СМИ о ЗСПриангарье слушает депутатовИркутское областное радио. Информационная программа «Депутатский запрос», 1 марта 2007 г. Автор и ведущий Б. Краинский. Вед: Последняя февральская декада оказалась весьма напряженной для областных законодателей. Пик активности пришелся, конечно, на стартовую в этом году сессию. Она состоялась 21 февраля. Одновременно шли заседания депутатских комитетов, проводились публичные слушания, встречи за "круглым столом". Возобновил заседания Совет законодателей, в состав которого входят и депутаты Усть-Ордынской окружной думы. К некоторым из этих событий, наиболее важным, мы вернемся в сегодняшней передаче. Прежде всего, обратимся к публичным слушаниям, на которые был вынесен вопрос об участии Иркутской области в реализации национального проекта по развитию агропромышленного комплекса. Они прошли по инициативе комитета по сельскому хозяйству. Сдвиги наметились, доложил начальник областного департамента Александр Скворцов. Но участники слушаний - сельские специалисты, руководители хозяйств, фермеры - обратили внимание на резервы и многочисленные "белые пятна". И в каждом выступлении звучали конкретные предложения о том, что надо делать. Послушаем на этот счет мнение депутата Законодательного собрания, директора "Усольского свинокомплекса" Ильи Сумарокова. И.Сумароков: "Мы уже второй год говорим о национальном проекте по сельскому хозяйству. Надо сегодня уже подвести кое-какие итоги: а что мы достигли, есть ли подвижки? К сожалению, цифры не очень прибавляют оптимизма. Вот статотчетность за 2006 год: по области поголовье коров снизилось на восемь тысяч, свиней на две тысячи, это вместе с частным сектором. Когда у нас будет остановлена эта тенденция? Если она не будет остановлена, разрушение сельского хозяйства будет продолжаться неминуемо. К сожалению, разговоров много, а дел мало. Первое, что необходимо сегодня, мы должны строить за счет кредитов, это однозначно. Сегодня строить фермы за счет оборотных средств или за счет тех крох, которые выделяются бюджетом области на поддержку сельского хозяйства, это просто нереальная задача. Поэтому нужно оформлять именно кредиты на строительство животноводческих помещений со сроками гашения, по крайней мере, отсроченными на первые три-пять лет, и, безусловно, процентную ставку компенсировать за счет бюджета. Второе, в залоговую базу по строительству новых объектов, конечно, надо вложить тот объект, который ты строишь. Нет залога - не оформишь кредит. Поэтому нужно решить вопрос, чтобы в залоговую базу принимали тот объект, который ты хочешь построить. Нам надо спасти те хозяйства, которые сегодня еще работают у нас в области. Мы только что слушали о процедуре банкротства 105 хозяйств. Что же мы хотим, если это будет продолжаться? Поэтому нужно спасти те хозяйства, которые сегодня работают, производят продукцию. Я думаю, здесь вопрос стоит о значительном увеличении финансирования из бюджета именно текущих расходов по производству мяса, молока, зерна и всех видов сельскохозяйственной продукции. Нам хотя бы надо все-таки смотреть, как работают соседи. Мы знаем бюджет Красноярского края, где четыре рубля на килограмм мяса дают из бюджета края для погашения затрат. И сегодня у нас с мясом катастрофа. Я думаю, что в будущем нам надо ставить вопрос об увеличении в два раза бюджетных ассигнований на содержание АПК. Я вам скажу, что сегодня мы делаем на свинокомплексе, чтобы сохранить объемы производства. В прошлом году в развитие вложили 130 миллионов рублей. И считаем, что надо столько же вкладывать и в этом году, и в будущем. Надо сегодня проводить реконструкцию, чтобы обеспечить производство на уровне мировых стандартов. Мы в прошлом году сумели реконструировать 34 помещения. На очень глубокую реконструкцию мы затратили 95 миллионов. Разве можем мы сегодня говорить по-серьезному о каких-то проектах, о том, что мы что-то сохраним, если мы вкладываем, берем кредиты на район - 25 миллионов. Дорогие друзья, мы друг друга хотим убедить в том, в чем убедить невозможно. Сегодня в рыночных условиях нам пора понять, что главным являются не надои молока, не среднесуточный привес, а главным является рынок: смог ты продать свою продукцию - ты живешь, не можешь продать выгодно - ты умрешь. Поэтому нужно делать все, чтобы создавать инфраструктуру рынка. И главное в этом деле, я думаю, взять на себя эту обязанность создания инфраструктуры рынка по районам должны муниципальные образования и районные управления сельского хозяйства. Если они будут уходить от решения этой проблемы, конечно, мы не поможем сельскому хозяйству. Такие мои соображения". Вед: И на публичных слушаниях, организованных комитетом по социально-культурному законодательству, в центре внимания также оказался еще один национальный проект, связанный со сферой образования. Наталье Малявкиной, директору областного департамента было, что доложить. В регион поступило почти 300 миллионов рублей на укрепление материальной базы школ, и чуть меньше - около 250 миллионов - потрачено на образовательные нужды из консолидированного бюджета области. Прибавку к зарплате за классное руководство получили свыше 15 тысяч учителей. Но впереди большая работа. Послушаем фрагмент диалога Натальи Малявкиной с депутатами. В.Потапов: Наталья Петровна, из вашего доклада я, как житель города Иркутска вижу, что в образовательном процессе происходят очень большие позитивные изменения. Это хорошо. Но, тем не менее, первый вопрос: сколько у нас школ полностью компьютеризированы по нормам? И второй вопрос, какая укомплектованность педагогическими кадрами? Н.Малявкина: Я начну со второго вопроса. Два года назад я докладывала на сессии ЗС о наличии 972 вакансий. По укомплектованию учреждений образования нынешнего учебного года у нас 272 вакансии. Это в основном учителя английского языка, учителя технологии, физкультуры и физики, т. е. в рамках контрактно-целевой областной подготовки эта проблема решается. Также, надо сказать, она решается за счет сокращения численности классов, которое сегодня происходит. Теперь по первому вопросу. У нас сегодня все 100 процентов средних школ Иркутской области оснащены компьютерными классами. И в этом году мы впервые приступили к оснащению компьютерными классами основных школ и к модернизации тех комплектов компьютерного оборудования, которые поставлялись в 2000 году. Понятно, что они физически и морально сегодня устарели. Вед: Вслед за Владимиром Потаповым в диалог с Натальей Малявкиной вступили Татьяна Воронова, Юрий Селезнев и другие депутаты. Т.Воронова:"Наталья Петровна, вы в своем докладе коснулись так называемой региональной компоненты национальных проектов и муниципальной. Ведется какая-то работа по обобщению опыта участия муниципальных образований в развитии национального проекта? Н.Малявкина: Вы знаете, что на прошлой неделе проходил образовательный форум Приангарья, где как раз были организованы круглые столы по обсуждению выполнения национальных проектов муниципальными образованиями. А итоги подводились на коллегии с начальниками управлений муниципальных образований. Институт повышения квалификации сегодня занимается системным обобщением тех наработок, которые мы имеем. А в рамках форума проведена общественная и профессиональная экспертиза учителей, которые претендуют на поощрение в 2007 году. Был проведен конкурс образовательных учреждений. И впервые в этом году мы провели конкурс муниципальных систем образования. Естественно, во главу угла были поставлены вопросы исполнения национальных проектов". Т.Воронова: В этом конкурсе муниципальных систем есть какие-то модельные программы, которые дали уже заметные результаты? Н.Малявкина: Да, сегодня мы подвигаем наши муниципалитеты к разработке программы развития муниципальной системы образования. Чтобы это были не точечные моменты по росту показателей работы системы образования, а чтобы сегодня мы шли к системным изменениям, которые бы вели к устойчивому развитию, к устойчивым изменениям в развитии муниципальных систем образования". Т.Воронова:"Это уже в чем-то выражается? Н.Малявкина: "Да, сегодня я приводила примеры. Пока говорить о долгосрочном прогнозе, наверное, я бы не рискнула. Но позитивные изменения есть. Самый основной показатель - снижается отсев, снижается количество учащихся, пропускающих посещение образовательных учреждений без уважительной причины, повышаются результаты участия наших школьников в олимпиадах федерального уровня. Это серьезные показатели, по которым можно оценивать работу муниципальных систем образования. Незначительно, но снижается количество учащихся, привлеченных к уголовной ответственности. Это тоже очень серьезный показатель". Ю. Селезнев: Наталья Петровна, у меня два вопроса. Хорошо, что в каждой школе есть компьютерный класс. А что является базовой программой? Чему учат детей? Учителя задают такой вопрос: разношерстность программ и учебников, особенно сложно молодому педагогу определиться с учебной программой. Насколько это соответствует действительности? Если это так, то, что делается для устранения? Н.Малявкина: В этом вопросе работает не только наш региональный институт повышения квалификации. Сегодня по вопросу количества программ, количества учебно-методических комплектов, обеспечивающих данные программы, работает и наше Министерство образования и науки. У нас, действительно, еще несколько лет назад была такая ситуация, что в десятом классе можно было пользоваться двенадцатью учебниками математики. У нас был очень разношерстный набор учебников и программ, как в начальной школе, так и в среднем звене. Сегодня введено грифование базового комплекта учебников для общеобразовательной школы, сокращается количество учебников, программ, которые проходят экспертный отбор в нашем Министерстве. Эти позиции отслеживаем и мы. Стараемся заказывать те комплекты, которые наиболее адаптированы, наиболее востребованы, и которыми могут пользоваться наши педагоги. По предмету информатика есть государственная программа. Зная востребованность этого предмета, начинают уже во втором, третьем и в седьмом-восьмом классе изучать этот предмет. Естественно, ни о каких "стрелялках" речи не идет. И вторая задача кабинета информатики - не только ведение уроков информатики, но и включение мультимедийных технологий в преподавание других предметов. Мы приобретаем мультимедийные учебники для разных предметов, и использование компьютерных технологий - это очень современно, это повышает качество образовательного процесса". Вед: На этой неделе на первое в нынешнем году заседание собрался Совет законодателей, созданный на паритетных началах депутатами областного Законодательного собрания и Усть-Ордынской окружной Думы. В центре его внимания оказался проект соглашения, которым будет регулироваться принятие региональных законов и других нормативных актов на заключительном этапе объединения Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа в единый субъект федерации. Вот лишь некоторые оценки из доклада зам. начальника правового управления областной администрации Петра Сазонова, представлявшего проект соглашения. П.Сазонов:"Уважаемые участники Совета законодателей, вашему вниманию представляется концепция соглашения о порядке принятия законов Иркутской области с участием органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Сторонами такого соглашения выступают четыре органа государственной власти: Законодательное собрание Иркутской области, Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, губернатор области и глава администрации округа. Хочу обратить ваше внимание на то, что положение статьи 18 Федерального конституционного закона об образовании нового субъекта - Иркутской области отличается от аналогичных положений, содержащихся в Федеральных конституционных законах, принятых в отношении Пермского и Красноярского краев. Отличие в том, что там предусмотрено принятие законов, распространяющихся на территории двух субъектов, двумя органами государственной власти. В то время как в отношении Иркутской области сказано, что законы принимаются Законодательным собранием Иркутской области с участием Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Это диктует определенную специфику данного соглашения. Оно должно содержать порядок разработки и принятия в отношении всех стадий нормотворческого процесса. В частности предусмотрено, что в случае, когда принимается решение Законодательным собранием области с участием Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, нормы, касающиеся правомочности заседания, и количество голосов, которое необходимо для принятия решения, определяются в соответствии с законодательством Иркутской области. Заседания комитета комиссий Законодательного собрания Иркутской области и Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа предлагается проводить совместно при раздельном принятии решений. Предполагается, что поправка к проекту закона считается одобренной в случае, когда она одобрена комитетами и комиссиями обоих законодательных органов. Вед: Обсуждался проект соглашения тщательно, но без особых споров. Усть-ордынцы внесли почти два десятка поправок и уточнений, которые будут учтены при его окончательной доработке. Людмила Берлина, зам.председателя Законодательного собрания, выразила уверенность, что соглашение будет отшлифовано в самые ближайшие дни, и на мартовской сессии депутаты - и в Иркутске, и в Усть-Ордынском - примут этот документ, который и определит характер законотворческой деятельности в нашем регионе до конца текущего года. Л.Берлина:"Данное соглашение - это требование федерального конституционного закона. И мы обязаны рассмотреть данное соглашение. Мы уникальны в этом плане, поскольку мы единственные субъекты, которым, объединившись, предоставлена возможность принимать законы, действующие на территории округа и области, уже в переходный период, до момента образования нового субъекта. С момента внесения мы с законопроектом работаем вместе - совместные заседания комитетов и комиссий, затем совместные сессии. Работая вместе, мы в состоянии проговорить практически каждый вопрос. Если у комитета Думы и комитета Законодательного собрания разные точки зрения на законопроект, значит, мы будем продолжать работать. На сессию мы выносим согласованный вариант. Чем быстрее мы начнем работать по данному соглашению, тем добротнее правовое поле сформируется у будущего субъекта федерации. | Календарь событий | |||||
|