СМИ о ЗС

● Парламентский дневник. Борис Краинский, Право выбора, №2, 26.01-10.02.2007.

       Борис Краинский, «Право выбора» №2, 26 янв.-10февр. 2007 г. 

     Первая в новом году сессия областного парламента пройдет 20 февраля, а пока законодатели подводят итоги, намечают новые планы, занимаются рабочими вопросами. Подробнее об этом в нашем парламентском дневнике.

                            В зеркале статистики    

     Всего в 2007 году состоялось десять сессий, в т.ч. шесть сессий проведено совместно с депутатами Усть-Ордынской окружной думы. Принято 156 областных законов и свыше 600 постановлений. В плане законопроектных работ 2007 года значилось 59 законов. Проведено  в рамках сессий шесть «Депутатских часов», состоялось двенадцать встреч за «круглым столом» и свыше десяти – публичных слушаний,      С начала 4-го созыва прошло 38 сессий. Принято 473 закона, в т.ч. в 2004 г. – 91, 2005 г. – 125, 2006 г. – 100, 2007 г. – 156 законов.    Кроме того, по различным вопросам на сессиях принято свыше 1700 постановлений. 

                                Вокруг бюджета

    Вопрос – что с новым областным бюджетом? – в предновогодние дни был у всех на устах. Ведь в соответствии с Федеральным конституционным законом (ФКЗ), регулирующим порядок объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, обновленная Иркутская область в 2008 год должна была непременно вступить с единым бюджетом. Интрига сохранялась до самого крайнего момента. Вопрос же заключался в том, подпишет ли губернатор области закон о бюджете, принятый 20 декабря на совместной сессии областного парламента и Усть-Ордынской окружной думы? При этом законодатели, воспользовавшись процедурными возможностями, вернули бюджетный законопроект, подготовленный к окончательному принятию, в первое чтение, а затем провели второе и третье чтение. В итоге доходная часть была увеличена на 687 млн. руб. за счет ожидаемой выручки от продажи части акций «Верхнечонскнефтегаза», находящихся в областной собственности. Эти средства предполагалось направить на поддержку агрокомплекса, реализацию целевых программ газификации Приангарья, модернизации коммунальной энергетики и финансирование ряда социальных законов. 

     И вот в самый канун Нового года затянувшаяся интрига наконец-то прояснилась. 31 декабря областной бюджет на 2008 год был утвержден постановлением губернатора области, хотя перед этим Александр Тишанин не исключал возможности подписания бюджета в форме закона, принятого депутатами на совместной сессии. Стало ли постановление губернатора своеобразным новогодним сюрпризом для законодателей? Вряд ли. В последний рабочий день уходящего года, 29 декабря, губернатор направил письмо на имя председателя Законодательного собрания Виктора Круглова и председателя Усть-Ордынской окружной думы Ирины Морохоевой. В нем сообщалось об отклонении бюджета, принятого законодателями, и приводились мотивы решения, связанные, прежде всего, с нарушениями  якобы законодательной процедуры. Бюджет несколько усох, но не намного – всего примерно на 75 млн. руб. Правда, исчезли доходы от продажи акций «Верхнечонскнефтегаза», но зато подскочили – на 607 млн. руб. – поступления от подоходного налога. Одновременно произошло и перераспределение средств по расходным статьям. В частности, агрокомплекс дополнительно получит не 100 млн. руб., а вдвое меньше. Правда, некоторая ясность появилась с выделением средств на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Этот вопрос поднимался на сессии, но так и остался открытым, поскольку представители областной администрации не могли дать на тот момент четкого ответа. Сейчас удалось на эти цели изыскать 300 млн. руб., хотя предстоящее в феврале повышение зарплаты бюджетникам потребует не менее 2,5 млрд. руб.

     Возникшая ситуация вызвала всплеск комментариев, пошли даже слухи о внеочередной сессии для преодоления губернаторского «вето». Однако законодатели не стали принимать скоропалительных решений, тем более, что они уверены в законности и правомерности своих действий при формировании и принятии нового бюджета. По мнению председателя областного парламента Виктора Круглова,  претензии губернатора носят формальный характер. На момент рассмотрения депутатами бюджета не было официальных документов, регламентирующих февральское повышение зарплаты, отметил он. Увеличение «зарплатной» статьи можно было провести и позже, через поправки, уверен председатель собрания.  Виктор Круглов считает, что у бюджета, утверждённого губернатором,   имеются высокие судебные риски, но депутатам, по его мнению, не следует переносить полемику в суд. Ему кажется сомнительным использование права утверждения бюджета постановлением главы региона, в то время как ФКЗ предполагает принятие бюджета губернатором «лишь в исключительных случаях, когда законодатели объединяющихся субъектов в силу серьезных разногласий не могут принять бюджет». Но ни один губернатор до сих пор в процессе объединения регионов не воспользовался этим правом, подчеркнул Виктор Круглов. «У нас же, напротив, полная идиллия, - отметил председатель собрания, - бюджет принят на совместной сессии  парламентариев двух регионов практически единогласно».

  Впрочем, все-таки окончательно вопрос не закрыт.  Очевидно лишь одно: законодатели не останутся сторонними наблюдателями за расходованием бюджетных средств, хотя в нынешней ситуации губернатор взял на себя практически всю ответственность за исполнение бюджета. Со стороны депутатов, отметил Виктор Круглов, будет обеспечен тщательный и надлежащий контроль над расходованием средств областной казны, каждого бюджетного рубля. Прежде всего, возрастет роль Контрольно-счетной палаты. В полной мере будут использоваться для усиления контрольных функций депутатские запросы, обращения и проверки. 

                    Время совета представителей 

     В связи с тем, что депутаты Усть-Ордынской окружной думы досрочно сложили свои полномочия, прекращена и деятельность совета законодателей, созданного на паритетных началах депутатами областного парламента и Усть-Ордынской окружной думы. Этот консультативный орган возник вскоре после того, как начался процесс объединения двух соседних регионов в единый субъект федерации. Однако коллективная работа в общих интересах жителей Приангарья продолжится. По обоюдному согласию на итоговом заседании было решено трансформировать совет законодателей в совет представителей Иркутской области. Этот совещательный орган будет принимать решения рекомендательного характера, которые должны помочь областным законодателям в практической работе. В его состав, наряду с депутатами Законодательного собрания, включены и усть-ордынские депутаты, прекратившие досрочно свои полномочия. Главная задача остается прежней - координация законотворческой деятельности  на завершающем этапе объединительного процесса.

     На заключительном заседании совета законодателей, состоявшемся в предновогодние дни, в центре внимания оказался  проект Устава Иркутской области, который предстоит принять после завершения объединительного процесса. О ходе подготовки обновленной «конституции» Иркутской области проинформировал  директор института законодательства и правовой информации Эдуард Девицкий. В течении года совет законодателей неоднократно обращался к уставным проблемам. Особенно подробный разговор состоялся на одной из встреч в Усть-Ордынском. В заинтересованном обмене мнениями приняли участие депутаты областного парламента Людмила Берлина, Геннадий Истомин, Сергей Мутовин, Василий Бердников и их коллеги из окружной думы Ирина Морохоева, Петр Чупров, Алексей Хариноев, Игорь Олзоев, Иван Иванов.

    Как показало обсуждение, разработчики, прежде всего, постарались обеспечить преемственность правового регулирования при образовании нового субъекта Российской Федерации. В будущий устав предполагается включить около двух десятков глав. Они определят основы статуса Иркутской области, административно-территориального устройства, полномочия губернатора, основные направления деятельности представительных и исполнительных органов власти (порядок их выборов, полномочия, механизм взаимодействия и другие нормы). В отдельных главах будут прописаны вопросы, касающиеся областной государственной собственности, межбюджетных отношений, организации местного самоуправления.

   В важнейших вопросах будущий устав обновленного региона во многом окажется идентичным с действующими в настоящее время уставами Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Однако речь не идет о механическом переносе тех или иных норм. Все они пройдут самую тщательную проверку на соответствие Конституции Российской Федерации и другим федеральным законам. Одновременно появятся новые нормы, и даже новые главы. В частности, в проекте уже значатся такие самостоятельные главы, как «Общественная палата Иркутской области», «Уполномоченный по правам человека».

    Учтены и вопросы, касающиеся особого статуса Усть-Ордынского округа после завершения объединительного процесса. Соответствующие на этот счет положения включены в разделы устава, регулирующие административно-территориальное устройство Иркутской области, организацию деятельности исполнительной и представительной власти, местного самоуправления. Однако потребуется, как показало последнее обсуждение,  принятие специального закона. В нем будет прописан механизм реализации тех или иных норм, обеспечивающих особый статус округа в границах Иркутской области.

                           Звать за собой           

        В Законодательном собрании – и депутаты, и сотрудники аппарата – стремятся быть максимально открытыми в общении с представителями средств массовой информации. И это вполне закономерно. Ведь парламент –  публичный орган власти. И вся его деятельность должна проходить на виду у избирателей. В канун Дня российской печати стали известны лауреаты творческого конкурса парламентских журналистов. Первый конкурс состоялся в 2004 году и был приурочен к 10-летию Законодательного собрания. И вот названы лауреаты уже четвертого по счету конкурса. В нем приняли участие свыше двух десятков различных редакционных коллективов из Иркутска и других городов и районов. Победителям в торжественной обстановке были вручены дипломы и ценные подарки. Победителями на этот раз вышли Иркутская гостелерадиокомпания (номинация «За лучшее освещение мероприятий, проводимых Заксобранием»), нижнеудинская газета «Тракт» (номинация «За лучший материал в районной газете о деятельности депутатов и представительных органов местного самоуправления»), ангарская газета «Время»  (номинация «За активное освещение деятельности областного парламента»), а также журналисты - собкор газеты «Трибуна» Владимир Медведев (номинация «За лучший аналитический материал»), Дмитрий Люстрицкий из«Восточно-Сибирской правды» (номинация «За лучший репортаж») и корреспондент агентства «Сибирские новости» Елена Попова. 

    Были названы победители и в номинациях, связанных с освещением деятельности депутатских комитетов и комиссий. Ими признаны газеты «Знамя» (Братск), «Бирюсинская новь» (Тайшет),    информагентство «Телеинформ», а также журналисты Ольга Андреева (газета «Областная»),  Татьяна Постникова (газета «Труд-Байкал),   Юлия Сергеева («Восточно-Сибирская правда»), Ирина Дугина (агентство «Сибирские новости».

     - Мы благодарны журналистам и руководителям редакций за внимание к делам и заботам законодателей, - отметил председатель собрания Виктор Круглов, - за готовность последовательно знакомить жителей Приангарья со всем, что происходит в стенах парламента, за желание рассказывать о том, насколько удается областным властям решать проблемы региона.                

      На чествовании победителей к участникам конкурса обратились руководители депутатских комитетов и комиссий Людмила Берлина, Геннадий Истомин, Максим Сурнин, Геннадий Нестерович, Василий Бердников, Евгений Рульков, Владимир Потапов. И у каждого из них нашлись теплые и проникновенные слова поздравлений и добрых пожеланий. И, конечно, речь шла о возможностях  прессы в развитии парламентаризма, укреплении связей между законодателями и избирателями. Депутаты говорили о том, что коллективными усилиями журналистского корпуса  довольно полно освещается парламентская жизнь, многогранная деятельность представительных органов власти – и на областном уровне, и на уровне местного самоуправления. Для депутатов, подчеркивалось, важна и обратная связь, поскольку через выступления прессы законодатели лучше узнают  общественное мнение, могут почувствовать реакцию людей, оценить качество и востребованность законов, увидеть наиболее острые вопросы, волнующие общество.   

                                Кто кормит Россию       

    В канун нового года опубликован свежий рейтинг  ведущих российских сельхозпредприятий, составивших клуб «Агро-300». В него включены российские агрохолдинги, достигшие эффективности мировых лидеров в производстве сельскохозяйственной продукции. В верхней части этого престижного списка значатся два ведущих предприятия агрокомплекса Приангарья – СХ ОАО «Белореченское» и СХПК «Усольский свинокомплекс». Возглавляют передовые коллективы Гавриил Франтенко и Илья Сумароков, являющиеся депутатами областного Законодательного собрания. Белореченский агрохолдинг  занимает в рейтинге 12-ю позицию, а Усольский свинокомплекс – на 31-й ступеньке.

     Стоит подчеркнуть, что передовые коллективы Усольского сельхозкомплекса входят в российский клуб «Агро-300» с момента  создания и неизменно располагаются в верхней его части. Составлением рейтинга занимается Всероссийский институт аграрных проблем и информатики.  Нынешний рейтинг – десятый по счету. С учетом специфики сельскохозяйственного производства при расчетах берутся не годовые показатели, а  средние хозяйственные результаты за трехлетний период. Это позволяет оценить экономику предприятий без возможного влияния на производственные показатели засухи и других катаклизмов природы. В последнем рейтинге учтены результаты за 2004 -2006 годы. Расчет велся по четырем показателям. Какие же результаты получены усольскими аграриями?

    Белореченский агрохолдинг. Численность работников – 3594 человека. Площадь сельхозугодий – 78382 гектара. Выручка от реализации (в среднем за год) продукции – 1млрд. 378 млн. 118 тыс. рублей. Прибыль от реализации (в среднем за год) продукции – 339 млн. 446 тыс. рублей.

    Усольский свинокомплекс. Численность работников – 697 человек. Площадь сельхозугодий – 328 гектаров. Выручка от реализации (в среднем за год) продукции – 841 млн. 556 тыс. рублей. Прибыль от реализации (в среднем за год) продукции – 157 млн. 219 тыс. рублей.

    Положение наших предприятий против предыдущего рейтинга несколько изменилось. Усольский свинокомплекс переместился на одну ступеньку вверх, а Белореченский агрохолдинг передвинулся на четыре позиции вниз. Кроме усольских аграриев, в рейтинге представлены еще три ведущих предприятия Иркутской области. Старожилы клуба «Агро-300» из сельхозкооператива «Окинский» обосновались на 88-м месте, переместившись на восемь ступенек вниз. И в число наиболее эффективных сельхозпредприятий России впервые пробились новички – коллективы «Саянского бройлера» (109 место) и Ангарской птицефабрики (223 место).

                                     Что впереди?

    В перспективный план законотворческой деятельности на 2008 год включено свыше 120 законопроектов. Они связаны с подготовкой новых и корректировкой действующих законов. Обширность плана обусловлена завершением объединения Иркутской области и Усть-Ордынского округа в единый субъект Федерации.

    Наибольшее число законопроектов – 34 – приходится на комитет по законодательству в сфере государственного строительства Иркутской области и местного самоуправления. Среди первоочередных принятие законов «Об особом статусе Усть-Ордынского бурятского округа», «О статусе областного центра Иркутской области», «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской власти», «Об организации и деятельности администрации Иркутской области»... Но, прежде всего, особых усилий потребует подготовка проекта Устава Иркутской области.

     По линии бюджетного комитета планируется 11 законопроектов, в т.ч. корректировке подвергнутся законы «О бюджетном процессе в Иркутской области», «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Комитет по собственности планирует принять законы «О градостроительной деятельности в Иркутской области», «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями», «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального значения». Обширны законотворческие планы на текущий год и у других депутатских комитетов и комиссий.

 

    

 

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области