К СВЕДЕНИЮ СМИ

Парламентский вестник Приангарья, №1 (273), 24 января, 2008 год, четверг

Сегодня в выпуске:

 ХРОНИКА

Депутаты Законодательного собрания намерены преодолеть вето губернатора, наложенное на принятый ими бюджет-2008

       Иркутская область, 24.01.08. 22 января на заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС парламентарии рассмотрели замечания губернатора, послужившие основанием наложения вето на закон о бюджете-2008, принятый на декабрьской сессии ЗС.

       Начальник главного правового управления администрации Иркутской области Артем Кудашов рассказал депутатам, почему губернатор принял решение об отклонении закона. Среди основных причин было указано нарушение процедуры принятия областного бюджета. Напомним, на декабрьской сессии ЗС депутаты вернулись к первому чтению и изменили основные характеристики бюджета: внесли в доходную и расходную часть 685 млн. рублей (такую сумму безвозмездных поступлений депутаты ожидают от продажи в нынешнем году второго пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз»). Дополнительных средств, по задумке парламентариев, должно было хватить на неотложные нужды – на реализацию программы газификации региона и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, на ряд социальных законов и программ. Артем Кудашов утверждает, что парламентарии не имеют право изменять основные показатели проекта бюджета, так как это – прерогатива губернатора. Начальник отдела финансового законодательства правового управления ЗС Ирина Ощипок заявила, что бюджет объединенного региона верстался по особой процедуре, прописанной в соглашении о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета нового субъекта РФ на 2008 год от 9 апреля 2007 года, а в нем нет запрета на возврат депутатов в первое чтение. Таким образом, депутаты имели право изменить основные характеристики законопроекта.

          Отказался губернатор подписывать закон о бюджете и из-за того, что в нем не было 36-ти необходимых приложений. Глава комитета ЗС Геннадий Истомин считает: приложения должны были подготовить финансисты областной администрации. «У них есть специальные компьютерные программы, у них – 257 человек, эта работа заняла бы один день, - подытожил Истомин. – Я считаю, что департамент финансов в конце прошлого года намеренно заблокировало эту работу, потому что не было такой команды от губернатора».

          В принятом депутатами варианте бюджета не было заложено финансирование на выплату с 1 февраля 14%-ной надбавки к зарплате работников бюджетной сферы. Парламентарии указали на то, что губернатор не предоставил постановление, согласно которому можно было сделать это. А представитель профсоюзов Приангарья в ЗС Валерий Лукин подчеркнул: необходимого нормативно-правового акта нет до сих пор, хотя до февраля осталось немного времени.

          Депутаты, в свою очередь, задались вопросом: откуда в нынешнем году могут взяться дополнительные 607 млн. рублей, которые внес в свой вариант закона губернатор? Специалисты департамента финансов пояснили: по данным социально-экономического развития Иркутской области за 11 месяцев 2007 года был изменен прогноз доходов на год нынешний: возрастет объем зарплат жителей Иркутской области, соответственно, и объем налога на доходы физических лиц, кроме того, предполагается больший сбор налога на прибыль. Доводы хороши, считают депутаты, но ведь поправки в прогноз социально-экономического развития Иркутской области можно было не вносить в последние дни прошлого года, а сделать это в начале нынешнего. И дополнительные доходы, также не торопясь, можно было внести на февральской сессии в качестве поправок в текущий бюджет.

         В целом стороны сходятся в вопросе, на какие нужды следует потратить дополнительные доходы областной казны. Камень преткновения – источник этих доходов. Первый заместитель главы администрации области Юрий Параничев считает, что депутаты не имели право вносить в основные характеристики 685 млн. рублей в качестве пожертвований от частной коммерческой компании, так как не существует документа, в котором акционеры выражают согласие сделать такое пожертвование Иркутской области. Депутаты же уверены: губернатор не один раз во время сессии утверждал, что деньги от продажи акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» поступят в казну региона, и должен отвечать за свои слова.

         Старший помощник прокурора региона Иркутской области Петр Парцей заявил, что обе стороны отступили от норм закона, и только признав это, можно искать компромисс. Члены бюджетного комитета ЗС рекомендовали своим коллегам на ближайшей сессии проголосовать за преодоление вето губернатора. Для этого достаточно голосов 30-ти и более парламентариев. В этом случае губернатор будет обязан подписать и направить на обнародование вариант бюджета, утвержденный депутатами 20 декабря 2007 года. В то же время и Истомин, и Параничев согласились с тем, что до ближайшей сессии еще достаточно времени для проведения консультаций. Впрочем, время может быть сокращено: если 15 депутатов выступят с инициативой проведения досрочной сессии уже в январе.  

 «Парламентский вестник Приангарья»

 Парламентарии и прокуратура Приангарья не разделяют взгляды областных властей на борьбу коррупцией

           Иркутская область, 24.01.08. Власти Иркутской области намерены утвердить региональную программу противодействия коррупции на 2008-2009 годы после того, как она будет рассмотрена на заседании антикоррупционного совета при губернаторе области. По словам начальника управления губернатора по правоохранительной и оборонной работе Геннадия Терехова, для того, чтобы утвердить этот документ, не нужно решение сессии Законодательного собрания. Однако депутаты с этим не согласны. Вопрос обсуждался на январском заседании комиссии ЗС по противодействию коррупции.

         Представляя программу, Геннадий Терехов сообщил, что ожидаемый результат реализации программы – увеличение налоговых поступлений и укрепление бюджетной сферы, повышение инвестиционной привлекательности региона и прочее. По словам Терехова, представители комитета ЗС по госстроительству эту программу уже изучили и сделали «ценные замечания», которые администрация учла при подготовке окончательного варианта документа.

        -- Программа рассчитана на два года, и ее не требуется принимать на сессии  Законодательного собрания, -- заявил Терехов на заседании комиссии. -- В первый год реализации программы мероприятия будут носить, в основном, теоретический характер, поэтому не потребуют финансирования из бюджета региона. Однако в 2009 году мы планируем заложить средства на такие мероприятия, как круглые столы, конференции, консультации специалистов.

          Между тем, депутаты комиссии по противодействию коррупции с таким утверждением не согласились, ведь средства, которые пойдут на борьбу с коррупцией, планируется потратить из областной казны.

         Некоторые замечания, которые прозвучали на заседании, по словам председателя комиссии Владимира Потапова, будут запротоколированы и направлены разработчикам документа. Так, например, парламентарии считают, что в программе по противодействию коррупции должно быть больше практицизма. По словам Потапова, теоретический подход к этой проблеме не позволит ее решать. Особое внимание в программе депутат предлагает уделить контролю над наиболее коррупционными сферами, к коим можно отнести, например, лесное хозяйство: коррупция в этой отрасли, по мнению главы комиссии, начинается уже с выдачи лицензий на пользование лесными ресурсами. Депутат ЗС Андрей Лавров предложил назначить исполнителем программы Институт законодательства и правовой информации Иркутской области.

         Особенно критично о программе отозвался старший помощник прокурора Иркутской области Петр Парцей. Он заявил: не обязательно проводить, к примеру, запланированный коррупционный мониторинг. «Зачем бросаться этим модным словом – мониторинг? Можно получить из прокуратуры официальные данные и без этого мониторинга, сэкономить бюджетные средства», -- говорит Парцей. Геннадий Терехов ответил, что как раз для организации мониторинга администрация Иркутской области и намерена «тесно работать» с правоохранительными органами – прокуратурой и Главным управлением внутренних дел. Петру Парцею не понравился еще один пункт – «Внедрение антикоррупционных  механизмов в рамках реализации кадровой политики»: «У нас есть законная практика найма госслужащих, в том числе, на конкурсной основе. Какие такие антикоррупционные механизмы вы планируете внедрять?» Ему оказалось непонятным и такое определение, как «внедрение внутренней диагностики коррупционных рынков и определение объемов коррупционных рынков».

         В заключении председатель комиссии ЗС Владимир Потапов отметил, что данная программа является промежуточной, так как запланировано принятие закона по противодействию коррупции. Однако в Иркутской области такой закон сможет быть разработан лишь после того, как подобный документ будет принят на федеральном уровне.

Анна Павлова, «Парламентский вестник Приангарья»

 Четыре депутата ЗС вошли в Общественный совет по вопросам безопасного использования атомной энергии в Иркутской области

          Иркутская область, 24.01.08. Общественность региона 5 февраля получит ответ на вопрос, который волнует ее уже давно – оказывает ли Ангарский электролизный химический комбинат вредное воздействие на окружающую среду? Это станет темой слушаний, организованных в Ангарске Общественным советом по вопросам безопасного использования атомной энергии в Иркутской области. Председатель совета – депутат Законодательного собрания Юрий Фалейчик, избранный в региональный парламент от Ангарского одномандатного избирательного округа. В Общественный совет также входят депутат ЗС, главный врач областного перинатального центра Наталья Протопопова, депутат ЗС, президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин, а в экспертную группу совета приглашена главный врач областного онкологического диспансера Виктория Дворниченко, тоже депутат Законодательного собрания.

          22 января члены Общественного совета побывали с экскурсией на предприятии. «Это – начало нашей работы, вводная ее часть, -- отметил Юрий Фалейчик, -- чтобы не было эффекта, как у Жванецкого – когда мы говорим о взлетах и падениях Голливуда, не посмотрев ни одного их фильма. Поэтому мы решили, что нам, прежде чем делать выводы о деятельности АЭХК, о создании Международного центра по обогащению урана, нужно посмотреть все своими глазами. Предстоит очень большая работа – вокруг темы АЭХК очень много мифов, страхов, и мы должны разобраться, что правда, а что – нет». Юрий Фалейчик отметил, что Лимнологический институт СО РАН провел исследование экологической обстановки вокруг АЭХК, а Общественный совет обратился с просьбой рассказать о выводах, которые сделали ученые. Эта информация как раз и станет основным докладом на слушаниях 5 февраля.

          Члены Общественного совета после посещения комбината смогут задать ученым более детальные вопросы. Правда, впечатления от посещения у всех разные. Но, как признали практически все члены Общественного совета, один острый уже снят – о радиационной безопасности предприятия. Это признали, в том числе, представители «Байкальского движения».  Дмитрий Таевский сказал: «Лично для меня практически снят вопрос радиационной безопасности. Решается вопрос по хранению обедненного гексафторида урана – во всем мире не знают, что с ним делать (хотя нам обещают, что в 2011 году на АЭХК планируется запуск его конверсии), и по химической безопасности». А первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков отметил, что вокруг темы АЭХК ходит слишком много мифов, например, что сюда будут свозить все ядерные отходы мира. «Никто ничего сюда свозить не будет! Это предприятие предназначено для другой работы», -- заверил Юрий Ножиков. Юрий Абрамович пригрозил выйти из состава Общественного совета, не сможет получить от Росатома или руководства АЭХК ответ на какой-то важный вопрос. «Мне уходить в отставку не привыкать!» - заявил первый губернатор области.

           Надо сказать, что Общественный совет, созданный по инициативе Юрия Фалейчика, представляет собой сложную общественную структуру. Здесь представлены и те, кто должен заботиться о местном сообществе: мэр Ангарского района Андрей Козлов, настоятель Троицкого Собора (г. Ангарск) отец Владимир (он говорит, что его волнуют все темы, затрагивающие интересы паствы), депутат ЗС Юрий Фалейчик и «главный по агломерации» Алексей Козьмин. Представлены и экологические организации: «Байкальское движение» -- Дмитрий Таевский и Михаил Кулехов, региональное отделение партии «Зеленые» -- Александр Шиянов. Кроме того, в совет входят ученые – директор Института географии СО РАН Александр Антипов, директор НИИ медицины труда и экологии человека Виктор Рукавишников. Также в совете – член Совета Федерации от ЗС Иркутской области Валентин Межевич, первый губернатор Юрий Ножиков и другие уважаемые люди.

          К слову, Общественный совет при Росатоме, работающий на федеральном уровне уже несколько лет, одобрил инициативу иркутян по созданию регионального совета. Сейчас по этому образцу появляются советы и в других регионах, в которых работают предприятия атомной отрасли.  

 Галина Солонина, «Парламентский вестник Приангарья»

 ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

Геннадий Истомин: в нынешнем году нужно будет принять бюджет объединенной Иркутской области на 2009-2010 годы

          Иркутская область, 24.01.08. Прошлый год для комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания Иркутской области выдался нелегким. Основная работа – рассмотрение и принятие бюджета региона на 2008 год. И хотя губернатор наложил вето на главный финансовый документ Приангарья, одобренный сессией Законодательного собрания, и предпочел утвердить его своим постановлением, этот факт ничуть не умаляет масштаб проделанной депутатами работы. А он был значительный, если учесть, что бюджет верстался для объединенного региона – с 1 января 2008 года Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ стали единым целым. Обо всем этом и еще о том, какая работа предстоит в нынешнем году, «Парламентскому вестнику Приангарья» рассказал председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Геннадий Истомин.

Год прошлый: битва за бюджет объединенного региона

          Четыре раза за 2007 год комитет работал над внесением изменений в текущий бюджет: появлялись дополнительные доходы, которые шли, в основном, на финансирование различных социальных программ. Разрыв между ранее запланированными и реально полученными доходами был значительным! Это дало основание депутатам ЗС указать разработчикам закона (администрации Иркутской области) на то, что они не смогли более точно спрогнозировать доходную часть бюджета-2007.

          Много копий было сломано при принятии закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Основной спор между законодателями и чиновниками областной администрации велся вокруг того, сколько процентов налога на доходы физических лиц отчислять в муниципалитеты. Напомним, согласно ранее принятому решению в 2007 году муниципалитеты получали 15% НДФЛ, это дало городам-донорам (Братску, Иркутску, Ангарску) дополнительные, весьма существенные доходы. Разработчики законопроекта предлагали в 2008 году снизить местную долю НДФЛ до 10%, в этом случае города-доноры в совокупности потеряли бы около 1 млрд. рублей, которые планировалось направить в дотационные территории. Многие депутаты ЗС выступили против лишения городов-доноров средств, необходимых им для дальнейшего развития. Тогда председатель бюджетного комитета Геннадий Истомин говорил, что невозможно покрыть дефицит местных бюджетов только за счет этой суммы, что администрации Иркутской области нужно искать другие источники доходов, например, более плотно работать с крупными налогоплательщиками и федеральным центром. Законопроект принимался долго и трудно. В июне депутаты ЗС проголосовали за принятие его в первом чтении, чтобы к окончательному разрешить все спорные вопросы. Удалось сделать это только в октябре после проведения переговоров между спикером ЗС Виктором Кругловым и губернатором Иркутской области Александром Тишаниным. Разработчики законопроекта согласились с мнением депутатов о том, что в 2008 году необходимо оставить в местных бюджетах 15% НДФЛ.

           Так как закон «О межбюджетных трансфертах…» должен был послужить основанием для формирования проекта бюджета-2008, губернатор внес проект в Законодательное собрание в установленные сроки – до 20 сентября, но после отозвал документ для дальнейшей его доработки после принятия вышеназванного закона. В итоге депутаты ЗС приступили к рассмотрению бюджета-2008 лишь в ноябре. В этом месяце пришлось провести две сессии для рассмотрения законопроекта в двух чтениях. В декабре депутаты ЗС посчитали, что доходную часть бюджета стоит дополнить 685 млн. рублей (такая сумма ожидалась в 2008 году от продажи второго пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз»). И потратить эти деньги на газификацию Иркутской области, на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе, и обеспечение людей питьевой водой), на дополнительную помощь аграриям и проч. С уточненными основными параметрами бюджет-2008 был одобрен на сессии Законодательного собрания 20 декабря. Губернатор предпочел его не подписывать и 31 декабря утвердил свой вариант главного финансового документа объединенного региона. Александр Тишанин вместо так называемых «денег ВЧНГ» внес 607 млн. рублей в качестве дополнительных доходов, полученных от сбора налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. Губернатор предусмотрел более 400 млн. рублей на выплату повышенной зарплаты бюджетникам Иркутской области в феврале, марте и апреле нынешнего года; напомним, по инициативе президента России, зарплата бюджетникам должна повыситься с 1 февраля 2008 года на 14%. Уже в нынешнем году бюджетный комитет ЗС принял решение рекомендовать на ближайшей сессии преодолеть вето губернатора на закон о бюджете-2008; если это получится, губернатор будет вынужден подписать депутатский вариант главного финансового документа РФ (подробнее читайте в материале выше. – Ред.).

            Если подытожить многомесячную работу, можно сказать: верстка бюджета-2008 оказалась делом долгим и хлопотным. Во-первых, его принятие регламентировалось не только Бюджетным кодексом РФ, но и соглашением о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета нового субъекта Российской Федерации на 2008 год  (после объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа). В частности, были установлены жесткие сроки рассмотрение проекта бюджета: не более 90 дней со дня внесения документа в ЗС; губернатор получил право утвердить бюджет своим постановлением, если парламентарии не уложатся в срок. Это сделано для того, чтобы новый год новый субъект федерации встретил с главным финансовым документом. Во-вторых, в Налоговый кодекс РФ с 2008 года внесены существенные поправки. Одна из них – отныне нельзя в регионах принимать социальные законы и программы, не обеспеченные на 100% финансированием. Все лето шла работа по их секвестированию. Для справки: в 2007 году в Иркутской области действовало свыше 20 социальных законов и программ, которые финансировались лишь частично!

            В прошлом году комитет впервые организовал и провел публичные слушания по исполнению бюджета 2006 года. На заседаниях комитета регулярно рассматривались депутатские запросы и обращения, законодательные инициативы и т. д. Всего за год удалось провести 18 заседаний комитета, на которых было рассмотрено 99 вопросов. На обсуждение сессии внесено 63 вопроса, из числа которых принято 17 законов.

 Год нынешний: верстка бюджета на два года

           Год нынешний для комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания будет, наверное, даже тяжелее прошедшего. Как заявил Геннадий Истомин, предстоит разработать и принять для объединенной Иркутской области бюджет сразу на два года – на 2009 и 2010. Это серьезная, кропотливая работа, которую нужно сделать администрации Иркутской области совместно с Законодательным собранием. Главная трудность – исходя из прогнозных показателей, определить, какие социальные законы и программы должны быть еще приняты на территории объединенного региона. При подготовке бюджета на два года стоит соотнести эту работу с прогнозными планами законопроектных работ. Необходимо основательно подумать над наполнением доходной части бюджета, а это во многом зависит от позиции крупных финансово-промышленных групп. В Иркутской области появляются новые игроки, например, ОАО «Газпром», компания уже серьезно заявила о себе, в том числе, и в деле газификации Иркутской области. А это уже другой уровень развития экономики региона, подчеркнул Геннадий Истомин.

            В течение первого квартала необходимо принять новый закон о межбюджетных трансфертах и отчислений в местные бюджеты. Принятый в прошлом году документ не годится для верстки последующих бюджетов, ибо ложился в основу лишь бюджета-2008. Администрация Иркутской области обязалась подготовить аналогичный законопроект (действие которого рассчитано на три года) в первом квартале, чтобы депутаты успели принять его до июня. «Это очень серьезный и важный закон, который регламентирует финансовые взаимоотношения между субъектом федерации и муниципальными образованиями в Иркутской области», - сказал Геннадий Истомин.

           В ближайшие месяцы областной департамент финансов разработает программу по управлению государственным внутренним долгом Иркутской области. Согласно бюджету нынешнего года (вариант как депутатский, так и губернаторский), госдолг на 1 января 2009 года не должен превышать 16 млрд. 133 млн. 856 тыс. рублей, на обслуживание госдолга запланировано 747 млн. 259 тыс. рублей. Сейчас госдолг – более 42% от общего объема доходов Иркутской области. Предполагается, что вследствие принятия вышеназванной программы к концу года госдолг региона снизится до 35%, для этого необходимо потратить около 8 млрд. рублей. Эта сумма не заложена в бюджете на нынешний год, пояснил Геннадий Истомин, гасить госдолг Приангарья предполагается из дополнительных доходов.

          Постоянная «головная» боль бюджетного комитета – рассмотрение вопроса кредиторской задолженности, в том числе, за прошлые годы (сейчас она составляет около 5 млрд. рублей). Как отметил Истомин, в России осталось очень мало регионов, в которых подобная задолженность сохраняется, Иркутская область, к сожалению, в их числе. Глава комитета назвал ряд мер, которые будут способствовать сокращению «кредиторки». Во-первых, стоит разделить ее на основной долг и на пени, штрафы, тщательно проанализировать. И по результатам анализа добиваться списания долгов, которые возникли из-за того, что на исполнение федеральных полномочий из федерального центра не были перечислены необходимые средства. Во-вторых, необходимо провести ревизию программы социально-экономического развития Иркутской области, определить, насколько она реально исполняется, от этого серьезно зависит доходная часть бюджета.

          Перед депутатами стоит задача – добиться с 2009 года выравнивания бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) на территории Иркутской области. В этом году создано два фонда финансовой поддержки городов, районов и поселений – отдельно для Иркутской области и отдельно для Усть-Ордынского округа. Как итог: бюджетная обеспеченность в округе существенно ниже, чем в области. В фонд финансовой поддержки поселений области в 2008 году планируется направить 934 млн. 979 тыс. рублей, в фонд поддержки муниципальных районов (городских округов) – 2 млрд. 649 млн. 576 тыс. рублей. В фонд финансовой поддержки поселений округа перечислят 93 млн. 403 тыс. рублей, а в фонд поддержки муниципальных районов (городских округов) – 360 млн. 213 тыс. рублей. В следующем году на выравнивание бюджетной обеспеченности на территории всей Иркутской области дополнительно потребуется около 1 млрд. рублей.

          Кроме того, в 2008 году необходимо выполнить все обязательства (и областные, и федеральные) перед Усть-Ордынским округом, которые были даны при объединении регионов, подчеркивает Геннадий Истомин. Это касается и строительства социальных объектов – школ, больниц и т. д., и сохранение национальной культуры, видов спорта, ремесел. На все требуются средства.

          Из других планов бюджетного комитета Законодательного собрания – проведение двух круглых столов. Тема первого – сбалансированность бюджетов муниципальных образований и состояние кредиторской задолженности консолидированного бюджета Приангарья. Тема второго – расходование стабилизационного фонда зерна. Намерены члены комитета поработать над несколькими важными законопроектами, например, «О бюджетном процессе в Иркутской области». Планируется внесение изменений в ряд уже действующих законов, к примеру, в закон «О налоге на имущество организаций» (в части установления налоговой льготы для товариществ собственников жилья). Весь год комитет ЗС будет анализировать региональный бюджет: рассматривать реестр расходных обязательств области и муниципальных образований; анализировать соблюдение принципов формирования межбюджетных отношений и т. д.; будет уделено должное внимание и контрольной деятельности.

Светлана Бурдинская, «Парламентский вестник Приангарья»

Социальный комитет объединился и отменил каникулы

            Иркутская область, 24.01.08. Все каникулы отменяются! Именно под таким девизом будет работать в нынешнем году комитет по социальной политике Законодательного собрания Иркутской области. По словам председателя комитета Сергея Курилова, это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, комитет – новый, он был создан на последней сессии ЗС в 2007 году из двух других – комитета по социально-культурному законодательству и комитета по здравоохранению и социальной защите. Нужно решить массу задач и организационного характера и, непосредственно, законотворческого. Во-вторых, срок полномочий ЗС нынешнего созыва истекает в октябре 2008 года. Нужно успеть сделать все запланированное. В-третьих, депутаты хотят максимально оперативно решать самые острые социальные проблемы. «Конечно, в одночасье ликвидировать бедность в Иркутской области, справиться с высоким уровнем заболеваемости, всех трудоустроить и обеспечить достойной зарплатой нам не под силу, но мы должны сделать все возможное, чтобы проблемы начали решаться», -- говорит Сергей Курилов.       

             Вот лишь несколько сухих цифр. В 2008 году комитет по социальной политике намерен рассмотреть 51 законопроект Иркутской области, 12 важных социальных вопросов, проконтролировать выполнение 22 законов и программ. Кроме того, запланированы депутатские слушания – по реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» на территории области, по состоянию начального профессионального образования в регионе (проблемы, перспективы развития), по социальной политике объединенного региона. Члены комитета подготовят два депутатских часа – о мерах по улучшению демографической ситуации в Иркутской области и о ситуации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ. Состоится круглый стол с участием депутатов Госдумы на тему «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».        

 Первый квартал: нацпроекты «под колпаком»

          -- Работа будет одинаково напряженной в течение всего времени, оставшегося до срока истечения полномочий Законодательного собрания нынешнего созыва, -- рассказывает Сергей Курилов. – В первом квартале мы намерены рассмотреть 11 законопроектов, в том числе о порядке и условиях социального обслуживания граждан в Иркутской области, о форме предоставления мер соцподдержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, о соцподдержке работников культуры на селе. Довольно большой блок работы будет посвящен трудовому законодательству. Мы планируем принять закон, предусматривающий квотирование рабочих мест для инвалидов. Будет разработан закон об охране труда в Иркутской области и другие. Предполагаем принять законы о библиотечном деле в Иркутской области, о музейном деле, об объектах культурного наследия. 

           Еще одна важная тема, которую депутаты хотят рассмотреть в первом квартале – реализация нацпроектов. «Мы должны постоянно отслеживать, как выполняются приоритетные национальные проекты. И наша основная работа, как депутатов ЗС, -- это контроль за их реализацией. Что и как сделано, справедливо ли подходит исполнительная власть к распределению оборудования и других ресурсов, поступающих в рамках проектов, «работают» ли эти проекты на людей или просто формально выполняются? Мы должны все изучить и рассказать потом об этом людям. Потому что это показатель эффективности работы не только каких-то отдельных органов власти, но всей вертикали власти. Если есть какие-то сбои в этой работе, промахи, то мы должны подумать, как их ликвидировать».

          Пожалуй, согласованность работы власти проявится еще и при рассмотрении «больных» вопросов. Эти поручения, которые давались администрации области на сессиях ЗС, депутатские запросы и др. Уже в феврале члены комитета по социальной политике намерены выяснить, в каком состоянии находится ледокол «Ангара», стоящий на приколе в заливе у микрорайона Солнечный, как ведется строительство поликлиники в поселке Куйтун и Восточно-Сибирского онкологического диспансера в Иркутске, как организовано питание детей в школах и многое другое.

 Второй квартал: за возрождение ПТУ!

          Не менее напряженная работа предстоит членам комитета и во втором квартале 2008 года. По словам Сергея Курилова, 15 апреля планируется провести депутатские слушания «О состоянии начального профессионального образования в Иркутской области». «Это очень важная тема, особенно в условиях экономического роста, ведь для развития промышленности сейчас остро нужны специалисты, особенно рабочих профессий», -- говорит председатель комитета. По его мнению, нужно восстанавливать систему средне-специального и профессионального образования, которая существовала во времена СССР. В частности, необходимо возродить систему наставничества, когда с молодыми людьми работали опытные специалисты на производстве.

          «Некоторое время назад все посчитали, что проблему нехватки работников можно решить за счет трудовых мигрантов. Не получилось! Сначала к нам из-за рубежа ехали хорошие специалисты, но год от года приезжают все менее подготовленные кадры. И сейчас из тысячи мигрантов только десятки соответствуют необходимому уровню. Очевидно, что нужно готовить своих специалистов, ведь это решение двух проблем одновременно – занятости молодежи и кадров для предприятий», -- говорит Курилов. В этом вопросе, по его мнению, бизнесу и власти нужно работать сообща. Крупные предприятия могли бы стать площадками для производственной практики учащихся и, таким образом, подготовить себе специалистов такого уровня и специализации, которые будут нужны в ближайшем будущем.  

          Всего в плане законопроектных работ на второй квартал – 16 вопросов. Депутаты намерены рассмотреть законопроекты о размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, получающих финансирование из областного или местных бюджетов, об оплате труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Иркутской области. Будет разработан порядок признания граждан малоимущими: это очень важный закон, от его эффективности зависит, насколько легко будет нуждающимся получить господдержку по ряду областных социальных законов и программ. Потому что, как показал опыт, недостаточно просто написать, что такие-то категории граждан получают такую-то помощь – бюрократическая волокита может перечеркнуть все благие начинания законодателей и оставить человека без государственной помощи. Поэтому и решено в отдельном законе прописать порядок признания граждан малоимущими, порядок определения размера дохода  и другие положения.

          Будут приняты законы «О потребительской корзине в Иркутской области», «О прожиточном минимуме», «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медико-социальной помощи в Иркутской области».

         В апреле планируется рассмотрение важного «сезонного» вопроса – как развивается туризм в Иркутской области. По мнению депутатов, это тема актуальна, ведь туристической отрасли отводится не последняя роль в социально-экономическом развитии региона.

         Ряд вопросов будет посвящен теме социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Депутаты намерены выяснить, как в Иркутской области соблюдаются права этой категории граждан на жилье и иное имущество.

 Третий квартал: стираем границы

         В третьем квартале комитету по социальной политике предстоит поработать над 23 законопроектами. Из наиболее важных – областные проекты законов «Об оплате труда приемных родителей», «О ежемесячной выплате неработающим пенсионерам», «О социальной поддержке семей, имеющих детей», «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета» и другие. Тогда же планируется пересмотреть законы о детских пособиях, о доплате к пенсиям неработающих пенсионеров, о возмещении затрат на жилье и его содержание для сельских учителей, врачей, работников культуры и других специалистов. Все выплаты должны быть увеличены, считает Курилов.

         По инициативе депутатов ЗС Виктории Дворниченко, Сергея Курилова и Валерия Курочкина в сентябре будет рассмотрен вопрос о донорстве крови: сейчас медицинским учреждениям критически не хватает крови для переливания, из-за этого иногда гибнут люди. Депутаты намерены проверить, как выполняются областные программы в сфере здравоохранения, в частности, «Сахарный диабет на 2007-2010 годы», «О порядке обеспечения полноценным питанием беременных, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет через специальные пункты питания по заключению врачей в Иркутской области».           

         Важным финальным мероприятием станут депутатские слушания на тему социальной политики объединенного региона. По словам Сергея Курилова, в течение 2008 года нужно по максимуму сравнять уровень социальной поддержки людей и на территории бывшей области, и на территории бывшего автономного округа. Сейчас в этом вопросе равноправия нет: устьордынцы оказались менее социально защищенными, чем жители области. «Формально с начала 2008 года границы между территориями больше нет, но нам предстоит стереть ее еще и в социальной политике», -- убежден Сергей Курилов.

Галина Солонина, «Парламентский вестник Приангарья»     

КАДРЫ

Сергей Босхолов будет работать в комитете по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве

          Иркутская область, 24.01.08. Депутат Законодательного собрания Иркутской области Сергей Босхолов будет работать в комитете по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. «Данное решение было продиктовано тем, что, во-первых, я работаю в нефтегазовом секторе, заместителем генерального директора ООО «Нефтехимресурс», поэтому вопросы природопользования и экологии входят в сферу моих профессиональных интересов. Кроме того, я буду заниматься вопросами сельского хозяйства, так как намерен отстаивать интересы Усть-Ордынского Бурятского округа», -- прокомментировал свой выбор депутат.

         Напомним, Сергей Босхолов стал депутатом областного парламента по списку партии «Единая Россия» в связи с избранием Татьяны Вороновой депутатом Государственной Думы РФ. Для этого ему пришлось оставить пост руководителя комиссии Общественной палаты Иркутской области по вопросам законности, правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и Вооруженных Сил.

         Ранее Сергей Босхолов был депутатом Государственной Думы РФ: он представлял интересы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в российском парламенте первых двух созывов. Доктор юридических наук, профессор Байкальского государственного университета экономики и права Сергей Босхолов стоял у истоков процесса объединения Иркутской области и УОБАО. В 2003 году, будучи заместителем губернатора Иркутской области, он возглавлял рабочую группу по объединению двух регионов. А сейчас он готов принять участие в работе над проектом нового Устава объединенной Иркутской области и над реализацией особого статуса Усть-Ордынского Бурятского округа.

Эльвира Болотова, «Парламентский вестник Приангарья»

…А Анатолий Гультяев – в комиссии по контрольной деятельности

          Иркутская область, 24.01.08. Директор Усть-Кутского предприятия связи Анатолий Гультяев дал свое согласие стать депутатом Законодательного собрания Иркутской области. Анатолий Гультяев проходит в областной парламент по партийному списку КПРФ.

         Мандат стал свободным после выборов депутатов Государственной Думы РФ, которые проходили 2 декабря 2007 года. Тогда были избран  в Госдуму РФ первый секретарь обкома КПРФ, председатель комиссии ЗС по контрольной деятельности Сергей Левченко. Как прокомментировал второй секретарь обкома КПРФ, депутат ЗС Евгений Рульков, скорее всего, Анатолий Гультяев станет заместителем председателя комиссии по контрольной деятельности.

 ОПРОС

 Что год текущий нам готовит?  

           Иркутская область, 24.01.08. Каким будет нынешний год для объединенной Иркутской области? Какие перемены сулит нам високосный год? Как пройдут выборы в Законодательное собрание? Эти три вопроса корреспонденты «Парламентского вестника Приангарья» задали эти вопросы депутатам Законодательного собрания.

 Будет ли область жить богаче?

            Мнение большинства опрошенных депутатов в целом сходится – будет! Но для этого необходимо серьезно поработать. В частности, реализовать те экономические программы, которые были приняты в году прошлом. Из них депутаты чаще всего называли газификацию Иркутской области, которая позволит не только облегчить жить северян, в чьи дома придет «голубое топливо», но и создать инфраструктуру для газификации экономики региона.

            Депутат Георгий Кузьмин вспомнил, что осенью состоится очередной Байкальский экономический форум. Уже давно отмечено, что в последующий год после проведения БЭФа в Иркутской области наблюдается увеличение объемов инвестиций.  Депутат также назвал очень такой важный инвестиционный проект для Иркутской области, как продолжение строительства Тайшетского алюминиевого завода. «Реализация этого проекта позволит увеличить объем производства алюминия, что напрямую скажется на налоговых отчислениях в региональный бюджет. Я также надеюсь на рост внутреннего регионального продукта, во всяком случае, предпосылки к этому есть», - заявил Георгий Кузьмин.

           Про создание экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале, которая начнется как раз в 2008 году, рассуждает депутат Илья Сумароков. По его словам, дело это – новое, поэтому еще непонятно, что ОЭЗ даст конкретно каждому жителю Иркутской области. В целом, считает гендиректор СХПК «Усольский свинокомплекс», экономику региона может поднять только увеличение производства.

           В 2008 году Иркутскую область, по мнению депутата Андрея Кайдаша, ожидает увеличение объема инвестиций в экономику региона. Главным образом, это коснется развития инфраструктуры, ЖКХ, освоения участков недр и т. д. Депутат надеется, что в Приангарье будут-таки созданы условия и для развития малого бизнеса.

           Председатель комиссии ЗС по регламенту Василий Бердников связывает улучшение качества жизни с состоянием агропромышленного комплекса, в частности, с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Депутат говорит: «Как представитель Аграрной партии России я больше всего переживаю за сельское хозяйство. Сейчас в Иркутской области действует две программы по селу. На развитие сельскохозяйственного производства в этом году планируется выделить свыше миллиарда рублей, увеличены расходы на социальное развитие села. Однако этого недостаточно. На прошлой неделе региональное отделение АПР подготовило письмо в адрес Дмитрия Медведева о необходимости оказания государственной поддержки садоводам и огородникам в рамках нацпроекта. Мы надеемся, что в случае избрания Медведева президентом страны все нацпроекты получат свое дальнейшее развитие, и наши предложения будут учтены».

          Депутат Андрей Лавров уверен: жители Иркутской области станут богаче, ведь, несмотря на высокий уровень инфляции, заработная плата и реальные доходы населения увеличатся.

          Наиболее пессимистично настроен председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС, второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков. Он не ожидает существенного улучшения в экономике региона (ни в связи с инвестициями, ни с увеличением объемов строительства жилья, ни с созданием агломерации или особой экономической зоны на Байкале). Депутат считает, что рост цен на товары и услуги продолжится, и даже «после президентских выборов вряд ли что-то для жителей региона изменится».

         Два парламентария связывают экономические события с политическими. Юрий Селезнев считает: «В нынешнем году пройдут выборы нового президента, депутатов областного парламента, все силы будут направлены на предвыборную борьбу, а развитие региона может отойти на второй план. Мне кажется, это не будет способствовать экономическому росту». Сергей Мутовин убежден: выборы президента России повлекут за собой перемены, но для этого необходимо «навести порядок в экономике, продолжить борьбу с коррупцией».

 Какие перемены ждут нас?

          Андрей Лавров уверен, что в 2008 году наконец-то должен решиться вопрос с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. «События конца 2007 года демонстрируют, что государство заинтересовалось проблемой всерьез и в борьбе за чистоту Байкала отступать больше не намерено, - говорит депутат. - Так что скоро в Байкальске нужно ждать больших перемен. Конечно, возможный способ решения вопроса – перепрофилирование комбината в фабрику по производству бутилированной воды, но, по-моему, гораздо лучший выход - трудоустройство работников БЦБК на другие предприятия в пределах Иркутской области. Таким образом, комбинат можно безболезненно закрыть. Это повысит статус Байкала на международном туристическом рынке и хорошо поработает на престиж Иркутской области и России в глазах мирового сообщества».

          Кроме того, по мнению Андрея Лаврова, в нынешнем году в Иркутской области заложена новая модель финансирования поселений: деньги в бюджеты поселений будут поступать теперь напрямую из областной казны, а не через бюджеты районов, как это было раньше. Это дает депутату право предположить, что жизнь в поселениях улучшится.

          В экономике нового субъекта федерации будут положительные тенденции, определенная стабильность – заявил Сергей Мутовин: «Все экономические планы Иркутской области закрепятся, появятся люди, которые будут отвечать за реализацию проектов».

          В целом оптимистичный прогноз для Иркутской области дает Андрей Кайдаш. Одна только сфера – спорт, будет в нокауте. «Я не понимаю сегодняшнюю позицию руководства агентства по физической культуре и спорту, до сих пор оно не начало продуктивную работу», -- говорит Кайдаш. На фестиваль зимних игр «Зимниада-2008» у депутата тоже надежды мало: «Еще года два назад это было достаточно интересное мероприятие, привлекавшее общественность, представителей туристического рынка и спортсменов, а нынче уже все не то…».

         Три депутата проявили себя оптимистами. Юрий Селезнев говорит: «Судя по первым месяцам  наступившего года, перемены, как в лучшую, так и в худшую сторону не ожидаются. Но я, как все русские люди, живу надеждой на лучшее, считаю, что хуже не будет. Накануне выборов в президенты, будет увеличена зарплата бюджетникам, можно предположить и другие позитивные события». Георгий Кузьмин размышляет: «Думаю, в целом 2008 год для Иркутской области будет позитивным. Нас ожидают выборы в Законодательное собрание, назначение новых органов власти для объединенного субъекта, возможно, появится новый Устав нового региона. Думаю, все это – к лучшему». Василий Бердников в своих прогнозах оперирует конкретными цифрами: «Иркутская область может рассчитывать на более высокие темпы в промышленности, строительстве дорог, жилья, так как объемы инвестиций выросли на 180% к уровню прошлых лет. Определенные сдвиги есть и в социальной сфере. Создана необходимая законодательная база, и на социальные нужды в областном бюджете заложено более 8 млрд. рублей».

 Выборы, выборы…

           Про выборы в Законодательное собрание (одно из основных политических событий 2008 года для Иркутской области, за исключением выборов президента РФ) парламентарии рассуждали охотнее и пространнее. Самым волнующим вопросом оказалось количество партий, которые будут представлены в региональном парламенте, хотя половине депутатов (25 из 50-ти) предстоит бороться за место в ЗС по одномандатным округам, а в Усть-Ордынском округе – в одном многомандатном.

          Сергей Мутовин склоняется к тому, что в Законодательное собрание нового созыва пройдут партия «Единая Россия» и КПРФ. Насчет остальных партий депутат сомневается: «Партия «Справедливая Россия», возможно, преодолеет 7%-ный барьер и тоже будет в областном парламенте. Про Аграрную партию сказать сложно, на минувших парламентских выборах она показала, что не совсем готова к политической борьбе. Представителей ЛДПР, скорее всего, в областном парламенте не будет, в нашем регионе они не активны.

          Евгений Рульков рассказал, что КПРФ на выборах в Законодательное собрание составит партийный список, в который войдет примерно 25 человек. Кроме того, компартия планирует выдвинуть своих кандидатов практически во всех округах. По мнению депутата, в новый созыв областного парламента пройдут лишь две партии – «Единая Россия» и КПРФ (причем, большинство депутатов-коммунистов, работающих в нынешнем созыве ЗС, войдут в новый парламент). А еще Евгений Рульков отметил: партия «Справедливая Россия» может не пройти, так как в региональном отделении сложилась «очень непростая ситуация».

         Лидерство этих двух партий признает и Илья Сумароков. Комментируя результаты голосования на выборах депутатов в Госдуму РФ по ЛДПР, депутат сказал: «Как правило, на федеральном уровне эта политическая партия показывала хороший результат, на областном себя не проявляла».

         Большинство мандатов все-таки окажется у «Единой России» - уверены Георгий Кузьмин и Юрий Селезнев. Последний рассказывает: «За выборы президента эмоциональный накал спадет и к следующей избирательной кампании парламентарии подойдут более взвешено и обдуманно. Думаю, практически все депутаты-одномандатники войдут в новый состав регионального парламента».

         «Выборы в Государственную Думу показали многое, думаю, и на региональных выборах в ЗС лидирующую позицию займет «Единая Россия», однако и другие партии тоже могут пройти в парламент», -- говорит Андрей Кайдаш. Он даже не исключает на выборах счастливого исхода для регионального отделения партии «Союз правых сил».

         Рано списывать со счетов и Аграрную партию России! В этом убежден Василий Бердников, он говорит: «Мы намерены преодолеть 7%-ный барьер и иметь свое представительство в областном парламенте. Напомню, на прошлых выборах в Законодательное собрание Аграрная партия набрала более 9% голосов избирателей».

         30-40% депутатов из действующего состава Законодательного собрания останется и в следующем созыве. Таков прогноз Андрея Лаврова. По ее мнению, активность населения на этих выборах возрастет, потому что «в нашем регионе, да и в целом по стране люди все больше стали интересоваться общественной и политической жизнью».

         Опрос подготовили Лариса Окружко, Алена Байбородина, Елена Гасперская, Анна Павлова, Эльвира Болотова, «Парламентский вестник Приангарья»

 При использовании материалов вестника ссылка обязательна

Редактор Светлана Бурдинская

Адрес редакции: Иркутск, ул. Байкальская, 249.

Тел./факс (3952) 24-51-81

E-mail редактора: bur@ps.irk.ru

Администратор сайта:
adm@duma.irkutsk.ru

Разработка сайта -
иркутская веб-студия "Рамина" © 2006

© Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области