СМИ о ЗС

● Четыре задачи Уполномоченного // Борис Краинский, «Право выбора», №7за 7-20 апреля 2008 г.

     На мартовской сессии областного Законодательного собрания прозвучал доклад «О положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области». И хотя вопрос в повестке не значился в числе первых, этому событию суждено остаться в новейшей истории Приангарья. Ведь законодателям впервые был представлен официальный доклад Уполномоченного по правам человека в нашем регионе. Этот новый правозащитный институт, возникший в прошлом году, призван активно содействовать становлению гражданского общества через защиту, прежде всего, прав и свобод человека. В соответствии с законом официальный доклад на этот счет должен ежегодно представляться общественности.

     О чем же говорил с трибуны областного парламента Иван Зелент, заступивший в мае прошлого года по итогам альтернативных выборов на новый и ответственный пост. Вот лишь некоторые цифры, факты и аргументы из официального доклада Уполномоченного по правам человека, представленного депутатам Законодательного собрания.     

                                В зеркале цифр

    - В настоящее время в Иркутской области действует 58 правозащитных объединений, что свидетельствует о растущей активности самоорганизации граждан, в том числе в вопросах отстаивания своих прав и свобод. Важным шагом в этом направлении явилось создание Общественной палаты Иркутской области.

    Первые обращения в адрес Уполномоченного по правам человека начали поступать еще в период организационного оформления нового института, когда даже еще не был решен кадровый вопрос. Всего зарегистрировано 608 заявлений и жалоб, на которые своевременно даны ответы и разъяснения. Большинство обращений касались деятельности муниципальных органов и подлежали рассмотрению местными органами государственной власти и местного самоуправления. Проверки показали, что зачастую добиться отмены несправедливого, а то и незаконного, решения авторам обращений крайне трудно. Чиновники всеми силами защищают свою позицию и крайне редко признают собственные ошибки. Более того, человек, пытающийся защитить свои права, подвергается давлению со стороны должностных лиц. Вот и получается, что гражданину, не сведущему в законодательстве, сложно бороться с нашим бюрократическим аппаратом.

   Всего в адрес руководителей муниципальных образований в минувшем году поступило 41749 обращений. И свыше 23 тыс. заявлений было адресовано в областные органы государственной власти. На имя губернатора области направлено 8151 письмо. Поток жалоб в областные инстанции против 2006 года увеличился почти на четыре тысячи. Кроме того, из Москвы вернулось в Иркутск 1760 обращений, адресованных в различные федеральные органы исполнительной власти.

    Анализ обращений, направленных Уполномоченному по правам человека, свидетельствует о том, что их авторы уже обращались в различные инстанции, но не получили надлежащего ответа. В региональные структуры федеральных органов «стучались» 48 проц. заявителей. Четвертая часть – свыше 24 проц. – так и не смогли снять свои вопросы в областных инстанциях. 15 проц. заявителей не нашли понимания в местных муниципалитетах.

    Горький опыт заставляет людей обращаться сразу в самые высокие инстанции и одновременно – по нескольким адресам. Еще одна проблема заключается в том, что письма нередко адресуются вовсе не тем должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение данной проблемы. К сожалению, за последние годы органы власти размножились, а функции претерпели неоднократные изменения. В этой ситуации простому человеку бывает порой крайне сложно разобраться, к кому следует обращаться за помощью.

    Следует признать, что практическая реализация прав и свобод граждан, зафиксированная в Конституции, не обеспечивается со стороны государства в полной мере. Прежде всего, речь идет о праве свободно трудиться и получать справедливое вознаграждение, дающее возможность жить достойно. Сюда же следует отнести соблюдение прав на социальное обеспечение, получение медицинской помощи.

                                  Труд и зарплата

    - Приходится констатировать, нарушение трудовых прав, особенно в сфере индивидуального предпринимательства, стало обыденным явлением. И это вызывает тревогу. Вот лишь одно из обращений, потребовавшее подключения прокуратуры и федерального инспектора труда для защиты законных прав. Старательская артель для работы в Мамско-Чуйском районе приглашала бульдозеристов. Была обещана зарплата в 15 тыс. рублей, социальный пакет. Один из иркутян, заинтересовавшись предложением, заключил договор и добросовестно вахтовым методом отработал четыре месяца. Однако на руки получил всего-навсего четыре тысячи рублей. Обил все пороги, но обещанного заработка так и не дождался. По просьбе Уполномоченного по правам человека в конфликт вмешался федеральный инспектор по труду. Коллективными усилиями удалось добиться погашения задолженности. Не осталась в стороне и прокуратура, возбудившая против руководителя артели административное производство.

    К сожалению, подобные нарушения трудовых прав носят массовый характер. Количество нарушений, допущенных работодателями, не сокращается, а растет. В минувшем году в департамент труда областной администрации поступило 1400 письменных и 2200 устных обращений. Основная их часть связана с нарушениями трудового законодательства, техники безопасности, культуры производства и охраны труда.  Государственной инспекцией труда выдано почти шесть тысяч предписаний, но в установленные сроки устранена лишь четвертая часть зафиксированных нарушений. За нарушение трудового законодательства 1896 должностных лиц подверглись штрафам. Это почти на 20 проц. больше, чем в 2006 году. Однако и штрафы не всегда действуют должным образом на работодателей. По итогам прошлого года зафиксировано 3223 нарушения трудовых договоров, 3917 случаев волокиты с оплатой труда. И даже отмечены конфликты с профсоюзами при выполнении коллективных договоров. Таких неприятных фактов зарегистрировано в общей сложности более трехсот.

    Наибольшее количество нарушений трудового законодательства выявлено в Ангарске, Черемхово, Иркутске, Казачинско-Ленском и Киренском районах. Наиболее проблемным остается вопрос задержек с расчетом по зарплате работников предприятий, оказавшихся в стадии ликвидации или банкротства. Здесь возникают вопросы к органам государственной власти и службе судебных приставов. Зачастую, несмотря на решение суда, судебные приставы не торопятся с исполнением решения и фактически ждут начала конкурсного производства, когда по закону прекращается выплата задолженностей. За это время имущество предприятия исчезает, а виновные в его разбазаривании, как правило, не несут никакой ответственности. 

                        Как защитить пенсионера?

    - В Приангарье насчитывается почти 700 тыс. пенсионеров, треть из них продолжает трудиться. К сожалению, большинство пожилых людей получают пенсии, которые не дотягивают даже до прожиточного минимума.

    Анализ показывает, что одним из самых слабых мест в отношениях граждан с органами социального обеспечения является отсутствие гарантий сохранения документов о трудовом стаже и размере заработка, влияющих на порядок начисления пенсий. Особенно часто конфликты возникают при ликвидации предприятий. Зачастую документы оказываются безвозвратно утраченными. Это ущемляет права пенсионеров на получение пособия в более высоком размере.

В этой связи встает вопрос о принятии на областном уровне закона, определяющего ответственность руководителей учреждений и организаций за ненадлежащее хранение документов работников. 

    Внесено по инициативе Уполномоченного и предложение о принятии закона «О ветеранах труда в Иркутской области». Оно вошло в план законопроектных работ текущего года, утвержденный областным Законодательным собранием. Как показывают обращения граждан, в вопросе присвоения ветеранского звания, а значит и получения ряда социальных льгот, допускается несправедливость. В настоящее время в соответствии с законом «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» основанием для его получения является наличие государственных наград и иных знаков отличия федерального уровня, включая министерские награды. В данном случае нормы областного закона полностью перекликаются с нормами федерального закона. Регионы, получив право на самостоятельное утверждение ветеранских званий, не получили свободы в определении условий их присвоения.

    Представляется, что законодательство, связывающее присвоение звания «Ветеран труда» и представление соответствующих льгот, только с наличием определенного вида наград несправедливо. Очень много людей честно и добросовестно трудившихся на общее благо по сорок и более лет, зачастую лишены даже тех минимальных льгот, что дает звание ветерана. Решением проблемы вполне могло бы стать введение новой категории льготников, отмеченных званием «Ветеран труда Иркутской области». Соответствующим законодательным актом можно было бы установить порядок и условия присвоения такого звания.

                                   Силой закона

    - Анализ обращений показывает, что граждане в подавляющем большинстве случаев не располагают достаточной информацией о нормативных актах и решениях властных структур, затрагивающих их права. Более того, зачастую попытки получить нужную информацию встречают активное сопротивление со стороны чиновников. Это ведет к нарушению конституционного права граждан на свободный доступ к документам и материалам, затрагивающим непосредственно их интересы и свободы.

    Подобные случаи возникают из-за правовых пробелов регионального законодательства, в котором отсутствует механизм свободного доступа граждан к официальной информации, связанной с деятельностью органов власти различного уровня. Вот почему в Законодательное собрание внесено предложение о скорейшей подготовке законопроекта «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Иркутской области и муниципальных органов». Одновременно внесены предложения по корректировке действующего закона «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области». В них учтена практика применения закона в первый год существования института Уполномоченного по правам человека.

    Первый опыт также показал, что эффективность деятельности нового правозащитного института в решении социальных проблем, касающихся конституционных прав граждан, в значительной мере зависит от взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, а также от контактов с их руководителями. В соответствии с действующим законодательством были заключены соглашения о сотрудничестве с областной прокуратурой, управлением федеральной миграционной службы, региональным отделением федеральной службы исправления и наказания, юридическим институтом Иркутского госуниверситета.

   Чтобы раскрепостить народ, дать возможность каждому проявить свои способности, действовать должен важнейший принцип демократии: «Народ может все, что не запрещено Конституцией, а власть – лишь то, что Конституцией для нее прямо разрешено». Вот почему дальнейшие усилия Уполномоченного по правам человека будут сосредоточены на решении четырех важнейших задач. Во-первых, на дальнейшем взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих нарушению прав человека. Во-вторых, на создании в Иркутской области системы правового просвещения граждан и усилении государственной поддержки различных форм оказания бесплатной юридической помощи гражданам в защите их прав. В-третьих, на развитии конструктивного взаимодействия с судами и правоохранительными органами в целях содействия защите прав и свобод человека и гражданина. И, в-четвертых, на дальнейшем развитии гражданского общества, поддержки и взаимодействии с общественными объединениями граждан, создании здорового микроклимата в обществе.

    Первый год работы показал, что гражданское общество, органы власти и управления заинтересованы в укреплении института Уполномоченного по правам человека. Это вселяет уверенность и надежду, что права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, будут неукоснительно соблюдаться на территории Иркутской области.

 

           

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области