, программ развития села и агропромышленного комплекса, в проведении Байкальского антикоррупционного форума и т. д.

        Кроме того, Людмила Берлина дала некоторое напутствие депутатами городских дум в дальнейшей реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В закон за несколько лет было внесено около 35 поправок, но это еще не конец, и пугаться этого процесса не стоит, подчеркнула вице-спикер ЗС, потому что поправки направлены на более эффективную реализацию ФЗ-131.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

Виктор Круглов: с приходом в «Единую Россию» Путина партия увеличит свое влияние в исполнительной ветви власти страны

        Иркутская область, 18.04.08. Решение Владимира Путина встать во главе партии «Единая Россия» направлено на укрепление российской политической системы, на увеличение влияния партии в исполнительной ветви власти. Об этом заявил спикер Законодательного собрания Иркутской области Виктор Круглов по возвращению с IX съезда партии, который состоялся 14-15 апреля в Москве. Большое впечатление на иркутскую делегацию произвело выступление действующего президента России, в котором он заявил о необходимости очищения партии власти от людей, которые пришли в нее за выгодой для себя. «Это не охота на ведьм, - рассказал Виктор Круглов, -- просто задачи, которые стоят перед нашей партией, требуют достойного кадрового обеспечения».

        Главной темой съезда стало всестороннее обсуждение Стратегии развития России до 2020 года. Как подчеркнул спикер ЗС, съезд был необычным по формату: сначала прошли круглые столы (по типу «мозгового штурма»), а потом – пленарное заседание, на котором были подведены общие итоги обсуждения. Особое внимание при этом уделялось развитию экономики России – внедрению инновационных технологий, увеличению производительности труда, проведению грамотной кадровой политики и т. д. Новый формат съезда стал началом качественно нового этапа работы «Единой России». В ближайшее время партия инициирует принятие нескольких законов, касающихся промышленной политики и стратегии развития важнейших производственных отраслей.

        Обсуждение касалось не только экономики, но и других сфер. По словам председателя комитета по социальной политике Законодательного собрания Сергея Курилова, было принято решение о начале реализации в 2008 году нового проекта партии – «Культурная Россия». Планируется в ближайшие три года добиться удвоения финансирования этого проекта, по словам Курилова, это «поможет заметно улучшить материальное положение культпросветработников, закрепить кадры и будет способствовать притоку в эту сферу творческих специалистов».

        Лидер регионального отделения «Молодой гвардии» Сергей Тен рассказал, что лагерь, который молодежное крыло партии организует на Байкале, отныне будет иметь федеральное значение и получит название «Байкал-2020». В нынешнем году он пройдет с середины июля по начала августа и соберет молодых партийцев не только из Иркутской области, но и из других регионов России. В частности, приедут делегации из Кемеровской области и Забайкальского края, где в 2008 году также будут проходить выборы в региональные законодательные органы власти.

        В реализации новых планов партии власти деятельное участие примут российские регионы, подчеркнул Виктор Круглов. Он напомнил тезис доклада Бориса Грызлова о том, что инфраструктурные изменения должны опираться на целостную концепцию регионального развития. Это потребует от региональных властей, считает спикер ЗС, усиленного внимания к комплексному развитию на своих территориях производительных сил, качественному планированию перспектив социально-экономического развития и эффективного контроля над реализацией намеченных планов. В этой связи для Приангарья большое значение приобретает и более эффективное использование природных ресурсов, о чем особо говорилось на съезде. В силах местных властей внести и собственный вклад в проведение промышленной политики в своих регионах.

«Парламентский вестник Приангарья»

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области