СМИ о ЗС

● Депутатское видео. «Право выбора», 2008, № 3, Борис Краинский.

       В парламентском арсенале появилась такая форма работы как видеоконференции. Взять на вооружение  современные информационные технологии предложили депутаты областного Законодательного собрания. На первой видеоконференции в центре внимания оказались проблемы взаимодействия депутатов разных уровней. Еще одна грань заинтересованного разговора – предстоящие выборы Президента Российской Федерации. 

       Главными участниками первой видеоконференции стали депутаты местного самоуправления из районных, поселковых и сельских дум. На видеосвязь с Иркутском вышли Зима, Тайшет, Черемхово и Усолье-Сибирское, где собрались не только местные депутаты, но и их коллеги из соседних районов. Всего свыше ста депутатов низового звена,  прежде всего, из числа вновь избранных на муниципальных выборах в декабре прошлого года.

       Обсуждение злободневных проблем началось с выступления председателя областного парламента Виктора Круглова, заострившего внимание на усилении взаимодействия представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Он оценил результаты реформирования муниципальной власти и создания двухуровневой системы местного самоуправления. Была дана и подробная информация о том, что областные законодатели сделали для правовой защиты интересов местной власти, прежде всего, финансовой, и укрепления вертикали представительных органов власти. Разговор о задачах на 2008 год шел через призму нерешенных проблем, а они связаны, как известно, с дефицитом бюджетов, особенно на поселенческом уровне, перераспределением полномочий, разграничением собственности между различными уровнями власти.

       На анализе полномочий органов местного самоуправления подробно остановилась Людмила Берлина, возглавляющая в областном парламенте комитет по государственному строительству Иркутской области и местному самоуправлению. Она постаралась сделать обзор важнейших федеральных законов, регламентирующих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. И, конечно, анализ законодательства был увязан с практикой депутатской работы в муниципальных образованиях Иркутской области.

       К практике местной власти обратился и прокурор Иркутской области Игорь Мельников. Он постарался предостеречь депутатов-новичков от ошибок своих предшественников, устранением  которых была вынуждена заниматься прокуратура. Речь же шла о наиболее характерных нарушениях, допускавшихся думами низовых муниципалитетов при принятии собственных нормативных актов. Примеры, приведенные прокурором области, свидетельствовали о том, что правовые ошибки – не результат злого умысла, а свидетельство слабого знания законов. Игорь Мельников призвал депутатов с первых шагов выполнения своих полномочий внимательно вникать в законы и сверять с ними все свои властные  действия.

       В первой видеоконференции, наряду с областными парламентариями, приняли участие депутаты Государственной думы Константин Зайцев и Татьяна Воронова.  И, конечно, они не остались в стороне от общего столь важного для всех разговора о становлении эффективного местного самоуправления. По мнению Константина Зайцева, весьма важно, чтобы перемены в устройстве местной власти почувствовали, прежде всего, сами жители. Возросшая активность избирателей, зафиксированная на декабрьских выборах, свидетельство того, что депутатские мандаты достались тем, кому люди доверяют. И ответить на доверие необходимо конкретными делами, подчеркнул Константин Зайцев.

       Значительный вклад в подготовку и проведение первой депутатской видеоконференции внесло и региональное отделение Всероссийского совета местного самоуправления. Альбина Самсонова, возглавляющая областной исполком, рассказала о становлении новой  общественной организации, создавшей за короткое время свои «первички» в большинстве муниципалитетов Приангарья.

       Что же касается технических вопросов, связанных с организацией видеоконференции, то они были решены специалистами Ресурсного центра областного департамента образования, действующего на базе областного института повышения квалификации педагогических работников. Все прошло, как говорится, без сучка и задоринки. Была отличная видеосвязь, высокое качество звука.

       Правда, отсутствовала обратная связь с Иркутском, но она появится на следующей встрече. Это изменит формат общения и позволит обсуждение актуальных вопросов перевести в режим диалога. Никто не сомневается в том, что видеоконференции прочно войдут в практику депутатской работы, а темы для будущих коллективных дискуссий подскажет сама жизнь.                    

       Виктор Круглов: Проблемы решать там, где живут люди   

      Предлагаем познакомиться с оценками председателя Законодательного собрания Виктора Круглова, прозвучавшими на депутатской видеоконференции. 

        О перестройке местного самоуправления

      - После декабрьских выборов пролетело два месяца, и многие уже почувствовали, что депутатская работа – не сахар, а сложный каждодневный труд под пристальным взглядом избирателей.   земляков. Нашу видеоконференцию следует расценивать как своеобразный учебный семинар по вопросам местного самоуправления. Это актуальная для всех тема.

       Все мы хотим, чтобы повсеместно – будь-то областной центр, малый город, рабочий посёлок или дальнее село – условия жизни были одинаковыми и цивилизованными. Для выравнивания экономического благополучия, прежде всего, в 2003 году и был принят Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его положения увязывают разграничение полномочий, финансов и ответственности между органами власти всех уровней. Предусмотрено четкое распределение доходов  и расходов между уровнями власти, а  также прозрачная система перераспределения бюджетных средств по всей вертикали.

       Если аналогичный закон 1995 года формально уравнивал все муниципалитеты – от города-миллионника до сельского райцентра, то нынешний 131-й закон ориентирован на выстраивание более логичной системы власти с максимальным приближением ее к народу.

      О муниципальной реформе

      - В соответствии со 131-м законом в Иркутской области и была проведена муниципальная реформа. К 37-ми муниципалитетам, сохранившими за собой статус районных образований, добавилось еще 354 новых, созданных, прежде всего, в сельских поселениях и малых городах. В Усть-Ордынском округе создано 77 муниципальных образований. Депутатские обязанности в представительных органах местного самоуправления выполняют свыше четырех тысяч человек. В итоге в Приангарье возникла и действует двухуровневая система местного самоуправления.

       Законодательное собрание сумело в сжатые сроки принять свыше 50 законов и создать правовой фундамент для реформирования местной власти. Были определены границы и статус муниципалитетов. Приняты законы по корректировке сроков полномочий ряда городских и районных дум, установлению численности состава представительных органов вновь создаваемых муниципальных образований. Существенной переработке подвергся пакет областного выборного законодательства. 

       Одновременно под защиту были взяты интересы местного самоуправления в областном налоговом и бюджетном законодательстве. Ведь успех муниципальной реформы – и это  понятно всем! -  впрямую связан   с выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития территорий. Прежде всего, корректировке подвергся закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Удалось увеличить долю отчислений в местные бюджеты с подоходного и транспортного налогов, сохранить за ними все сборы от налога, собираемого по упрощенной схеме, в сфере малого бизнеса. Начал действовать фонд  поддержки муниципальных образований.

       Реформа местной власти привела к существенным переменам, результаты которых еще предстоит по-настоящему оценить, а  главное – нам предстоит научиться жить и работать в новых условиях.   Именно от эффективной организации местного самоуправления напрямую зависят качество жизни, уровень  и механизмы ответственности власти перед населением и обществом. В результате власть и народ должны сделать шаг навстречу друг другу, а условия жизни в каждом городе и поселке  измениться к лучшему. И важно, чтобы эти перемены почувствовал каждый человек.

      Главная проблема – бюджетный дефицит

      - Однако надо признать, что пока перемены от нового устройства местной власти не особо ощущаются, и, прежде всего, из-за дефицита местных бюджетов. Несмотря на то, что за последние три года вдвое удалось увеличить доходы консолидированного бюджета, говорить о финансовом благополучии не приходится. В 2007 году превышение расходов над доходами в муниципальных образованиях 1-го и 2-го уровней составляло 9 млрд. руб., или 59,4% объема собственных доходов  местных бюджетов. Несбалансированность бюджетов особенно заметна на поселенческом уровне. Если по бюджетам муниципальных районов и городских округов она находилась в пределах 6,6 млрд. руб. (47% от собственных доходов), то по бюджетам поселений – в 2,5 млрд. руб., или 308,9% от объема собственных доходов.

       По-прежнему широко  практикуется передача полномочий на районный уровень. Особенно беспокоит, что низовая власть отказывается от важнейших полномочий, связанных с землепользованием, составлением генпланов, утверждением местных нормативов градостроительства, расчетом субсидий по коммунальным услугам. И, что особенно тревожно, с формированием и исполнением бюджетов поселений. С другой стороны, процесс перераспределения полномочий превращается зачастую в сбрасывание полномочий на низовую власть, которая при этом не получает средств на их выполнение.

       Наша задача в том и состоит, чтобы переломить ситуацию. За последние два года в областном законодательстве появился крупный блок нормативно-правовых актов, который привнес необходимую определенность в закрепление финансовых основ местного самоуправления. Имеются в виду законы о регулировании межбюджетных отношений, наделении местных органов государственными полномочиями, изменения перечня расходных статей, финансируемых из бюджетов. Теперь другим стал и сам принцип предоставления финансовой помощи территориям. Взаиморасчеты ведутся в рамках специальных фондов, включая фонды компенсаций, софинансирования социальных расходов, финансовой поддержки поселений и муниципальных образований.   

       Контактам крепнуть

       - Со своей стороны будем и дальше развивать контакты с депутатами низового звена. Уже начата подготовка к проведению очередной серии выездных обучающих семинаров. Эта форма нашего общения возникла два года назад. Ими удается охватить, организовав ежегодно порядка 12-15 кустовых встреч, до двух тысяч депутатов.

        Мы реформировали координационный совет по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления. В него введены представители от всех муниципалитетов – не только районного, но и поселенческого звена. В аппарате Законодательного собрания создан отдел по работе с органами местного самоуправления. В ближайших его планах – организация стажировок председателей местных дум в областном парламенте. И, конечно, будем усиливать взаимодействие по линии регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления.  

        Все наши коллективные действия предстоит сверять с Резолюцией 2-го Съезда депутатов Приангарья, состоявшегося в ноябре 2007 г.  Мы видим, что депутатский корпус стал более организованным, является влиятельным субъектом политической жизни. Влияние депутатов на решение  проблем различной категории сложности постоянно возрастает. И этот процесс будет набирать силу.

        О предстоящих выборах

       -  В связи с тем, что 2 марта пройдут выборы Президента России,  первостепенное значение приобретает задача обеспечения преемственности государственной политики, а также выполнения перед гражданами обязательств, взятых всеми уровнями власти – областной, районной, поселенческой. Предстоящая предвыборная кампанию дает отличные возможности для укрепления связей с населением, усиления диалога между властью и народом, разъяснения перспектив развития России, обозначенных Президентом Российской Федерации. И одновременно предстоит сделать все, чтобы максимальное число избирателей приняло участие в выборах.

        Подчеркну еще раз, главная задача местного самоуправления – добиваться того, чтобы житейские проблемы решались самими людьми в своих интересах. Решались именно там, где живут люди.

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области