ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Доклад В.К. Круглова

01.04.2006
     На открытии съезда депутатов Приангарья, состоявшегося 31 марта в Иркутске, с докладом выступил председатель Законодательного собрания  Иркутской области Виктор Круглов. Доклад был посвящен роли депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления в реализации муниципальной реформы и задач социально-экономического развития Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Уважаемые делегаты съезда! Дорогие  гости!
Мы собрались на съезд в очень ответственный момент. Наше родное Приангарье находится на переломном этапе своего развития. Наступает пора активных действий в наращивании экономического потенциала региона. Предстоящее объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в единый субъект Федерации  придаст нашему обновленному региону  дополнительные импульсы для дальнейшего развития и улучшения жизни людей. Значительный пласт перевернут в организации местной власти. Муниципальная реформа привела к созданию двухуровневой системы местного самоуправления и позволила восстановить вертикаль представительных органов власти в низовом звене – в селах, поселках, малых городах – там, где  и живет основная масса людей.
 Именно  депутаты местного самоуправления составляют основную часть делегатов нашего съезда. Они отлично знают реальные проблемы народной жизни, поскольку постоянно находятся в самой ее гуще. И потому мы обязаны самым внимательным  образом отнестись к оценкам, предложениям и советам местных депутатов. Это позволит нашему съезду наиболее точно  оценить результаты реформирования власти, сверить ориентиры в развитии экономики и социальной сферы, определиться с приоритетами и первоочередными делами и задачами.
 Разрешите мне от имени коллег  депутатов областного Законодательного собрания  тепло и сердечно приветствовать Вас, уважаемые делегаты и гости съезда. Хочу пожелать нашему высокому собранию плодотворной работы и ответственных решений.
 Уважаемые коллеги!
 Курс на укрепление государственности, проводимый Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, предполагает активизацию общественных сил, создание гражданского общества и обновление властных структур. Именно эти цели преследуют проведение реформы местного самоуправления, избрание в регионах губернаторов представительными органами власти, усиление субъектов Федерации, прежде всего, через их укрупнение. И на каждом из этих направлений следует действовать по-новому, профессионально, с пониманием их значимости для укрепления государственности.
Реформа местной власти привела к существенным переменам, результаты которых еще предстоит по-настоящему оценить, а  главное – нам предстоит научиться жить и работать в новых условиях.  Ошибается тот, кто приравнивает муниципальную реформу по значению, допустим, к реформе ЖКХ или здравоохранения. Именно от реформирования местного самоуправления напрямую зависят все нынешние преобразования, качество жизни, уровень  и механизмы ответственности власти перед населением и обществом. У местного самоуправления в российской истории глубокие корни, но и последнее десятилетие отмечено на этот счет важными событиями. В 1995 году был принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», а вскоре  Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. Однако при реализации закона сразу же появились пробелы в правовой базе. Во-первых, большинство муниципалитетов не получили достаточного налогового потенциала. Во-вторых, бюджеты вышестоящего уровня продолжали финансировать низовое звено с существенным дефицитом. В-третьих, так и осталось непонятным, какой уровень власти за что отвечает. И, наконец, сохранение противоречий вело к конфликтам между местным самоуправлением и региональными властями, а также и к  разочарованию граждан в эффективности местного самоуправления. Вот почему в 2003 году вступил в силу новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Его положения увязывают разграничение полномочий, финансов и ответственности между органами власти всех уровней. Закон учел претензии со стороны местного самоуправления. Предусмотрено четкое распределение доходов  и расходов между уровнями власти, а  также прозрачная система перераспределения бюджетных средств по всей вертикали. Если закон 1995 года формально уравнивал все муниципалитеты – от города-миллионника до сельского райцентра, то закон 2003 года ориентирован на выстраивание более логичной системы власти с максимальным приближением ее к народу.
В конечном итоге реформа должна привести к созданию авторитетных и работоспособных органов местного самоуправления, для которых решающим станет слово самих жителей. В результате власть и народ должны сделать шаг навстречу друг другу, а условия жизни в каждом городе и поселке  измениться к лучшему. И важно, чтобы эти перемены почувствовал каждый человек. «Мы должны уйти от ситуации, когда граждане знают, что им что-то положено, а местные власти говорят, что у них на это нет денег. Такой ситуации быть не должно». -  так оценивает важнейшую цель реформы местной власти Президент России.
 Добиться поставленных целей  мы сможем только за счет консолидации всех влиятельных сил – прежде всего, региональной власти, бизнес-сообщества, политических партий, в конечном счете, всех наших жителей. И здесь особое значение приобретает консолидация депутатов всех уровней, которые должны показать пример решительных и активных действий. Настало время зацементировать представительную власть, чтобы депутаты   могли видеть общие цели и последовательно реализовывать общие приоритеты, действуя в рамках компетенции своих выборных органов.
 Важно, что эту позицию разделяет подавляющее  большинство наших коллег – депутатов  сельских, городских и районных дум. Это подтвердили зональные семинары, организованные областным ЗС в помощь депутатскому активу, в первую очередь, из числа новичков. Всего в течение февраля состоялось почти полтора десятка таких встреч. Именно на них и возникла идея проведения  съезда депутатов Приангарья.  Бодайбо, Качуг, Усть-Кут, Залари, Черемхово, Братск, Нижнеудинск, Саянск, Усть-Илимск, Ангарск, Тулун, Тайшет – вот основные адреса «депутатского» десанта областных законодателей, а участниками наших встреч  оказалось почти две тысячи депутатов  местного самоуправления. И всякий раз разговор перерастал учебные рамки и переходил в  дискуссию о том, как нам лучше обустроить нашу жизнь, добиться полнокровного функционирования местной власти. Оказалось, что не все депутаты по-настоящему задумывались над тем, в чем  смысл новшеств, вызванных муниципальной реформой. У многих туманными оказались представления о том, что на областном уровне сделано для успешного реформирования местной власти.
 В ходе реформы у нас, в Иркутской области, к 37-ми муниципалитетам, сохранившими за собой статус районных образований, добавилось еще 354 новых, созданных, прежде всего, в сельских поселениях и малых городах. У наших соседей, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, создано 77 муниципальных образований. Свыше четырех тысяч человек, избранных депутатами, с января приступили к выполнению полномочий. Люди голосовали за тех, кто умеет чувствовать чужую боль, а общественные интересы ставить на первый план.
 Наш областной парламент вовремя справился с созданием законодательного фундамента муниципальной реформы. Именно это направление было приоритетным в законотворческой работе прошлого года. В сжатые сроки принято свыше 50-ти законов. Ими были определены границы и статус муниципалитетов. Да, возникали конфликты – Ангарск, Нижнеудинск, Тайшет, но характер решений предопределил федеральный закон. Были приняты законы по корректировке сроков полномочий ряда городских и районных дум (а также  глав администраций); по установлению численности будущего состава представительных органов вновь создаваемых муниципальных образований. Существенной переработке подвергся пакет областного выборного законодательства. В нем  зафиксировали возможность применения многомандатной системы на муниципальных выборах, а также право местных отделений политических партий выдвигать своих кандидатов.
 Одновременно под защиту были взяты интересы местного самоуправления в областном налоговом и бюджетном законодательстве. Ведь успех муниципальной реформы – и это сегодня понятно всем! -  впрямую связан   с выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития территорий. Прежде всего, назову Закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Нам удалось увеличить долю отчислений в местные бюджеты с подоходного налога и сохранить за ними все сборы от налога, собираемого по упрощенной схеме, в сфере малого бизнеса. Начал действовать фонд  поддержки муниципальных образований. Интересы низового звена учитывались, в первую очередь, при корректировке областного бюджета 2005 года и при его формировании на 2006 год.
 Но можно ли до конца считать нашу задачу выполненной?   Дискуссии, вскипавшие на зональных семинарах, выявили наиболее острые вопросы, касающиеся всех муниципалитетов. К ним, прежде всего, относятся вопросы:
 - формирования местных бюджетов,
 - механизма определения субвенций и дотаций для муниципалитетов первого уровня,
 - определения нормативов отчислений в местных бюджеты от налоговых сборов,
 - распределения полномочий по уровням местного самоуправления,
 - финансовой основы для выполнения полномочий, переданных на низовой уровень,
 - разделения собственности и управления имуществом,
 - кадастровой оценки муниципальных земель,
 - финансирования затрат по переоценке муниципального имущества и муниципальных земель,
 - оснащения современной оргтехникой и компьютерами низовых администраций и местных дум,
 - дальнейшей учебы депутатов и переподготовки управленческих кадров.
 Эти проблемы поднимались практически повсеместно. Депутаты местных дум, как показало наше общение, готовы в полную силу работать в интересах людей, знают их нужды, представляют пути решения наболевших проблем, но им нужна помощь, прежде всего, финансовая.
 «Почему нас оставили без денег на ремонт  дорог?» - спрашивали в Ангарске.
 «Где взять средства, чтобы расплатиться по старым долгам?» - интересуется Свирск, отпочковавшийся от Черемхова.
 «Почему там, где добывают золото, не остается ни копейки от налога на добычу полезных ископаемых?» - этот вопрос  мучает бодайбинцев, но не только их.
 «Кто скажет, чья эта собственность – районная или сельского поселения?» - звучало в Киренске,
 «Где найти деньги, чтобы провести переоценку имущества и развернуть приватизацию?»,
«Сколько еще ждать новых  кадастровых оценок земельных участков»…
 Это все вопросы, от которых не отмахнешься. Но, пожалуй, особо горячая полемика возникала всякий раз, когда в центре обсуждения  оказывались бюджетные проблемы. «Мы просим взять на карандаш, - обращалась  к нам  Елена Коваленко, глава  Тайшетского городского поселения, - вопрос о порядке определения субсидий и дотаций, но только ставьте вперед человека, а не мудреные коэффициенты».
 Не стану сходу утверждать, какой приоритет выбрать – держаться ли, по-прежнему, за  мудреные коэффициенты или перейти на подушевой принцип. Ясно одно: мы должны обеспечить равный доступ населения к бюджетным средствам.
 Назрела необходимость срочного уточнения действующего закона о нормативах  отчислений в низовые  бюджеты. Об этом однозначно было сказано на совещании в ЗС по  итогам февральских семинаров с депутатами местного звена. Одновременно были определены и другие первоочередные действия областных законодателей. Назову важнейшие задачи. Чтобы местная власть смогла зарабатывать собственные  доходы, требуется быстрейшее завершение законодательного разграничения собственности между уровнями власти – муниципальными районами, городскими округами и сельскими поселениями. Надо определиться с кадастровой оценкой муниципальных земель, установить порядок описания границ муниципалитетов. В наши ближайшие планы входит завершение формирования законодательной базы, обеспечивающей  справедливость распределения доходов и расходов между уровнями власти и создание прозрачной системы перераспределения бюджетных средств по всей ее вертикали.
 К первоочередным относится  и задача закрепления полномочий по уровням местной власти. «Мы утром забираем у поселений полномочия, а вечером их отдаем назад», - не без сарказма заметил на заларинском семинаре мэр района Альфрид Ахметов. А вопрос-то весьма больной не только для заларинцев.  Пока лишь 16 муниципальных образований первого уровня взялись за выполнение всех полномочий в полном объеме. Что же остальные? Многие и готовы  взять ответственность, но не имеют достаточных средств. В Мамакане – это городское поселение Бодайбинского района – при расходах в 7 млн. руб. собственные источники  с учетом безвозмездных перечислений из областного и районного бюджетов составляют  всего лишь миллион рублей. Это не редкость и для других мест.
Но есть и другая картина: районные власти по-прежнему   пытаются все прибрать под себя, чтобы диктовать линию поведения сельским поселениям. Беспокоит, что на местах запаздывают с принятием собственных нормативно-правовых актов. К середине февраля, например, с механизмом сбора земельного налога определились только в 47 поселениях, а разработка велась всего лишь в 25-ти. Вот и становится массовой практикой заключение соглашений о передаче сельскими поселениями своих полномочий на уровень муниципального района. Только вряд ли подобный способ можно считать оптимальным. Местное самоуправление – не декорация. Оно для того и создается, чтобы житейские проблемы решались именно там, где живут люди.
В руках депутатов, прежде всего, областных  законодателей, находится и такой  инструмент как законодательная инициатива. С мест все сильнее идут сигналы о несправедливом распределении налогов. По тому же, к примеру,  налогу на добычу полезных  ископаемых. Значит, надо ставить со всей остротой эти вопросы перед Москвой. Используя право законодательной инициативы, добиваться решения острых вопросов через Государственную Думу. Но самой важной задачей, к решению которой должны подключиться наши представители в Государственной Думе и Совете Федерации, должна стать реальная оценка налогового потенциала региона. Мы обязаны добиться во что бы то ни стало  взаимопонимания с  Минфином в движении денежных средств, чтобы бесконечно не балансировать у опасной черты – на грани финансового дефолта.
Пока из областной казны, по нашим оценкам, необоснованно изымается порядка 8 млрд. руб. Этой суммы как раз и не хватает для сбалансированности областного бюджета, дефицит которого с учетом кредиторской задолженности перевалил за 9 млрд. руб. Отсюда и острейшие финансовые проблемы в муниципальных образованиях. В Бодайбинском районе, где еще недавно не знали финансовых проблем, не хватает 250 млн. для  покрытия самых минимальных бюджетных расходов. В целом же для сбалансированности местных бюджетов с учетом предстоящего повышения оплаты труда работников бюджетной сферы недостает свыше 5 млрд. руб. Вот он, результат последних изменений бюджетно-налогового законодательства, проведенного на федеральном уровне. Вряд ли  такую практику следует считать справедливой. Очевидный перекос ведет к тому, что местные власти просто теряют заинтересованность в развитии производства на своих территориях, к привлечению инвестиций, а значит и к получению дополнительных бюджетных доходов. Этот необоснованный перекос следует устранить. У нас сомнений на этот счет нет. Уверен, что регионы, полностью перешедшие на исполнение 131-го закона, должны попасть под особое внимание правительства. Пока таких регионов 42,  и они нуждаются – по объективным причинам – в дополнительной поддержке федерального центра.
Мы ждем, что наш голос в Москве, в правительстве, прежде всего, будет услышан. И, все-таки, главные резервы находятся здесь – в  Иркутске, в Усть-Ордынском округе, в наших краях. Сегодня, оценивая перспективы действий, не грех оглянуться назад и спросить себя: «Все ли нами сделано? И насколько правильно сделано?».
Уместно, вглядываясь  в даль, задуматься над вопросом: «Что день грядущий  нам готовит?» и «Насколько готовы мы к  вызовам времени?».
И я надеюсь,  откровенный разговор, который пойдет на нашем съезде, позволит определиться с приоритетами, добиться координации действий всех ветвей власти, привести в действие резервы.

Средний возраст делегатов нашего съезда не достиг даже 50-летнего возраста. И большинство из нас хорошо помнит молодость, когда  Приангарье гремело на всю страну. Своими ударными стройками, задором молодых энтузиастов, поднимавших Братск, Усть-Илимск, Саянск, БАМ и многие другие уникальные объекты.
Сегодня, к сожалению, столь масштабного строительного бума на наших просторах нет, хотя Ковыкта, Верхняя Чона, Сухой Лог ждут своих первопроходцев и своего часа. Но время уходит. Если не перейдем к политике интенсивного развития, то наступит, как показывает мировой опыт, период стагнации. Мы видим, что государство пока не в  состоянии само делать крупные инвестиции, но в то же время не спешит и с ответами на предложения частного бизнеса. Где же выход? На мой взгляд, в запуске модели государственно-частного партнерства. Когда государство, сохраняя контрольный пакет, развивает инфраструктуру региона, а бизнес запускает крупные индустриальные проекты.
Проблемы развития Иркутской области связаны с целым рядом объективных факторов, таких как:
- удаленность от основных рынков сбыта;
- слаборазвитая инфраструктура;
- устаревшие промышленные активы;
- издержки ресурсного освоения.
Но есть и существенные субъективные факторы, препятствующие развитию области:
- низкое качество регионального управления;
- отсутствие стратегического взаимодействия с бизнесом, в т.ч. в инфраструктурной и социальной политике.
Эти выводы были сделаны участниками экспертных семинаров по стратегии развития региона, организованных Законодательным собранием в январе и апреле прошлого года.
Да, Иркутская область  - богатая область. Но мы, надо признать, живем все-таки незаслуженно бедно. Справедливые упреки на этот счет в адрес областных властей приходится постоянно выслушивать на встречах с избирателями, в трудовых коллективах.  Вот почему одна  из первоочередных задач – повышение инвестиционной привлекательности Приангарья. Можно сколь угодно рассуждать о необходимости повышения уровня жизни, о развитии социальных программ, говорит об удвоении ВВП, но если в наш регион не придет капитал, все так  и останется на уровне разговоров, и не более того. Без тесного взаимодействия с бизнес-сообществом большинство  перспективных планов реализовать попросту невозможно. Что же касается основных точек роста, то они хорошо известны. Важнейшими среди них, конечно, являются два крупнейших месторождения – золоторудный Сухой Лог и газоносная Ковыкта. Именно проекты по их освоению на сегодня наиболее инвестиционно подготовлены и могут быть осуществлены в ближайшее время. Освоение этих месторождений, особенно запасов ковыктинского газа, даст возможность многим нашим предприятиям нарастить объемы на основе новых технологий, создать новые рабочие места и внести реальный вклад в удвоение валового регионального продукта.
 Президент России Владимир Путин во время визита в Китайскую Народную Республику заострил внимание на государственном интересе  России и стран АТР в освоении Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Если говорить об интересах Иркутской области, то Ковыкта, при условии приоритетного использования газа на месте, может сформировать основу для  принципиального улучшения качества жизни населения всего региона. На этот счет разработаны  реальные планы, реализацией которых занимается Восточно-Сибирская газовая компания. Если все получится, как  задумано, реализация областного газового проекта может стать новым определяющим этапом развития региона, сравнимым по своим масштабам с развитием ее энергетического потенциала на основе каскада ангарских ГЭС. Ковыкта – это точка отсчета нового этапа экономического подъема нашего региона.
 Хочу подчеркнуть: создание инвестиционной привлекательности региона – это вовсе не заигрывание с финансово-промышленными группами, банковскими и иными влиятельными структурами.  Что от нас требуется?  Превратить Иркутскую область в регион с эффективно развивающейся экономикой.  В регион с надежной правовой базой, обеспечивающей гарантию эффективного использования инвестиций и для частного капитала, и для государственных  структур. Бизнес тянется именно в такие регионы. Но, с другой стороны, ФПГ должны знать и выполнять наши условия, касающиеся социального партнерства и социальной ответственности, обеспечения экологической безопасности и других важных региональных проблем. Одним словом, надо учиться вести достойный диалог между бизнесом и властью, отстаивая интересы региона и государства.
 Привлечение капитала и реализация крупных инвестиционных проектов – лишь одно из важнейших направлений в развитии экономики. Одновременно стоит смелее действовать, чтобы с  максимальной эффективностью использовать уже накопленный экономический потенциал. Пора прекратить топтание на месте в  капитальном строительстве, где налицо застой, а то и разруха. Серьезное беспокойство вызывает ситуация в жилищном строительстве, свертывание собственной базы производства  стройматериалов. Не потому ли и буксует у нас ипотека, внедрением которой мы занимаемся пока лишь на словах, да на бумаге. Свежим взглядом следует оценить ситуацию в малом бизнесе. Благополучные вроде бы цифры статистики не должны никого убаюкивать. Пока сдвиги очевидны лишь в торговой сфере, прежде всего, в Иркутске и других крупных городах, но, если взять промышленный комплекс, то перемены не так заметны. Вклад  малого бизнеса в реальный сектор товарного производства, по-прежнему, остается небольшим, а  найти, например, в деревне, причем, не самой глухой, парикмахерскую или, допустим, сапожную мастерскую – большая для наших мест редкость.
 Нам так и не удалось вывести из застоя легкую промышленность, продолжают буксовать многие пищевые предприятия, накапливаются проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, дорожном строительстве, агрокомплексе, особенно в периферийных районах. Одним словом, проблемы и резервы существуют во всех отраслях, определяющих экономический потенциал региона. Не исключение – топливный комплекс, цветная и черная металлургия, химия и нефтепереработка, и даже электроэнергетика. Это вызывает беспокойство и тревогу, поскольку впрямую сказывается на уровне благосостояния наших людей. Ведь хорошо известно: как работаем, так и живем.
 Реализация уникальных природных богатств и накопленного экономического потенциала возможна только при наличии у региона стратегии развития. Она должна  отражать, а точнее сочетать, интересы населения, государственной власти, местного самоуправления и бизнеса. Приходится с сожалением констатировать, что на данный момент такой стратегии  не существует. Более того, не принята перспективная программа социально-экономического развития Иркутской области. И даже с утверждением ее концепции возникли проблемы. После вполне обоснованной критики на заседании депутатского комитета по экономической политике разработчики концепции решили больше ее депутатам не показывать. Такое вот неожиданное решение. Но ведь  окончательный вариант программы предстоит утверждать сессии ЗС. И почему бы всю подготовительную работу не провести совместно, помня о том, что  «один ум -  хорошо, а два – лучше».
 Необходима и скорейшая разработка перспективных программ по развитию ведущих отраслей экономики.  В лесном комплексе по-прежнему упор делается на заготовку и вывозку круглого леса, а современные производства, такие как «Игирма-Тайрику», «ТМ-Байкал», «Янтальлес», давно что-то больше не возникают. Не ослабевает узел проблем у целлюлозников. И как  итог – не растут бюджетные поступления от лесного комплекса – становой отрасли экономики региона.  Вот почему так нужна программа развития важнейшей отрасли, но ее нет.
 Так и не родилась до сих пор, несмотря на все потуги, программа развития агропромышленного комплекса и социального развития села. И  она крайне нужна, поскольку деревня теряет молодежь, а пашня зарастает бурьяном. Мы должны вдохнуть в село новую жизнь, но, прежде сами должны определиться с главными точками приложения сил.
 Возникает вопрос: каким образом представительные органы власти могут влиять на положение дел, добиваться стабилизации экономики и, стало быть, пополнения доходов консолидированного бюджета области? В первую очередь, через усиление контрольных функций  за деятельностью исполнительной власти и выполнением собственных решений. Как пример результативности подобных действий моих коллег  по Законодательному собранию могу привести  наступательную позицию в рассмотрении бюджетно-финансовых проблем. Ужесточение депутатского  контроля позволило в 2005 году на 4,3 млрд. руб. пополнить собственные доходы, а в целом областная казна  против первоначального варианта увеличилась на 21 проц. Только депутаты не ждали аплодисментов по этому поводу, а задавались неизбежными вопросами. О том, насколько полно разработчики бюджета учитывают будущие доходы? Почему экономические службы областной администрации слабо осведомлены о перспективах развития предприятий?
 Год назад принятие областного бюджета совпало с началом наших полномочий. Вынужденные обстоятельства помешали глубоко вникнуть в бюджетные расчеты. С формированием бюджета на 2006 год все было иначе. Впервые были проведены общественные дебаты на депутатских слушаниях, а в бюджетном комитете почти месяц продолжались рабочие совещания для предварительного анализа реальности каждой статьи бюджета. Затем состоялось «нулевое» чтение,  по итогам  которого  против первоначального варианта доходная часть  увеличилась на 1,2 млрд. руб. И хотя разработчики проявляли нетерпение, депутаты исключили какую-либо спешку и добились реального увеличения областной казны текущего года.
 Своевременной оказалась реакция Законодательного собрания  на участие   Иркутской области в реализации национальных проектов, объявленных Президентом. Конструктивная полемика на декабрьской сессии по отчету областной администрации показала, что действовать надо значительно решительнее. Этот  вопрос  продолжаем держать под контролем, поскольку еще не все предложения депутатов удалось реализовать. И к тому же в последнее время появились дополнительные возможности участия в национальных проектах.  Реальна перспектива строительства в Иркутске современного высокотехнологичного  медицинского центра. Подготовлены документы для участия  Иркутского государственного технического университета в конкурсе российских ВУЗов, внедряющих инновационные образовательные программы. Новый статус – это не только новые горизонты для  самого ИрГТУ, но и реальная возможность для подготовки  столь нужных нашему региону современных специалистов и управленцев. Только  мало подготовить и направить в Москву убедительные заявки. Надо будоражить внимание к нашим проектам, напоминать об Иркутске, о способности иркутян реализовать смелые планы, а не пассивничать, как это произошло поначалу, когда было объявлено о национальных проектах.
 Мы, депутаты, не должны ограничивать себя только законотворческой деятельностью. Наша задача – видеть перспективу и последствия принимаемых законов и решений, смелее вникать в проблемы, возникающие в  реальной жизни. И самое главное – добиваться реализации выгодных идей и предложений, а не довольствоваться лишь их констатацией. На одной из недавних встреч, организованных по инициативе Некоммерческого партнерства промышленников и товаропроизводителей, прозвучало предложение о поддержке тех, кто начнет реанимацию производства стройматериалов. Почему бы инициаторам, взявшимся за создание современного, технологичного производства, не пойти навстречу и часть банковского кредита, полученного на создание эффективного производства, не погашать за счет бюджетных средств? Это и будет реальным шагом к оживлению того же жилищного строительства, в чем заинтересованы абсолютно все. Но пока добрая идея повисла в воздухе, хотя давно руководителям строительного комплекса областной администрации все следовало бы просчитать и взяться за реализацию полезного предложения.
  На минувшей неделе у нас, в ЗС, состоялся «круглый стол» по проблемам гидролизных заводов. Разговор показал, что ситуация  к лучшему почти не меняется. Адекватной реакции на обращение ЗС  к премьер-министру пока не последовало. Что же, руки  опустим? Нет, будем бить во все колокола: или  федеральные органы выполняют свои обязательства в полном объеме  или передают предприятия в областную собственность. Нам не нужно повторение  Бирюсинска в Тулуне. Нам не нужен очередной виток напряжения на Киренской и Алексеевской РЭБ флота. Нам не нужны другие очаги напряжения, возникающие по причине необъяснимого равнодушия федерального центра к своей собственности. 
 Надеюсь, готовность областного Законодательного собрания, представительной власти местного самоуправления к коллективным, совместным действиям позволит успешно справиться с первоочередными задачами. Нет у нас и принципиальных различий в оценках перспектив региона. За все, что происходит в Приангарье, депутаты ответственны также как губернатор и областная администрация.  И очень важно, что депутаты – и областного уровня, и низового звена – это хорошо понимают, и готовы разделить ответственность за конечные результаты общей работы.
Уважаемый съезд!
Через две недели, 16 апреля, в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе пройдут референдумы по объединению соседних регионов в единый субъект Федерации.  Апрельский референдум станет серьезным экзаменом на зрелость и для руководителей региона,  и для всех жителей. Все эти годы мы жили, как добрые соседи, не обращая внимания на административные границы, возникшие в 1993 году. И  все-таки  пограничная межа мешала развитию наших  регионов. Вот почему все эти годы раздавались голоса о том, что лучше жить, как и прежде, единой семьей, под одной крышей. Особенно отчетливо голоса в поддержку объединения зазвучали в последние два-три года. И вот остается сделать последний и важнейший шаг: уже самим жителям на референдуме подтвердить свою волю к объединению, воссозданию Иркутской области  в ее прежних границах, но уже как нового субъекта Федерации.
Предстоящее объединение – это не возвращение в прошлое, а, наоборот, шаг вперед, переход в новое состояние. Объединившись, наш регион получит ряд преимуществ, которые позволят выйти   на лидирующие позиции в Восточной Сибири, будут способствовать комплексному развитию  производительных сил Приангарья. Вместе  мы сильнее – это  понимают все. Неслучайно во время последних поездок по районам нигде не было слышно голосов против объединения, и даже те, кто в чем-то и сомневался, встречались крайне редко. Вот почему  сегодня, в преддверии апрельских референдумов, на нашем съезде мы должны уже говорить о перспективах объединенного региона.
Укрупнение регионов – задача общегосударственной важности. Пример соседей из Перми и Красноярска показывает, что именно через укрупнение происходит усиление  регионов.  Руководить раздробленной территорией намного сложнее, чем крупным монолитным регионом. Где лучше вести планирование развития производства? Где открываются широкие перспективы социального развития? Конечно, в крупном регионе. Это все вполне очевидно. И большинство наших людей придерживаются того же мнения. 
Но это вовсе не означает, что можно сидеть, сложа руки. К 16-му апреля надо вести полноценную подготовку, чтобы люди не только приняли участие в референдуме, но и проголосовали за объединение. Но «лобовой» агитации следует поостеречься, а вот ставка на разъяснение  «плюсов» объединения обязательно принесет положительные результаты.
Если наш съезд продемонстрирует единство депутатского корпуса, осознание общей ответственности за будущее региона, в чем, я  думаю,  в этом зале никто не сомневается, то его решения станут лучшим аргументом в пользу успешного завершения объединительного процесса.
Думаю, будет правильным от имени съезда выступить с   обращением к жителям Приангарья по поводу апрельских референдумов. В нем мы еще раз должны заявить о том, что 2006 год станет поворотным в истории наших регионов. В политической сфере нет на сегодня важнее задачи, чем  объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, и она будет успешно решена. Иного не дано!
Уважаемые друзья!
Нам выпало жить в благодатных, пусть и с суровым климатом, местах. Рядом с нами Байкал, укрепляющий наше нравственное здоровье и уверенность в собственных силах. А сила духа, уверенность, готовность к коллективной работе особенно необходимы именно сейчас, когда перед нами открываются новые горизонты.
Наверное, еще многое можно было бы говорить о наших проблемах и неотложных делах, но помнить надо о самом главном, что должно помочь в их решении, - единстве действий, совместных усилиях в достижении важнейших целей, способности по-деловому выстраивать отношения с  федеральным центром, опираться на местное самоуправление. Мы сумеем этого добиться, если будем действовать как единая, боевая команда, для которой не может быть ничего выше, чем интересы Иркутской области. От того, каким окажется конечный результат наших общих усилий, будет зависеть оценка деятельности областной и местной  власти, ее руководителей со стороны жителей области. Большинство из них не делят власть на исполнительную или законодательную. Они  воспринимают власть как единое целое. И правильно делают. Справедливо требуют от нас конкретных результатов, реальных перемен к лучшему. Мы обязаны помнить о величайшей ответственности перед людьми, вникать в их проблемы, конкретными делами отвечать на доверие.
Благодарю за внимание!


 

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области