СМИ о ЗС

● Крошки федерального пирога. Нужны единые стандарты для всех регионов, без любимчиков и избранных. Александр Павлов, Областная газета, 28.01.2008, № 7

Александр Павлов, Областная газета, 28.01.2008, № 7

        В Москве по инициативе комитета по региональной политике Совета Федерации прошел круглый стол на тему укрепления доходной части бюджетов субъектов РФ по реализации совместных полномочий с центром. В нем приняли участие сенаторы, депутаты Государственной думы, высокопоставленные чиновники министерств финансов и экономического развития, ученые, эксперты, а также законодатели большинства регионов России. Иркутскую область представлял заместитель спикера Законодательного собрания, председатель комитета по бюджету Геннадий Истомин.

       - Тема круглого стола, можно сказать, не та, что созрела, а уже перезрела. Не секрет, что в последние годы все более нарушается принцип федерализма в межбюджетных отношениях. Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет, увеличилась с 50 до 65%, что противоречит бюджетной концепции, построенной на паритете сторон. Не удивительно, что все участники поддержали предложение сенатора от Новосибирской области Виктора Леонова о создании рабочей группы по изменению налогового и бюджетного законодательства. Каждый высказался о своем наболевшем. Сахалинцы пеняли на несовершенство закона о совместном разделе продукции, архангелогородцы настаивали на пересмотре процентов дохода от лесного бизнеса, краснодарцы озаботились развитием свободных экономических зон внутри региона...

       - А как реагировали министерские чиновники на эти требования?

       - Минрегионразвития, судя по выступлению первого заместителя министра господина Шипова, был на нашей стороне. Он сказал, что они намерены серьезно заниматься продолжением реформы местного самоуправления и бороться за увеличение доли налогов, оставляемых территориям. А вот директор департамента Министерства финансов Андрей Юрьев сказал, что на сегодняшний день Минфин не считает нужным вносить изменения в действующее налоговое законодательство, и что величина межбюджетных трансфертов за последние годы увеличилась с 3,7 до 4,6 триллионов рублей, так что нет ни малейшей причины жаловаться на дефицит средств. Надо не ждать манны федеральной, а заниматься укреплением собственной доходной базы.

      - И все согласились с рекомендацией министерства, лозунг которого - побольше с территорий взять и поменьше дать?

     - Не знаю, как других, но меня слова Юрьева не на шутку задели. И хотя я не планировал выступать, но попросил слова. Говорил без подготовки, экспромтом, но, судя по реакции присутствующих, выразил общее мнение. Во-первых, сказал я, приведенные цифры ни о чем не говорят. Мы сначала должны определить реестр расходных полномочий от уровня местного самоуправления до федерального, узнать, сколько они стоят. И только зная это, можно судить - в полном объеме выделяются средства или нет. Второй момент, на котором я остановился, - это социальные стандарты. Тот принцип, на котором сегодня работает вся система выделения межбюджетных трансфертов, неверная, я бы даже сказал, - вредная. 30% перечисляется двум столичным городам, еще 30% - восьми избранным субъектам, а оставшиеся 40% делятся между всеми остальными. И эта несправедливость будет продолжаться, пока не примут закон о федеральных стандартах.

      - О нем давно уже говорят, но воз, как говорится, и ныне там. Что мешает его появлению на законодательный свет?

      - Я думаю, что, узаконив параметры жизни, приличествующие развитому обществу, мы столкнемся с нехваткой денег. Не хватит тех триллионов помощи, которыми гордится ныне Минфин. Надо смотреть правде в глаза. Да, сегодня мы не имеем финансовой возможности исполнить стандарты на 100%, но давайте исполнять их на 50, 60 - на сколько можем. Но по единым правилам для всех регионов, без любимчиков и избранных, без финансовой узды, которая дает возможность управлять региональной властью. И с ростом доходов будем повышать планку, пока со временем не достигнем стопроцентного попадания.

      - Вы не поднимали вопроса об уводе налога на прибыль за пределы области крупными финансово-промышленными группами?

      - Этот вопрос надо ставить в другом месте - в Госдуме. Ведь налоги уводятся легально, в соответствии с законом. Надо его менять. Я коснулся другого вопроса: налоговых льгот на землю и имущество, которые предоставили как федеральные законодатели, так и региональные. По некоторым данным, они тянут на 360 миллиардов рублей. Примерно такую же сумму составляет несбалансированность бюджетов субъектов РФ. Я и сказал, что федеральный бюджет достаточно профицитный, чтобы покрыть регионам выпадающие налоги в размере 170 миллиардов рублей. К тому же, если мы думаем о продвижении реформы местного самоуправления, то должны делиться с городами и поселениями налогами. Без дополнительных поступлений они просто не в силах справиться с возложенными на них обязанностями.

      - Вам видится какой-то эффект от подобных встреч?

      - Даже два. Во-первых, они дают возможность субъектам РФ установить прямой диалог с правительством и выслушать их претензии. Во-вторых, это площадка для объединения регионов, достижения консолидации их интересов. От предложений одного региона можно отмахнуться, но когда их 20, 30 или 50 - с их мнением приходится считаться.

      - Какие-то решения круглым столом были приняты?

      - Целый ряд рекомендаций. Среди них есть совершенно конкретные. Например, чтобы разгрузить местные бюджеты, Минрегионразвития рекомендовано передать на федеральный уровень осуществление социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и пострадавших от политических репрессий. Минфину предложено изучить вопрос о возможности установления уплаты подоходного налога по месту проживания, а не по месту получения доходов. Перед Правительством РФ поставлена задача: внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство, в частности передать в бюджеты субъектов РФ часть доходов от акцизов на табачную продукцию. 

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области