К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья, № (13) 285, 11 апреля 2008 год, пятница

В выпуске:

БЮДЖЕТ-2008

В судах рассматривается два гражданских дела по бюджету-2008

       Иркутская область, 11.04.08. Нынешняя неделя прошла под знаком судебных споров вокруг главного финансового документ региона – бюджета-2008. Новости, поступавшие в СМИ из пресс-службы Иркутского областного суда, напоминали военную хронику: каждый день – новый бой, покой нам только снится!

       Рассмотрения двух гражданских дел по искам прокурора Иркутской области Игоря Мельникова, касающихся закона о бюджете на 2008 год, начались сразу в двух судах. В областном суде оспаривается постановление губернатора Александра Тишанина от 31 декабря 2007 года № 590 «Об областном бюджете на 2008 год». Этим документом он утвердил бюджет, наложив вето на закон, принятый на сессии Законодательного собрания 20 декабря 2007 года. В Кировском суде идет рассмотрение дела о признании действия (бездействия) губернатора противоречащим федеральному и региональному законодательству.

       Неделю назад, 4 апреля, в областном суде состоялось первое заседание. Его перенесли на понедельник, потому что региональная прокуратура подала еще одно заявление – о признании не действительным постановления губернатора от 25 февраля 2008 года о внесении изменений в бюджет-2008. Заявление было принято к производству Иркутского областного суда, возбуждено второе гражданское дело. Оба дела объединены в одно.

       В понедельник, 7 апреля, Иркутский областной суд принял решение, что в заседаниях будет участвовать еще одно заинтересованное лицо – Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Дума прекратила свои полномочия с нынешнего года в связи с образованием нового региона, но ее бывших депутатов решено привлечь к участию в судебных заседаниях, поскольку они наравне с депутатами Законодательного собрания утвердили на декабрьской сессии закон о бюджете-2008. Как пояснила бывший спикер Думы округа, а ныне руководитель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева, Думу на судебных заседаниях представляет она сама, бывший вице-спикер Игорь Волчатов, бывший глава бюджетного комитета Петр Чупров, а также бывший работник Думы округа Сырена Ильина.

       Во вторник, 8 апреля, в Кировский районный суд поступило ходатайство от представителей губернатора о приостановлении рассмотрения гражданского дела по иску прокурора региона Игоря Мельникова о признании действия (бездействия) губернатора противоречащим федеральному и региональному законодательству. Представители губернатора просили приостановить рассмотрение этого дела до того, пока не завершится рассмотрение дела в областном суде.

       В среду, 9 апреля, Кировский суд не удовлетворил ходатайство и возобновил рассмотрение дела. От Законодательного собрания поступил дополнительный пакет документов. Для того чтобы представители губернатора смогли ознакомиться с ними, рассмотрение было перенесено на следующий день.

       В четверг, 10 апреля, продолжилось рассмотрение дела в областном суде. Представители прокурора выступили с ходатайством о проведении финансовой экспертизы двух вариантов бюджета – представленных губернатору 20 декабря 2007 года и 6 февраля 2008 года. Напомним, 5 февраля на внеочередной сессии ЗС депутаты преодолели вето губернатора на закон о бюджете.

       В пятницу, 11 апреля, рассмотрение дел продолжилось параллельно сразу в двух судах. Областной суд перенес заседание на 21 апреля. Кировский суд удовлетворил ходатайство прокурора, заседание суда отложено на неопределенный срок – до того момента, когда аудиторы Контрольно-счетной палаты Иркутской области проведут сравнительный анализ двух вариантов бюджета-2008.

       Напомним, в декабре прошлого года губернатор не согласился с депутатами ЗС, которые, принимая закон о бюдежте-2008, заложили в него 685 млн. рублей в качестве ожидаемого безвозмездного поступления от продажи второй части бывшего госпакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ). Глава региона в последний день декабря подписал постановление о бюджете-2008, в котором заменил вышеназванную сумму чуть меньшей, обозначив источником ее поступления налоги.  На внеочередной сессии ЗС 5 февраля нынешнего года, когда вето губернатора было преодолено подавляющим количеством голосов депутатов, спикер Виктор Круглов говорил, что с потерей депутатами контроля над исполнением областного бюджета и внесением в него поправок исчезает основная функция парламента. Тогда прокурор Иркутской области Игорь Мельников заявил, что парламентарии действовали в рамках существующего законодательства. После того, как глава региона отказался в пятидневный срок подписать депутатский вариант бюджета-2008, как того требует закон, прокурор подал два судебных иска.

       Предсказать, чем закончится рассмотрение двух гражданских дел, пока невозможно. Заместитель председателя бюджетного комитета Законодательного собрания Павел Зорин пояснил «Парламентскому вестнику Приангарья», что, по его личному мнению, судебные процедуры выстроены таким образом, чтобы можно было завершить рассмотрение дел уже в апреле. Сейчас Иркутская область живет по губернаторскому варианту бюджета, оценить текущую ситуацию невозможно, подчеркнул Павел Зорин, потому что в Законодательное собрание такая аналитическая информация не поступает. Если суды признают постановления губернатора о бюджете-2008 недействительным и обяжут главу региона подписать депутатский вариант главного финансового документа Приангарья, то у депутатов Законодательного собрания будет много работы. Парламентариям придется постфактум вносить поправки в закон о бюджете, чтобы отразить в нем реальную финансовую картину.

       А в самом конце недели появилась информация о том, что областная администрация подала два встречных иска по отмене постановления сессии ЗС от 20 декабря 2007 года, когда депутаты вернулись в первое чтение проекта бюджета-2008 и изменили его основные параметры. Судебные заседания по этим двум искам (они были поданы 20 марта и 7 апреля) пока не назначены.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

ХРОНИКА

Очередная сессия Законодательного собрания состоится 18 апреля

       Иркутская область, 11.04.08. Очередная сессия Законодательного собрания Иркутской области состоится 18 апреля. В предварительной повестке сессии, которая размещена на официальном сайте регионального парламента, – 37 вопросов.

       На 42-ой сессии будет приниматься несколько законопроектов, которые распространяют действие уже существующих нормативно-правовых актов на территорию объединенной Иркутской области. Как всегда, планируется обсудить большой блок вопросов, вынесенных на сессию комитетом по законодательству о государственном строительстве области и местном  самоуправлении ЗС. Например, в первом чтении будет рассматриваться закон «О перечне труднодоступных и отдаленных территориях Иркутской области», который вызвал большие нарекания членов комитета ЗС. По их мнению, разработчики законопроекта не учли, что понятие «отдаленная территория» в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и Иркутской области было разным.

       Депутаты рассмотрят и блок важных социальных вопросов, например законопроекты «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области», «О порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области», «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» и т. д.

      Ожидается, что парламентарии внесут изменения в областную государственную целевую  программу «Развитие сельскохозяйственного производства Иркутской области на 2006-2008 годы», а также в закон, позволяющий жителям Приангарья заготавливать древесину для собственных нужд в лесничествах (лесопарках).

       На апрельскую сессию с мартовской перенесено рассмотрение двух депутатских запросов Сергея Левченко, которые он сделал в прошлом году, будучи еще депутатом Законодательного собрания: о проверке фактов перечисления региональным фондом  «Развитие Приангарья» денежных средств, полученных по договору пожертвования от ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания и об оценке  областного государственного пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Парламентариям предстоит поговорить и о ряде других депутатских запросов.

       Кроме того, ожидается, что региональная администрация отчитается о ходе исполнения приоритетных национальных проектов на территории Иркутской области. Члены бюджетного комитета ЗС на последнем заседании решили, что власти должны в отчете сделать упор на свои предложения по дальнейшей реализации нацпроектов в нашем регионе.

«Парламентский вестник Приангарья»

Геннадий Нестерович: необходима разработка новых механизмов поддержки агропромышленного комплекса

       Иркутская область, 11.04.08. В Иркутской области необходимо разработать новые механизмы поддержки агропромышленного комплекса, - заявил на четвертой внеочередной конференции Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Геннадий Нестерович. По его словам, только в этом случае станет возможным обеспечение продовольственной безопасности России и повышение конкурентоспособности продукции российских агропромышленных предприятий.

       Наиболее важным Геннадий Нестерович признал совершенствование методов государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Необходимо возмещение за счет бюджетных средств затрат на выплату кредитов, выданных на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, приобретение сельскохозяйственной техники, закупку семян и т.п. Нужно также увеличить объем финансирования АПК до 5% расходной части областного бюджета (сейчас доля составляет примерно 2%).

       Одним из приоритетов является дальнейшее развитие крупных агропромышленных холдингов, действующих на территории области. Для этого предполагается привлекать в качестве инвесторов финансово-промышленные группы. Это позволит повысить уровень деловой активности в сельском хозяйстве и привлечь дополнительные финансовые средства из негосударственных источников. По словам Геннадия Нестеровича, такой опыт уже есть в Белгородской и Орловской областях, а также Республике Башкортостан и т.д.

       Параллельно с поддержкой холдингов необходимо развивать систему фермерских и иных малых хозяйств. Именно они, как отметил глава комитета ЗС, в наибольшей степени страдают от диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию. В качестве меры поддержки предполагается объединение малых агропромышленных предприятий в крупные хозяйственно-сбытовые структуры. Предлагается также воссоздать систему колхозных рынков, что позволит уменьшить количество посредников и тем самым снизить цены на сельскохозяйственную продукцию.

       В качестве одной из мер по развитию агропромышленного комплекса Иркутской области предполагается также внедрение новых отраслей сельского хозяйства. Одна из них – рыболовство. По словам Геннадия Нестеровича, в настоящее время в области действует только два рыбзавода, этого мало.

       Необходимо также приобретать современную сельскохозяйственную технику и применять ресурсосберегающие технологии, что позволит существенно повысить производительность труда (от 3 до 7 раз). В частности, предполагается  закупка посевных и уборочных комплексов, заменяющих 5-6 специализированных машин. В настоящее время в регионе ощущается их острая нехватка. Для сравнения: в Кемеровской области действует 376  подобных комплексов, тогда как в Приангарье – только 25.

      Поддержка агропромышленного комплекса должна коснуться и системы кадровой подготовки. По словам Нестеровича, только из-за отсутствия квалифицированных специалистов сельскохозяйственные предприятия области не закупают современную технику и оборудование. Однако дефицит подготовленных кадров – это только одна часть проблемы. Необходимо также создать для специалистов привлекательные условия труда. В областной программе развития сельскохозяйственного производства должно быть предусмотрено выделение средств на эти цели, заявил Геннадий Нестерович.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Сборы за выдачу лицензий на розничную торговлю алкоголем в Иркутской области будут увеличены

       Иркутская область, 11.04.08. Увеличить размеры сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Иркутской области предлагается в новом законопроекте, который будет рассмотрен в первом чтении на апрельской сессии Законодательного собрания.

       Предполагается, что размеры сборов увеличатся незначительно – с учетом уровня инфляции с апреля 2006 года (аналогичный закон был принят в марте позапрошлого года и действует по настоящее время) и за 2007 год. В итоге сбор за выдачу и продление лицензии может вырасти с 20 до 24 тыс. рублей, за переоформление лицензии – с 1 до 1,2 тыс. рублей.  Сбор за выдачу лицензий уплачивается один раз за весь срок действия этого документа.

«Парламентский вестник Приангарья»

В Иркутской области будет работать закон и программа по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

       Иркутская область, 11.04.08. В Иркутской области со следующего года должна начать реализовываться региональная целевая программа по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Программу будет разрабатывать департамент социальной защиты населения Иркутской области. Как рассказал «Парламентскому вестнику Приангарья» председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Сергей Курилов, прежде всего, должен быть принят законопроект «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет на имущество и жилое помещение». А на его основании будет разработана программа.

      -- Должна быть разработана целевая программа по исполнению этого закона. Сейчас ведется работа по разработке концепции, которая станет основой программы. В программе необходимо прописать механизм предоставление жилья детям-сиротам, -- сказал Сергей Курилов. – Принимая закон, депутаты должны убедиться в том, что департамент социальной защиты Иркутской области понимает, какая должна быть программа.

        Законопроект «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет на имущество и жилое помещение» был рассмотрен на мартовском заседании комитета по социальной политике ЗС. Это законодательная инициатива спикера ЗС Виктора Круглова и Сергея Курилова. Тогда были высказаны несколько серьезных замечаний к законопроекту, в частности, не был определен источник финансирования и не указана сумма средств. В итоге было решено вернуться к рассмотрению законопроекта позже. Председатель комитета по социальной политике ЗС отметил, что, скорее всего, законопроект будет принят на ближайших сессиях областного парламента.

       Сейчас предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязательством субъектов РФ. Законопроект определяет дополнительные гарантии прав детей на имущество, жилое помещение и порядок реализации этих прав. Данным документом устанавливаются дополнительные гарантии по сохранности имущества и жилого помещения, находящегося в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленных за ними. Кроме того, предлагается предоставлять жилье на условиях договора социального найма.

        В рамках разработки проекта программы необходимо решить несколько вопросов: какой должен быть способ предоставления жилья, как определять очередность, в каких муниципальных образованиях и сколько квадратных метров нужно предоставлять  детям-сиротам и др. Сергей Курилов отметил, что обязательно надо определить очередность предоставления жилья по годам, так как всем нуждающимся  в один год предоставить квартиры невозможно. «Мы со спикером Законодательного собрания Виктором Кругловым настаивали на том, чтобы в программе все было четко и ясно,  чтобы, прочитав фамилию сироты, можно было узнать, в каком муниципалитете и когда ему будет предоставлено жилье», -- сказал председатель комитета. На сегодняшний день в Приангарье имеют право на жилье более 7 тыс.  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 2717 человек жилье нужно срочно.

        По подсчетам департамента социальной защиты населения Иркутской области, на решение жилищной проблемы необходимо около 11 млрд. рублей. Сергей Курилов рассказал, что областной департамент социальной защиты населения при расчете использовал показатель 50 тыс. рублей за один квадратный метр, а есть муниципальные образования, где цена за квадратный метр составляет 10-12 тыс. рублей. «Необязательно всем детям предоставлять жилье в Иркутске, тогда мы столкнемся с другими проблемами, например, с трудоустройством», -- сказал парламентарий. Кроме того, Сергей Курилов считает, что некоторые муниципальные образования также могли бы предусмотреть в местных бюджетах средства на предоставление жилья детям-сиротам.

        Бывают случаи, когда детей-сирот обманным путем лишают выделенных государством квадратных метров, и они опять остаются на улицы. «Мы должны решить, как мы будем защищать 18-летних юношей и девушек от мошенников», -- отметил Сергей Курилов. Один из вариантов – это предоставлять жилье на определенных условиях. Сейчас жилье сразу оформляется в собственность, а, по мнению депутата, необходимо предоставлять его по договору социального найма и лишь по достижению 25 лет оформлять в собственность. «Я за социальный наем, так как это позволит уменьшить случаи обмана детей», -- сказал Курилов.

       Кроме того, должен быть создан фонд социального жилья, который можно было бы предоставлять отдельным категориям граждан. Сейчас, по словам депутата, никто не занимается созданием этого фонда,  не договаривается со строительными компаниями по этому вопросу. Сергей Курилов также рассказал, что сейчас жилье предоставляется по областной программе «Дети-сироты». Но по ней заложена маленькая сумма – всего 24 млн. рублей в 2008 году, каждый год она уменьшается. Поэтому в нынешнем году срочно нужно откорректировать программу в части увеличение суммы, подчеркнул Курилов.

       Председатель комитета по социальной политике ЗС отметил, что на Градостроительном совете при губернаторе Иркутской области он поднимал вопрос о необходимости рассмотреть ситуацию по предоставлению жилья детям-сиротам, молодым семьям, людям, выехавшим из районов Крайнего Севера и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Площадки под застройку выделяются, а проблема не решается», -- подчеркнул он. Первый заместитель губернатора Иркутской области Юрий Параничев предложил рассмотреть этот важный вопрос на заседании регионального совета Иркутской области.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Программа «Развитие физической культуры и массового спорта в Иркутской области» должна решить основные проблемы этой сферы

       Иркутская область, 11.04.08. В Иркутской области необходимо принять региональную целевую программу «Развитие физической культуры и массового спорта на 2009-2012 годы». Об этом говорилось на круглом столе «Массовый спорт в Иркутской области: основные тенденции и перспективы развития», который проводил комитет по социальной политике Законодательного собрания с участием членов Общественной палаты. Как подчеркнул председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов, впервые развитие физической культуры и спорта обсуждается совместно с членами Общественной палаты Иркутской области. По его мнению, проблема с развитием массового спорта в Иркутской области никак не решается, данное мероприятие должно послужить толчком для разработки и реализации областной целевой программы. 

       Как рассказал руководитель агентства по физической культуре и спорту Иркутской области Виктор Демиденко, сейчас в Иркутской области спортом занимается около 10% населения, этот показатель за пять-шесть лет должен увеличиться до 30%. Всего в регионе проводится около 360 спортивных мероприятий ежегодно, только в спортивных движениях, таких как «Лыжня России» и «Кросс России», принимают участие около 40 тыс. человек. В Иркутской области действует 60 спортивных федераций и спортивных общественных организаций, из них 40 – имеют статус юридического лица. Все они имеют финансовую поддержку от агентства по физической культуре и спорту. Среди проблем Виктор Демиденко отметил нехватку спортивного инвентаря и сооружений, дорогое содержание спортивных объектов, кадровый дефицит (на сегодня укомплектованность составляет 16%) и др.

       Одна из острых проблем – недостаточное количество спортивных сооружений. Необходимо построить минимум три спортивных объекта: крытый каток для конькобежцев в Ангарске, велотрек в Иркутске и спортивное сооружение для стрельбы из лука в поселке Усть-Ордынский. В этом году появится несколько футбольных полей, продолжится поиск инвестора для продолжения строительства Ледового дворца в Иркутске. Руководитель агентства по физической культуре и спорту обратил внимание на то, что в некоторых муниципальных образованиях не хватает средств для содержания физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных объектов. Кроме того, муниципалитеты выделяют очень мало средств на поддержку спорта. Среди исключений – Саянск, в этом городе на развитие спорта выделяется свыше 10% местного бюджета.

       Особое внимание, по мнению участников круглого стола, необходимо уделить пропаганде спорта и здорового образа жизни, расходы на это должны быть предусмотрены отдельной строкой в областном бюджете. В Иркутской области к Олимпиаде в Пекине будут готовиться около 170 легкоатлетов и 40 велосипедистов, их приезд можно использовать для пропаганды физической культуры и спорта на территории нашего региона.

       Участники круглого стола отметили, что многие жители Иркутской области имеют доступ к спортивным учреждениям по разным ценам. Например, не всем доступны занятия в бассейне «Изумруд» в Иркутске, там оплата составляет 250 рублей за одно посещение. Заместитель председателя комиссии по делам молодежи, спорту и патриотическому воспитанию Общественной палаты Андрей Борзенков отметил, что для развития массового спорта не нужны большие спортивные сооружения и профессиональный спортинвентарь. С ним полностью согласился член комиссии ОП Алексей Андреев: «Во многих дворах есть простые спортивные площадки, их и надо развивать, проводить на них спортивные мероприятия».

       Заместитель председателя Иркутского областного профобъединения в Законодательном собрании Валерий Лукин рассказал собравшимся, что в советское время для привлечения молодежи в спорт существовало пропагандистское движение «Один плюс два», то есть один спортсмен привлекал к физической культуре еще двух человек, это стоит возобновить. Он также отметил, что в таких массовых общероссийских спортивных мероприятиях, как «Лыжня России» и «Кросс России», необходимо задействовать все муниципальные образования области.

       В итоге все участники пришли к выводу, что необходимо увеличивать сеть спортивных площадок и кортов в жилых кварталах, а для пропаганды физической культуры должны привлекаться известные спортсмены и авторитетные жители региона. Кадровую проблему в регионе мог бы решить перевод Иркутского техникума физической культуры с областного финансирования на федеральное. Это позволило бы увеличить набор студентов. Стоило бы предусмотреть льготное налогообложение для спортивных учреждений, что даст право властям выдвигать определенные требования для проведения спортивных занятий.

      Председатель комитета по социальной политике ЗС Сергей Курилов отметил, что надо вынести на Градостроительный совет при губернаторе Иркутской области предложение по созданию не только детских, но и спортивных площадок при строительстве жилья. А при разработке программы «Развитие физической культуры и массового спорта в Иркутской области на 2009-2012 годы», по его мнению, необходимо учитывать предложения общественных организаций, спортивных федераций, других заинтересованных организаций и структур, а также  опыт других регионов России.

      Агентству по физической культуре и спорту Иркутской области было рекомендовано, кроме разработки областной программы, определить основных исполнителей программы и предложить источник ее финансирования. Муниципалитеты должны обобщить свой опыт работы в сфере развития физической культуры и массового спорта и передать его для включения в программу,  разработать предложения по финансированию данных программ в МО. Общественная палата Иркутской области намерена контролировать деятельность властей по развитию массового спорта.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

СЕМИНАРЫ

Тулунские и куйтунские депутаты просят помощи в реализации закона о реформе местного самоуправления

       Иркутская область, 11.04.08. Бок о бок с реформой местного самоуправления шагает проблема, одна на все муниципальные образования страны – дефицит местных бюджетов. Из-за этого и выполнение части полномочий, возложенных на МО федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», становится невозможным. Поселения спешат избавиться от своих обязательств, требующих значительных финансовых затрат, и передают их на уровень выше – муниципальным районам. В Иркутской области самодостаточными являются только семь муниципалитетов, они в 2008 году не получают дотации из областного бюджета. Как реагируют в этой ситуации региональные власти, контролирующие ход реформы местного самоуправления? Департамент финансов администрации области дает весьма лаконичные рекомендации муниципалитетам – надо активнее работать с доходной базой, повышать собираемость тех налогов, которые закреплены за территориями и т. д. Однако у муниципалов находятся аргументы, с которыми не поспоришь. О наболевшем депутаты Тулунского и Куйтунского районов рассказывали депутатам Законодательного собрания Иркутской области на очередном зональном семинаре, организованном ЗС.

       Около 300 народных избранников двух районов собрались в Тулуне, такое количество участников семинара по местным меркам можно назвать ажиотажем. Местные депутаты и чиновники, пользуясь случаем, решили донести до своих коллег из Законодательного собрания главную мысль, которая окончательно созрела к третьему году реализации реформы местного самоуправления.

       Первым слово держал мэр Тулунского района Александр Ташлыков. «Положение дел за последние годы в районе существенно ухудшилось», -- заявил глава района. Причина – отсутствие финансовых средств в бюджетах поселений. Из-за бюджетного дефицита выполнять полномочия, которые возложены на поселения федеральным законодательством, не в состоянии 23 муниципалитета Тулунского района. Из районной казны, по словам Александра Ташлыкова, пришлось выделить 18 млн. рублей для реализации полномочий поселений. Между тем, бюджет самого района также является дефицитным. Те налоги, которые закреплены за территориями (часть налога на доходы физических лиц, земельный, транспортный, часть налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых и т. д.), по словам Ташлыкова, не обеспечивают больших поступлений. Так, в сельской местности – низкая заработная плата, поэтому поступления в местные бюджеты от НДФЛ незначительны, а часть земель в Тулунском районе, по словам Ташлыкова, освобождена от налогообложения. Глава района сделал вывод: муниципальная реформа может свернуться, если территориям не будет оказана помощь. «С принятием закона №131 мы планировали приблизить местную власть к населению. Формально на уровне муниципалитетов были избраны органы самоуправления, но для них создана нищенская финансовая база, которая не позволяет работать и на самом деле дискредитирует власть», -- подытожил мэр.

       Для депутатов ЗС проблема наполняемости местных бюджетов – не нова. Геннадий Нестерович (Тулунский и Куйтунский районы в свое время избрали его в региональный парламент) выразил солидарность с позицией Александра Ташлыкова. «Те полномочия, которые с федерального уровня переходят субъекту, а от субъекта – муниципалитету, не подкреплены финансово, -- говорит депутат. – Департамент финансов области ссылается на то, что муниципалитеты плохо работают со своей доходной базой, но я с этим утверждением не согласен». По словам Геннадия Нестеровича, ситуация осложняется тем, что до сих пор не отрегулированы взаимодействия между управлением федеральной налоговой службы по Иркутской области и территориями. Таким образом, муниципалитеты даже не в полном объеме владеют информацией о своей налоговой базе.

       При таком раскладе, по мнению Геннадия Нестеровича, говорить о перспективах социально-экономического развития Иркутской области в целом и о развитии каждого муниципалитета в отдельности не приходиться. «Сейчас у нас готовится стратегия социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочный период. Но сегодня многие города и районы не имеют средств даже для того, чтобы подготовить генпланы своих территорий», -- рассказывает парламентарий.

       Свет в конце тоннеля, по мнению муниципалов, можно будет увидеть, если пересмотреть схему разделения налоговых доходов и вернуть хотя бы часть из них в МО. Депутаты местных дум и главы двух районов написали обращение в адрес спикера  Законодательного собрания, губернатора области и полномочного представителя президента РФ в СФО о том, что закон № 131 не выполняется, и муниципалитетам без помощи не обойтись.

       Депутат Думы Тулунского района Михаил Бордов так прокомментировал «Парламентскому вестнику» обращение коллег: «У Тулунского и Куйтунского районов есть одни и те же беды – недостаток финансирования. Это нас поставило на грань выживания. Если сейчас ситуация не изменится, то социальная сфера в территориях совсем развалится. От нас ушли основные налоги, которые формировали местные бюджеты. Это резко отразилось на образовании и здравоохранении. Не хватает кадров, оборудования, медицинских аппаратов. За последние пять лет в медицину почти не приходят новые специалисты. Так, в Будаговской участковой больнице, где я являюсь главным врачом, из 30 работающих 15 – пенсионеры». По словам Михаила Бордова, сегодня районная Дума не может принимать даже элементарные решения, например, по ремонту социальных объектов. Ведь 60% от местного бюджета идет на зарплату бюджетным работникам.

       Депутат ЗС Геннадий Нестерович со своей стороны пообещал, что представит  обращение депутатов дум Куйтунского и Тулунского районов в Законодательное собрание и будет поддерживать позицию территорий.

       Такое предложение депутатов двух районов улучшить финансовое состояние муниципалитетов, конечно же, не новаторское. В некоторых регионах ситуация еще хуже. Так, липецкие депутаты уже обращались с предложением вернуть часть налогов на местный уровень в Правительство РФ, Совет Федерации и Госдуму. Возможно, депутаты Законодательного собрания Иркутской области присоединятся к коллегам из Липецка.

Анна Павлова, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты Усольского, Черемховского и Аларского районов интересовались социальной поддержкой граждан и реформой ЖКХ

       Иркутская область, 11.04.08. Более 200 депутатов представительных органов власти из муниципальных образований Усольского, Черемховского и Аларского районов приняли участие в кустовом семинаре, который организовало Законодательное собрание Иркутской области. Мероприятие проводил заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Гавриил Франтенко, а также в работе участвовали депутаты Илья Сумароков и Владимир Потапов.

       Как отметил Гавриил Франтенко, основная цель семинара – ознакомить депутатов местных Дум с новыми областными законами, принятыми Законодательным собранием,  с изменения в федеральном законодательстве. Он отметил, что на селе и в сельском хозяйстве сейчас есть много проблем, решить хотя бы часть призвана программа «Социальное развитие села в Иркутской области». Франтенко подчеркнул, что Законодательное собрание Иркутской области всячески способствует становлению местного самоуправления.

       Для депутатов сельских районов особенно важным стал доклад директора департамента агропромышленного комплекса Иркутской области Юрия Бажанова об основных направлениях и приоритетах развития сельского хозяйства на территории Иркутской области. Он рассказал, что в этом году в сельской местности должно быть построено более 18 тыс. кв. метров жилья, в том числе для молодых специалистов – 13 тыс. кв. метров. На эти цели из областного бюджета предусмотрено 149 млн. рублей, из федеральной казны – 111,75 млн. рублей. В этом году было подано на приобретение жилья 1639 заявлений, в том числе 848 – от молодых специалистов. Из районов, представители которых присутствовали на семинаре, на эти цели 6,5 млн. рублей получил Аларский район и более 2 млн. рублей – Черемховский район.

       Юрий Бажанов отметил, что в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будет осуществляться поддержка комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. Кроме того, в сельской местности Иркутской области будет продолжено строительство 11 объектов здравоохранения и 13 школ. В нынешнем году также должно быть отремонтировано 85% сельскохозяйственной техники и оборудования. Планируется засеять зерновыми 412 тыс. га и получить 660 тыс. тонн зерна.

       Начальник отдела социально-культурного законодательства правового управления ЗС Эльвира Бондарева рассказала о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных законами Иркутской области. Она отметила, что наблюдается увеличение нормативно-правовых актов в социальной сфере, принимаемых в регионе. Социальное обеспечение можно разделить на следующие блоки: поддержка семей и детей, поддержка пенсионеров и отдельных категорий граждан, а также установление льгот по оплате ЖКХ для педагогов, работников культуры и медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельских местностей и работающих в муниципальных учреждения. Эльвира Бондарева особенно подробно остановилась на областных законах по социальной поддержке семей и детей. На сегодняшний день в Приангарье действует закон «О социальной поддержке семей, имеющих детей», по которому социальная поддержка оказывается многодетным и малоимущем семьям, а также одиноким родителям. Закон «О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей первых трех лет жизни» поддерживает семьи и детей-сирот.

       Данный доклад вызвал много вопросов. Депутаты местных дум обсудили закон «О социальной поддержке семей, имеющих детей», который предусматривает организацию школьного питания. По мнению депутатов, из областного бюджета выделяется недостаточно количеств – всего 10 рублей в день на одного ребенка.  Эльвира Бондарева сказала, что муниципальные образования имеют возможность предусмотреть в своих бюджетах средства на питание школьников.

        Начальник управления стратегических разработок департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области Ирина Гладышева рассказала о полномочиях представительных органов власти МО в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Гладышева отметила, что основное направление реформирования ЖКХ в России – привлечение частного бизнеса к управлению коммунальной инфраструктурой и развитие института управления жилищным фондом. Основными факторами, сдерживающими развитие ЖКХ в Иркутской области, являются высокий уровень износа основных фондов (он составляет более 60%), ориентация руководства муниципальных образований на удовлетворение социальных требований в разрезе формирования экономически обоснованной экономики отрасли ЖКХ. А также -  выпадающие доходы организаций коммунального хозяйства, возникающие в результате разницы между экономически обоснованными тарифами на товары и услуги этих организаций и возмещением населением за предоставление коммунальных услуг. По словам Ирины Гладышевой, сейчас из областного бюджета компенсируются выпадающие доходы, в основном, коммунальным хозяйствам северных территорий области. Среди основных условий привлечения частного бизнеса к управлению коммунальной инфраструктурой начальник управления назвала акционирование государственных и муниципальных унитарных предприятий в сфере ЖКХ, заключение договоров долгосрочной аренде, сопровождаемые инвестиционными соглашениями и др.

         Кроме того, на семинаре были прочитаны доклады о гарантии деятельности депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, установленные муниципальными правовыми актами; об управлении общественными финансами в условиях нового бюджетного законодательства; о практике прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления на территории Иркутской области. Заместитель председателя комитета ЗС Гавриил Франтенко отметил, что по итогам всех кустовых семинаров, которые проводятся в 2008 году, будет создана программа, ее реализация позволит решать многие затронутые депутатами низовых дум проблемы.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

ВЫБОРЫ-2008

Половину партийного списка «Единой России» на выборах в Законодательное собрание составят женщины и молодежь

       Иркутская область, 11.04.08. Пятую часть партийного списка «Единой России» на выборах в Законодательное собрание Иркутской области будут составлять молодые люди в возрасте до 28 лет, треть – женщины. Об этом на четвертой внеочередной конференции Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» заявил начальник отдела по работе фракции Центрального исполнительного комитета ЕР Сергей Федоров. Партийный список, в который войдет 25 человек, будет согласован с Президиумом генерального совета партии в июне нынешнего года.

       «Список необходимо составить максимально корректно, – отметил Сергей Федоров. – Нужно учитывать, что основную социальную базу нашей партии составляют представители рабочих профессий и так называемые бюджетники, поэтому среди кандидатов от «Единой России» должны быть учителя, врачи и т.д. Возглавить партийный список должны наиболее авторитетные и уважаемые в Иркутской области люди. Это позволит привлечь дополнительные голоса избирателей. Те кандидаты, у которых есть значительные материальные ресурсы, будут избираться по одномандатным округам».

       Федоров напомнил, что в случае, если квоты в региональном партсписке не будут соблюдены, Президиум генерального совета «Единой России» отправит его на доработку. Подобный прецедент уже был в Якутии во время последних выборов в Государственное Собрание Республики (Ил Тумэн). Тогда партийный список отправляли на пересмотр три раза.

       Обсуждение возможных кандидатов от единороссов в Законодательное собрание Иркутской области уже началось. Федоров обратил внимание делегатов партийной конференции на то, что этот процесс должен быть максимально открытым для общественности. Информация о кандидатах должна публиковаться в региональных и районных газетах. Жителей области также необходимо информировать о ходе и результатах внутрипартийного отбора.

Егор Щербаков, «Парламентский вестник Приангарья»

 

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области