Резолюция съезда
01.04.2006
РЕЗОЛЮЦИЯ СЪЕЗДА
депутатов представительных органов власти Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Съезд депутатов Приангарья состоялся в очень ответственный момент. Наступает пора активных действий в наращивании экономического потенциала области и округа и превращении Приангарья в опорный экономический регион на востоке страны. Предстоящее объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа придаст нашему обновленному региону дополнительные импульсы для дальнейшего развития и улучшения жизни людей.
В 2006 году отмечается 100-летие Российского парламентаризма. В этих условиях проведение съезда депутатов является эффективной формой взаимодействия представительных органов. В результате муниципальной реформы в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе сформирована двухуровневая система местного самоуправления. Это позволило создать в каждом селе, поселке, городе органы, представляющие интересы его жителей, – городские, сельские думы. В этих условиях особое значение приобретает единство депутатов всех уровней, которые должны показать пример активных действий в решении важных для жизни людей вопросов. Создание действенной формы работы, объединяющей депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного собрания Иркутской области, Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, дум муниципальных образований в заботе о человеке, стало вызовом и велением времени. Такой формой консолидации является съезд. Консультации и регулярный обмен опытом между депутатами, выдвижение востребованных общественно-политической практикой законодательных инициатив с последующим обсуждением и их принятием представительными органами в соответствии с компетенцией должно стать основой для реализации накопленного экономического потенциала.
Делегаты съезда определили общие цели и последовательность действий в дальнейшей реализации реформы местного самоуправления в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
Съезд считает необходимым усовершенствовать механизм предоставления дотаций, субсидий и субвенций для муниципальных районов и городских округов, а также установить иные реальные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований. Это позволит сформировать самодостаточные местные бюджеты, способные обеспечить финансирование расходов на решение вопросов местного значения.
Назрела необходимость в совершенствовании законодательной базы местного самоуправления и в сфере разграничения собственности. Муниципальные образования должны быть обеспечены достаточными материальными ресурсами.
Депутаты подчеркивают, что эти проблемы следует решить в ближайшее время. Это позволит поселениям приступить к осуществлению полномочий в полном объеме, а граждане получат возможность решить имеющиеся проблемы непосредственно по месту жительства.
Несмотря на наличие высокого экономического потенциала, природных богатств в области и округе, многие проблемы в жизни людей не решены.
Съезд отмечает, что в современных условиях огромное значение для будущего развития Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа имеет обоснованная программа социально-экономического развития регионов на среднесрочную перспективу и разработка стратегии развития нового субъекта Российской Федерации до 2020 года.
При реализации на территории Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа национальных проектов в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве и обеспечении доступности жилья особую актуальность приобретает контроль представительных органов за их выполнением.
Исходя из изложенного съезд постановил:
I. Отметить, что реформа местного самоуправления, направленная на приближение власти к населению, находится на начальном этапе реализации. Отсутствие достаточного финансирования, глубоко дефицитные местные бюджеты, незавершенность процесса разграничения и передачи собственности не способствуют созданию сильных и самостоятельных органов местного самоуправления. Объективно востребованные изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации не нашли своего отражения в законодательных инициативах.
II. Определить в качестве главной задачи взаимодействия представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления повышение благосостояния жителей.
Для достижения поставленных целей необходимо:
в социальной сфере:
1. Депутатскому корпусу области, округа продолжить работу по формированию законодательной базы, расширяющей систему адресной социальной помощи, прямой поддержки пенсионеров, инвалидов и других наименее защищенных категорий граждан.
2. Рекомендовать органам государственной власти, органам местного самоуправления области, округа:
2.1. Обеспечить населению доступность, качество услуг образования и здравоохранения, прежде всего путем улучшения материально-технического оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, участковых больниц, школ, учебных заведений.
Разработать в целях улучшения демографической ситуации в области, округе дополнительные механизмы стимулирования рождаемости, поддержки семьи, снижения смертности.
2.2. Создавать условия для массовых занятий спортом по месту жительства, проводить строительство и реконструкцию спортивных сооружений.
Укреплять в сознании людей ценности здорового образа жизни для формирования поколения, свободного от пагубных пристрастий к алкоголю и наркотическим средствам.
3. Рекомендовать органам государственной власти области и округа разработать на условиях софинансирования с муниципальными образованиями государственную программу социального развития села, предусматривающую жилищное строительство в сельской местности, реконструкцию и техническое перевооружение систем энергоснабжения села, водо-, теплоснабжения сельских населенных пунктов, развитие сети автомобильных дорог; телефонизацию; меры по улучшению медицинского обслуживания на селе, развитию сети культурных учреждений.
4. Считать целесообразным органам государственной власти области и округа обратиться от имени съезда к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой о поддержке выдвижения Иркутского государственного технического университета на участие во Всероссийском конкурсе «О мерах государственной поддержки учреждений образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
в сфере развития национальной культуры, самобытности народов, проживающих на территории области, округа:
рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления области и округа принять действенные меры по сохранению и развитию языка, самобытной культуры народов, проживающих на территории области, округа.
в сфере экономики:
1. Принять меры к реализации главных инвестиционных проектов по развитию экономического потенциала Иркутской области на основе объединения усилий государства и частного капитала, исходя из интересов стратегического развития Приангарья и населения региона.
Действуя в интересах всех жителей Приангарья, добиваться скорейшей реализации проектов газификации Иркутской области.
2. Рекомендовать органам государственной власти области и округа при разработке и утверждении программ социально-экономического развития максимально учитывать интересы муниципальных образований, их экономический потенциал, в том числе:
2.1. Систематически анализировать тенденции развития каждого муниципального образования и выработать комплекс мер:
- по формированию экономической основы местного самоуправления;
- по надлежащему содержанию и ремонту областных, окружных и муниципальных дорог;
- по искоренению формализма и бюрократических препятствий на пути развития предпринимательства, жилищного строительства, в том числе при оформлении землеотводов, при выдаче разрешений на строительство;
- по созданию кадрового резерва, обучению, повышению квалификации персонала органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, в том числе через систему государственного заказа;
- по обеспечению трудовых гарантий депутатской деятельности.
2.2. Разработать программу развития лесопромышленного комплекса Иркутской области на 2007 – 2011 годы, включающую меры по воспроизводству лесов в Иркутской области, предусмотрев соответствующее финансирование бюджетов, систему мер поощрения организаций лесопромышленного комплекса, развивающих высокотехнологичную глубокую переработку древесины, а также меры, направленные на развитие внутреннего рынка сбыта пиломатериалов.
2.3. Обратиться в Правительство Российской Федерации с требованием о выработке мер по выводу из кризиса гидролизных заводов.
2.4. Направить в Правительство Российской Федерации обращение о необходимости срочной реализации комплекса мер по поддержке и развитию сети аэропортов северных районов области в рамках программы развития авиации в Российской Федерации.
2.5. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением проработать вопрос о воссоздании в составе федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации целевого дорожного фонда для финансирования дорожной отрасли.
3. Законодательному собранию Иркутской области и Думе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по следующим вопросам:
- перераспределение доходных источников в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, платежи за пользование лесным фондом, плата за пользование водными объектами);
- компенсация из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в связи с установлением в Налоговом кодексе Российской Федерации льгот по оплате региональных и местных налогов;
- сокращение перечня налогоплательщиков из числа юридических лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога в отношении используемых ими земельных участков;
- установление налоговых льгот предприятиям на период монтажа и ввода новых мощностей;
- отмена таможенных пошлин на ввоз современного оборудования и технологий.
4. Органам государственной власти области во взаимодействии с органами местного самоуправления обеспечить в кратчайшие сроки исполнение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части разработки и принятия законов по обеспечению муниципальных образований необходимым имуществом для осуществления возложенных на них полномочий.
5. Депутатам всех уровней содействовать развитию полноценных рыночных институтов в сферах жилищного строительства, туризма.
6. Органам государственной власти области, округа и органам местного самоуправления при реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в пределах установленной компетенции добиваться приведения существующих тарифов на коммунальные услуги в соответствие с реальными экономическими затратами и качеством предоставляемых услуг.
7. Считать необходимым от имени съезда депутатов обратить внимание Правительства страны на необходимость принятия срочных и исчерпывающих мер для нормализации работы предприятий, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории области и округа.
в сфере агропромышленного комплекса:
1. Рекомендовать органам государственной власти области и округа принять меры по реализации следующих мероприятий:
- существенное увеличение инвестиций в развитие сельского хозяйства и агропромышленного производства, признав эти процессы приоритетными в бюджетной политике области и округа;
- разработка на условиях софинансирования с муниципальными образованиями областной и окружной государственных программ развития сельскохозяйственного и агропромышленного производства, предусмотрев механизмы предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянско-фермерским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам;
- создание условий для развития агропромышленных интеграционных организаций на базе предприятий, имеющих устойчивое финансово-экономическое состояние;
- обеспечить создание центра по внедрению высокоэффективных технологий по семеноводству, развитию племенного животноводства и птицеводства.
в сфере природопользования:
1. Рекомендовать органам государственной власти области и округа:
- разработать концепцию рационального и экологически безопасного природопользования;
- принять меры, направленные на сохранение уникального природного объекта озера Байкал.
От имени делегатов съезда обратиться к Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации с предложением о рассмотрении экологически безопасного проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
- продолжить работу с федеральным центром по разработке и принятию федеральных программ строительства лесохозяйственных дорог, повышению таможенных пошлин на вывоз необработанной древесины.
III. Депутатам дум городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов сосредоточить все внутренние ресурсы муниципальных образований на следующих приоритетных направлениях:
- реализация национальных проектов для качественного роста благосостояния людей;
- осуществление контроля за соблюдением порядка конкурсных процедур при выполнении расходных обязательств, входящих в перечень вопросов местного значения, в том числе: проведение открытых аукционов по выделению участков под жилую застройку; исключение неоправданных обременений при подключении домов к инженерным сетям;
- создание условий для развития предпринимательства, повышения эффективности использования муниципальной собственности.
IV. Считать целесообразным проведение ежегодных съездов депутатов представительных органов, предусмотрев в их организации работу секций по основным направлениям деятельности представительных органов. Подтвердить высокую эффективность зональных семинаров депутатов и продолжить их проведение. Поручить их подготовку и проведение Законодательному собранию Иркутской области.
Съезд заявляет, что реализация намеченных задач будет успешнее в объединенном субъекте Российской Федерации – Иркутской области - при тесном взаимодействии депутатов представительных органов с исполнительной властью, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Периодическое проведение съездов депутатов всех уровней должно стать необходимым элементом в системе взаимоотношений между общественностью и властью.