К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья, № (2) 274, 31 января, 2008 год, четверг

Сегодня в выпуске:

ХРОНИКА

Региональный парламент 5 февраля намерен преодолеть вето губернатора на закон о бюджете-2008

       Иркутская область, 31.01.08. Внеочередная сессия Законодательного собрания Иркутской области предположительно пройдет 5 февраля. Об этом сообщил председатель ЗС Виктор Круглов. Точная дата будет установлена в 1 февраля на коллегии ЗС.

       По словам спикера, на внеочередной сессии депутаты намерены преодолеть вето губернатора Иркутской области, наложенное на закон о бюджете-2008, который был принят на сессии 20 декабря 2007 года. Напомним, в последний день прошлого года губернатор предпочел утвердить собственный вариант главного финансового документа региона. Комментируя решения главы Приангарья, Виктор Круглова заявил: «Это незаконно. Игнорировать мнение парламентов двух субъектов федерации у губернатора не было оснований».

Законодательное собрание провело для депутатов местных Дум «видеокурс молодого бойца»

       Иркутская область, 31.01.08. Закон надо читать. Особенно – депутатам местных Дум. Особенно – ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Эта мысль стала лейтмотивом видеоконференции, организованной региональным отделением Всероссийского совета местного самоуправления и Законодательным собранием Иркутской области. Участие в видеоконференции приняли более 120 депутатов местных Дум и глав муниципальных образований из Тайшетского, Чунского, Нижнеудинского, Зиминского, Куйтунского, Нукутского, Черемховского районов, городов Черемхово и Зимы, поселка Залари. Разговор шел о проблемах, которые часто возникают в муниципалитетах Приангарья. Таким образом, видеоконференция стала своеобразным учебным семинаром по вопросам местного самоуправления.

…О муниципальной реформе и местных бюджетах

       Законодательное собрание сумело в короткие сроки принять более 50-ти законов и создать правовой фундамент для реформирования местной власти в соответствии с ФЗ-131, рассказал председатель Законодательного собрания Виктор Круглов. Особое внимание депутаты ЗС уделили интересам местного самоуправления в областном и налоговом законодательстве.  Однако перемены, связанные с реформой местного самоуправления в Иркутской области, пока не столь заметны, как хотелось бы. Связано это, в первую очередь, с дефицитом местных бюджетов. По словам спикера, только 8 из 355 муниципальных образований Иркутской области  в прошлом году самостоятельно решали все вопросы местного значения. Несбалансированность бюджетов муниципальных районов и городских округов была около 6,6% (47% от собственных доходов), а бюджетов поселений – 2,5 млрд. рублей (308,9% от объемов собственных средств). Превышение расходов над доходами в МО первого и второго уровней составляло 9 млрд. рублей (или 59,4%  объема собственных доходов местных бюджетов).

       Как негативную тенденцию Виктор Круглов отметил передачу полномочий поселений на районный уровень, в частности, в 237 поселениях частично или полностью отказались от формирования и исполнения бюджетов. При этом на низовую власть часто передают дополнительные полномочия, а денег для их выполнения не выделяют. Задача законодательной и исполнительной ветвей власти – переломить ситуацию, подчеркнул спикер ЗС. За последние два года в областном законодательстве появился блок нормативно-правовых актов, которые закрепляют финансовые основы местного самоуправления, другим стал принцип предоставления финансовой помощи территориям – теперь средства из областного бюджета идут напрямую в поселения. Как подчеркнул Виктор Круглов, самое же главное – помочь МО увеличить собственную доходную часть.

       Эти и другие проблемы будут рассматриваться на обучающих семинарах, которые Законодательное собрание запланировало провести в 2008 году в разных территориях Иркутской области. Виктор Круглов попросил участников видеоконференции присылать в ЗС свои предложения и вопросы. И подчеркнул: ежегодное проведение 12-15 таких семинаров –эффективно. Кроме того, региональный парламент намерен оказывать постоянную помощь депутатам местных Дум и главам МО: в аппарате Законодательного собрания создан отдел по работе с местным самоуправлением. В планах – организация стажировок председателей местных Дум в ЗС, они получат возможность на практике изучить работу областного парламента, побывав на заседаниях комитетов и комиссий, на сессиях. В ЗС прошло реформирование координационного совета по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления, сейчас в него введены представители не только районов, но и поселений.

       Внимание местным органам власти уделят и депутаты Государственной Думы от Иркутской области. Один из депутатов, секретарь ИРО партии «Единая Россия» Константин Зайцев рассказал: за каждым из пяти парламентариев, избранных по региональному списку партии власти, будет закреплена часть территории Приангарья.

…Об имуществе и решении местных вопросов

       Вице-спикер ЗС, руководитель регионального отделения ВСМС Людмила Берлина охарактеризовала видеоконференцию как «курс молодого бойца». Действительно, большинство депутатов низовых Дум не являются профессиональными юристами, поэтому в тонкостях федерального и областного законодательства, касающегося местного самоуправления, разбираются слабо. Кроме того, основной для МО закон – ФЗ-131 постоянно дорабатывается, за последние четыре года в него внесено более 35 поправок! В своем выступлении Людмила Берлина остановилась на некоторых новациях в законодательстве.

       Перераспределение имущества между Российской Федерацией, Иркутской областью и муниципалитетами региона на 1 января 2008 года не было завершено, как того требует федеральный закон № 131. Работа еще продолжается. А до 1 января 2009 года необходимо провести перепрофилирование или приватизацию муниципального имущества, не переданного федеральным и областным властям до нынешнего года. Это касается имущества, которое не может находиться в муниципальной собственности. Одновременно продолжается разграничение имущества между муниципальными районами и поселениями. Сейчас не разграниченным остается имущество в Куйтунском, Чунском, Катангском, Киренском, Жигаловском, Ольхонском районах. Предельных сроков завершения этого процесса нет. Но Людмила Берлина предостерегла депутатов местных Дум, которые приняли участие в видеоконференции, от поспешной передачи муниципального имущества в частные руки.

       Как подытожила вице-спикер, в муниципальной собственности должно остаться имущество для решения трех групп вопросов: вопросы местного значения; госполномочия, переданные органами местного самоуправления федеральными законами или законами области; факультативные или добровольные полномочия.  Последние прибавились у муниципалитетов всего год назад. Если местные Думы принимают решение их исполнять, то делаться это должно только за счет собственных доходов. К таким полномочиям относится создание музеев, финансирование и софинансирование капремонта жилых домов, находившихся до 1 марта 2005 года в муниципальной собственности, организация общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске постоянной работы и т.д. Надо отметить, что в Иркутской области в большинстве территорий добровольные полномочия не исполняются, это связано с отсутствие в МО необходимых средств. Что касается делегированных полномочий, их следует исполнять лишь при выделении средств из областного или федерального бюджетов. Людмила Берлина подчеркнула: если денег нет, то госполномочия за счет местного бюджета исполнять нельзя, это нецелевое расходование средств. 

…И еще о полномочиях  

       Вообще вопросам полномочий органов местного самоуправления Людмила Берлина уделила особое внимание. Вице-спикер ЗС рассказала, что у муниципалитетов в 2008 году в связи с изменениями в федеральном законодательстве полномочий стало больше. С нынешнего года местные власти обязаны создавать условия для деятельности добровольных дружин по охране общественного порядка, а также – для развития не только малого, но и среднего предпринимательства (вступил в силу ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

       С 14 ноября прошлого года вступил в силу ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В нем также перечисляются полномочия органов местного самоуправления. Больше работы на местах станет и с 30 марта 2008 года, когда вступит в силу федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ». Всего за последние годы муниципалитетам прибавилось около 10 новых полномочий. Среди них такие, как создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, обеспечение безопасности людей на воде и т. д.

       С другой стороны, часть полномочий у муниципалитетов с 1 января 2008 года была изъята, подчеркнула Людмила Берлина. Во-первых, вопросами опеки и попечительства теперь занимается департамент семейной политики, опеки и попечительства Иркутской области. Во-вторых, на региональный уровень передан расчет субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также организация предоставления субсидий. Правда, полномочия по расчету субсидий возвращены в поселения, но уже через областной закон и с финансированием из региональной казны.

       В прошлом году был введен институт оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Предполагается, что лучшие МО будут получать гранты. Людмила Берлина заявила, что в марте 2008 года ожидается соответствующий указ президента РФ.

…О незаконных муниципальных актах

       О проблеме принятия органами местного самоуправления Приангарья незаконных правовых актов рассказал участникам видеоконференции и. о. прокурора Иркутской области Игорь Мельников. По его словам, всего за прошлый год было выявлено и оспорено 3 тыс. 600 незаконных муниципальных актов.

       Одни из самых распространенных нарушений касаются бюджетной сферы. В частности, муниципалитеты утверждают главные финансовые документы своих территорий с дефицитом, превышающем 10%. В минувшем году в судах было оспорено 48 таких решений. В некоторых МО допускаются нарушения при получении и расходовании благотворительных средств, по закону они должны поступать лишь в казну территории. В 2007 году органы местного самоуправления должны были привести в соответствии с федеральным законодательством положения о бюджетном процессе, но из 391 муниципального образования 298 начали эту работу только после вмешательства прокуратуры. 

       За прошлый год было обнаружено более 130 незаконных нормативно-правовых актов о налогах и сборах. Одно из типичных нарушений: муниципалитеты списывают недоимки и задолженности не только по местным налогам, но и по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды. Сплошь и рядом в территориях неправомерно расходовались средства резервного фонда: не на непредвиденные, неожиданные расходы (например, при возникновении чрезвычайных ситуаций), а на премии, поддержку общественных организаций и т. д. Органы местного самоуправления принимают правовые акты с превышением компетенции. Например, прокурор Братска опротестовал 9 решений поселенческих Дум о создании муниципальных унитарных предприятий; делать это могут лишь главы местных администраций.

       Местные власти также нарушают законодательство при распоряжении земельными ресурсами, при формировании, размещении муниципального заказа и контроле за его исполнением и т. д. 

…О выборах

       Еще одна тема, которую так или иначе касались все выступающие, - выборы президента России, которые назначены на 2 марта 2008 года.

       Спикер ЗС Виктор Круглов заявил, что «первостепенное значение приобретает обеспечение преемственности государственной политики», и призвал участников видеоконференции сделать все, чтобы максимальное количество жителей Иркутской области пришло на избирательные участки. «Особая надежда в этом – на депутатов местных Дум, глав местного самоуправления», - отметил Константин Зайцев.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Парламентарии взяли шефство над иркутской хоккейной командой «Рекорд»

       Иркутская область, 31.01.08. Законодательное собрание Иркутской области взяло шефство над иркутской хоккейной командой «Рекорд». Об этом сообщил на встрече с игроками и руководством команды председатель ЗС Виктор Круглов. Встреча прошла  в преддверии Чемпионата мира по хоккею с мячом, к которому сейчас готовятся спортсменки. (Он пройдет с 13 по 16 февраля в шведском городе Фалун).

       Это будут первые соревнования, на которые хоккеистки, благодаря финансовой поддержке ЗС, поедут в сопровождении собственного врача, - сообщили руководители команды. В дальнейшем Законодательное собрание планирует обеспечить иркутянок – членов национальной сборной России стипендиями и приобрести для «Рекорда» новую спортивную форму.

       Разговор шел и о перспективах развития хоккея с мячом в Иркутской области, пропаганды этого вида спорта. Директор областной детско-юношеской школы «Рекорд» Вячеслав Вашевников рассказал, что его беспокоит отсутствие массовых соревнований среди детей,  сокращение географии культивирования хоккея с мячом, слабая пропаганда национальной русской игры в общеобразовательных школах. Спортшкола «Рекорд» в меру своих возможностей пытается решать накопившиеся проблемы. Не так давно открыт филиал иркутской школы в Саянске, где хоккей с мячом завоевывает все большую популярность. Существуют возможности для открытия филиалов «Рекорда» в Братске, Усть-Илимске и некоторых других городах.

       Виктор Круглов высказал готовность содействовать развитию в нашем регионе детского и женского хоккея. Более подробный разговор об этом состоится после возвращения иркутских хоккеисток с чемпионата мира.  В завершение встречи капитан «Рекорда» Татьяна Талаленко подарила председателю регионального парламента хоккейную клюшку.

Справка:

       Из 16 членов национальной сборной России по хоккею с мячом 12 игроков – из команды «Рекорд». Сборная нашей страны трижды (в 2004 г. в Финляндии; в 2006 г. в США;в 2007 г. в Венгрии) становились серебряными призерами чемпионата мира. На двух чемпионатах мира воспитанницы иркутского хоккея и лидеры "Рекорда" Татьяна Талаленко и Ольга Низовцева признавались лучшими игроками планеты.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Депутаты ЗС в 2008 году продолжат формировать законодательство для объединенного региона

       Иркутская область, 31.01.08. Привести законодательство Иркутской области и Усть-Ордынского округа в соответствие – эту задачу предстоит решить Законодательному собранию в нынешнем году. Теперь придется работать не только за себя, но и за Думу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, срок полномочий которой истек 1 января 2008 года. Пока региональное законодательство по большей части не единое, за исключением тех 34 нормативно-правовых актов, которые в минувшем году были приняты и ЗС области, и Думой округа. 

       -- Это требование федерального конституционного закона: в части, не противоречащей ФКЗ, законы области действуют на территории области, округа – на территории округа, -- рассказывает председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местному самоуправлению, вице-спикер ЗС Людмила Берлина. – И мы, как законодатели нового субъекта федерации, либо распространяем закон старого субъекта на территорию нового (и считаем его уже новым), либо готовим новый закон. За некоторым исключением: нельзя принимать Устав, законы, на нем базирующиеся – например закон об уполномоченном по правам человека, законы, касающиеся организации власти.

         По словам Людмилы Берлиной, формирование законодательства будет идти в основном через разработку и принятие новых законов. На территорию округа будет распространено не так много норм, действующих в области. «Нет такой потребности, -- поясняет вице-спикер. – К примеру, есть закон о наградах. В нем прописано, что награждать можно жителей не только Иркутской области, но и других субъектов федерации. Мы через эту норму, без принятия отдельного закона, можем решить проблему с награждением жителей округа. Тем более, после принятия устава нового субъекта федерации потребуется вносить новый закон о наградах».

        Довольно большая работа по унификации законодательства области и округа была проведена в 2007 году: приняты «общие» законы о мировой юстиции, о нотариате, муниципальной службе, прописана вся «философия административной ответственности». По словам Людмилы Берлиной, закон о государственной службе будет внесен в ЗС уже в феврале. «Фактически тот инструмент, с помощью которого будут работать институты власти, либо принят, либо будет принят в ближайшее время», -- констатирует вице-спикер.

       Есть вопросы, которые должны быть решены на федеральном уровне. И ЗС в этом плане помогает «старшему товарищу» принять нужное решение. В частности, на сентябрьской сессии регионального парламента была сформирована и отправлена в Госдуму РФ инициатива, предусматривающая увеличение числа мировых судей в Иркутской области до 135 человек. Эта цифра взята путем сложения числа мировых судей в двух объединившихся субъектах федерации. «Это не только важный правовой вопрос – правосудие в новом субъекте федерации должно быть не менее доступным, чем прежде, но и социальный – нужно сохранить рабочие места, -- говорит Людмила Берлина. -- Мы уже получили положительное заключение на нашу инициативу от Верховного суда, сейчас она находится на рассмотрении в правительстве. По такой же схеме мы пошли в отношении федеральных судов. Мы предлагаем оставить то же количество судей, что было в области и округе до объединения».

       Главный закон нового субъекта федерации – его Устав – будет принимать Законодательное собрание, избранное 12 октября 2008 года. Однако нельзя сказать, что нынешнее ЗС будет стоять в стороне от этого процесса. Дело в том, что ФКЗ предусматривает обязанность Иркутской области разработать проект этого документа, чтобы новый состав регионального парламента мог сразу же приступить к его обсуждению и принятию.

       «Мы одобрили концепцию Устава, в которой предусматривается формирование в Иркутской области правительства как высшего органа исполнительной власти региона. Почему мы посчитали, что должно быть правительство? Потому что в основе его работы заложен принцип коллегиальности. Возглавлять его будет высшее должностное лицо – губернатор», -- рассказывает Людмила Берлина. В Усть-Ордынском округе будет создан отдельный орган, который займется вопросами образования, культуры, сохранения традиций, языка всех народов, проживающих на территории округа. «Это один из элементов особого статуса Усть-Ордынского округа, -- говорит вице-спикер. – Когда мы 11 сентября 2005 года выходили с предложением об объединении двух субъектов федерации, мы говорили о том, что должен быть создан и особый орган, который занимался бы сохранением традиций, культуры, языка народов УОБАО. Но особый статус – это и другое представительство в законодательном представительном органе власти, отходящее от норм, закрепленных в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав». Прежде от округа избирался один депутат ЗС, но в ФКЗ предусматривается, что на этой территории будет  образован многомандатный избирательный округ, от которого будет избрано четыре депутата. Есть еще один элемент особого статуса – незыблемость границ муниципальных образований. Ничего не меняется в муниципальных образованиях: меняется только государственная власть». Всего у Усть-Ордынском округе, в административно-территориальной единице с особым статусом, сохранится 6 муниципальных районов и 77 сельских поселений.

       На заседании комитета по госстроительству изучались и другие возможные элементы особого статуса. В частности, сохранение за административно-территориальной единицей с особым статусом символики Усть-Ордынского округа. «В принципе, существует возможность сохранить эту символику», -- считает Людмила Берлина.

       Прежде высказывалось довольно много опасений насчет того, как бы процесс объединения не превратился в процесс присоединения к области округа. Однако, как показал опыт, этого не произошло, свидетельством тому – более подробная, чем в соседних объединившихся регионах, проработка вопроса об особом статусе Усть-Ордынского округа. «Интересы округа близки депутатам ЗС, -- говорит Людмила Берлина. – Сейчас очень важен вопрос продовольственной безопасности, а Усть-Ордынский округ был во все времена житницей области. Кроме того, оттуда поставляется продукция животноводства. Депутаты, также как и все жители области, заинтересованы в развитии этой территории». Но интерес представляют не только сельхозпроекты. Уже начал реализовываться проект по производству строительных материалов на базе Нукутского месторождения гипсового камня. По мнению Людмилы Берлиной, востребованной у жителей области станет Нукутская Мацеста – здесь нужно создавать бальнеологический курорт.

       Несмотря на то, что окружная Дума с 1 января прекратила свои полномочия, преемственность работы по объединению области и округа сохранится. Рабочие группы, созданные для подготовки законодательства нового субъекта, продолжат действовать и в 2008 году. Разве что Совет законодателей превратился в Совет представителей.

Галина Солонина, «Парламентский вестник Приангарья»

ОПРОС

Депутаты-аграрии: механизм распределения субсидий должен быть понятен каждому крестьянину

        Иркутская область, 31.01.08. Агропромышленный комплекс постоянно обвиняют в неэффективном использовании бюджетных средств, поэтому необходимо создать «прозрачный» механизм распределения субсидий на производство сельскохозяйственной продукции, считают представители АПР Приангарья. Но как только речь заходит о конкретных условиях предоставления субсидий из областного бюджета, их мнения расходятся. И каждый год споры о порядке выделения средств разгораются с новой силой.

        24 января состоялось очередное заседание коллегии департамента АПК Иркутской области, на котором обсуждалось положение о порядке и условиях предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства в 2008 году. В чем достоинства и недостатки этого документа, станет ли механизм распределения бюджетных субсидий прозрачнее и позволит ли он повысить эффективность сельскохозяйственного производства – на эти и другие вопросы мы попросили ответить депутатов, представляющих в Законодательном собрании агропромышленный комплекс региона.

        Документ не претерпел серьезных изменений, считают депутаты. Но Гавриил Франтенко оценивает это как положительный момент, а Илья Сумароков придерживается противоположной точки зрения. «Нужен принципиально новый механизм распределения субсидий, -- говорит генеральный директор Усольского свинокомплекса. – Надо установить ставки за единицу произведенной и реализованной продукции. Под все остальное следует выделять льготные беспроцентные кредиты».

        Илья Сумароков предлагает не только субсидировать процентные ставки по кредитам, но и гасить за счет бюджета «тело» кредита, если он был направлен на расширенное воспроизводство. Кроме того, Илья Сумароков считает целесообразным при закупке сельхозпродукции использовать давно отлаженную систему потребкооперации вместо того, чтобы создавать новые кооперативы.

        Депутат от Усть-Ордынского Бурятского округа Аполлон Иванов сказал, что полностью поддерживает мнение Сумарокова о необходимости установить ставки на субсидии по молоку, мясу, зерну, удобрениям. «В то же время, я считаю, при выделении субсидий необходимо учитывать транспортные расходы, -- сказал Иванов. – Например, из Тулуна везти зерно или из Иркутского района – разница большая, производители оказываются в заведомо неравных условиях».

        Вместе с тем Аполлон Иванов отметил, что в Усть-Ордынском округе вообще нет механизмов распределения бюджетных средств, поэтому сельское хозяйство округа выиграет от объединения с Иркутской областью. «Сейчас многое будет зависеть от самих сельхозпредприятий и от их руководителей», -- сказал депутат.

       В отличие от Ильи Сумарокова генеральный директор АО «Белореченское» Гавриил Франтенко считает, что основные принципы распределения бюджетных средств должны оставаться неизменными. «Нельзя все время менять правила игры, -- сказал он. – Сельхозпроизводители должны знать, на что они могут рассчитывать, иначе у них не будет стимула увеличивать объемы производства».

       Гавриил Франтенко отметил, что в 2008 году расходы на сельское хозяйство в областном бюджете увеличились. Но этих денег все равно недостаточно, так как цены на ГСМ и технику, биопрепараты, витамины растут быстрее, чем цены на продукты питания. Поэтому, несмотря на увеличение финансирования, доходы сельхозпредприятий снижаются.

       По словам депутата от Аграрной партии, председателя комиссии ЗС по регламенту Василия Бердникова, главное отличие нового положения о порядке и условиях предоставления субсидий состоит в том, что в нем учтены интересы мелких товаропроизводителей, владельцев личных подсобных хозяйств. Недостаток же документа состоит в том, что он содержит много различных видов поддержки: на семеноводство, удобрения, мелиорацию и т.д. Это, по мнению депутат, создает путаницу, в результате те небольшие деньги, которые выделяются на поддержку сельскохозяйственного производства, распыляются. «Механизм распределения субсидий необходимо упростить, чтобы его знал каждый крестьянин», -- говорит Василий Бердников.

        Вместе с тем Василий Бердников отметил, что в целом бюджетная поддержка теперь больше зависит от конечного результата. Доля средств, выделяемых на единицу произведенной продукции, увеличилась.

       В одном депутаты ЗС оказались единодушны – бюджетная поддержка должна зависеть не от размеров посевных площадей, ни от количества скота и техники, а от объемов произведенной продукции. При этом областной департамент АПК должен осуществлять контроль за эффективностью использованию бюджетных средств.

Эльвира Болотова, «Парламентский вестник Приангарья»

МНЕНИЕ

Сергей Курилов: каждому ребенку – место в детском саду

       Иркутская область, 31.01.08. Из всех препятствий, стоящих на пути реализации демографического нацпроекта, самое труднопреодолимое – нехватка мест в дошкольных учреждениях. Посудите сами: согласно официальной информации, только в Иркутске в очереди стоят около 11 тыс. мальчиков и девочек. Но это компромиссная цифра: часть ребятишек, стоящих в очереди, еще слишком мала для того, чтобы посещать детсад, при этом многие дети сидят дома с мамами, бабушками или нянями, потому что их родители вовремя не встали в очередь.

       Депутаты Законодательного собрания Иркутской области предложили один из способов решения проблемы – обязать застройщиков предусматривать при строительстве жилья помещения под детсады. Это могут быть отдельно стоящие здания или пристройки к многоквартирным домам. «Инициатива была рассмотрена на Градостроительном совете при губернаторе Иркутской области и нашла поддержку у строителей», -- рассказал председатель комитета ЗС по социальной политике Сергей Курилов. Именно ему было поручено курировать вопрос прохождения депутатской инициативы во властных структурах области и города Иркутска, а также вести переговоры со строительными компаниями.      

       «Депутатов очень тревожит, что есть такие темы – очень важные для населения, но мало кого интересующие во власти. Проблема нехватки детских садов относится как раз к таким темам», -- говорит Сергей Курилов. По его мнению, проблему должна решать не только мэрия, но и областная администрация. «Вообще, в теме развития сети дошкольных учреждений должен быть такой же порядок, как и в вопросе прокладки коммуникаций. То есть, все должны знать – когда и где будет построен садик, на сколько мест, также как мы знаем, какого диаметра трубы будут подведены к новостройке и где поставят подстанцию», -- считает депутат.

        Сергей Курилов констатирует, что строительные компании положительно отнеслись к инициативе депутатов Законодательного собрания возводить мини-детсады на застраиваемой территории: «Сегодня любой застройщик согласится. Но что ему нужно? Партнерские отношения с властью: им нужно знать, где и на какое количество мест строить садик; нужна помощь в получении документации на эту постройку. И администрация могла бы взять на себя подготовку технических условий».

        А вот деньги проблемой не являются. Как правило, строители возводят жилье не на свои деньги, а на средства дольщиков. Иногда берут банковский кредит, но, в конечном счете, эти деньги затем возвращают дольщики. Поэтому  за счет будущих жильцов и планируется строительство детсадов. Да, было бы хорошо, чтобы эти помещения кто-нибудь выкупал, но это нереально (особенно при требовании сохранить профиль деятельности). Но и оставлять в собственности застройщика мини-детсады нельзя: во-первых, они будут строиться не на их деньги, а на деньги дольщиков. Во-вторых, вопрос собственности – это вопрос о том, кто же будет в дальнейшем содержать заведение. Депутаты ЗС пока видят два варианта решения этой проблемы. Первый – безвозмездная передача таких садиков в муниципальную собственность. Второй (он приемлем в тех случаях, когда детские садики будут размещаться в пристройках к многоквартирным домам или на первых этажах) – передача товариществам собственников жилья. «Это было бы правильно, -- говорит Сергей Курилов. – В такие детсады в первую очередь пошли бы дети жильцов дома, а посторонних можно было бы брать за повышенную плату. Понятно, приносить прибыль своим собственникам такое учреждение не может, но появится немного больше финансовых возможностей привлечь высококвалифицированных педагогов, купить развивающие игры и т. д. Деньги будут тратиться по принципу общественной организации – если ты зарабатываешь, то трать только на себя». Если помещение перестанет быть востребованным в качестве детсада, там можно разместить клуб, тренажерный зал или что-нибудь другое.

         На вопрос о том, когда же появятся такие садики, Курилов отвечает уверено – уже скоро! «Когда застройщик предусматривает помещения под социальные объекты, и продажа квартир идет лучше», -- считает депутат. Но это – всего лишь один из вариантов решения проблемы нехватки детсадов. Должны быть и другие.

Галина Солонина, «Парламентский вестник Приангарья»

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Антон Романов: акция пожертвования 687,5 млн. рублей – незаконна

        Иркутская область, 31.01.08. Заместитель председателя комиссии по депутатской этике, регламенту Законодательного собрания Антон Романов получил ответ от губернатора Иркутской области  на свой депутатский запрос. На сессии 6 декабря парламентарий поинтересовался, какие меры принимает глава области по направлению в бюджет средств, вырученных от реализации второго пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Запрос был принят постановлением сессии.

        В ответе главы Приангарья говорится: «Учитывая, что губернатор Иркутской области не входит в состав органов управления регионального фонда «Развитие Приангарья», то документы, касающиеся деятельности данной некоммерческой организации, в том числе протоколы заседаний высшего органа управления и иных уполномоченных органов регионального фонда «Развитие Приангарья» за весь период деятельности, а также полное наименование получателей средств фонда, размеры перечисляемых денежных сумм и даты перечислений с приложением всех подтверждающих и оформленных в соответствии с законодательством документов, могут быть запрошены у исполнительного директора регионального фонда «Развитие Приангарья», депутата Законодательного собрания Иркутской области Козьмина А.П.».

        Антон Романов прокомментировал документ так: он не содержит ответа на поставленный вопрос, по сути, глава области заявляет, что не имеет отношения к расходованию средств фонда. А Алексей Козьмин утверждал, что решение о том, куда направлять деньги принимал учредитель, попечительский совет не собирался. Кроме того, губернатор на пресс-конференции в конце прошлого года заявил: 687,5 млн. рублей, полученные фондом «Развитие Приангарья», не имеют никакого отношения к акциями ВЧНГ, что это – чистое пожертвование. «У Восточно-Сибирской газовой компании, которая владела этими акциями, нет прибыли, она занимается прокладкой трубы от Ковыктинского месторождения в Жигалово. Если 687,5 млн. рублей – это дивиденды, то они должны быть выплачены учредителям – то есть ТНК-ВР и Иркутской области. И эти средства от продажи ценных бумаг могли быть направлены на газификацию. Однако этого сделано не было. Я считаю, что акция пожертвования незаконна», - отметил Антон Романов.

Наталья Первушина, для «Парламентского вестника Приангарья»

При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора: bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области