К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья, № (5) 277, 21 февраля, 2008 год, четверг

Сегодня в выпуске:

ХРОНИКА

Февральская сессия: мало законов, много депутатских запросов

       Иркутская область, 21.02.08. Очередная сессия Законодательного собрания, которая состоялась 20 февраля, была не богата на новые законопроекты. Еще накануне, на коллегии ЗС вице-спикер Людмила Берлина укорила представителей областной администрации за то, что региональные власти представляют на рассмотрение слишком мало законопроектов. В итоге на очередной сессии в первом чтении было утверждено всего пять законопроектов (прежде всего, касающиеся государственной гражданской и муниципальной службы) и один – в первом и окончательном чтениях.

       С повестки было снято несколько вопросов. В частности, из-за неявки на сессию депутата Алексея Козьмина отложено рассмотрение нарушений последним правил депутатской этики ЗС. О причинах переноса депутатского запроса, касающегося создания региональной пожарной охраны см. ниже. Не было объявлено о создании фракции «Справедливой России» в ЗС, как предполагалось ранее, оказывается, не были соблюдены некоторые необходимые процедуры. Зато депутаты внесли новый очень важный вопрос – о выделении средств на выплату зарплату бюджетникам Иркутской области (см. ниже).

       В начале сессии депутаты внесли в регламент Законодательного собрания изменения, которые позволяют им использовать в своей работе электронную систему, установленную в недавно отремонтированном зале заседания. Потом парламентарии назначили двух мировых судей сроком на три года, приняли решение о вручении нескольких почетных грамот ЗС, поддержали ряд законодательных инициатив своих коллег из других регионов. Кроме того, несколько законов, действующих ранее на территории Иркутской области, были признаны утратившими силу из-за создания с 1 января 2008 года нового региона. Отчеты работы комитетов и комиссий ЗС в 2007 году были приняты к сведению. Следующая сессия назначена на 19 марта 2008 года.

«Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты обеспокоены ситуацией с выплатой повышенной зарплаты бюджетникам области

       Иркутская область, 21.02.08. Депутаты Законодательного собрания Иркутской области обеспокоены ситуацией с выплатой с 1 февраля повышенной на 14% зарплаты работникам бюджетной сферы. Как сообщила на сессии Законодательного собрания директор департамента труда Иркутской области Наталья Брускова, на федеральном уровне не принят нормативно-правовой акт, предусматривающий увеличение зарплаты, как и на областном, только распоряжение. В том варианте бюджета-2008, по которому сейчас живет Иркутская область, заложено повышение жалованья работникам сферы здравоохранения, образования и культуры только на февраль, март и апрель (403 млн. рублей).

       Как рассказала директор департамента финансов Иркутской области Ирина Бондарева, источниками для дальнейшей выплаты заработной платы бюджетникам может быть повышение доходной части областного бюджета, сокращение расходов, поступления из федерального бюджета. Всего на выплату повышенной зарплаты на нынешний год необходимо 2 млрд. 780 млн. рублей.

       Заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Валерий Лукин рассказал, что распоряжение, принятое администрацией области, требует согласование с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в регионе. По его словам, 8 февраля профсоюзы получили проект распоряжение, но им не были предоставлены дополнительные документы (например, акт о внесении в бюджет 403 млн. рублей и др.). «Мы были вынуждены отправить в прокуратуру Иркутской области письмо, так как решение по увеличению зарплаты не подкреплено нормативно-правовыми документами», -- сказал Лукин. Первый заместитель губернатора Юрий Параничев пояснил, что нормативно правовой акт не был принят, так как средства в региональном бюджете предусмотрены только на три месяца, а не на весь год. Ведь Бюджетный кодекс РФ требует 100%-ного финансирования социальных законов и программ в регионах.

       Депутат Государственной Думы РФ Виталий Шуба рассказал, что Госдума предусмотрела 331 млрд. рублей для выплат военнослужащим, работникам федеральных структур и др., 138 млрд. рублей – на повышенную пенсию, 16,3 млрд. рублей – на зарплату бюджетникам для субъектов РФ. По его словам, сейчас по вопросу выделения средств из федерального бюджета областным властям необходимо работать с министерством финансов РФ. По данным Ирины Бондаревой, 13 млрд. рублей уже разделены между дотационными субъектами РФ (такими, как Чечня и др.), есть опасение, что Иркутской области федеральных денег не достанется.

       Спикер ЗС Виктор Круглов сказал: «Мы понимаем, что и администрация, и депутаты одинаково озабочены ситуацией с повышением зарплаты бюджетникам. Сейчас области не хватает собственных источников на эти цели». По его словам, Иркутская область «больших средств из федерации пока получить не может». Спикер также отметил, что парламентарии будут держать данный вопрос на контроле. «Пока денег хватает лишь на три месяца. У меня нет никаких сомнений, что средства на оставшиеся месяцы будут найдены. На мартовской сессии мы вернемся к этому вопросу и более детального его рассмотрим», -- подытожил Виктор Круглов.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Селяне Усть-Ордынского округа получат в 2008 году поддержку из бюджета Иркутской области  

       Иркутская область, 21.02.08. Программа «Развитие сельскохозяйственного производства Иркутской области на 2006-2008 годы» распространена на территорию Усть-Ордынского Бурятского округа. Такое решение принято на сессии Законодательного собрания 20 февраля.

       Инициатором выступил депутат ЗС Аполлон Иванов. По его словам, близится посевная, а селяне округа не могут получить поддержку из областной казны из-за того, что действие вышеуказанной программы до сих пор не было распространено на территорию Усть-Ордынского округа. Между тем в обоих вариантах бюджета-2008 деньги на эти нужды заложены. Депутаты ЗС поддержали своего коллегу.

«Парламентский вестник Приангарья»

Адвокаты хотят иметь отдельное вознаграждение за оказание каждого вида юридической помощи малоимущим

       Иркутская область, 21.02.08. Законопроект «Об обеспечении бесплатной юридической помощи на территории Иркутской области» требует ряда серьезных поправок, поэтому на сессии Законодательного собрания 20 февраля он был принят лишь в первом чтении.

       Аналогичный закон существовал год на территории Иркутской области, однако, как заявила на сессии вице-спикер ЗС Людмила Берлина, отпущенные на его реализацию в 2007 году средства практически не были использованы. Одна из основных причин – адвокаты посчитали, что региональный бюджет выделяет слишком маленькие суммы на оказание услуг отдельным категориям граждан и малоимущим. И поэтому отказывались, к примеру, ехать в отдаленные районы Иркутской области, где профессиональных юристов просто нет. Другая причина – люди в массе своей не знают, что такой закон существует, поэтому и не обращались за бесплатной помощью к адвокатам. Кстати, всего на 2008 год на оказание юридической помощи населению запланировано 987 тыс. рублей.

       Новый законопроект предполагает увеличение компенсаций, их решено приравнять к оплате труда адвокатов, защищающих малоимущих подсудимых по уголовным делам. Теперь за каждый день защиты интересов малоимущего в суде, органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениями юрист будет получать 825 рублей. 690 рублей положено за письменные консультации, составление справок, заявлений и жалоб. 275 рублей – за устные рекомендации по правовым вопросам.

       Впрочем, члены Адвокатской палаты посчитали, что необходимо прописать в законе отдельную компенсацию за каждый отдельный вид услуги, независимо от того, сколько и каких услуг в день будет оказано. Депутаты Законодательного собрания не считают эту просьбу адвокатов справедливой. Как заявил Юрий Фалейчик, в законе должна быть определена компенсация именно за один день работы по тому или иному виду услуг, например, если в день за бесплатной устной консультацией обратилось несколько людей, то плата должна составить все-таки 275 рублей.

       Людмила Берлина предложила коллегам обсудить все спорные вопросы при подготовке ко второму чтению законопроекта. А к представителям областной администрации обратилась с просьбой ускорить разработку законопроекта о прожиточном минимуме, который бы действовал на территории объединенного региона. По словам вице-спикера, этот закон необходим, в том числе, и для определения категории малоимущих, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. 

Юрий Иванов, «Парламентский вестник Приангарья»

Комитет по собственности и экономической политике в прошлом году рекомендовал к принятию в окончательном чтении 19 законов

       Иркутская область, 21.02.08. Комитет Законодательного собрания по собственности и экономической политике в 2007 году рекомендовал к принятию в окончательном чтении 19 законов Иркутской области, из которых 12 касаются разграничения муниципального имущества. Таковы данные отчета работы комитета за прошлый год.

       Одно из важных направлений, которым занимался комитет по собственности и экономической политике – работа над областной программой «Газификация Иркутской области на 2008-2010 годы». Финансирование программы, утвержденной на сессии ЗС 20 декабря прошлого года, в нынешнем году составит 225 млн. рублей. Члены комитета также не допустили снижения в этом году финансирования программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2007-2010 гг.», в частности, подпрограммы, касающейся обеспечения населения региона чистой питьевой водой.

       В 2007 году комитет подготовил единый список кандидатур представителей Иркутской области в органах управления и контроля открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности. Список, в который вошло 13 депутатов Законодательного собрания, был утвержден на сессии.

       Уделили депутаты комитета по собственности и экономической политике ЗС внимание и такой проблеме, как дефицит мест в детских садах. В частности, депутаты предложили Градостроительному совету при губернаторе обязать застройщиков возводить или реконструировать детские сады на площадках, где ведутся строительные работы. В 2008 году комитет планирует продолжить работу в этом направлении.

       Кроме того, в прошлом году один закон, касающийся внесения изменений в закон «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области» (инициатива Максима Сурнина), был принят в первом чтении.

       Всего в 2007 году комитет провел 13 заседаний, на которых рассмотрено 98 вопросов. Из них на сессию вынесен 71 вопрос. По инициативе комитета состоялись общественные слушания, где обсуждалась работа управляющих компаний в жилищной сфере, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и жилищных кооперативов.

Анна Павлова, «Парламентский вестник Приангарья»

       Подробные отчеты о работе в 2007 году других комитетов и комиссий Законодательного собрания Иркутской области были опубликованы в «Парламентском вестнике» в декабре и январе.

Концепцию развития здравоохранения РФ на 2009-2018 годы обсудили депутаты Законодательного собрания и врачи региона

       Иркутская область, 21.02.08. Концепция развития здравоохранения России на 2009-2018 годы обсуждалась на заседании Иркутского регионального отделения Российского общества организаторов здравоохранения. В работе заседания приняли участие депутат Законодательного собрания, председатель правления ИРО организации Гайдар Гайдаров, председатель комитета ЗС по социальной политике Сергей Курилов, руководитель агентства лекарственного обеспечения Иркутской области Галина Матула, главный санитарный врач Иркутской области Петр Кауров и другие.

       Как рассказал Гайдар Гайдаров, разработка концепции идет под руководством министра здравоохранения Татьяны Голиковой. На сегодняшний день создана экспертная группа по формированию предложений в проект концепции развития здравоохранения РФ на 2009–2018 годы. Концепция должна стать основополагающим документом, определяющим стратегию развития системы здравоохранения.

       По словам Гайдарова, от Иркутской области поступят следующие предложения: по снижению сверхсмертности трудоспособного населения, по укомплектованности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения в сельской местности; по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи. А также предложения, касающиеся перехода на систему одноканального финансирования лечебных учреждений, реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, диспансеризации населения для выявления заболевания на ранней стадии. Кроме того, по мнению парламентария, необходимо расширить национальный проект «Здоровье». «Весь комплекс вопросов будет включен в концепцию развития здравоохранения РФ», -- сказал Гайдар Гайдаров. Он отметил, что в марте 2008 года должна состояться конференция экспертов, а в мае пройдет Всероссийский съезд врачей для обсуждения концепции развития здравоохранения РФ.

       Кроме того, на заседании обсуждались итоги реализации в 2007 году концепции развития здравоохранения в Иркутской области. Как рассказал Гайдар Гайдаров, был принят ряд нормативно-правовых актов: законы «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере здравоохранения»  и «О внесении изменений в закон области «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи», постановление «О порядке организации заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови в Иркутской области» и другие. Для совершенствования системы финансирования здравоохранения введен мониторинг и контроль целевого использования бюджетных средств, развиваются платные медицинские услуги и др. Гайдаров отметил, что итоги реализации концепции развития здравоохранения в Иркутской области были утверждены на заседании комитета ЗС по социальной политике. По итогам первого квартала 2008 года областная концепция вновь будет рассмотрена Законодательным собранием. В итоге было решено продолжить работу по формированию плана реализации концепции на 2008 год.

       Как отметил Сергей Курилов, концепция развития здравоохранения РФ – очень важный документ, на его основе будут разрабатываться и приниматься различные программы, по которым пойдет финансирование здравоохранения. По словам депутата, Министерство здравоохранения и социального развития РФ стремится к тому, чтобы расходы на медицину составляли 5-6% ВВП России. «У нас очень влиятельная организация и наши предложения, скорее всего, будут услышаны на федеральном уровне», -- отметил Курилов.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья» 

Проблемы финансового контроля обсудили депутаты областного парламента и представители Контрольно-счетной палаты

        Иркутская область, 21.02.08. Контрольно-счетной палате Иркутской области на сессии Законодательного собрания 20 февраля был вручен сертификат соответствия, удостоверяющий высокое качество работы КСП Приангарья. Региональная палата стала одной из первых в России, удостоенной такого сертификата, подчеркнул заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ, ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов России Николай Столяров.

       А подробнее о достижениях КСП Иркутской области и о создании системы финансового контроля в регионе говорилось на совещании, которое состоялось 21 февраля в Иркутске. Участники совещания – представители контрольно-счетных органов, федеральной антимонопольной службы, депутаты ЗС, органов местного самоуправления обсудили итоги аудиторской деятельности 2007 года по контролю над использованием бюджетных средств и областной государственной собственности.

       В приветственном слове председатель Законодательного собрания Виктор Круглов, сообщил, что задача участников совещания – выработать грамотную стратегию создания системы эффективного финансового контроля.  Он отметил, что со стороны Законодательного собрания проводится активная работа по созданию стройной вертикали контрольных органов и правового закрепления их статуса. Этот вопрос в нынешнем году станет одним из основных в деятельности Координационного совета по местному самоуправлению, созданному при областном парламенте.

       Депутат Государственной Думы РФ Константин Зайцев назвал положительной тенденцией то, что все уровни бюджетов увеличили финансирование социальных проектов. По словам первого заместителя губернатора  области  Юрия Параничева, в течение 2007 года совместно с органами местного самоуправления проводилась легализация заработной платы, что положительно повлияло на налоговые поступления в региональный бюджет. В настоящее время в доходной части областного бюджета 40% составляет сумма от налога на доходы физических лиц. В прошлом году было заключено более 700 соглашений с крупными налогоплательщиками, активизирована работа по налоговым начислениям в бюджет. Кстати, в 2006 году таких соглашений было подписано в два раза меньше.

       Кроме того, по распоряжению губернатора Иркутской области заместители главы региона проводят ежеквартальный мониторинг по налоговым отчислениям крупных предприятий. Юрий Параничев говорил и о проблемах, существующих в этой сфере: «Федеральный законодатель до сих пор не установил общий порядок осуществления финансового контроля использования бюджетных средств. В России еще не разработан соответствующий законопроект, поэтому вся работа возложена на региональные КСП и органы власти».

       Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Василий Митрофанов сообщил об изменениях в Бюджетном кодексе РФ. В частности, установлена обязанность проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета до его рассмотрения в Законодательном собрании. Он отметил, что эти изменения особенно актуальны в условиях отсутствия антикоррупционного закона, а также существующей ситуации с использованием бюджетных средств в Приангарье. Так, в течение 2007 года КСП Иркутской области провела 61 контрольное мероприятие. Объем проверенных средств составил около 5 млрд. рублей, было выявлено 391 нарушение законодательства на сумму 2,4 млрд. рублей. Были проведены проверки 13-ти муниципальных образований, выявлены нарушения законодательства на сумму 459 млн. рублей.

       По словам Василия Митрофанова, в последние годы значительно возрос объем выявленных нарушений. Если в 2006 году было установлено 378 нарушений использования бюджетных средств на общую сумму около 3 млрд. рублей, то в прошлом году уже обнаружено около 400 нарушений на общую сумму почти в 4 млрд. рублей. Возросло и количество контрольно-счетных органов в Иркутской области. В 2007 году их было 26, в 2008 – уже 34. В планах на нынешний год – проведение контрольных мероприятий в 10 муниципальных образованиях, в том числе три – в Усть-Ордынском Бурятском округе.

       Василий Митрофанов также отметил активную работу по внедрению опыта работы областной КСП и правоохранительных органов в муниципалитеты. За 2007 год в 12 городах и районах области между контрольно-счетными органами и районными и городскими ОВД были подписаны соглашения о сотрудничестве (Саянск, Черемхово, Заларинский, Качугский, Киренский, Куйтунский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Слюдянский, Тулунский, Усольский, Чунский районы).

       Контрольно-счетная палата Иркутской области в 2007 году принимала участие в разработке значимого реестра о муниципальных служащих, который подразумевает оказание финансовой поддержки сотрудникам контрольно-счетных органов. До создания такого реестра в муниципалитетах специалистам КСО выплачивалась зарплата в размере около 2-3 тыс. рублей, что не способствовало эффективности их работы.

       Однако во многих муниципалитетах слабо организовано сотрудничество контрольно-счетных органов с прокуратурой. Порядок взаимодействия этих двух структур установлен только в четырех районах – Балаганском, Иркутском, Киренском, Слюдянском. Контрольно-счетными органами и прокуратурой в 2007 году совместно было проведено 11 проверок по использованию бюджетных средств. Василий Митрофанов отмечает, что только в отношении половины направленных от КСО в прокуратуру материалов принимаются соответствующие меры. Так в Тулуне на направленные в прокуратуру 10 материалов проверок только по одному было принято решение. В Ангарске следственные мероприятия были проведены только по двум из восьми материалов КСП.  

        Другая проблема, существующая в области финансового контроля, – необъективный подход к работе контрольно-счетных органов, а порой прямое давление со стороны исполнительной власти. В частности, после проведения выборов 2 декабря 2007 года некоторые из вновь избранных глав администраций высказывают намерения о ликвидации уже созданных КСО или лишения их статуса юридического лица. «Создается впечатление, что мэры намерены с первых дней расчистить себе дорогу для использования власти в своих целях», - отмечает Василий Митрофанов.

       Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты РФ, ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов России Николай Столяров сообщил, что создание эффективной системы финансового контроля на территории России напрямую связано с организацией работы  муниципальных органов власти. «Однако наша Ассоциация пришла к выводу, что страна не готова к реформе местного самоуправления»,  -  считает Николай Столяров. По его словам, главной проблемой муниципалитетов является несоответствие возложенных полномочий на органы местного самоуправления с финансированием муниципальной власти. «В России только 7% органов местного самоуправления являются самодостаточными в финансовом отношении», - пояснил он.

       Между тем, по словам Столярова, необходимо вести активную работу по финансовому контролю за соблюдением использования бюджетных средств во избежание случаев мошенничества. «Я считаю, что в федеральном законодательстве должна быть установлена обязательность наличия контрольных органов в муниципалитетах», - сообщил он. Пока только в половине Уставов городских округов муниципальных образований существует аналогичная статья. По данным Ассоциации, в 22 регионах России вообще не созданы Контрольно-счетные палаты, в том числе в Московской области. Между тем, в тех регионах, в которых образованы муниципальные контрольно-счетные органы, уже созданы организации их объединяющие, призванные консолидировать работу эти органов.

       Важнейшей проблемой организации работы по финансовому контролю Николай Столяров назвал несовершенство нормативно-правовой базы. Ранее предполагалось, что будет организована комиссия по разработке раздела в Бюджетном кодексе РФ,  посвященного финансовому контролю органов местного самоуправления. Однако такая работа не проводится.

       Другой участник совещания, председатель комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Евгений Рульков рассказал о результатах деятельности областного парламента и КСП Иркутской области. В частности, с момента создания комиссии по контрольной деятельности было рассмотрено около 200 заключений. В частности, в 2006 году при проверке деятельности агентства областного заказа, в частности, было выявлено нарушений на сумму 626 млн. рублей.

      Председатель комиссии по противодействию коррупции Законодательного собрания Владимир Потапов, сообщил, что с момента  образования комиссии было рассмотрено более 400 обращений граждан, связанных с фактами нарушения законодательства при использовании бюджетных средств. Из них примерно 15% связано с воровством и мошенничеством. В муниципалитетах Приангарья создано 24 комиссии или группы по противодействию коррупции. Владимир Потапов рекомендовал более активно взаимодействовать всем подразделениям областного парламента – комиссиям по контрольной деятельности и по противодействию коррупции и КСП Иркутской области.

Алена Байбородина, «Парламентский вестник Приангарья»

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Парламентарии намерены и впредь контролировать выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Приангарья

       Иркутская область, 21.02.08. С нынешнего года субвенции поселениям Иркутской области выделяются напрямую из регионального бюджета. Районные бюджеты перестали быть посредниками, это позволит в 2008 году избежать массовых финансовых нарушений, которые были выявлены по итогам прошлого года.  Об этом 20 февраля на сессии Законодательного собрания рассказала директор департамента финансов Иркутской области Ирина Бондарева. Она предоставила официальную информацию по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений в ответ на запрос пяти депутатов ЗС.

        Всего в прошлом году поселениям из областного бюджета ушло 522,7 млн. рублей. По результатам проверки оказалось, что 4 муниципальных района допустили нарушения сроков перечисления субвенций в поселения, в 9 районах к моменту следующего перечисления денег из областной казны на счетах оказывались остатки предыдущих субвенций. Только три района Иркутской области распределяли субвенции по поселениям, исходя из определенных критериев (численность населения, уровень доходов, протяженность дорог и т. д.). Департамент финансов направил в прокуратуру Иркутской области письмо с просьбой дать правовую оценку деятельности должностных лиц некоторых районов в 2007 году.

       Вице-спикер ЗС Людмила Берлина поинтересовалась, будет ли в 2008 году при выделении поселениям бюджетных кредитов запрашиваться согласие районных властей. По ее словам, позволив это сделать в 2005 году, «мы работали дурно», что негативно отразилось на темпах реформы местного самоуправления, ведь МО первого и второго уровней не должны подчиняться друг другу. Ирина Бондарева пояснила, что муниципальные районы отныне не смогут влиять на процесс выделения субвенций из областного бюджета поселениям.

      Однако депутатов ответ Бондаревой не удовлетворил, по их мнению, информация должна была быть более подробная, содержащая сравнительный анализ выделения субвенций поселениям в разные годы. Кроме того, депутаты хотят знать, какие меры для улучшения положения поселений будут приниматься при подготовке бюджета следующего года. Парламентарии решили продолжить контролировать ситуацию по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений Иркутской области. Скорее всего, отчет департамента финансов будет рассмотрен на следующей сессии ЗС.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Депутаты неудовлетворенны ответом на запрос по реализации закона «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области»

        Иркутская область, 21.02.08. Работа над депутатским запросом о реализации областного закона «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» будет продолжена. Такое решение принято депутатами Законодательного собрания на 40-й сессии. Запрос был направлен от группы депутатов (от Антона Романова, Гайдара Гайдарова и Геннадия Истомина) губернатору Иркутской области Александру Тишанину.

        Как сообщила временно замещающая должность директора департамента имущественных отношений Иркутской области Марина Орлинская, областной закон позволил «обеспечить публичность и гласность при предоставлении земельных участков под строительство с учетом рекомендаций градостроительного совета при губернаторе региона в Иркутске».

       В прошлом году было проведено восемь заседаний Градостроительного совета, на которых рассмотрены вопросы о предоставлении 110 земельных участков общей площадью 384 га. Администрация Иркутской области приняла решения о предоставлении земельных участков общей площадью 55 га, а также подготовила решения об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объектов общей площадью 369 кв. м. Кроме того, в администрацию Иркутской области поступило 11 заявлений о предоставлении земельных участков на основании ранее принятых администрацией Иркутска решений о предварительном согласовании места размещения объекта.

      Как отметил депутат Антон Романов, необходимо запросить информацию по отведенным земельным участкам и поэтому работа над депутатским запросом должна быть продолжена. В итоге было решено продолжить работу над запросом и вернуться к его рассмотрению в марте.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

Создание субъектовой пожарной охраны: сами горим, сами тушим

       Иркутская область, 21.02.08. В Иркутской области до 1 января 2011 года должна быть создана своя служба пожарной охраны, так называемая субъектовая. Ее концепция будет рассмотрена 27 февраля на заседании региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Об этом на заседании бюджетного комитета Законодательного собрания заявил первый заместитель губернатора Юрий Параничев. Депутатов волновало, насколько эффективно решают этот вопрос областные власти, такой запрос был отправлен губернатору еще в конце прошлого года. И только в феврале года нынешнего представители областной администрации оказались готовы дать ответ.

       По словам Параничева, сейчас существует федеральный отряд противопожарной службы. В 2008 году денежное содержание его сотрудникам выплачивает федеральный бюджет, кстати, вся сумма уже поступила в Иркутскую область; финансирование материально-технической базы лежит на региональном бюджете. С будущего года оплачивать все расходы федерального отряда будет МЧС, Приангарье должно финансировать работу субъектовой пожарной охраны. Создание региональной пожарной охраны пройдет в три этапа. Запланировано открытие 35 новых подразделений государственной противопожарной службы на территории Иркутской области. С 1 января 2011 года в Приангарье будет 127 подразделений пожарной охраны, среди которых лишь 56 – федеральных. Это позволит обеспечить охрану от огня 88 крупных населенных пунктов Иркутской области, в которых живет более 2 млн. человек. В проекте концепции записано, что общая численность региональных и федеральных бойцов с  огнем будет 6 тыс. 692. Глава бюджетного комитета ЗС Геннадий Истомин уточнил, что это на 648 человек меньше, чем сейчас!

        Но главная проблема, из-за которой и был направлен губернатору депутатский запрос, касалась уменьшения в 2008 году финансирования противопожарной службы из областной казны. Первый заместитель начальника главного управления МЧС России по Иркутской области Станислав Омельянчик отметил, что из бюджета области выделяется недостаточно средств на реализацию первого этапа концепции. Напомним, в октябре прошлого года администрация Иркутской области и МЧС России подписали протокол, в котором определен план совместных действий по разграничению службы пожарной охраны на территории Приангарья. Федерация взяла на себя обязательства в 2008 году выделить 1 млрд. 86 млн. рублей на денежное содержание федерального отряда противопожарной службы. Иркутская область обязалась выделить столько же на материально-техническое обеспечение отряда. Однако, как заявил Геннадий Истомин, регион планирует выделить лишь 777 млн. рублей, что на 361 млн. рублей меньше запланированного. Его поддержали другие депутаты Законодательного собрания, указав областным властям на то, что те не соблюдают договоренности. Юрий Параничев пояснил: соглашение области с МЧС еще не утверждено Правительством РФ, пока подписан лишь протокол, так что вышеуказанные суммы не являются твердым обязательством. «Мы понимаем желание пожарных добиться увеличения финансирования, но нужно исходить из возможностей областного бюджета», -- сказал вице-губернатор. Однако вице-спикер ЗС заявил: «Если в реформировании пожарной системы уменьшается доля областного бюджета, значит, власти откладывают решение этого вопроса на более поздний срок». Это, по словам депутатов, чревато увеличением числа пожаров в Иркутской области, а ведь наш регион и так является одним из лидеров в Сибирском федеральном округе по количеству возгораний и погибших в огне людей.

        Сейчас в Иркутской области «без прикрытия» (то есть на расстоянии более 3 километров до ближайшей пожарной части) остается 524 населенных пунктов. После того, будет создана субъектовая пожарная охрана, количество подобных мелких деревень и сел увеличится до 802. И хотя там живет всего несколько десятков тысяч человек, они тоже имеют право на защиту от огня. Региональные власти видят выход в создании муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны. Станислав Омельянчик рассказал, что примерно в 400 деревнях и селах уже работают добровольные пожарные дружины, в которые входят местные жители. В некоторых населенных пунктах есть спецтехника, и идет круглосуточное дежурство, в других есть спецтехника, но нет дежурств. В самых маленьких населенных пунктах просто имеются обученные люди, которые могут начать тушить пожар до прибытия профессионалов. «Люди не получают зарплаты, но муниципалитеты должны компенсировать им расходы на горюче-смазочные материалы, а также применять другие виды стимулирования, например, выделять лучшие покосные угодья», - заявил Омельянчик. По словам Юрия Параничева, не запрещено создание муниципальной пожарной охраны, которая бы финансировалась из местных бюджетов.

          Однако депутаты Законодательного собрания усомнились в том, что муниципалитеты Иркутской области имеют финансовые возможности содержать собственную пожарную службу, ведь в подавляющем большинстве МО бюджеты принимаются с большим дефицитом. Кроме того, по словам членов бюджетного комитета ЗС, стимулирования добровольных пожарных дружин на местах чаще всего не бывает, как нет и круглосуточных дежурств в малых деревнях и селах. Вспомнили даже то, что в большинстве деревень не осталось даже железнодорожной рельсы, в которую раньше били, созывая народ на тушение пожара. Вопрос создания добровольных пожарных дружин в Иркутской области и финансирование их работы также будет обсуждаться на ближайшем заседании КЧС. Юрий Параничев сообщил, что в первом полугодии 2008 года, скорее всего, примут федеральный закон о добровольных пожарных дружинах.

         Но пока суть да дело в Бодайбинском, Усть-Илимском и Киренском районах сложилось критическое положение по выплате зарплаты местным пожарным. По словам главы бюджетного комитета ЗС Геннадия Истомина, до окончания реформирования пожарной службы региона надо постараться сохранить штат пожарных в территориях. И потому было принято решение изыскать в областной казне средства, необходимые на выплату зарплаты пожарным этих трех районов. По словам Юрия Параничев, в конце февраля Дума Бодайбинского района будет принимать решение о выделении из своего бюджета 17 млн. рублей, которых должно хватить на выплату зарплаты местным пожарным до конца года. В ближайшие месяцы  региональная власть должна компенсировать Бодайбинскому району эту сумму, а также выделить необходимые средства для двух других территорий. Депутаты ЗС не возражают внести такие поправки в бюджет-2008.

        Геннадий Истомин подытожил: сейчас самое главное – утвердить концепцию по созданию субъектовой пожарной службы в Иркутской области и принять конкретный план действий, выполнение которого Законодательное собрание намерено жестко контролировать. Поскольку этих документов еще не существует, вопрос о субъектовой пожарной охране был снят с повестки февральской сессии ЗС и перенесен на майскую.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

ДЕПУТАТСКИЙ ЧАС

Улучшить демографическую ситуацию в Иркутской области поможет несколько региональных программ

        Иркутская область, 21.02.08. Демографическую ситуацию в Иркутской области рассмотрели депутаты Законодательного собрания на депутатском часе «О мерах по улучшению демографической ситуации в области». Он прошел на очередной февральской сессии ЗС.

        Как сообщил заместитель губернатора Иркутской области, директор департамента социальной защиты населения Семен Круть, численность населения региона на 1 января 2007 года составила 2 млн. 380 тыс. человек, она снизилась на 0,6% по сравнению с 2006 годом. Детей в Приангарье - 533 тыс. 546 человек, из них 22 тыс. 524 – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

        По данным ЗАГС, в прошлом году смертность населения сократилась на 7,6% (количество зарегистрированных актов гражданского состояния о смерти в 2006 году – 36 435, в 2007 году – 33 669). Основные причины смерти взрослых – болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, новообразования и др. Семен Круть подчеркнул, что на протяжении нескольких лет наблюдается снижение младенческой смертности. В прошлом году в Иркутской области родился 32 тыс. 731 ребенок, что больше, по сравнению с 2006 годом, на 11,7%. В среднем ежемесячно в регионе рождается около 3 тыс. детей.

       Сейчас разработана программа демографического развития региона на 2008-2015 годы, которая предусматривает ряд мер и мероприятий по улучшению демографической ситуации в Иркутской области. Среди мероприятий – разработка и реализация мер по улучшению статистического учета населения и обеспечению мониторинга и изучения демографической ситуации; охрана репродуктивного здоровья населения и снижение материнской и младенческой смертности; содействие снижению уровня безработицы и обеспечение занятости населения региона; увеличение продолжительности жизни путем сокращения травматизма и инвалидности; содействие семейному жизнеустройству сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. Сейчас проект программы проходит процедуру согласования, предстоит экспертная оценка. В ближайшее время проект программы должен поступить в Законодательное собрание.

        Заместитель губернатора Иркутской области также рассказал, что за 7048 детьми не закреплено жилье, они состоят на регистрационном учете в муниципалитетах, в том числе 2717 выпускников учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно их количество увеличивается на 600-700 человек.

        За 2004-2007 годы выделено из областного бюджета 70 млн. 301 тыс. рублей, что позволило обеспечить жильем 347 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но выделяемых средств – крайне недостаточно. В результате чего время ожидания в льготной очереди растягивается на длительный срок. Всего на приобретение «сиротского» жилья необходимо 11,6 млрд. рублей, только на обеспечение выпускников сиротских учреждений жильем нужно свыше 4,48 млрд.!  

        Для решения этой проблемы, по мнению Семена Крутя, стоит внести изменения в Жилищный кодекс РФ, позволяющие сохранять конституционное право на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предусмотреть в федеральном бюджете средства на строительство для них социального жилья. Необходим и федеральный закон о квотировании рабочих мест для выпускников интернатных и реабилитационных учреждений, а также для несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний. По его словам, сейчас остро стоит проблема адаптации выпускников учреждений для социальных сирот и их трудоустройства. В Министерство здравоохранения и социального развития РФ администрация Иркутской области направила проект создания социальной деревни «Фермерское поселение», разработанный для решения этих вопросов. Проект включает в себя строительство 20 жилых усадеб сельского типа, машинно-тракторных станций и производственных помещений. Запланировано создание общественного сектора производства, то есть мелкотоварных производств на базе каждой усадьбы (пчеловодство, кролиководство, птицеводство, овощеводство). На реализацию проекта потребуется 57,9 млн. рублей.

        Для улучшения демографической ситуации в нашем регионе необходимо решать проблему с нехваткой мест в дошкольных учреждениях. Сейчас в детсадовских очередях стоит более 20 тыс. детей. В Иркутской            области действует 867 детских садов, их посещают 92 тыс. мальчиков и девочек. В 115 населенных пунктах, где живет более 3 тыс. детей дошкольного возраста, детсадов вообще нет. Для решения этой проблемы сейчас разрабатывается программа по реконструкции и строительству детских дошкольных образовательных учреждений. По предварительным оценкам, на финансирование программы необходимо более 10 млрд. рублей. Круть указал на необходимость добиваться софинансирования из федерального бюджета.

       Заместитель директора департамента здравоохранения Иркутской области Татьяна Бойко рассказала, что населению региона оказываются высокотехнологические виды медицинской помощи, на базе Иркутского областного перинатального центра работает лаборатория экстракорпорального (искусственного) оплодотворения и др.

       О миграционных процессах рассказал начальник управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области Юрий Маркатюк. По его словам, прошлый год характеризовался увеличением миграционных потоков. В прошлом году, по сравнению с 2006 годом, в Приангарье приехало на 56 граждан РФ меньше (1,49%), зато и выбыло на 419 человек меньше (1,72%). Всего в Иркутскую область в прошлом году прибыло 37 тыс. 457 граждан РФ, а уехало 43 тыс. 143 человека.

       В итоге миграционная убыль населения составила 5 тыс. 686 человек (этот процесс происходил в 26 муниципальных образованиях). Наибольшая убыль зарегистрирована в Ангарском муниципальном образовании (992 человек), Братске (837), Усть-Куте (807), Тулуне (738) и Иркутске (559). Миграционный прирост отмечается лишь в 10 муниципальных образованиях. Наибольший миграционный прирост – в Иркутском (1141), Усольском (560) районах и Шелеховском муниципальном образовании (766).

       Основные причины выезда населения с территории области – это причины личного характера, смена работы и др. 13,9% убывших – младше трудоспособного возраста, 74,3% -- трудоспособного возраста, 11,8% -- старше такового.

       Количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в прошлом году, по сравнению с 2006 годом, увеличилось на 26,8% (всего 120 620 человек). Больше всего иностранных граждан приехало в Иркутске, Усолье-Сибирское, Шелехов, Бодайбо, Жигалово, Киренск.  Самое большое количество иностранных граждан выбрало местом своего пребывания Иркутск (93106 чел.), Ангарск (4130), Братск (3916). В основном, в Иркутскую область приезжают из стран ближнего зарубежья – из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Армении, Украины; из стран дальнего зарубежья – из Китая и Монголии. В прошлом году было выдано 32461 разрешение на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. Сейчас в Приангарье 5556 человек имеет разрешение на временное проживание, в основном, это граждане стран ближнего зарубежья. По видам на жительство проживает 2167 человек, из этого числа преобладают лица без гражданства (784) и граждане КНР (451).

        Депутаты Законодательного собрания Иркутской области интересовались реализацией программы дополнительного лекарственного обеспечения, внутриобластной миграцией, продолжительностью жизни мужчин и женщин и др. Как отметил председатель комитета ЗС по социальной политике Сергей Курилов, члены комитета изучили все предоставленные документы по этому вопросу. По его словам, при подготовке областной программы по демографическому развитию в ней будут прописаны конкретные мероприятия и меры по улучшению демографии в нашем регионе.

Елена Гасперская, «Парламентский вестник Приангарья»

СЕМИНАРЫ

Нижнеудинским депутатам тяжело придется не только в учении, но и в «бою»

        Иркутская область, 21.02.08. Институту местного самоуправления в стране всего ничего – два года. Иркутская область, правда, переходным периодом, который всем субъектам федерации предоставлялся, не стала пользоваться и раньше всех начала реализацию реформы. Однако сейчас и для представительных органов власти региона новые полномочия пока являются некоторым обременением. «Как строить свою работу, используя эти полномочия?» – вопрос не только для депутатов муниципальных образований, но и для председателей Дум. На помощь коллегам решили прийти депутаты Законодательного собрания Иркутской области, ежегодно они проводят выездные кустовые семинары, посвященные муниципальной реформе. 15 февраля состоялся семинар в Нижнеудинском районе. Здесь такое мероприятие проходит уже второй раз (первое было в марте прошлого года). Дело в том, что состав представительных органов власти в районе после выборов 2 декабря 2007 обновился почти на 90%, поэтому для принявших в обучающем семинаре участие местных депутатов все обсуждаемые вопросы оказались в новинку. Сейчас в Нижнеудинском районе – 230 депутатов.

        Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин, открывая семинар, поблагодарил своих коллег за то, что интерес к теме проявили и высокую «явку» показали. Благодарить, кстати, действительно было за что: Нижнеудинский район по площади – один из самых крупных в области, поэтому депутатам отдельных поселений, чтобы добраться до районного центра, пришлось проделать не самый короткий путь. Приехали даже представители горной Тофаларии.

     -- Служить народу – очень сложная задача. Сейчас вся ваша работа находится под пристальным вниманием тех, кто вас избирал. И от того, как вы себя покажете, будет зависеть в целом работа районной, городской Дум, работа Законодательного собрания, -- сказал Геннадий Истомин. – Законодательство сегодня развивается быстрыми темпами, появляются новые законы, вносятся изменения в существующие нормативно-правовые акты. Между тем, уровень подготовки у большинства депутатов недостаточно высокий. Не каждый из вас имеет юридическое образование, поэтому информация, которую вы получите, может оказаться очень полезной.

        Разговор с муниципальными властями начался с гарантий, которые предоставляются депутатам местных Дум. Кроме тех гарантий, которые предусматривает конституция РФ для всех простых граждан, существуют дополнительные гарантии деятельности выборного должностного лица. Так, народные избранники наделены правовым иммунитетом, а возбуждать уголовные дела в отношении них может только следственный комитет, существующий при прокуратуре. Однако специалисты правового управления ЗС отмечают, что существующих гарантий – маловато. Еще не предусмотрены законом государственное и социальное страхование жизни и здоровья депутатов. По мнению специалистов, явно не помешает определиться и с трудовыми гарантиями. А иначе как решить – может ли депутат рассчитывать на оплачиваемый отпуск, если отлучится со своего постоянного места работы на заседание Думы? Еще одна немаловажная деталь – ежемесячная доплата к пенсии тем, кто совмещает работу в представительных органах власти с основной. Необходимо также решить вопрос о предоставлении права на получение информации, причем, как от муниципальных, так и от областных и федеральных структур.

         Такой проблемой озаботились и депутаты ЗС. Они готовятся принять новый законопроект – о гарантиях выборных лиц в Иркутской области. Отдельные гарантии для себя депутаты низовых и районных Дум могут определить и сами (разумеется, не противоречащие областному и федеральному законодательству). Среди них – пользование транспортом, связью, жилым фондом и т.д. Один из депутатов Нижнеудинской городской Думы поинтересовался, существуют ли в законодательстве гарантии не только для депутатов, но и для членов их семьи. По словам выступавшего, из-за его деятельности в качестве депутата оказывается давление на его жену. Однако, такой защиты семьям закон не предоставляет.

         С досадной регулярностью в нормативно-правовых актах и других документах, которые разрабатываются и принимаются в муниципалитетах, «всплывают» различные нарушения федерального и регионального законодательства. Замечания от парламентариев и специалистов правового управления ЗС, а также областной прокуратуры в адрес муниципальных образований высказывались неоднократно. Нижнеудинский район, правда, на этот раз особых нареканий не вызвал, зато местным депутатам представилась хорошая возможность поучиться на чужих ошибках (конечно, чужие в этой сфере – понятие относительное: если отдельные механизмы дают сбои, то и вся муниципальная система остается не в выигрыше). Начальник организационного отдела ЗС Ольга Давыдова рассказала о тех нарушениях, которые встречаются в Уставах муниципалитетов. Так, например, Куйтунская районная Дума прописала в Уставе свою основную функцию – контроль за деятельностью представительных органов власти, т.е. за собственной же работой. Черемховская Дума, согласно Уставу, осуществляет контроль за исполнением решений Думы, а также за документами, которые постановила Дума. Кроме того, в Уставе Черемховского района прописано, что контролировать работу депутатов должна исполнительная власть МО. «А ведь главная задача представительных органов – контроль за исполнительной властью, а не внутриведомственный», -- напомнила Ольга Давыдова.

          Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин обратил внимание местных депутатов на нарушения при принятии бюджетов. Возникают они, по мнению Истомина, зачастую из-за нежелания отдельных депутатов качественно выполнять свою работу. «При принятии главного финансового документа территории местные Думы просто голосуют за него, даже не ознакомившись с проектом. Потом просто идет выполнение бюджета. Бывает, финансируются расходы, которые ранее не были предусмотрены бюджетом. После эти расходы представляются депутатам задним числом, и те, в свою очередь, подписывают такие документы. Это – нарушение законодательства!» -- говорит вице-спикер ЗС. Геннадий Истомин также обратил внимание коллег на реестр расходных обязательств территорий. По его словам, расходы на содержание аппарата администрации и депутатского корпуса можно уменьшить на 30%. А доходную часть местного бюджета, при правильном распоряжении муниципальным имуществом, можно увеличить до 5%.

         При обсуждении бюджетных процессов внимание нижнеудинских депутатов также обратили и на систему финансового контроля. Как рассказала аудитор Контрольно-счетной палаты области Ольга Мокрецова, объем средств, возвращенных в местные бюджеты, по итогам работы контрольных органов за 2007 год составил 170 млн. рублей. «Работа местных контрольно-счетных органов стала более качественной и эффективной, кадровый состав – более профессиональный. Так, количество проведенных контрольных мероприятий возросло в 2,4 раза, объем проверенных средств вырос в три раза, объем установленных нарушений – в 2,5 раза», -- рассказывает аудитор.

          Сейчас в муниципалитетах Иркутской области создано 34 контрольно-счетных органа, тогда как на начальном этапе формирования контрольной деятельности представительных органов власти в 2006 году насчитывалось только 16. Из всех существующих местных КСО 17 обладают правом юридического лица, то есть являются самостоятельными органами муниципального финансового контроля.

         По словам Ольги Мокрецовой, контрольные структуры появились в тех муниципалитетах, где есть для этого правовые предпосылки. Главным образом, это наличие в местных Уставах норм о создании КСО. Среди территорий, где они созданы – Братск, Иркутск, Саянск, Тулун, Черемхово, Ангарск, Байкальск, Мегет, Ангарский, Балаганский, Киренский, Куйтунский, Нижнеудинский, Усольский, Баяндаевский, Боханский и другие районы. В 13-ти МО Иркутской области контрольно-счетные органы пока не созданы. В девяти из муниципалитетов второго уровня создание подобных структур не предусмотрено местными Уставами. Это – Свирск, Усть-Илимск, Казачинско-Ленский, Мамско-Чуйский и Усть-Удинский районы.

         После окончания семинара депутаты Нижнеудинского района спешили по домам. Каждый – с папкой раздаточного материала, где представлена вся основная информация, в том числе и номера телефонов консультационных отделов Законодательного собрания, по которым они всегда могут получить необходимые разъяснения. Депутаты признавались: много полезной информации получили на семинаре, но далеко не все стало ясным и понятным. Поэтому тяжело им будет не только в учении, но и в бою. «Для нас пока все сложно, тем не менее, Дума Нижнеудинска уже начала работу. Сейчас созданы пять комитетов, появилась фракция «Единой России», в которую вошли 11 депутатов. Кроме того, принят муниципальный бюджет, утверждена структура администрации», -- рассказал председатель Думы города Александр Елизарьев.

Анна Павлова, «Парламентский вестник Приангарья»

В Усть-Куте местным депутатам рассказали о налоговом и бюджетном законодательстве

       Иркутская область, 21.02.08. Развитие муниципалитетов, налоговое и бюджетное законодательство – эти темы стали основными на кустовом семинаре, который организовало Законодательное собрание Иркутской области в городе Усть-Куте.

       В семинаре приняли участие депутаты Киренского, Нижнеилимского, Казачинско-Ленского и Усть-Кутского районов. Как отметила вице-спикер ЗС Людмила Берлина, после выборов 2 декабря 2007 года в местные Думы пришли новые люди, и необходимо им дать основы управления и законодательства. Поселковые депутаты обсудили с областными парламентариями итоги работы муниципальных администраций, вопросы закрепления полномочий между разными уровнями власти, формирования местных бюджетов, разграничения собственности, регулирования земельных отношений.

       Начальник отдела социально-культурного законодательства правового управления ЗС Эльвира Бондарева пояснила, какие меры социальной поддержки отдельных категорий граждан установлены законами Иркутской области. Начальник отдела по законодательству  об областной природоресурсной политике ЗС Светлана Родионова подробно разъяснила правовые аспекты реализации нового Лесного кодекса России. Начальник отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Елена Каргина рассказала о системе информационного взаимодействия налоговых органов и муниципальных образований.

       На вопросы отвечали депутаты Законодательного собрания Павел Зорин и Анатолий Гультяев. Парламентарии обсудили вопросы сбалансированности бюджетов, взимания долгов с налоговых неплательщиков, проблемы содержания «сквозных» дорог, комплектования сельских поселений врачами и учителями.

       Одной их главных тем семинара стало проведение выборов президента 2 марта 2008 года. Областные парламентарии подчеркнули, что депутаты муниципальных Дум должны рассказать жителям своих территорий о планах и перспективах развития, о том, что намерена делать поселковая власть, поскольку именно они являются связующим звеном между населением и государственной властью.

Сергей Ромин, «Парламентский вестник Приангарья»

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора:bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области